СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы публикации направлены на закрепление знаний уч-ся 5 класса по теме: "Фонетика. Графика. Орфоэпия"

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия»»


Тема урока: Обобщающий урок по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия»

Цели: закрепить знания, формировать умения и навыки по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия» , обогатить словарный запас учащихся, формировать умение делать выводы, развивать логическое мышление, речь, воображение, воспитывать интерес к изучению русского языка.

Тип урока – урок-повторение

Методы обучения: опрос, беседа, работа в группах, индивидуальные задания, сообщения.

Оборудование урока: индивидуальные карточки- задания, опорные схемы

Ход урока

I. Организационный момент.

1.1 Вступительное слово учителя.

Вступительное слово.

Звенит звонок… Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка… Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, мама гремит посудой на кухне. Но вот она заходит в комнату, и мы слышим: “Вставай, уже пора в школу!” Как называются эти последние звуки? (Это звуки речи).

-Чем они отличаются от всех остальных звуков? (Из них можно составить слова, предложения – они несут информацию).

- В каком разделе науки о языке изучаются звуки речи? (В фонетике).

1.2. Прогноз- предположение : что будем делать на уроке?

1.3. Запишите в тетрадях число, тему урока: Итоговый урок по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия»

II. Повторение изученного материала, формирование фонетических, орфографических, орфоэпических умений и навыков

2.1. Повторяем всё, что знаем - индивидуальная работа по карточкам, повторение изученных правил


Устная работа

Индивидуальная работа по карточкам у доски

Фронтальный опрос

- А какие науки очень тесно связаны с фонетикой? (орфоэпия, графика, орфография)

- Что они изучают? Кто живет в каждой из этих стран?

(В Фонетике – звуки, в Графике – буквы, в Орфографии – правила, орфограммы, в Орфоэпии – правила произношения).


- Закончите, пожалуйста, фразы: .


Звуки делятся на …. Гл- согл

Гласные состоят из голоса- а, у, и, э, ы, о

Согласные- из голоса и шума, только шума.

Звонкие состоят из голоса и шума: л, в, ж-, б, м, н, г, д, з,й-

Глухие состоят из – шума: с, т, п, к, х, -ч, ш-, -щ,ц-, ф.


Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих случаях: ….

Всегда твердые согласные (ж,ш,ц)

согласные всегда мягкие? ( й,ч, щ)

Назовите сонорные согласные звуки. (л, м, н, р, й и мягкие варианты)

Не обозначают звуков буквы 2 буквы ь,ъ

Шипящие звуки …. .

Мягкость согласного обозначается..ь, а также буквами … и е ё ю я.

Когда гласный звук стоит в слабой позиции? (без ударения)


Работа с метаграммами

С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким сам звеню я на раздолье. (Колос-голос)


С глухим траву она срезает,
Со звонким и листочки объедает. (Коса-коза)



- Какие знаем скороговорки?

Карточка 1

От топота копыт пыль по полю летит.

- Подчеркните грамматическую основу в скороговорке. Дайте характеристику предложению.


Карточка 2

Архип осип, Осип охрип.(р, с, х)

- Подчеркните грамматическую основу в скороговорке. Дайте характеристику предложению. 










Карточка 3 ( на месте)

1. В каком слове звуков больше, чем букв:

1) братья; 2) приезд; 3) коньки; 4) есть.

2. В каком слове все согласные звуки мягкие:

1) лишь; 2) плющ; 3) лечу; 4) цель.

3. В каком слове все согласные

звуки твердые:

1) живет; 2) жираф; 3) щука; 4) час


III. Тренировочные упражнения.


3.1. Фонетический разбор слов

Прослушайте высказывание известного писателя 19 века Николая Васильевича Гоголя:

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».

- О красоте какого языка так сказал Гоголь?

Самостоятельная работа , индивидуальная работа у доски


1 вариант


2 вариант

Языка- [ йазыкА ]

Я- [а ]– гл, без

[й]- согл, зв, сонор, мяг.

З- [з-] согл, зв, тв.

Ы-[ ы] гл., безуд.

К- [к] согл, гл., тв.

А- [а]- гл, уд.

5 б, 6 зв

Вещи- [в”Ещ”и]

В-[в” ]– согл, зв., мягк

Е- [э]- гл., уд

Щ- [щ “]– согл, гл., мягк.

И- [и] – гл., безуд


4 б, 4 зв


3.2. Распределительный диктант



Мысль, Печник, вечный, речка, каменщик, бантик, начну, ручной, барабанщик, мачта, меньше, тоньше, раньше, портфель, возьми, отъезд, ручьи, соловьи, письменный, косьба



С Ь

Без Ь


Мысль

Печник,

меньше,

вечный,

тоньше,

речка,

раньше

каменщик,

портфель

бантик,

возьми,

начну

отъезд,

ручной

ручьи,

барабанщик,

соловьи,

мачта,

письменный


косьба




Вопросы:

1- в каких словах нет Ь? Почему? (в сочетаниях Ч и Щ с другими согласными Ь не пишется)

2- В каких словах Ь обозначает мягкость согласного?

3-Какова роль Ь в словах? (разделительный)

  1. Физкультминутка

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно.

Встали прямо, ноги вместе

Поворот кругом на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки

И потопаем немножко.

А теперь представим детки,

Будто руки наши ветки,

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих . Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели,

на меня все посмотрели.

3.3. Самостоятельная работа.

- упражнение 321, стр. 147.

3.4. Словарная работа

Записать слова по алфавиту, поставить ударение


БАнты звонИт свЁкла слИвовый сок ЩавЕль шАрфы тОрты позвонИт тУфля пОнял понялА красИвее баловАть договОр досУг столЯр


3.5. Буквенный диктант- записать букву, которая обозначает гласный звук в слабой позиции

стрела, сосна, зерно, звезда, гроза, листок, трава, спина, рядок.

Е, О, Е, Е, О, И, А, И, Я.


3.6. Фонетическая задача

  1. К количеству сонорных звуков в слове «ловкая» прибавьте количество мягких согласных в слове «снежинки». Из полученного числа вычтите количество глухих согласных слова «медведица».

Решение: (Л,й) (2)+ (с,н,к ) (3) – (ц) (1) = 4

2+3-1=4

2. К количеству твердых согласных звуков в слове «обозначила» прибавьте количество звонких согласных слова «сдача». Из полученного числа вычтите количество гласных звуков в слове «кабинет».

Решение: (б, з, н, л) (4) + з, д (2) – (а, и, э) (3) = 3



5.“Магические” цифры. Как вы считаете, какие сведения из раздела “Фонетика” скрываются за ними?

33 – буквы алфавита

10 –буквы, обозначающие гласные звуки (назовите)

6 – гласные звуки (назовите)

3 – всегда твердые звуки (какие?)- ж ш ц

3 – всегда мягкие звуки (примеры)- й, ч, щ

5 – сонорные (назовите)- л м н р й

4 – буквы Е, Ё, Ю, Я (двойная роль)-

2 – Ь и Ъ (звуков не обозначают)

6. Индивидуальное сообщение уч-ся.

Нам уже известно, что русский алфавит произошел от старославянского алфавита. Старославянский алфавит создали примерно в 863 году Кирилл и Мефодий на основе греческого. Эту азбуку назвали кириллицей.

Но буквы в кириллицы обозначали не только звуки речи, а еще и числа. Буква а называлась – аз и обозначала 1,

В- веди- 2,

Д- добро- 4,

И-8, Л-30, Н- 50, О- 70, Р- 100. Арабские числа, которыми пользуемся и сегодня, ввел Петр Первый.

- Беря во внимание название первой буквы а- аз –объясните значение высказывания- начинать с азов. – начинать с простого, с самого начала.


7.Домашнее задание:

- Как вы думаете, с чего нужно начинать подготовку к контрольной работе? С какого параграфа ? 50- 63, отв. На вопросы – стр. 147, упр. 322.



8. Итог:

Учитель. Урок подходит к концу. Вы достаточно хорошо справились с заданиями, показали хорошие знания темы.

Что мы повторили на сегодняшнем уроке?

Что вызвало затруднения?

Над чем еще надо поработать?


Игра «Третий лишний», указать, объяснить. – магические цифры

А.) лестница, вестник, чудесный . – нет непроизн. согласного

Б.) теннис, фонетика, академик – д- мягкий

В.) конечно, срочно, яичница- произносится чн


Оценивание

9. Рефлексия:

- у меня на уроке получилось ----------------, потому что ---------------------

- у мня на уроке не получилось -------------, потому что --------------------

- что бы улучшить работу на уроке, мне нужно ---------------------------

- цвет настроения-----------------



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!