Нравственное воспитание в творческое развитие личности ребёнка в условиях современного общества.
Волотова Е.В.
МКОУ Заводская СОШ Калачеевский район
Главное на свете - это наши дети. Наши дети - это наша жизнь. Это чудо природы. Они - будущее России, им предстоит все познать и пережить.
Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда–то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком – это стержень всего ствола. Детство – это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому все, что впитывает ребенок в себя в эти годы, очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребенка, здорового и телесно, и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьезный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель, и от него зависит становление духовно – нравственной личности ребёнка.
Учитель, который не только учит, но и воспитывает ежечасно и ежеминутно, по праву может гордиться высоким званием «Учитель». Считаю таковыми всех учителей нашего педагогического коллектива.
Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Он, улыбнувшись, сказал:
- Завтра вы узнаете об этом. На следующий день они отправились в поход. К обеду они остановились на привал, решили пообедать рисом и солеными овощами, который захватил с собой Учитель. Спустя какое - то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут учитель поднялся и подойдя к ним, сказал:
- Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом. Ученики уталили жажду, вернулись к Учителю, принесли и для него воды. Но он отказался, показывая на сосуд, стоявший у его ног, - он был практически полон.
- Но почему вы не дали нам сразу напиться воды? - изумились ученики.
- Я выполнил свою задачу, ответил учитель. Сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем я поддержал вас, показывая, где находится источник. Ну, а взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно.
- Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? - спросили ученики.
Нет, - ответил учитель, - главная моя задача - воспитать в ученике человечность и доброту, и свою задачу я пока выполняю верно.
Современный учитель научит детей ставить цель, определять необходимость своей деятельности, осуществлять самоконтроль и оценку своей работы на уроке. Учитель дарит детям любовь к людям, к книге, любовь к небу и деревьям и самые прочные представления об их гражданском долге и обязанностях. Сейчас современные дети обладают уникальными особенностями и во многом отличаются от детей прошлого века. Поэтому сама жизнь подсказывает, что следует отходить от устаревших представлений о ребенке. А для этого нужно жить духовно и мыслить космически.
Проблема духовно- нравственного развития учащихся весьма актуальна и своевременна. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте определено, что "развитие личности - смысл и цель современного образования".
Духовно - нравственное развитие ребенка в школе начинается во время школьной подготовки. Главная задача педагога на этих занятиях не только приобретение детьми знаний, а постепенное личностное раскрытие ребенка. Дети приходят к нам раскрепощенные, открытые, разговорчивые и независимые, четко отстаивают свою точку зрения. Дети получают первоначальные знания и, вместе с этим, происходит формирование ценностных представлений об окружающем мире, расширение кругозора, интеллектуальных и личностных качеств.
Важно продолжить работу по формированию духовно – нравственных ценностей и в начальных классах, так как оттого, что ребенок увидит и услышит в детстве зависит осознанность восприятия окружающего мира. Воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным, в единстве урочной и внеурочной деятельности. Поэтому необходимость духовно – нравственного воспитания важна и очевидна.
Математика – это наука, но в ней кроется очень важный элемент – воспитательный. Например, объясняя тему урока по теме «Килограмм» (1 класс), учитель рассказывает о мерках для измерения массы, которые использовали раньше - камни, яблоки, пуд, фунт и другие. Затем ученики узнают, что в 1799 году ученые придумали единую мерку и назвали её килограмм. Детям демонстрируются гири, весы. Практическая часть, в первую очередь, интересна учащимся. При взвешивании килограмма картофеля, лука, моркови, дети рассуждают чем полезны овощи, где их выращивают, как они хранятся. Люди каких профессий участвуют в этом. Здесь же мы закрепляем материал и решаем задачи с использованием массы овощей.
Потом - физкультминутка. Ребята представляют себя чашечными весами: левая рука – левая чашка, правая – правая чашка. Изображают работу весов по командам учителя (тяжелее, легче, в равновесии). На уроке ученики не только научились измерять массу предметов путем взвешивания, сравнивать предметы по массе, решать задачи с величинами, но и вести диалог, слушать собеседника, оценивать себя и товарищей, т. есть обладать основами коммуникативной культуры. Исторические сведения, способствовали развитию кругозора учащихся. На этом этапе урока воспитывается уважение к людям, труду, формируются элементарные представления о профессиях, о здоровом образе, происходит развитие интереса к природе, к прекрасному.
Метапредметные результаты осуществляются на уроках окружающего мира в тесной связи с математикой. Например, при изучении на уроке по теме «Петр Великий», дети играют роль Петра 1 и его помощников. Это не просто урок, это - театрализованное представление Ученики на уроке первоначально знакомятся с историей родной страны, с её традициями. У учащихся воспитывается уважительное отношение к нашим предкам, к своей малой родине, формируется чувство гордости и принадлежности к тем великим людям, жившим и творившим в нашей стране. Заочно путешествуют по памятным местам Воронежа и Санкт – Петербурга.
Еще один увлекательный и интересный урок- путешествие по Золотому кольцу России. Заочно на теплоходе ребята отправляются экскурсионным маршрутом «Золотое кольцо» по древним русским городам. Экскурсоводы знакомят ребят с достопримечательностями. На этом уроке ученики развивают память, внимание, мышление, воображение. Воспитывается чувство патриотизма и гордости за нашу богатую историческими и архитектурными ценностями Родину.
На уроке русского языка продолжается путешествие в страну букв и звуков. Тема урока «Звук [д] и буква д». Теперь учащиеся узнают, что раньше в словарях буква д называлась добро. Эта буква напоминает зажженную свечу: огонь, сохраняющий тепло семейного очага. Дети получают представление о таких ценностях, как любовь, доброта и семья.
В цикл предметов гуманитарной направленности входит литературное чтение. Роль урока чтения велика. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью.
Уроки нравственного содержания помогают детям определить для себя смысл высших нравственных ценностей Православия, дают твердые ориентиры добра в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви.
Также развитие личности школьника осуществляется на уроках изобразительного искусства, музыки, технологии. Учитель приобщает детей к духовной красоте, к творческой мыслительной деятельности. Физическая культура и спорт носят свой вклад в формирование всесторонне-развитой личности. Спорт не только закаливает человека, но и щедро обогащает его духовные качества.
Что касается внеурочной деятельности, здесь смело можно сказать, что все мероприятия направлены на разностороннее развитие личности ребенка. Их огромное множество.
Нравственность формируется на уроках, в мероприятиях, в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребёнку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки.
Итогом этой непростой, ежедневной работы – искренняя любовь к детям. Нужно любить детей. Любовь – есть Главный учитель.
Литература
1. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68
2. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.
3. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.
4. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- 376с.
5. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003
- №3 - С. 9-12
6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- М. 1973. – С. 228-229.
7. Ушинский К.Д. Собр. соч. – М., 1950. – Т. 9 – С. 117-118.