СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нововавилонское и Персидское царства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Нововавилонское и Персидское царства»

Тема § 15-16. Нововавилонское и Персидское царства

Цели: познакомить с историей создания Персидской держа им и ее государственно-административным устройством; раскрыть сущность таланта царя Кира как полководца и государственной! деятеля; развивать умения работать с картой, историческими источниками, текстом учебника, определять роль политического деятеля в истории государства.

Планируемые результаты: предметные: сопоставлять древние государства (Ассирия, Вавилон, Мидия) по различным критериям, выделять черты сходства и различия; использовать историческую карту как источник информации; объяснять, как управлял Персидской державой Дарий I;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулиро­вать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнару­живать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоя­тельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образователь­ных задач в зависимости от конкретных условий; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать собственные впечатления о памятниках мировой культуры.



Оборудование: карта «Персидская держава в VI в. до н. э»; доска, проектор; атлас.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Сегодня на уроке мы с вами продолжим наше путешествие и познакомимся с одним из самых интересных государств Древ­него мира с очень красивым названием — Персия.

Проблемный вопрос. Почему Персию называют державой «царя царей»?

  • В чем величие и слабость Персидской державы?

  • Взгляните на карту. Какая держава господствовала на тер­ритории Средиземноморья и Малой Азии? Что с ней слу­чилось?

  • Какие изменения вы увидели на карте? Тема урока: «Персидская держава "царя царей"».

III. Работа по теме урока

План урока

  1. Новое возвышение Вавилона.

  2. Возникновение Персидского царства.

  3. Завоевания персов.

  4. Устройство Персидского государства.

  1. Покажите на карте и опишите местоположение Вавилон­ского царства.

  2. Чем знаменито это царство?

  3. Какова его судьба?

Покажите на карте и опишите местоположение Мидийского царства.

  1. Чем знаменито это царство?

  2. Что вы узнали о личности Кира?

Вавилонский царь Хаммурапи некогда владея не только Южным Междуречьем, но и Северным (Ассирией) (1792-1750 г. до н.э.).

Тысячу лет спустя Ассирия усилилась, и ее цари захватили Вави­лон. (732 г. до н.э.)

Спустя еще 120 лет Ниневия пала и вновь возвысился Вавилон. (612 г. до н.э.)

На доске:

1792 г. до н. э. 732 г. до н.э. 612 г. до н.э.

Так на протяжении веков то одно государство, то другое берет верх.

Разрушенный ассирийцами Вавилон был заново отстроен в правле­ние царя Навуходоносора и стал одним из крупнейших, красивейших и бога­тейших городов древнего мира с населением около 200 тыс. человек. В Ва­вилоне было много трех- и четырехэтажных домов, были широкие и прямые улицы, пересекающиеся под прямым углом. Город был обнесен двумя ряда­ми стен, укрепленных сотнями башен. Главная стена была настолько толста, что на ней могли бы разъехаться две встречные колесницы. Обратите вни­мание на иллюстрацию с. 87 учебника Вигасина(см. энциклопедию «Древний мир», изд-во «Росмэн», с. 62-63). За стенами находился широкий и глубокий ров, наполненный водою. Парадные городские ворота, посвященные богине пло­дородия Иштар, ослепительно ярко сверкали на солнце, украшенные синими и оранжевыми плитками из обожженной глины (изразцами).

На площади перед воротами находится большой торг. Говорили, что купцов в Вавилонском царстве больше, чем звезд на небе. Главным центром торговли был сам Вавилон. Перед городскими воротами и возле них по прилегающим улицам, переулкам и тупикам размешались лавки и мастерские. А в них товары на все вкусы: изделия из кожи - обувь, кон­ские уздечки, вожжи и хомуты, мехи для хранения жидкостей; тончайшие льняные ткани и мотки шерсти, окрашенные в пурпур; глиняная посуда, покрытая цветной глазурью - синей, зеленой, красной, стеклянные флако­ны с благовониями; дорогая мебель, отделанная золотом, серебром и дра­гоценными камнями. Можно приобрести и невольников, было бы сереб­ро!.. Здесь продают и покупают, торгуются, надувают друг друга. Среди купцов имелось немало жуликов, умевших всучить зазевавшемуся покупа­телю негодный товар.

В центре города возвышалась башня (зиккурат - храм главного бога вавилонян Мардука и его супруги).

Найдете эту ступенчатую башню на рис. в учебнике (Вигасин), с. 87 (слева).

По преданию, Вавилонская башня строилась 300 лет. Она имела 7 этажей и высоту 91 м (это три 9-этажных дома). На вершине распола­гался храм главного бога Мардука. Его обиталище было сделано из золота, стены и потолок украшены драгоценными камнями.

Вавилон было очень красив, но одно обстоятельство в нем нам бы показалось непривычным; здесь почти не было зелени. Лишь рядом с цар­ским дворцом находились царские сады.

Древнее предание рассказывает: «Могущественный вавилонский царь Навуходоносор выбрал себе в жены красавицу-царевну из горной страны Мидии. Подолгу смотрела молодая царевна на Вавилон, но знаме­нитый город не радовал ее, тоска по родине сжимала сердце. Огорчен был царь. Он, владыка Вавилона, сделает все, чтобы развеять печаль любимой жены; он выполнит любое ее желание. «О, повелитель! - сказала царица, -Все здесь мне кажется чужим. В твоей Вавилонии нет лесов и гор, а жара сводит с ума. Мне снится родина, горы, где я гуляла в детстве. Де­ревья на их склонах дают тень и прохладу, а шум горных ручьев услажда­ет слух». - «Твоему горю можно помочь, - отвечал ей царь. - Я построю для тебя сад, который напомнит тебе горный лес твоей родины».

Тысячи рабов были согнаны на строительство «висячих садов». Сады размещались на широкой четырехъярусной башне. Платформы террас были сложены из каменных плит, покрытых слоем камыша и залитых асфальтом. Далее шли прокладки из двух рядов кирпичей, скрепленных гипсом и свинцо­вых плит, не пропускавших воду в нижние этажи сада. Все это сложное со­оружение было покрыто толстым слоем плодородной земли, который позво­лял высаживать здесь самые крупные деревья. Ярусы поднимались уступами, соединенные широкими лестницами с плитами розового и белого цветов. Для полива садов рабы качали воду из Евфрата, вращая громадное водоподъемное колесо. С верхней террасы сбегала вода, напоминая царице горные ручьи ее родины. Мощные колонны высотой 25 м поддерживали сооружение, и зрите­лям казалось, что прекрасные сады висят прямо в воздухе.

Во времена Геродота построение висячих садов приписывалось легендарной покровительнице всей Азии - ассирийской царице Шамур-мат (в греческом произношении Семирамида). Отсюда название этого чуда света - «висячие сады Семирамиды».

В середине VI в. до н.э. к востоку от Двуречья образовалось еще одно государство - это была Персия.

Задание: Найдите область, заселенную персидскими племенами на карте в учебнике на стр.67. Назовите столицу этого государства. (Персеполь)

Жители этого государства занимались в основном скотоводством и были лихими наездниками и стрелками.

Задание: Прочитайте сообщение о персах древнегреческого ис­торика Геродота на стр. 89 (п. 2 §19. Вигасин).

Запись в тетрадь:

538 г. до н.э. - завоевание Вавилона персами.

Последний вавилонский царь не ладил со знатью и жрецами. Он даже не жил Вавилоне, предпочитая другие города. А в Вавилоне правил от имени царя его сын Валтасар.

Осенней ночью 538 г. до н.э. персидские войска окружили Вави­лон. В эти часы Валтасар беспечно пировал во дворце, полагая, что за гигантскими неприступными стенами ему не угрожает никакая опасность.

Прочитайте легенду о пире Валтасара в учебнике на стр. 89(Вигасин,внизу). Выражение «валтасаров пир» стало крылатым. Как вы думаете, что же оно означает?

Запись в тетради:

«Валтасаров пир» - бездумное веселье во время какого-либо бедствия.

Вскоре после смерти Кира при его сыне Калебизе (или Калебис) персы напали на Египет. Как и в Вавилоне, здесь нашлись изменники, на сторону персов перешли командующий египетским флотом и предводи­тель наемного войска. Кроме того, когда персидские войска приблизились к египетской границе, внезапно умер энергичный египетский фараон Амасис. Несмотря на мужество простых египтян (сражения при Пелусии, при взятии столицы Мемфиса), Египет также был завоеван персами.

525 г. до н.э. - завоевание Египта персами.

В результате завоеваний было создано огромное Персид­ское царство, границами которого были четыре моря (Каспий­ское, Черное, Средиземное и Красное) и Персидский залив. Такого большого пространства еще не было до тех пор.

Таким огромным государством управлять нелегко. Могущественным и талантливым правителем Персидской империи стал Дарий.


IV. Подведение итогов урока и закрепление изученного материала

В VII—VI веках до н. э. крупнейшим государством Древнего мира было Нововавилонское царство. Оно пало под ударами кочевников-персов, создавших свою державу.

Керамика — материал, полученный из обожжённой глины, смешанной с различными добавками. VII—VI века до н. э. Время существования Нововавилонского царства.

Середина VI века до н. э. Возникновение Персидского государства.


Домашнее задание

§ 20. Дифференцированное задание:

  1. Для сильных учеников – написать мини-сочинение на тему «Переход к железному веку – это благо или зло для человека».

  2. Для средних учеников – составить сообщение по теме «О пире Валтасара».

  3. Для слабых учеников – ответить на вопросы в рубрике «Проверьте себя».


Учитель – Курбаналиев Хайбула


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!