Нравственно-патриотическое воспитание в начальной школе
За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни прошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. Проблема патриотического воспитания детей и молодежи в настоящее время, по-нашему мнению, является одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.
Недаром, предыдущий – 2012 год – был объявлен Президентом – Годом Российской истории.
Именно и с этого года наше учреждение, которое имеет статус областной экспериментальной площадки, работает по теме «Взаимодействие и преемственность формального, неформального и информального образования в процессе социализации детей-сирот средствами туристско-краеведческой деятельности».
«Задумывались ли вы когда-нибудь, что такое Родина?» - так начинается книга, написанная директором музея истории народного образования Воронежской области Юрием Пыльневым и главным редактором областной педагогической газеты «Вестник просвещения» Людмилой Шилиной. Она называется «Волшебная книга. Воронежская история в рассказах для детей» и повествует о жизни нашего края с момента появления здесь первых людей. Издание вышло к 425-летию Воронежа и предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста.
Безграничны наши российские просторы… Но у каждого есть место, где он родился, произнес первое слово, сделал первый шаг, прикоснулся к своей земле, пережил первую радость и первое огорчение. Для каждого из нас Родина начинается с чего-то малого и неприметного и до последнего дыхания остается с нами. Это наш родной уголок, воплощающий в себе живой образ нашего Отечества. В.А.Сухомлинский в своей книге «Воспитание гражданина» писал: «…смысл патриотического становления заключается в том, что этот уголок на всю жизнь входит в душу, волнует как первый животворный источник, с которого каждый из нас начался.»
Поэтому большая ответственность в воспитании у детей нравственности лежит на плечах педагогов – учителей, воспитателей, - так как сложность данной работы заключается еще и в специфике нашего школьного учреждения, где постоянно живут и обучаются дети сложной судьбы.
Для формирования нравственно-патриотических качеств личности ребенка мы, учителя начальных классов, используем такие методы, как беседа. Главная цель которых заключается в том, чтобы сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. И опираться такие беседы должны на подлинные события и явления, которые им предоставляет жизнь, во время которых у детей закрепляются представления о таких качеств человека, как доброта, скромность, смелость. Тематика таких бесед: «Будь вежливым», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Спешите день начать с добра и день ваш добрым будет», «В жизни всегда есть место подвигу», «Богатыри земли русской», «Я - гражданин России», беседы посвященные Дням воинской славы.
На уроках литературного чтения и окружающего мира при чтении и анализе художественных произведений. Поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные, литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребенка. Кроме того, мы используем «Волшебную книгу. Воронежская история в рассказах для детей» при изучении произведений И.Бунина, А.Кольцова, И.Никитина, Л.Толстого «Филиппок», сказки «Морозко», А.Некрасова «Не ветер бушует над бором…» и другие. На уроках окружающего мира работаем параллельно и с учебником, и с книгой, которая дополняет исторической информацией о родном крае параграфы учебника Плешакова и Крючковой (4 класс).
Проводим игры: интеллектуальные, ролевые, творческие, организуем походы, экскурсии в музеи, по местам Боевой славы, выставки творческих работ, конкурсы рисунков.
И если мы, педагоги, будем рассказывать детям о значимости таких понятий как семья, родной дом, большая и малая родина, родной язык, народные традиции и обычаи. В увлекательной и доступной форме передавать им сведения о духовных наставниках народа, богатырях, героях и других людях, которыми гордится отечество, тогда слова Родина, Отчизна, Мама, Родители и многие другие, родные слова станут для ребятишек самыми важными. И, наверное, это будет правильно.
Литература:
«Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» журнал 2003г. №4
Приложение «1 сентября». Начальная школа, 2007г, №12
Сухомлинский В.А. «Воспитание гражданина», Политиздат,1985г
Шорыгина Т.А. «Родные сказки», Книголюб. М.,2005г