СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственно патриотическое воспитание старших дошкольников средствами изобразительного искусства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная разработка из опыта работы педагога дополнительного образования Меркуловой О.А город Саратов

Просмотр содержимого документа
«Нравственно патриотическое воспитание старших дошкольников средствами изобразительного искусства.»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодежи»








Нравственно патриотическое воспитание старших дошкольников средствами изобразительного искусства.

(из опыта работы педагога дополнительного образования МАУДО «ДТДиМ» объединения «Волшебная кисть» Меркуловой Оксаны Александровны).





Автор – педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Меркулова О.А.











Саратов 2017 год.



«Художник – ухо, око, и сердце страны, он голос своей эпохи».

В дошкольном образовании возникла проблема методологии и практики работы по нравственно-патриотическому воспитанию средствами изобразительного искусства.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - понятие широкое. В его основе лежит формирование нравственных чувств. Это сложный педагогический процесс, который является одной из основных задач ДОУ. Многие впечатления ребенком глубоко не осознаны, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Необходимо расширять знания ребенка, опыт, уважение к прошлому не только на обычном занятии по нравственно - патриотическому воспитанию, но и через изобразительно-художественную деятельность. От взрослого во многом зависят интересы ребенка, поэтому особенно важны активная позиция педагога, его желание и умение сформировать у детей ощущение, осознание себя частью своей Родины. Если провести обычное занятие по изобразительно-художественной деятельности, оно даст мало знаний ребенку по данной теме. Знания необходимо расширять и углублять. В этом помогут комплексные, интегрированные занятия, совместная образовательная деятельность в центре изобразительного искусства. Нравственные качества не могут сформироваться у ребенка путем естественного «созревания», для этого необходимы дополнительные пособия, формы и методы работы, определенные этапы.

В соответствии с ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

Становление художественного сознания детей, развитие их способности к эстетическим переживаниям – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Содержание работы с детьми по нравственно-патриоти­ческому воспитанию средствами изобразительного искусства строится следующим образом.

Цели:

  • расширение и углубление опыта общения с миром искусства;

  • развитие художественно-эстетического восприятия;

  • формирование знаний, умений и навыков по изобразительно-творческой деятельности;

  • воспитание патриотических чувств, любви к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны через произведения искусства.

Главными задачами являются:

- развивать нравственно-патриотические чувства в процессе изобразительной - деятельности, рассматривании произведений искусства;

- учить понимать художественный образ произведения;

- формировать знания о жанрах и видах изобразительного искусства,

- развивать способности при использовании разных изобразительных материалов;

- воспитывать любовь и уважение к историческому военному прошлому.

Необходимость формирования нравственности, патриотического настроения, гражданской активности подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса перемен в современной России. Формирование у подрастающего поколения патриотического отношения ко всему окружающему, в том числе к своей стране, своему городу, школе, семье, является актуальной проблемой в современной педагогике. Это обусловлено сложившейся негативной ситуацией во многих районах и регионах страны, в мире в целом.

Личность развивается в лоне истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма - это и человек вне истории, вне духовного бытия, т.е. человек, лишенный человеческих свойств.

Мы не должны забывать, что ребенок должен получить не только определенную сумму знаний, но и также стать полноценным членом общества с пониманием духовных и нравственных ценностей, с развитым чувством любви к Родине и уважения к людям.

Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности и, следовательно, развития общества.

В «Концепции модернизации российского образования» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, толерантности.

Предполагается ориентация основного и дополнительного образования не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе патриотизма и любви к своей Родине. Патриотизм можно рассматривать как нравственный принцип отношения к своей Родине человека, неравнодушного к ее судьбе и к судьбе своего народа.

А. С. Макаренко писал: «Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей! »

Общетеоретическая проблема патриотического воспитания исследовалась в работах А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинского, К. Д. Ушинского, Т.С. Комаровой, B.C. Кузина, Б.М.Неменского.

В чем же специфика воздействия изобразительного искусства и чем оно отличается от других способов воспитания патриотизма?

Для ребенка в формировании его духовного мира огромную роль играет развитие его эмоций и чувств. Через личные эмоциональные переживания ребенок более эффективно воспринимает информацию и учебную, и воспитательную. Развивая эмоциональную сферу детей, мы помогаем им более чутко чувствовать явления окружающего мира, давать им оценку и делать свой выбор. Эмоциональное восприятие своей страны, своего народа - это особое свойство сознания. Эмоции в патриотическом сознании выполняют побуждающую и оценивающую функции.

Следовательно, воспитание – это питание души и сердца ребенка всем самым возвышенным, благородным и прекрасным, «питание» красотой. Культура, если она впитана с детства, становится неотъемлемым достоянием человека, она как бы пропитывает его нервную систему и руководит в дальнейшем его поступками.

Наиболее выразительным и эффективным средством развития эмоциональной сферы ребенка, его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей является искусство. Эмоциональная насыщенность произведений искусства оказывает сильное воздействие на развитие нравственных представлений и духовного мира учащихся и формирует у детей образное мышление. Параллельно с изучением теоретического материала я вела поэтапное применение разработанных практических тем на занятиях детского объединения «Волшебная кисть». «Разноцветье» для дошкольников; «Рисуем, лепим, творим» для младших школьников; «Уроки мастерства» для средних школьников.

Цель патриотического воспитания детей – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.

Достижение этой цели возможно через решение ряда задач:

сохранение преемственности поколений, развитие национальной культуры;

формирование духовно-нравственных качеств личности;

приобщение к наследию отечественного и мирового искусства, формирование представлений о внутренних закономерностях культурно-исторического процесса;

разностороннее развитие детей, формирование их творческих способностей, создание условий для самореализации личности;

расширение диапазона чувств, воображения, фантазии, эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры, формирование навыков практического решения художественных задач.

Основной задачей патриотического воспитания является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно – нравственных и патриотических качеств путем целенаправленного и организованного обучения. Сознание начинается с познания, то есть, восприятия знаний, информации. В состав патриотического сознания включены следующие знания: истории Родины, ее культуры, традиций; моральных норм отношения к Родине, которые выработались многими поколениями предков. Освоение и принятие ценностей, связанных с патриотизмом - важнейший элемент патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства на наших занятиях представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, которая предполагает формирование в единстве эстетических и патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной художественно-творческой деятельности учащихся.

Для повышения интереса к художественному творчеству необходимо развивать эмоционально–творческое отношение к данному виду деятельности, способствовать радостному ожиданию интересной работы и возможности продемонстрировать свою точку зрения, и показать свое я.

Важнейшим условием «проникновения» всех этих ценностей в сознание и чувства учащихся является создание на уроках атмосферы творчества. Реализация возможностей содержания образования зависит, прежде всего, от методов обучения и воспитания, деятельности учителя и учащихся, психологического микроклимата коллектива (общественное мнение, межличностные отношения и т. д.), направленных на реализацию запланированных целей занятий.

Осуществляется активное познание исторического прошлого (алгоритм «чувствовать - познавать - творить»). Процесс воспитания на наших занятиях происходит неназидательно, он не только сообщает, но и формирует, развивает, доставляет ученикам радость, эстетическое наслаждение, побуждает их к сотворчеству, активизирует их сознание, формирует ценностные ориентиры, нравственные предпочтения, социальные идеалы, убеждения; комплексно воздействует на каждого ребенка, на его рациональную и эмоционально-волевую сферу одновременно.

На своих занятиях я применяю интегративно-деятельностный подход, который реализуется в межпредметной интеграции, интеграции учебного процесса с внеклассными мероприятиями.

В моей общеобразовательной программе предусмотрена интеграция различных видов художественного творчества: рисование с натуры и по представлению, декоративное рисование, декоративно-прикладные работы с элементами дизайна (аппликация, коллаж, бумагопластика, батик, витраж), тестопластика. Виды художественной деятельности самые разные, как традиционные, так и нетрадиционные: рисование иллюстраций к литературным произведениям, выполнение эскизов росписи, граттаж, коллаж, батик.

Основные виды занятий тесно связаны между собой и дополняют друг друга. В одной работе можно возможно сочетание разных материалов и техник. Это способствует развитию творческой фантазии детей. Одни и те же образы воплощаются в разных техниках, что позволяет детям полнее изучить изображаемый предмет или явление.

Методы обучения выступают как инструмент вовлечения учащихся в деятельность, формирования положительного к ней отношения. От того, что будет предметом деятельности школьников на уроке, какие идеи попадут в поле их сознания и какое отношение к этим идеям удастся сформировать учителю, зависит и конечном счете воспитательный эффект обучения.

При выборе методов обучения я учитывала функции содержания предмета, дидактические цели обучения, познавательные возможности учащихся, уровень своей методической подготовки, место данного занятия в системе уроков.

Эффективность патриотического воспитания учащихся повышается при использовании взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга традиционных и нетрадиционных форм воспитательной работы. Применение игровых форм организации патриотической деятельности учащихся, создание игровых ситуаций в процессе этой деятельности значительно увеличивает заинтересованность учащихся.

В зависимости от решения учебных задач я сочетаю следующие формы занятий:

приобретение новых знаний (преподаватель сообщает учащимся теоретические сведения, с занятий такого типа воспитанники начинают изучение новых тем);

занятие-экспериментирование (по смешиванию красок, изучению свойств материалов);

занятия по формированию умений и навыков (самостоятельная деятельность ребенка под руководством преподавателя);

повторение (определяют качество усвоения материала и овладение умениями и навыками; подобные занятия является заключительными);

проверка знаний, умений и навыков (итоговые занятия, тесты, просмотры);

комбинированные занятия (решение нескольких учебных задач);

организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества;

создание и развитие детского коллектива;

организация выставок детских работ;

экскурсии на выставки и музеи;

совместные занятия с родителями.

Например, в нашем объединении интересно прошли занятия для дошкольников, посвященные Дню матери-Уроки доброты. Дети совместно с родителями играли и создали красивые изделия «Подарок Бабушке».

На своих занятиях я использую следующие средства обучения:

  • беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;

  • демонстрация наглядных пособий, позволяющая конкретизировать учебный материал;

  • работа с раздаточным материалом в виде готовых трафаретов, шаблонов, мелких деталей, которые ребенок затрудняется сделать сам;

  • электронные образовательные ресурсы (видеофильмы, презентации, мультипликационные фильмы).

Особенно стоит отметить, что средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания современного ребенка. В своей работе я активно использую это. Мною были собраны, структурированы (и продолжают пополняться) папки с иллюстрационным материалом на электронных носителях по следующим разделам: «Виды росписи» (хохломская, городецкая, урало-сибирская, мезенская), «Глиняная игрушка» (дымковская, филимоновская, тверская, абашевская, кожлянская), «Русский национальный костюм», «Русская деревянная архитектура», «Пейзажи России: времена года». Планирую обобщить материал по темам «Русские художники-пейзажисты» и «Флора и фауна нашего края».

Важное место в содержании моих программ занимают темы, освещающие быт, историю и культуру русского народа; уроки декоративно- прикладного творчества; уроки рисования пейзажей родного края, портретов земляков, родителей, друзей; беседы с учащимися о крае, его природе, о художниках.

В своей работе я использую такие принципы обучения, как: принцип наглядности и занимательности, доступности, культуросообразности, природосообразности, систематичности, связи обучения с практикой, сознательности и активности учащихся, интеграции естественнонаучных, нравственно-эстетических взаимодействий, последовательности и спиральности, выстраивая занятия от простых тем к сложным.

Так, учащиеся дошкольного возраста, изучая народные промыслы, рисуют на темы: Закладка для книги «Городецкий цветок», «Чашечка для куклы с хохломскими ягодками», по мотивам дымковской игрушки.

Для учащихся младшего школьного возраста уровень получаемых знаний и задания усложняются. Темы для этого возраста: «Синяя птица» (по мотивам Гжели), «Цветочные трели» (по мотивам городецкой росписи), «Всадник удалой» (по мотивам Дымковской игрушки). Так же ученики рисуют с натуры натюрморты с предметами народных промыслов.

Учащиеся среднего школьного возраста занимаются по программе «Уроки мастерства», и не только выполняют эскизы росписей, но и воплощают их в практической работе, расписывая разделочные доски, шкатулки, деревянные заготовки яиц.

Особое внимание должно уделяться национальной культуре, так как она формирует менталитет, именно через нее человек воспринимает значимые национальные ценности. Устное народное творчество, народное декоративно - прикладное искусство должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. Академик Д.С.Лихачев неоднократно отмечал, что народ живет, пока живет его культура, чтобы сохранить народ, необходимо сохранить его культуру. Продолжая эту мысль, З.Т. Гасанов подчеркивал, что приобщение детей к народному искусству способствует не только раскрытию богатства культуры, но и воспитывает чувство национальной гордости и осознания единства народов нашей страны, и через овладение национальной культурой можно придти к осознанию ценностей не только культуры народов России, но и всего мира.

В любом уголке нашей Отчизны живет красота - народные промыслы. Оренбургская паутинка, «золотая хохлома» и мороз вологодского кружева... - сколько их, этих чудес, радующих наши глаза и сердце!

В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров – умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы не будем вводить детей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшее качество национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой Родине, скромность, врожденное чувство прекрасного, стремление к гармонии – все это являют нам творения народных умельцев.

На моих занятиях учащиеся дошкольного возраста изучают построение несложных узоров и орнаментов; выполняют упражнения в освоении различных мазков (капля, волна, зиг-заг); знакомятся с народными традициями и промыслами (Дымковская игрушка, Городецкая и Хохломская роспись, Гжель, Жостово).

Темы занятий для дошкольников:

Закладка для книги «Городецкий цветок», «Чашечка для куклы с хохломскими ягодками», «Яблочные кони» по мотивам дымковской игрушки, «Платочек с ромашками», «Радужные цветы», «Чашечка для куклы» (хохломские ягодки), «Дымковская барышня». «Красивая ваза» (по мотивам Гжели), «Солнышко» (по мотивам дымковской игрушки), «Красивый шарфик» (орнамент в полосе).

Для учеников младшего школьного возраста усложняются задания по росписи, декоративной композиции, изучаются различные виды орнаментов (в полосе, круге, квадрате), понятие стилизации, симметрии и асимметрии; расширяется знакомство с декоративно-прикладным искусством, различными промыслами (Дымковская и Филимоновская игрушка, Городецкая и Хохломская роспись, Гжель, Жостово, Скопинская керамика, Вологодское кружево).

Темы занятий для младших школьников 1-3 года обучения:

«Матрешка» (по мотивам Гжели), «Незабудки и маки» (по мотивам Жостовской росписи), «Птица-цветок» (по мотивам вологодского кружева), «Цветочные трели» (по мотивам городецкой росписи), «Фигурный пряник», «Всадник удалой» (рисование по мотивам Дымковской игрушки), «Кокошник для царевны» (по мотивам Хохломы) «Матрешка», «Нарядный индюк» (по мотивам дымковской игрушки),

«Сказочная птица» (рисование по мотивам русских изразцов), «Цветочные трели» (по мотивам Городецкой росписи, «Сосуд-птица» (по мотивам Скопинской керамики), «Птица-пава» (по мотивам Городецкой росписи), «Лебедушка» (по мотивам Хохломы).

Изучаемые темы входят в циклы занятий: «Фантазия и воображение» и «Искусство вокруг нас».

Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается представление о мире, о красоте человека. Таким образом, я согласна с направлением, обозначенным Б.М.Неменским, который считал, что национальное искусство – это тот дом, из которого дети отправляются по дорогам мирового искусства.

На моих занятиях учащиеся изучают строение русской деревянной избы, терема. Образ древнерусской архитектуры воплощается в рисовании православного храма. В своих работах ученики опираются на иллюстративный материал. Полученные знания дети применяют также для создания творческих работ в технике тестопластики.

Темы занятий для младших школьников: «Нарядные ставни», «Терем расписной», «В гостях у царя Берендея» (интерьер).

У каждого народа свое понимание женской и мужской красоты. Образ мужчины неотделим от его труда. В русской крестьянской культуре это образ пахаря. В нем соединены представления о силе и добре, умении ухаживать за своей землей и защищать ее. Так и говорят: «добрый молодец». А в женщине видели начало жизни, мать всей природы, всего мира. Ее понимали как заступницу, как хозяйку дома, ценили ее достоинство и душевную отзывчивость, теплоту.

Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем». (Л. Ф. Обухова). В основе большинства народных и литературных сказок лежат очень простые и так необходимые современному обществу идеалы гуманизма, добра, взаимовыручки. Занимательность содержания, победа силы добра над силами зла, яркость персонажей, умелое сочетание элементов фантастики с реальной действительностью, образность языка, возможности импровизации – вот на что следует обратить внимание, используя произведения народного творчества как средства воспитания. С дидактической целью сказки изменялись и приспосабливались специально для детей, в которых дети последовательно получали уроки воспитания, постигали правила поведения, видели достойные примеры для подражания полюбившимся героям. Волшебные сказки и былины могут ответить на естественную, зарождающуюся в душе ребенка, жажду подвига. Беседы и тематические игры по сказкам, творческие занятия, на которых можно предложить ребенку изобразить своих любимых персонажей позволят ребенку не только запомнить механически, но и вобрать в себя сказку, проанализировать, извлечь из сюжета определенные уроки.

Дети дошкольного возраста рисуют сказочных героев, например «Петушок-золотой гребешок», «Золотая рыбка».

Учащиеся младшего школьного возраста работают над сюжетной иллюстрацией: «Теремок», «Перо жар-птицы», «Снегурочка», «Сивка-бурка».

Так же ученики воплощают сказочных героев в различных декоративных техниках, например «Царевна-лягушка» в технике папье-маше, «Чудо-Юдо-Рыба-Кит» в технике тестопластики, «Сивка-Бурка» в технике квиллинг.

Одним из путей решения проблемы патриотического воспитания детей является обращение к народной культуре, ее богатым художественно-эстетическим традициям, которые способствуют комплексному воздействию на формирование и развитие личности (духовно-нравственное, художественно-эстетическое, трудовое и патриотическое). Известно, что жизнь и прогресс любого народа обусловлены духовным обогащением людей, передающимися из поколения в поколение путем сохранения и развития народной культуры. По мнению известного этнопедагога Г.Н.Волкова, «нравственное здоровье нации определено историческими корнями духовной жизни народа. Без исторических корней нет народа. Дерево без корней сохнет, гибнет.»

Изучение традиций празднования русским народом Масленицы, Пасхи, Рождества воплощаются в создании детских творческих работ.

Очень значимым для русского человека является праздник 9 мая. Большое значение для воспитания сознательного гражданина является привитие уважительного отношения к героям войны, ветеранам, в память о тех, кто погиб, защищая отечество; уважение к воинам – защитникам Родины. Тема Великой Отечественной войны – очень важная тема. Отношение к Великой Отечественной войне наполнено не только чувством победы, но и чувством утрат. Дети с искренней благодарностью идут к обелиску Славы, возлагают цветы. Очень большое влияние оказывают беседы, встречи с ветеранами, экскурсии, использование песен, стихов, наглядного материала. Ученики рисуют на тему «Памятник героям».

Патриотическое воспитание очень ёмкое понятие и не сводится только к любви и готовности защищать Родину. Также оно включает в себя изучение природы родного края, традиций своего народа. С чего начинается патриотизм? Н.А. Добролюбов отвечал: «С любви к родному краю. Просто и понятно любить свой дом, село или город, в котором родился; народ, частью которого является язык, на котором говорят твои соплеменники и с помощью которого приобщаются к мировой культуре; историю, которая позволяет проследить путь становления, развития своего Отечества, многое другое, что составляет определение понятия «патриотизм». «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина» ( В. А. Сухомлинский).

Природа России самобытна, разнообразна; она завораживает красотой, ошеломляет просторами, поражает величием. Потому, реализация задачи патриотического воспитания, любви к родной природе, происходит на протяжении всего учебного процесса. Незаменимую роль в этом играют уроки изобразительного искусства, где большое внимание уделяется знакомству с жизнью и творчеством художников. Художники– пейзажисты стремятся показать всю красоту русского пейзажа и в самом простом и обыкновенном ищут глубоко трогательные черты , которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и действуют на нашу душу.

Пейзаж раскрывает перед учащимися красоту окружающего мира, который они должны научиться любить, о котором они должны заботиться и защищать. Пейзаж – это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира. Подчас он решает крупные задачи, воплощает тончайшие духовные коллизии. Пейзажист Ф.А Васильев безгранично верил, что искусство обладает огромной силой воспитательного воздействия на общество, что мораль и художественность неразделимы, утверждал, что без любви к природе невозможно полное счастье и долг пейзажиста – помочь людям обрести это счастье. Обогатить и возвысить его. Учитель старается научить ребят в общении с природой ощущать ритм, гармонию и цветовое единство, пытаясь помочь детям как можно раньше открыть окружающий их мир красоты.

Дети дошкольного возраста рисуют на темы: «Березка в золотом уборе», «Падали снежинки», «Первая листва».

Для учеников младшего школьного возраста темы усложняются: «Воспоминания о лете», «Уголок парка», «Заколдован невидимкой, дремлет лес».

Учащиеся среднего школьного возраста изучение темы русского пейзажа воплощают в творческих проектах «Красота родного края».

При беседе о картинах бытового или портретного жанра я стараюсь раскрыть тему семейного воспитания, учить давать оценку общественным явлениям, формировать у учеников представления о большой и крепкой семье, взаимоотношениях между родителями и детьми, воспитывать нравственное и доброе отношение ко всем членам общества.

На свете добрых слов живет немало,

Но всех добрее и нужней одно,

Из двух слогов — простое слово «Мама».

И нету слов роднее, чем оно! (И. Мазнин)

Первый человек, которого мы любим в жизни, - конечно, мама. Эту любовь, самую естественную и бескорыстную, мы проносим через всю жизнь. мама – это основа всей жизни, начало понимания любви, гармонии и красоты.

Следующий этап - воспитание любви и дружеского отношения к своему родному городу. Эта часть работы требует больше опираться на когнитивную сферу, на воображение ребенка и его память.

Любовь к родному городу (поселку, селу), гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности. На занятиях учащиеся начинают понимать, что являются частью народа огромной и богатой страны, что они - граждане России, россияне. Для этого целесообразно начать знакомство детей с малой Родины - города (села), где они живут и постепенно подвести к пониманию того, что город - часть большой страны, а дети - жители России - граждане страны. Гражданин - житель страны, который признает ее законы (правила поведения), он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать ее сильной и богатой.


Заключение

Россия - часть многообразного и целостного мира.

Только межнациональная терпимость и доброжелательное отношение к другим народам, их культуре, достижениям, традициям могут привести все человечество к взаимопониманию и подлинно цивилизованному общению", - отмечает М. Г. Тайчинов.

Изучение традиций разных народов, населяющих нашу страну, позволяет учащимся почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять ее уникальность. В любой выбранной ими профессии весь накопленный багаж знаний поможет им стать хорошим профессионалом и высоконравственной, культурной личностью, патриотом своего народа.

Наше объединение «Волшебная кисть» принимает активное участие в жизни нашей организации и жизни города, участвуя в различных выставках, конкурсах: «С чего начинается Родина?», «Живописная Россия», «Многочисленный пленер посвященный празднованию Дню города», конкурс рисунков на асфальте «День защиты детей».

Практическая значимость исследования заключается в её прикладной части: разработаны методические приемы изобразительной деятельности в развитии патриотического сознания, разработаны и внедрены в практику циклы занятий по темам «Русский национальный костюм», «Народные промыслы России», «Русская матрешка».

Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства имеет определенный смысл и свои особенности, а также свои формы отражения в сознании развивающейся личности. Их определяет сочетание понятий «патриотическое» и «восприятие чувства величия и красоты окружающего мира – Родины посредством изобразительного искусства». Это сочетание в исследовании становится в центре проблемного поля и позволяет охарактеризовать патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства как одно из направлений воспитания школьников и в системе дополнительного образования детей. Таким образом, развитие художественно-творческих способностей детей на моих занятиях осуществляется в неразрывном единстве с воспитанием духовно – нравственных и патриотических качеств.



Список использованных источников

1. Алларова И. Симфония красок.- М.: 2006. 64 с.

2. Валахнович С.Н. Преображение творчеством.- Мн.: Белая наука, 2003. 80 с.

3. Дубовская Л. Спадчына // Пралеска. 2007. №1. С. 21-28.

4. Козакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. 2003. №6. С. 8-12.

5. Косминская В.Б., Халцова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методическое руководство изобразительной деятельностью детей: лабораторный практикум. – М.: Просвещение, 1981.- 144 с.

6. Колпачук О.С., Добрицкая И.Г. О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста // Гармонизация психофизического и социального развития детей. – Мн., 2006. С. 66-68.

7. Мой край завецца Беларуссю: дапаможнiк для педагогаў / А.I. Красiла. – Мазыр.: Белы Вецер, 2006. 160 с.

8. Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении. Базисная программа и методические рекомендации.2-е изд-е, перераб. и доп-ое. /Е.А. Панько, А.И. Васильева, А.Н.Белоус и др. - Мн., 2000.

9. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи.- М.: Просвещение, 1997. 126 с.

10. Штабинская С. Людзі і фарбы Палесся ў творчасці Гаўрыіла Вашчанкі // Пралеска.- 2008. № 6. С. 31-32

11. Ясева Н.Ю. Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2000. 60 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!