СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение по теме "Имя прилагательное"

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное"»


Тема урока: Имя прилагательное - удивительный мир чудес.

Цель урока: систематизация знаний  по  теме «Имя прилагательное».

ЭПИГРАФ   К   УРОКУ:

Я – часть речи интересная, широко в миру известная: опишу любой предмет – в этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, и точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить, мною нужно дорожить!                  О.  Головко

Дети, наш сегодняшний урок я хочу начать с замечательного стихотворения, которое поможет нам окунуться в атмосферу сказки, чуда, необыкновенных открытий. А называется оно                             «Сказка про краски».

Если б все на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило? Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым, на зеленой спать перине

Под зеленым одеялом?

И зеленою водою на рассвете умываться,

И зеленым-презеленым полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами, зеленея, птицы реют,

Над зелеными домами ярко солнце зеленеет.

Видеть мир привыкли люди белым, желтым, синим, красным.

Пусть же все на свете будет удивительным и разным.


Чтобы рассказать об удивительном и разном нам нужны слова – имена прилагательные.

Сегодня у нас необычный урок. Мы   отправимся в путешествие. Оно будет трудным, но очень  интересным . Во время путешествия нам пригодятся знания, умения и навыки, полученные при изучении темы «Имя прилагательное»

Итак, что же на уроке мы должны знать и уметь?

ЗНАТЬ:

-что такое имя прилагательное;

-его грамматические признаки;

-правописание имен прилагательных.

УМЕТЬ:

-находить имена прилагательные;

-определять грамматические признаки;

-правильно писать имена прилагательные с изученными орфограммами



3. Запись темы «Имя прилагательное»

Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи?

(Ученики: чередование гласных в корне слова.)

Как вы понимаете смысл названия части речи?

(Приложенное, добавленное к чему-то.)

Как вы уже знаете, многие слова имеют корни из латинского языка. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод с греческого языка – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и перевод его – «нечто подкинутое, прибавленное.

Давайте понаблюдаем, как часто употребляется имя прилагательное.

Могу добавить, что имена прилагательные по частоте употребления занимают 5 место.

Когда же чаще всего мы используем прилагательные?

Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.

Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы.

Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту:

С.Есенин

А кругом р са ж мчужная

Отливала блестки алые,

И над оз ром серебряным

К мыши, склонясь, ш пталися.

- Назовите орфограммы, пропущенные в словах (безударные гласные в корнях слов). Подберите проверочные слова.

-Запишите синонимы к прил. алый

(Багряный, багровый, пунцовый, красный, кумачовый.

А теперь вспомним что обозначают имена прил.?

Откройте учебники на стр.89 и прочитаем, что обозначают имена прил.

А теперь применим наши знания на практике. Чтобы выполнить задания, мы должны немного потренироваться.

1) По данным словам - признакам предмета (прил.) отгадайте слова-предметы (сущ.):

,) Мягкий, теплый, пушистый, забавный, маленький, прехорошенький, усатый, игривый, шустрый, очаровательный, шаловливый … (котенок)

,) Круглое, душистое, вкусное-превкусное, сочное, ароматное, краснобокое … (яблоко)

Серый, косой, трусливый

Большой , косолапый,

2) А теперь наоборот. Задание называется «Подари предмету признак».

Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным.

                           1 ряд – трава                                 3 ряд – море

                           2 ряд – снег                                  

Чтобы определить морфологические признаки имен прил. Мы вернемся к стих. С.Есенина.

  1. Какую картину природы вы себе представили?

  2. Использование каких художественных средств помогает поэту создавать яркую, образную картину?

(Эпитеты)

  1. Итак, эпитеты – это образные прилагательные. Выпишите их вместе с существительными, от которых они зависят (роса жемчужная, над озером серебряным, блестки алые).

- Как вы понимаете выражения?

4. Докажите, что данные эпитеты – имена прилагательные (обозначают признак действия, отвечают на соответствующие вопросы).

 Чтобы определить морфологические признаки, просклоняем словосочетание:

И.п. озеро серебряное

Р.п. озера серебряного

Д.п. озеру серебряному

В.п .озеро серебряное

Т.п. озером серебряным

П.п. об озере серебряно

Изменилось ли прилагательное?

(Да, точно так же, как существительное.)

Значит, прилагательное изменяется по падежам.

А какая часть речи помогает нам определить падеж? (Существительное.)

Проверим, правильно ли Вы просклоняли прилагательное.

Давайте внимательно посмотрим на существительное. Какие морфологические признаки можно определить у существительного? (род, число)

- Определите род и число существительных.

- Могут ли в словосочетании существительное и прилагательное быть разного рода и числа? (Нет, они согласуются.)

Прослушайте сказку как появилось имя прил.

В алфавите все буквы дружили с Именем Существительным. Оно было доброе и очень трудолюбивое. Оно постоянно что-нибудь сочиняло или мастерило. И нужен был ему помощник, который пояснял бы все предметы, придуманные Существительным, и во всём бы ему подчинялся. Буква И взялась помочь. Она собрала все буквы алфавита, и стали они думать, как назвать помощника. — Ну, раз он будет прилагаться к Имени Существительному, то и назовём его — Имя Прилагательное. Так и появилось Имя Прилагательное и стало стоять в том же роде, числе и падеже, что и Имя Существительное.

- Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род? (нет)

Сделаем вывод: прилагательные изменяются по числам, падежам и в единственном числе – по родам. Прилагательные согласуются с именами существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже.

Итак, Вы сделали третье открытие.

Но у нас впереди еще одна неисследованная область – синтаксическая роль 

Внимательно посмотрите на предложения.

Распустился красивый цветок.

Цветок красив. 

-Спишите.

-Подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Найдите прилагательные. Определите, каким членом предложения они могут являться.

Вывод: имя прилагательное в предложения являются определением или сказуемым.

     Итак, ребята! Так что же такое имя прилагательное? 

А теперь проверим ваши знания.

Подведение итогов.?

- На какие вопросы отвечает прилагательное?

-Какие морфологические признаки у прилагательного?

-Каким членом предложения является прилагательное?

-Сформулируйте определение: что такое имя прилагательное

сегодня я узнал, я понял, что теперь я могу научился

было интересно… было трудно я выполнял задания




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!