При выполнении данной работы были мною поставлны следующие задачи:
1)В каждом биологическом разделе нужно выделить основные понятия и постоянно помнить о них, возвращаясь к ним на разном материале и в разных связях
2)Важно обеспечить развитие понятий от простых к сложным, организовать осмысление научных фактов на основе ведущих общебиологических понятий, научить учащихся связывать, обобщать, конкретизировать, переосмысливать понятия
3)В ходе развития биологических понятий необходимо устанавливать внутри- и межпредметные связи
Просмотр содержимого документа
«Обновление форм и методов системы терминологической работы при изучении биологии на основе современных технологий (обобщение опыта)»
Обновление форм и методов системы терминологической работы при изучении биологии на основе современных технологий
Автор: КраснокутскаяТатьяна Юрьевна, учитель химии и биологии МАОУ «СОШ №21» г. МИАССА
Задачи:
- В каждом биологическом разделе нужно выделить основные понятия и постоянно помнить о них, возвращаясь к ним на разном материале и в разных связях
- Важно обеспечить развитие понятий от простых к сложным, организовать осмысление научных фактов на основе ведущих общебиологических понятий, научить учащихся связывать, обобщать, конкретизировать, переосмысливать понятия
- В ходе развития биологических понятий необходимо устанавливать внутри- и межпредметные связи
Группы биологических понятий
группы понятий
определение группы
простые
примеры
Первичные понятия, соответствующие отдельным элементам основ наук
сложные
Более обобщенные понятия,включающие в себя ряд простых
регенерация, рефлекс, хорда и др.
специальные
Лист, тип хордовые,
Понятия, развивающиеся в пределах одного школьного биологического курса
общебиоло
гические
Сквозные понятия, включающие знания о биологических закономерностях строения, жизнедеятельности и развития живой природы
Понятия об организме человека
Обмен веществ и превращение энергии, симбиоз, фотосинтез, дыхание
Категории специальных понятий
Анатомо - морфологические
Экологические
Физиологические
Эволюционные
Систематические
Группы общебиологических понятий: 1. Организменные 2. Популяционно-видовые 3. Биосферно-биоценотические 4. Эволюционные
Условия развития понятий
Учёт источников предварительных представлений
Средства, обеспечивающие правильность восприятия
Упражнения, уточняющие восприятие
Наглядность
Точное и образное слово учителя
Вопросы учителя
Средства, обеспечивающие правильность представлений
Зарисовка по памяти
Упражнения по узнаванию и различению
Постановка проблемы
Логика изложения учебного материала учителям
Средства, обеспечивающие образование понятий
Вопросы, требующие обобщений
Упражнения в сравнении, классификации, определение, умозаключении
Система повторения, связывающая старые знания с новыми
Вопросы, требующие обобщений и связывающие знания с практическим их применением