О бедном ЕГЭ замолвите слово…
По поводу ЕГЭ копья ломаются практически с момента его возникновения. Вузовские преподаватели видят его со своей точки зрения, школьные учителя – со своей, учащиеся – тоже со своей, а их родители, бабушки-дедушки – опять же, со своей. Как водится, все они не совпадают друг с другом от слова «совсем», и при этом все по-своему правы.
Ученики считают (впрочем, и большинство их родителей), что все задания должны быть подобны заданиям из демоверсии – они так привыкли, им так проще. Причём, как это ни странно, это идёт от пап, мам, бабушек, дедушек, которые в большинстве своём застали ещё остатки советской школы (это, к слову, о «преимуществах» советской школы). А в реальности это далеко не так. И поэтому ЕГЭ, с их точки зрения – издевательство со стороны Минпроса и недоработка школьных учителей (ну, не научили же!). При этом они совершенно искренне считают, что им не нужны те предметы, по которым они не сдают ЕГЭ, даже не задумываясь о том, что в современном мире всё слишком тесно переплетается, и незнание русского языка, например, не позволяет им правильно прочитать и понять условие задания, а нежелание связать, скажем, физику и математику приводит к неумению оценить реальность полученных результатов (составители задач не задумываются о законах физики и поэтому получается, что велосипедист едет со скоростью, например, 104 км/ч, которые они получили при решении задачи). Кругозор сужается, соответственно, сокращается креативность и, как следствие, скуден запас методов, которые им доступны при решении незнакомых (!) заданий. И плюс патологическое незнание теории. Я не говорю о понимании сути математических понятий и преобразований – элементарно не знают формулы (а зачем?).
Перейдём к родителям и прочим родственникам. Когда ребёнок учится в школе, то, в отличие от советской школы, на первый план выходят почему-то «семейные ценности и обстоятельства». То ребёнок должен помогать по дому (я, кстати, не против этого, но не в учебное же время?!), то у родителей выпал совместный отпуск среди учебного года и вся семья на 2-3 недели уезжает в турции и европы, а учебный процесс не стоит на месте. То ребёнок серьёзно занимается спортом, музыкой, искусством и пр. и ему нужно участвовать в соревнованиях, конкурсах, концертах. А потом возникает вопрос – почему у нас у ребёнка не получаются физика-химия-математика-биология? Много претензий по поводу сильной загруженности детей в старших классах (много заданий, много уроков и т. п.). И как-то забывают, что результат (и не только в учёбе) появляется только в результате многократного повторения каких-то действий, для чего нужно время, порою достаточно продолжительное. Успех любит упорных, терпеливых и трудолюбивых. Другая ситуация, когда учителя обвиняют в том, что он не смог заинтересовать своим предметом. Но как заинтересовать при временном цейтнотом? Парадокс, однако… Плюсом обвинения учителя в нежелании готовить ребёнка к ЕГЭ, если учитель в попытках развить мышление ребят использует задания, не входящие в перечень ЕГЭшных задач, или наоборот – что учитель не развивает учеников, если в основном решаются типовые задания ЕГЭ.
Про учителей особый разговор. С моей точки зрения это самая пострадавшая сторона. С одной стороны основная масса учительства понимает, что детей нужно развивать. С другой стороны они понимают, что для успешного решения заданий ЕГЭ их нужно решать. А, например, школьная программа не позволяет это делать. К примеру, в 80-е годы математический профиль начинался с 9 часов в неделю плюс ещё как минимум 4-6 часов внеурочки. В частности, у меня самого в школе в 8-10 классах было в общей сложности было 20 часов в неделю математики. Сейчас же профиль открывают с 6 часов в неделю плюс в лучшем случае 2 часа внеурочки. А объёмы проходимого материала по сравнению с советскими временами увеличились. Вот и начинает наш брат «оптимизировать» математику, сводя её к отработке навыков, необходимых для решения заданий ЕГЭ. Я не отношусь к категории, которой не нравится ЕГЭ. Понимая, что вводился он для развала российского образования, тем не менее я вижу, что усилиями нашего педагогического сообщества ЕГЭ стал по содержанию (во всяком случае по математике) очень приличным. Если сравнить вторую часть, то она не проще, а иногда и поизящнее, чем задачи вступительных экзаменов в советские периферийные ВУЗы. Но, конечно же, перегибы имеются. Например, я периодически для тренировки решаю тренировочные варианты ЕГЭ. Они бывают всякие – попроще, посложнее, «гробы». Где-то в 50% случаев мне удавалось решить всё. Но я НИ РАЗУ НЕ УКЛАДЫВАЛСЯ во временные рамки. Конечно, если просто воспроизводить решения, то 4 часов хватает (впритык). Но если задачи незнакомые и их приходится решать с нуля, то этого времени недостаточно. Для сравнения: вступительные экзамены в ВУЗы в советские времена в среднем состояли из 6 задач, на это отводилось 5 часов; сейчас на 7 задач второй части по математике отводится 3,5 часа (считаем, что адекватный выпускник первую часть в состоянии решить за 25 минут). А дети эти вопросы задают – КАК это возможно??? И что должен отвечать рядовой учитель? Ау, ФИПИ и Рособрнадзор!
Вузовские преподаватели, как я понимаю, против содержания ЕГЭ, в целом, ничего не имеют. Но их не удовлетворяет уровень поступивших студентов. Школьник сдавал 4 предмета, соответственно, их ещё через пень колоду учил. А остальное? Кругозора нет, следовательно, отсутствует широта и глубина мышления, необходимые для высшего образования. Нет навыков самостоятельной работы (большинству на блюдечке всё подносилось учителями и репетиторами), а значит начинаются академические задолженности у студентов и их приходится отчислять. Выпуски становятся маленькими, за что государство по голове не погладит. Вот они а талдычат о «поколении ЕГЭ»! И ведь правы! И в результате в лучшем случае выпускаются сырые специалисты (а иногда и вообще никакие!). Почему же мы удивляемся, что в стране нет образования, медицины, культуры, спорта, производства?
Каков же итог? Виноват ЕГЭ? Ну, нет же! Это всего лишь одна из форм проведения экзамена. У него есть свои плюсы и свои минусы. Их нужно знать и пытаться нивелировать минусы и использовать плюсы. Нужно понимать, что ЕГЭ – не увеселительная прогулка и готовиться к нему. Нужно осознать, что успех зависит не от учителя или репетитора, а только от твоей и только твоей работы. Вот тогда не будет необходимости бояться ЕГЭ и полемизировать по его поводу!