СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме " Русские народные сказки"

Категория: Литература
Тема: Сказки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературному чтению . Тема : Русские народные сказки" 3 класс. УМК Перспектива

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме " Русские народные сказки"»

Тема урока обобщения: «Русские народные сказки»



I.Организационный момент.

Учитель: Доброе утро и детям, и всем гостям, пришедшим к нам на урок литературного чтения.

II. Мобилизующий этап. Формулирование учащимися темы и цели урока

– На доске – кроссворд: определите жанр фольклора (устного народного творчества) Слайд 2
– Разгадайте данный кроссворд , и вы узнаете ключевое слово темы нашего урока.

  • 1. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.(Пословица)

  • 2. Дождик, лей, лей, лей!
    Будет травка зеленей,
    Вырастут цветочки
    На зеленом лужочке! ( Закличка)

  • 3. Катилось яблоко
    Мимо сада.
    Мимо сада,
    Мимо града.
    Кто поднимет,
    Тот и выйдет.(Считалка)

4. Днём спит,
Ночью летает
И мышек хватает.(Загадка)

  • 5. Ри-та, ри-та, ри-та-та,
    Вышла кошка за кота,
    За кота, котовича,
    За Петра Петровича. (Потешка)

6. ---Скажи « ватрушка»!

- Ватрушка.

- У тебя в руках лягушка! ( Дразнилка)

– Итак, какое слово получилось? Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Слайд 3
– Правильно, тема урока – русские народные сказки.



Вот вижу я добрые лица,
Меняются звуки, и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят…(сказки).





III. Обобщение и систематизация знаний.



1. Создание проблемной ситуации.

 Как только услышишь слова “Жили, были…..”, “В некотором царстве, в некотором государстве...” сразу понимаешь, что дальше будет сказка.

- Ребята мы с вами отправимся сказку. Слайд 4

- А что такое сказка? (Ответы детей. Сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Есть волшебство, фантастические персонажи. ) Слайд 5

- В сказках происходят удивительные приключения, поучительные истории, забавные случаи. Вместе с героями сказок мысленно переносимся мы в тот сказочный мир, где живут эти герои. Сказка обязательно чему-то учит людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую реальную мысль.

2. Структура сказок. Слайд 6

- Сказок много разных, но все они построены по одинаковым законам.

- Давайте вспомним признаки сказок. Что есть в любой сказке? (Зачин).

Действия, которые происходят в сказке, мы называем... (Развитием событий или сюжетом)

По каким признакам мы ещё можем определить сказку? Что в ней должно быть? (Главные герои или волшебные предметы; устаревшие слова; устойчивые выражения) .

Как вы думаете, что ещё есть в сказке?? (есть троекратный повтор).

Как в сказках мы называем последнюю часть? (Концовка).

- МОЛОДЦЫ. Давайте ещё раз повторим все признаки сказок. (Присказка, зачин, развитие событий, главные герои или волшебные предметы, устаревшие слова, устойчивые выражения, троекратный повтор и концовка).

3. Классификация сказок. Слайд 7

Сказки бывают разные.

- На какие группы делятся сказки?

1. Народные и авторские.

- У авторских сказок есть известный автор. А у народных сказок автор - народ.

- Что это значит?

Люди, создавшие когда-то народные сказки, жили в нашей стране или в какой-то другой. Но кто они, мы не знаем, кто-то сочинил сказку и пересказал другим. Другой человек хорошо ее запомнил, еще что-то изменил в ней, что-то добавил от себя и рассказал еще кому-то. А тот еще кому-то. Так что у сказки много авторов, ее сочинял и переделывал народ.

2. Волшебные, о животных, бытовые.

Волшебные или фантастические сказки

- Какие герои встречаются в этих сказках? (Баба Яга, Кощей Бессмертный…)

Все в волшебных сказках необыкновенно. Предметы быта, орудия труда приобретают чудесные свойства. Какие вы знаете волшебные сказки?

Бытовые сказки

-Какова особенность этих сказок? Приведите примеры.

В них говорится о бедных и богатых. Высмеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, смекалка бедных людей. Действия происходят в обычных домах, деревнях..

Сказки о животных.

- Чем характерны эти сказки?

- Определите, к какому виду относятся следующие сказки . Слайд 8

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Хаврошечка

Морозко

Каша из топора



До нас дошли имена сказителей: Слайд 9

Кривополенова Марья Дмитриевна (1843–1924) – известна как исполнительница былин и сказок. 

Барышникова-Куприяниха Анна Куприяновна (1868–1954) – воронежская сказочница, занимающая одно из первых мест среди русских сказочников. Почти всю жизнь прожила в селе Верейка Землянского района Воронежской области. 

Ирина Андреевна Федосова



III. Физкультминутка

– Я буду называть героев сказок, если герой положительный, вы поднимаете руки над головой и хлопаете, как бы приветствуя его. Если герой отрицательный, то с силой отталкиваете его от себя.



IV. Викторина

V.Обощающий кроссорд. Слайд 41



По горизонтали:

2.Тот Илья, что Соловья-разбойника усмирил.4.Героиня сказок. Она и Премудрая, она и Прекрасная.7.Цветок, который дружил с жаворонком.10.В истории про деда и медведя одному из них достались корешки, а другому...11.Он и от дедушки ушел и от бабушки ушел.12.Что произошло, когда принц и принцесса встретились?

По вертикали:

1.Птица-разбойник.3.Баба страшная ...5.Младший сын деда и бабы. Обычно дурачок.6.У сестрицы Алёнушки был братец ...8.Чем поп машет?9.Сказочный домик, в котором живет много зверей.



VI. Говоря о сказках, нельзя не вспомнить о великом художнике - Викторе Михайловиче Васнецове . Слайд 42 - 44

Творчество Васнецова Виктора Михайловича развивалось поэтапно. Будучи студентом академии, юноша посвящал свободное время рисованию. На тот момент молодой художник увлекался иллюстрированием русских народных поговорок, пословиц, сказок. Заметив талант студента, представители духовенства попросили заняться росписью Вятского кафедрального собора. За свою жизнь Васнецов неоднократно принимал участие в выставках живописи. Впервые он выставил работы студентом академии. Демонстрация картин помогла юноше привлечь внимание признанных художников, сделать его имя известным. После 1917 года художник рисовал иллюстрации к русским народным сказкам.











VII. Итог урока.



- Что можно узнать о жизни наших предков из русских народных сказок?

- О каких качествах характера рассказывается в сказках? (Мудрость, остроумие, ответственность, смелость, трудолюбие, терпеливость, целеустремленность, справедливость, дружелюбие, сплоченность)

- Как вы думаете, а для чего люди стали придумывать сказки?

- Что оказалось для вас особенно интересным и полезным?

- Чему научили вас русские народные сказки?

IX. Рефлексия

– Перед вами волшебное яблочко. Раскрасьте его одним из трёх цветов: зелёным, красным, жёлтым. Если урок понравился – красным, если что-то не очень понравилось – жёлтым, если урок показался скучным и ничего не понравилось – зелёным.

– Спасибо за урок! Слайд 45




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!