СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Николаенко Н.Н. РЕАЛИЗАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА В ГАПОУ ЧАО «ЧУКОТСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 44.02.02 – ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

РЕАЛИЗАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА В ГАПОУ ЧАО «ЧУКОТСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 44.02.02 – ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Просмотр содержимого документа
«Николаенко Н.Н. РЕАЛИЗАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА В ГАПОУ ЧАО «ЧУКОТСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 44.02.02 – ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

РЕАЛИЗАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА В ГАПОУ ЧАО «ЧУКОТСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 44.02.02 – ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ


Стремительно меняющийся темп развития современного образования поднимает педагога на совершенно другой уровень профессионализма и диктует новые условия и требования профессионального становления и раскрытия его профессиональных возможностей и качеств [1]. Наставничество распространяется не только на профессиональную сферу и сферу общественных взаимоотношений, но и на образование и воспитание.[2]

От того, насколько успешно пройдет адаптация молодого педагога, зависит очень многое, в частности, качество его работы, желание развивать свое профессиональное мастерство, мотивация к работе и в целом желание остаться в профессии.[3]

В современной науке актуально рассмотрение системы наставничества как наиболее эффективного пути использования человеческого ресурса для достижения стратегических задач. Необходимость возрождения системы наставничества в стране была признана в сфере бизнеса, экономики и услуг для подготовки и адаптации молодых специалистов на предприятии.

В системе образования существуют несколько форм наставничества, которые могут стать эффективной средой для формирования новой образовательной стратегии. К ним относятся:

-«педагог – педагог»;

-«студент – студент»;

-«работодатель – студент».

Вариации ролевых моделей внутри формы «педагог-педагог» могут различаться в зависимости от потребностей самого наставляемого.

Организация наставничества в нашей образовательной организации осуществляется согласно положению «О наставничестве» ГАПОУ ЧАО «Чукотский многопрофильный колледж», в следующих возможных формах:

- «студент» - «студент»);

- «педагог» - «педагог»;

- «работодатель – студент».

Самой оптимальной формой взаимодействия с будущим работодателем и освоением общих и профессиональных компетенций проявила себя система организации наставничества «работодатель – студент». Данная форма предполагает создание органичной системы взаимодействия организаций среднего специального образования и региональных предприятий с целью получения студентами актуальных знаний и навыков, необходимых для дальнейшей самореализации, профессиональной реализации и трудоустройства, а предприятием – подготовленных и мотивированных кадров.

Потенциал в решении проблем практико-ориентированности образования имеет методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования. Целевая модель позволит сформировать организационно-методическую основу для внедрения и последующего развития механизмов наставничества обучающихся образовательных организаций, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися и привлечением представителей работодателей к этой деятельности.

Вариации ролевых моделей внутри формы «работодатель – студент» различаются исходя из уровня подготовки и мотивации студента-наставляемого. Существуют несколько различных форм взаимодействия:

● взаимодействие «активный профессионал – равнодушный потребитель», мотивационная, ценностная и профессиональная поддержка с системным развитием коммуникативных и профессиональных навыков, необходимых для осознанного целеполагания и выбора карьерной траектории;

● взаимодействие «успешный профессионал – студент, выбирающий профессию» – краткосрочное взаимодействие, в процессе которого наставник представляет студенту (группе студентов) возможности и перспективы конкретного места работы;

● взаимодействие «коллега – будущий коллега» – совместная работа по развитию творческого, предпринимательского, прикладного (модель / продукт) или социального проекта, в процессе которой наставляемый делится свежим видением и креативными идеями, способными оказать существенную поддержку наставнику, а сам наставник выполняет роль организатора и куратора;

● взаимодействие «работодатель – будущий сотрудник» – профессиональная поддержка в формате стажировки, направленная на развитие конкретных навыков и компетенций, адаптацию на рабочем месте и последующее трудоустройство.

В процессе прохождения производственной практики обучающиеся группы 911-03 по специальности 44.02.02 – Преподавание в начальных классах, на базе практики: МБОУ «ООШ № 1 г. Анадыря» у педагога-наставника Косовой Оксаны Викторовны, освоили общие и профессиональные компетенции (согласно требованиям ФГОС СПО по специальности 44.02.02 – Преподавание в начальных классах), необходимые для освоения вида профессиональной деятельности Преподавание по программам начального общего образования, а именно:

1. Определять цели и задачи, планировать уроки;

2. Проводить уроки;

3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения;

4. Анализировать уроки;

5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам начального общего образования;

6. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно - методические материалы на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса / группы и отдельных обучающихся;

7.Создавать в кабинете предметно-развивающую среду;

8. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов;

9. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений;

10. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования.

Рис. 1 Урок технологии

Для реализации поставленной цели обучающиеся проводили пробные уроки по математике, окружающему миру, русскому языку, литературному чтению, согласно требований учебного плана, так же по инициативе обучающихся были проведены дополнительные уроки технологии, ОРКСЭ и физической культуры.

На уроке технологии подготовка открытки на праздник 8 марта (рис. 1).

Результаты представлены на рисунке 2

Рис.2. Открытки на праздник 8 марта


На уроке литературного чтения проводилась подготовка к ВПР по литературе (рис. 3), и анализ сказки «Стриженок Скрип» (рис. 4).


Рис. 3. Подготовка к ВПР

На уроке математики проводили решение задач на движение и проведение контрольную работу в классе (рис. 5).

При проведении уроков по Окружающему миру, были изучены «условные обозначения погоды». Ученики начальных классов выполняли различные задания в рабочей тетради и с удовольствием показывать на доске значки погоды (рис. 6).

Рис. 4. Анализ сказки «Стриженок Скрип»


Рис. 5. Решение задач на движение на уроках математики


Рис. 6. Работа обучающихся на уроке Окружающего мира


На уроке физической культуры, обучающие отрабатывали индивидуальные и групповые упражнения (рис. 7).

Рис. 7. Проведения урока физической культуры

С целью организации самостоятельного, индивидуального изучения школьниками учебного материала во внеучебное время было проведена проверка тетрадей с домашними заданиями обучающихся (рис.8).


,

Рис. 8. Проверка тетрадей


За период прохождения практики обучающиеся научились организовывать групповые, индивидуальные и фронтальные виды работ детей, а так же находить индивидуальный подход к детям с трудностями в освоении изученного материала.

Литература и интернет источник:

1. Дуброва Т.И. Модель профессионального наставничества в подготовке рабочих кадров// «Среднее профессиональное образование» .- 2020.-№5(297). С. 27-31.

2. Челнокова Е. А., Тюмасева З. И. Эволюция системы наставничества в педагогической практике[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/893?locale=ru_RU (дата обращения 12.02.2021).

3. Чернявская А. П., Данилова Л. Н. Роль педагога-наставника в адаптации молодого учителя[Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/rol-pedagoga-nastavnika-v-adaptatsii-molodogo-uchitelya (дата обращения 12.02.2021).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей