СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нормативно-правовые основы обеспечения пожарной безопасности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данной темы заключается в том, что государство и право выступает в качестве гаранта установленной обществом приемлемой для себя степени защищенности от пожаров, поэтому правовое регулирование должно практически распространяться на все виды деятельности органов государственной власти.

Целью данной работы является исследование нормативно-правовых основ в области пожарной безопасности.

Просмотр содержимого документа
«Нормативно-правовые основы обеспечения пожарной безопасности»

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»



Кафедра «Техносферная безопасность и сертификация производств»





Реферат на тему

«Нормативно-правовые основы обеспечения

пожарной безопасности»





Студент: 2-ИТФ-7

Александрова В.Е.

Преподаватель Кулагина О.Н.







Самара 2020


Содержание

Введение

3

  1. Законодательная база в области пожарной безопасности

5

    1. Система обеспечения пожарной безопасности

7

1.2 Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности

8

    1. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности

9

  1. Федеральный закон №69 «О пожарной безопасности»

10

2.1 Пожарная охрана

11

2.2 Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

13

2.3 Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности

15

  1. Закон Самарской области о пожарной безопасности

16

3.1 Пожарная охрана на территории Самарской области

17

3.2 Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности

19

Заключение

20

Список используемой литературы

21



Введение

В настоящее время Конституция РФ гарантирует права и свободы человека и гражданина, защиту жизни, здоровья, собственности от преступных покушений, в том числе совершаемых путем нарушения пожарной безопасности. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Пожары представляют собой одно из разрушительных явлений, постоянно сопровождающих развитие человеческой цивилизации. Они издавна причиняют значительный, порой невосполнимый ущерб живой природе и обществу, его достоянию, материальным и духовным ценностям.

Развитие научно-технического прогресса, появление новых технологий, техники и оборудования, широкое использование легковоспламеняющихся и горючих веществ и материалов, а также многие другие факторы приводят к тому, что в современной России значительно осложнена пожароопасная обстановка. Сообщения средств массовой информации о количестве пожаров свидетельствуют только о негативной тенденции к возрастанию ущерба от них как жизни и здоровью людей, так и природным ресурсам и экономике страны. Ежегодно в Российской Федерации происходит более 245 тысяч пожаров, которые уносят жизни от 14 до 19 тысяч человек и приводят к травмированию более 14,5 - 15 тысяч человек.

Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений. Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.

Одной из основных обязанностей граждан, должностных лиц (руководителей организаций) и организаций является соблюдений требований пожарной безопасности.

Актуальность данной темы заключается в том, что государство и право выступает в качестве гаранта установленной обществом приемлемой для себя степени защищенности от пожаров, поэтому правовое регулирование должно практически распространяться на все виды деятельности органов государственной власти.

Целью данной работы является исследование нормативно-правовых основ в области пожарной безопасности.

Из поставленной цели следуют следующие задачи:

  1. определить теоретические основы, установить элементы и сформулировать определение правовой категории «пожарная безопасность»,

  2. исследовать нормативные источники Российской Федерации, регламентирующие общественные отношения в области обеспечения пожарной безопасности,

  3. дать характеристику правовой ответственности за совершение правонарушений, посягающих на общественные отношения, установленные в сфере обеспечения пожарной безопасности.


  1. Законодательная база в области пожарной безопасности

Роль правового регулирования в области пожарной безопасности состоит в том, чтобы государство и право выступали в качестве гаранта установленной обществом приемлемой для себя степени защищенности от пожаров с учетом всей совокупности политических, экономических и социальных условий. Правовое регулирование должно практически распространяться на все виды деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций (независимо от форм собственности) и граждан. Именно поэтому законодательство в этой области представляет собой многоуровневую структуру, основанную на Конституции Российской Федерации. По вертикали оно построено по классическому принципу в зависимости от правовой силы актов, издаваемых нормотворческими органами.

Федеральные законы:

  • "О пожарной безопасности", принятый в 1994 г.;

  • "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", принятый в 2008 г.;

  • "О добровольной пожарной охране", принятый в 2011 г.

Указы Президента Российской Федерации:

  • Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное Указом Президента Российской Федерации в 2004 г.;

  • Указ Президента Российской Федерации "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" от 9 ноября 2001 г.

Постановления Правительства Российской Федерации:

  • "О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы" от 2005 г.;

  • "О федеральном государственном пожарном надзоре" от 2012 г.:

  • "О противопожарном режиме" от 2012 г.

Ведомственные нормативные правовые акты МЧС России, в том числе издаваемые совместно с другими органами исполнительной власти, а также приказы других федеральных органов исполнительной власти, касающиеся вопросов пожарной безопасности.

Законы и подзаконные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом хочу сконцентрировать внимание на том, что в Федеральном законе "О пожарной безопасности" указано, что при установлении субъектами Российской Федерации более низких требований пожарной безопасности, чем в указанном законе, они не применяются.

Муниципальные правовые акты.

Пожар, под которым понимается неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства, является одним из источников опасности [6].

Удовлетворение потребности в самосохранении, в защите от пожарной опасности реализуется путем осуществления комплекса различных мер, адекватных угрозе, которые составляют систему обеспечения пожарной безопасности.


1.1 Система обеспечения пожарной безопасности

Система обеспечения пожарной безопасности – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

  • нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

  • создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

  • разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

  • проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

  • содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности [8].
















    1. Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности – установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности [8].

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом [6].

К числу документов, устанавливающих требования пожарной безопасности относятся технические регламенты, своды правил и другие документы стандартизации, а также Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 «О противопожарном режиме».

Основополагающими в этой группе являются:

  • Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - №184-ФЗ),

  • Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - №123-ФЗ),

  • Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».



1.3 Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности

Граждане имеют право на:

  • защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;

  • возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;

  • участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;

  • получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;

  • участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.

Граждане обязаны:

  • соблюдать требования пожарной безопасности;

  • иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами противопожарного режима и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;

  • при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;

  • до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;

  • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

  • выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора [8].




  1. Федеральный закон №69 «О пожарной безопасности»

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон (№69-ФЗ от 21.12.1994 О пожарной безопасности.), принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Данный закон был принят Государственной Думой 18 ноября 1994 года, вступил в силу 21 декабря 1994 года.

Настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.


Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.


2.1 Пожарная охрана

Пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ [8].

Официальной датой создания пожарной охраной в России считается 30 апреля 1649 года, когда был принят «Наказ о градском благочинии», устанавливающий строгий порядок при тушении пожаров в Москве. Эта же дата отмечается ежегодно как День пожарной охраны России.

Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

  • государственная противопожарная служба;

  • муниципальная пожарная охрана образуется на территории с местным самоуправлением. Местная администрация работает в соответствии с законодательством России, законов субъекта РФ, с учетом этнических, экономических, исторических особенностей, местных традиций. Она имеет право самостоятельно определять порядок создания, организации муниципальной ПО, ее цели и задачи, взаимоотношения с другими видами пожарной службы России;

  • ведомственная пожарная охрана осуществляет свою деятельность на средства своего ведомства. Отдельные подразделения часто контролируют предприятия своей отрасли. Основные функции и задачи направлены на профилактику и тушение пожаров. Подразделения контролирую противопожарный режим и в случае выявленных нарушений имеют право остановить производственную деятельность до момента устранения замечаний;

  • частная пожарная охрана является коммерческой организацией. Организовать деятельность Частной ПО может юридическое лицо, обладающее лицензией МЧС России на выполнении  услуг пожарной службы. Такие компании заключают договора на предоставление услуг по обеспечению противопожарной безопасности. Перечень услуг может быть следующим: тушение пожара, профилактика и контроль;

  • добровольная пожарная охрана создается и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральный закон РФ № 100-ФЗ от 06.05.2011 «О добровольной пожарной охране»).


Основные задачи:

  1. Государственный пожарный надзор. Уполномоченные представители посещают поднадзорные объекты, проверяют их деятельность, выявляют нарушения противопожарного режима, проводят расследование по этим нарушениям, составляют протоколы, акты, постановления, предостережения, то есть ведут дело об административных нарушениях. Кроме того, информация о нарушениях учитывается статистикой.

  2. Профилактика пожаров. Как правило, это огромный комплекс мероприятий, направленный на предупреждение возгораний, создание путей эвакуации, создание систем оповещения и пожаротушения.

  3. Тушение возгораний на поднадзорных объектах.

  4. Научные исследования, направленные на улучшение противопожарной безопасности. Огромное значение имеют испытательные лаборатории, которые изучают новые материалы на горючесть, токсичность, дымообразование и другие показатели. Научные работы выполняют не только специалисты в области пожарной безопасности. Многие НИИ предоставляют свои противопожарные выводы при выполнении своей научной работы.

  5. Образовательная деятельность. В первую очередь это относится к воспитанию специалистов (подготовка, переподготовка, повышение квалификации) и обучение должностных лиц. При этом решаются вопросы, связанные с обеспечение противопожарной грамотности населения [4].




2.2 Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности [8].

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

  • собственники имущества;

  • руководители федеральных органов исполнительной власти;

  • руководители органов местного самоуправления;

  • лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

  • лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

  • должностные лица в пределах их компетенции.

За нарушение правил пожарной безопасности должностные лица и граждане подвергаются дисциплинарной, материальной, административной, уголовной и иной ответственности, в соответствии с действующим законодательством.

Дисциплинарная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Если работник, назначенный ответственным за пожарную безопасность, не добросовестно выполняет свои обязанности по обеспечению пожарной безопасности на предприятии, работодатель может наказать работника дисциплинарными взысканиями:
  • выговор, предупреждение или замечание в письменной форме;

  • отстранение от должностных обязанностей на определенный срок или до устранения выявленных недочетов;

  • увольнение на соответствующих основаниях [1].

Суть в том, что работник из-за невыполнения своих обязанностей, нарушает трудовой договор, заключенный с работодателем на основании статьи 192 Трудового кодекса РФ.

Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) гласит, что административную ответственность несут предприниматели, физические и юридические лица. Также КоАП РФ устанавливает размер административного штрафа в случае нарушения требований пожарной безопасности.

Должностные лица ГосПожНадзора вправе возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях, связанные с нарушениями требований пожарной безопасности. Административную ответственность можно условно поделить 2 группы:

1) Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности и их последствия, которые указаны в статье 20.4 КоАП РФ. 2) Невыполнение предписания ГосПожНадзора попадает под части 12, 13 и 14 статьи 19.5 КоАП РФ [3]. Уголовная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Уголовная ответственность применима для должностных лиц и руководителей организации по результатам расследования правоохранительных органов и направления материалов в суд.

В ходе расследования устанавливаются факты умышленного или неумышленного причинения вреда здоровью, количество пострадавших и степень тяжести последствий.

По итогам расследования, правоохранительные органы могут вменить уголовную ответственность на основании статьи 219 Уголовного кодекса РФ [7].



2.3 Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности

Противопожарная пропаганда - целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации.

Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих предприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности [8].

Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Органами управления образованием и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных. Требования к содержанию программ и порядок организации обучения указанных лиц мерам пожарной безопасности определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.



  1. Закон Самарской области о пожарной безопасности

Закон Самарской области о пожарной безопасности был принят постановлением Самарской Губернской Думой 27 сентября 2005 года

Настоящий Закон регулирует отношения в области пожарной безопасности, определяет систему обеспечения пожарной безопасности на территории Самарской области и устанавливает правовые и экономические основы создания противопожарной службы Самарской области, меры социальной поддержки ее работников на территории Самарской области.

Правовую основу обеспечения пожарной безопасности на территории Самарской области составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, Устав Самарской области, настоящий Закон, иные законы и нормативные правовые акты Самарской области, муниципальные правовые акты.


Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности Самарской области являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане Самарской области, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности.



3.1 Пожарная охрана на территории Самарской области

Противопожарная служба Самарской области входит в Государственную противопожарную службу. Противопожарная служба Самарской области создается, реорганизуется и ликвидируется Правительством Самарской области.

Основными задачами противопожарной службы Самарской области являются:

  • организация и осуществление профилактики пожаров;

  • спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

  • организация и осуществление тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.

Противопожарная служба Самарской области включает: орган управления противопожарной службой; подразделения противопожарной службы, создаваемые в целях организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности противопожарной службы Самарской области определяются положением о противопожарной службе Самарской области, утверждаемым Правительством Самарской области.

Численность личного состава органа управления и подразделений противопожарной службы Самарской области устанавливается из расчета одна единица личного состава противопожарной службы Самарской области на каждые 650 человек населения области. При этом предельная численность органа управления противопожарной службы Самарской области не должна превышать четырех процентов от общей численности личного состава противопожарной службы Самарской области.

Места дислокации вновь создаваемых подразделений противопожарной службы Самарской области на территории Самарской области устанавливает Правительство Самарской области в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

Пожарно-спасательные подразделения противопожарной службы Самарской области с учетом места их дислокации объединяются в местные пожарно-спасательные гарнизоны Самарской области, создаваемые на территории Самарской области в порядке, определенном федеральным законодательством. В границах местного пожарно-спасательного гарнизона Самарской области в пожарно-спасательных подразделениях противопожарной службы Самарской области организуются гарнизонная и караульная службы, порядок организации и осуществления которых устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Муниципальная, частная, добровольная пожарная охрана создается на территории муниципальных образований в населенных пунктах и организациях в соответствии с законодательством Российской Федерации [2].




3.2 Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности

Информирование населения о мерах пожарной безопасности осуществляется методом проведения противопожарной пропаганды. Информирование населения о мерах пожарной безопасности проводится с целью формирования общественного мнения и установок на личную и коллективную ответственность за пожарную безопасность.
Информирование населения о мерах пожарной безопасности осуществляется органами государственной власти Самарской области при содействии органов местного самоуправления, пожарной охраной и организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организация обучения населения Самарской области мерам пожарной безопасности включает в себя:

  • планирование и осуществление обучения населения в сфере пожарной безопасности;

  • разработку программ обучения должностных лиц и работников, ответственных за пожарную безопасность;

  • организацию и проведение учебно-методических сборов, учений, тренировок, других плановых мероприятий по пожарной безопасности;

  • издание учебной литературы, наглядных пособий по пожарной безопасности;

  • осуществление контроля за ходом и качеством обучения населения в сфере пожарной безопасности [5].

Предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности, обязаны проводить обучение своих работников мерам пожарной безопасности. Обучение может проводиться на учебной материально-технической базе Государственной противопожарной службы с привлечением ее специалистов на договорной основе или на учебной базе других учреждений, имеющих на то лицензию в соответствии с действующим законодательством.

Заключение

Можно сделать вывод, что пожарная безопасность является неотъемлемым элементом национальной безопасности Российской Федерации и служит необходимым условием стабильности существования, жизнедеятельности и прогрессивного развития социума.

Так как обеспечение пожарной безопасности устанавливается в качестве одной из важнейших функций государства, основным субъектом этой деятельности является государство и его органы. Большинство задач по обеспечению пожарной безопасности выполняет Государственная противопожарная служба МЧС РФ, которая призвана осуществлять координацию и взаимодействие государственной и негосударственной систем обеспечения пожарной безопасности.

Деятельность субъектов обеспечения пожарной безопасности может выражаться в форме правотворчества (издания нормативно-правовых актов), правоприменения (принятия решений по конкретным делам и спорам о праве, возникающим в процессе функционирования системы обеспечения пожарной безопасности), заключения различного рода правовых договоров и совершения иных юридически значимых действий, а также в форме проведения организационных мероприятий по предупреждению и тушению пожаров и совершения материально-технических действий.











Список использованной литературы


    1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» // Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ;

    2. Закон Самарской области о пожарной безопасности от 11 октября 2005 г.;

    3. Кодекс Российской Федерации Об административных правонарушениях // Федеральный закон от 30.12.2005 № 195-ФЗ);

    4. Лекция «Законодательная база в области пожарной безопасности. Основные положения»;

    5. Постановление Правительства Самарской области 10 июня 2009 года № 267 «Об утверждении Положения об организации обучения и информирования населения Самарской области о мерах пожарной безопасности».

    6. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации;

    7. Уголовный кодекс Российской Федерации //Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ;

    8. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!