СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нормативно-правовые основы образования детей с ОВЗ

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нормативно-правовые основы образования детей с ОВЗ

Содержание:

Регулирование отношений в области образования детей с ОВЗ в России. Особенности системы образования детей с ОВЗ. Инклюзивное и интегрированное обучение. Особенности нормативно-правовой базы общеобразовательного учреждения при обучении детей с ОВЗ. Перечень локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации в части обучения и воспитания детей с ОВЗ. Компонентный состав адаптированной образовательной программы.

Просмотр содержимого документа
«Нормативно-правовые основы образования детей с ОВЗ»

Нормативно-правовые основы образования детей с ОВЗ

Содержание:

Регулирование отношений в области образования детей с ОВЗ в России. Особенности системы образования детей с ОВЗ. Инклюзивное и интегрированное обучение. Особенности нормативно-правовой базы общеобразовательного учреждения при обучении детей с ОВЗ. Перечень локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации в части обучения и воспитания детей с ОВЗ. Компонентный состав адаптированной образовательной программы.

Лекция


В современном мире усиливается тенденция изучения и решения образовательных проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Так, Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года была принята Конвенция «О правах инвалидов», в которой прописывается право ребенка с ОВЗ на получение образования по месту жительства путем организации их интегрированного обучения с нормально развивающимися сверстниками1. В США и странах Европы данная образовательная практика осуществляется с 1875 года, когда были сформированы классы для детей, которые считались умственно недоразвитыми, а также для тех, кого полагали «неисправимыми за их поведение», глухих или физических инвалидов. В этот же период Национальная ассоциация образования создала Департамент специального образования.

Регулирование отношений в области образования детей с ОВЗ в России стало осуществляться лишь в начале XX века. По данным статистики, в настоящее время в России насчитывается более 15 млн. лиц с отклонениями в развитии, что составляет около 11% населения страны. Это более 2 млн. детей с ОВЗ (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды2. В настоящее время наибольшее распространение получили две формы организации обучения указанной категории детей: инклюзивное образование и интегрированное обучение. Из более 1500 образовательных учреждений города Москвы 47 работают как экспериментальные площадки по программе инклюзивного образования3. Тенденция создания специальных условий для получения образования указанными обучающимися с учетом их образовательных потребностей усиливается.

Основная деятельность Минобрнауки РФ по вопросу образования лиц с ОВЗ и инвалидностью нацелена на создание условий получения качественного и доступного образования данной категорией учащихся.

Система образования детей с ОВЗ имеет ряд особенностей:

- преемственность и непрерывность педагогической помощи и поддержки от дошкольного до профессионального становления данной категории учащихся;

- создание социально-бытовых и психолого-педагогических условий, обеспечивающих включение данной категории учащихся в образовательный процесс общеобразовательного учреждения с соблюдением требований федерального стандарта;

- соблюдение социального заказа на предоставление образовательных услуг.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»4 в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах [Глава 11, статья 79].

Определение формы обучения для учащихся с ОВЗ определяется заключением и рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии с опорой на индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка. При этом учитывается мнение родителей (или лиц их заменяющих) в выборе образовательного маршрута обучающегося с ОВЗ.

Образование данной категории обучающихся может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах, посредством проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ [117]. В настоящее время обучение данной категории учащихся осуществляется по 2 основным формам: инклюзивное образование (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю; включенное обучения детей с ОВЗ в ОУ, когда образовательный процесс осуществляется с учетом образовательных потребностей ребенка) и интегрированное обучение (от лат. integratio – соединение, восстановление – обучение детей с ОВЗ в ОУ, когда сам ребенок приспосабливается под общеобразовательную систему). Таким образом, в ОУ зачисляются дети с ОВЗ, основной дефект развития которых замедляет формирование познавательных процессов, снижает познавательную активность, затрудняет самоконтроль и саморегуляцию у данной категории учащихся.

При этом важно в нормативно-правовой базе общеобразовательного учреждения предусмотреть основные положения: прием таких детей с учетом рекомендаций ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии или для ребенка с инвалидностью – индивидуальной программы реабилитации), обучение на основании индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы, создание специальных образовательных условий, заключение договора с родителями, организация сетевого взаимодействия и др.).

Перечень локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации в части обучения и воспитания детей с ОВЗ:

  • Положение о реализации инклюзивной практики в образовательном учреждении;

  • Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) с приложением (приказ о создании ПМПк, приказ о составе ПМПк на начало нового учебного года, должностные обязанности членов ПМПк идр.);

  • Положение об организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и ребенка с инвалидностью в учебном процессе;

  • Договор с родителями детей с ОВЗ;

  • Положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана ребенка с ОВЗ;

  • Положение о разработке и реализации адаптированной образовательной программы и др.

Все локальные нормативные акты образовательной организации в части обучения детей с ОВЗ необходимо утверждать через издание приказа, так как они имеют прямое или косвенное отношение к участникам образовательного процесса и требует обязательного ознакомления с ними.

Согласно ч. 1 ст. 79 нового Закона, содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой.

Адаптированная образовательная программа (далее АОП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

АОП разрабатывается образовательной организацией с учетом ФГОС по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.

Решение о переводе обучающегося с ОВЗ на АОП принимается на основании заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и заявления родителей обучающегося (или лиц их заменяющих).

Компонентный состав структуры АОП

Структурные единицы АОП

Их характеристика


1.

Титульный лист АОП



Наименование образовательного учреждения

Гриф согласования программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания методи­ческого объединения)

Гриф утверждения программы директором об­разовательного учреждения (с указанием даты и номера приказа)

Название адаптированной образовательной программы без указания категории лиц с ОВЗ.

ФИО педагога (ов), разработавшего (их) и реализующего (их) программу (возможно указание стажа работы, категории)

Параллель/класс, в которых изучается Программа.

Эксперт (по решению педагога или руководства ОУ)

Год составления программы

2.


Пояснительная записка АОП



Название, автор и год издания программы (при­мерной, авторской), на основе которой составлена Адаптированная образовательная программа.

Цель и задачи АОП.

Особенности класса, в котором будет реализован данная АОП. Если педагогу известно об индивидуальных особенностях конкретного учаще­го/учащихся, то это также указывается.

Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения пла­нируемых результатов освоения цели и задач АОП.

Количество учебных часов, на которое рассчитана АОП.

Характерные для АОП формы организации деятельности обучающихся с ОВЗ

Специфические для АОП формы контроля освоения обучающимися с ОВЗ содержания (текущего, промежуточного, итогового)

3.

Содержание АОП

Содержание раскрывается по трем блокам: образовательный, коррекционный и воспитательный.

Содержание каждого блока ориентировано на ФГОС основного общего образования, проектируется с учетом развития предметных, метапредметных и личностных умений обучающихся с ОВЗ.

4.

Основные требования к результатам реализации АОП

Предметный результат: «Ученик научится» (обязательный минимум содер­жания) «Ученик получит возможность» (макси­мальный объем содержания учебного курса)

Личностный результат.

5.

Система контрольно-измерительных материалов АОП

Тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для зачетных работ.

Количество контролирующих материалов

Критерии оценки проверочных работ


Таким образом, АОП направлена на устранение дисбаланса между процессом обучения детей с ОВЗ по образовательным программам и актуальной зоной развития ребенка. Данная программа позволяет выстраивать образовательный маршрут учеников, формируя универсальные учебные действия в соответствии с ФГОС ОВЗ.

Литература, рекомендуемая для обучения:

  1. Алехина С.В. Современный этап развития инклюзивного образования в Москве. /Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010.

http://narfu.ru/upload/iblock/0f1/inklyuzivnoe-obrazovanie-vypusk-1.pdf

  1. Приходько О.Г. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство. - Методические рекомендации. (серия «Инклюзивное образование») М., 2014

http://krippo.ru/files/ink/m3.pdf

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № № 1662-р

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/

1 Генеральная Асамблея ООН. Конвенция о правах инвалидов. – 13 декабря 2006 г. – URL: http: //www.un.org/ru/dokuments/decl_conv/conventions/disability.shtml

2 Статистика Российского образования. – URL: http : //stat.edu.ru/scr/db.cd?

3 Департамент образования города Москвы. Приложение к постановлению Правительства Москвы. – 25 марта 2008 г. № 195-ПП. - URL: http : //edu-open.ru/Default.aspx.?tabid=135

4 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. - URL: http :минобнауки.рф/документы/2974

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!