СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта педагогической деятельности на тему: "Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта педагогической деятельности на тему: "Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся"»




Обобщение опыта

педагогической деятельности на тему:











«Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся»







Сокаева Зинаида Аблиевна

учитель родного (осетинского) языка и литературы

МБОУ СОШ №3 г.Беслан





г.Беслан, 2019 г.


Тема опыта: «Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся»

Актуальность опыта

Актуальность моего педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.

Это противоречие определяет главную задачу: развитие совокупности творческих и нравственных качеств школьников, включающих мотивационные, инструментальные и когнитивные компетенции. Мотивационные компетенции включают в себя ценностные ориентации, потребности, созидательную направленность личности, способность брать на себя ответственность, способность защищать личные убеждения. Инструментальные компетенции состоят в освоении учащимися универсальных способов деятельности, видении ими вариативности достижения цели, планомерности и самоконтроле собственной деятельности. Когнитивные включают знания, предметные умения, навыки, владение творческими методами решения проблем. Ученику необходимо обладать высоким уровнем креативности, способным брать ответственность за свое образование и нравственное развитие, активно участвующим в позитивном преобразовании общества и социума, раскрывая свой творческий потенциал. Содержание образования не должно ограничиваться предметной областью, а включать систему метапредметных способов деятельности и новые компетентности. Технологии обучения и воспитания ориентированы на субъект-субъектные отношения, активное включение учащихся в процесс целеполагания, экспертизу собственных результатов. Результат образования не ограничивается только знаниями, умениями и навыками по предмету, а проявляется в сформированности творческих и нравственных умений как качеств креативной личности


Основное противоречие лежит между традиционными технологиями в образовании и ключевыми изменениями облика современной модели образования к 2020 году, представленными в государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы». Инновационное развитие страны требовало обновления к 2015 году всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода. Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. «Требование необходимости формирования инновационного поведения учащихся, означающего развитие востребованных сегодня и в будущем творческих способностей, умения применять получаемые в процессе базового образования знания на практике, инициативности и ответственности». Эти слова стали основой реализации моего педагогического опыта


Условия возникновения и становления опыта.

Внедрение новых педагогических технологий в работу;

создание на уроках благоприятной атмосферы для работы, сопережи­вание, соучастие и т.д.;

постоянный творческий поиск методов, форм и приемов, которые бу­дут увлекать учащихся;

накопление краеведческого материала;

накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег;

наблюдение выраженной обратной связи в виде неподдельного ин­тереса детей к изучению предметов.


Цель педагогического опыта.

Разработка и создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.


Задачи: обеспечить ориентацию образовательного процесса на развитие личностного ресурса учащихся (мотивационной, инструментальной и когнитивной сфер личности), развивать творческий потенциал учащихся через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности.


Описание опыта

Один из принципов моей методики - отстаивание собственной точки зрения учащимися. Таким образом, я не только закладываю в детях чувство собственного достоинства, но и развиваю речь, логическое мышление, желание учиться и совершенствовать свои знания

Формы и методы, используемые мной на уроках:

1) объяснительно-иллюстративный (при помощи обобщающих таблиц, уроков-презентаций, различных схем, символических картинок, опорных конспектов);

2) репродуктивный метод (работа по заданному учителем алгоритму);

3) эвристический метод(решение лингвистических задач);
4) методы самостоятельной работы учащихся;

5) метод дифференцированного обучения;

6) метод проектов.

Стараясь вызвать у учащихся интерес к изучению предмета, включаю детей в исследовательскую деятельность.

В целях достижения лучшего результата использую разнообразные виды уроков: урок-практикум, урок-модуль, урок-лекция, урок-семинар, урок-исследование, урок-путешествие, урок-игра, урок-КВН, урок-презентация с использованием компьютера, урок-экскурсия, урок-праздник.

Например, технология модульного обучения позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить развитие познавательной и личностной сферы учащихся, совместить жесткое управление познавательной деятельностью ученика с широкими возможностями для самоуправления. В чем я вижу плюсы такой технологии. Во-первых, каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д. Во-вторых, учитель и ученик общаются совсем по-другому. Модули позволяют перевести обучение на субъектно-субъектную основу. В-третьих, ученик максимум времени работает самостоятельно. Это дает ему возможность осознать себя в деятельности, самому определить уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях. Конечно, учитель тоже управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модуль, но это более мягкое, сугубо целеноправленное управление. В-четвертых, наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учащимися.

Уроки- практикумы обязательно заканчиваю выходным тестированием, которое не занимает много времени на уроке. По возможности при проведении таких тестов использую мультимедиа. Например, в 8 классе по теме «Союзы при однородных членах предложения» проводила тест в такой форме:


Тест к уроку «Союзы при однородных членах предложения»


1. Поставьте правильно знаки препинания: Æмбырдмæ æрбацыдысты (1) сылгоймæгтæ дæр(2) нæлгоймæгтæ дæр(3) хистæртæ дæр (4)кæстæртæ дæр.

1) 2,3;

2) 2,3,4

2. Поставьте, где нужно, запятые: Сылгоймæгтæн (1) фæкæнынц бирæ зæрдæбын арфæтæ (2) фæдæттынц сын лæвæрттæ (3)дидинджытæ.

1)2,3; .

2)1,2;

3)2. .

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить запятую:

1) Схъомыл кодтой иу чызг æмæ æртæ лæппуйы.

2) Азтæ куыд цæуынц афтæ Къоста мæ цæсты кæны кадджынæй-кадджындæр тыхджынæй- тыхджынæр.

4 . Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую:

1) Хæхбæсты иу зæронд уæлвæзы рæзыдис æмбисонды рæсугъд дидинæг.

2) Иу дзы хъуамæ арвыл уыдаид боныгон иннæ та –æхсæвыгон.

5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Скасти арвмæ, æмæ федта йæ ерысгæнæджы.

2) Фефсæрмы, афæлурс æмæ йæ цæсгом нал бахъæцыд арвмæ ссæуын.

Сегодня, я считаю, компьютер на уроках родного (осетинского) языка и литературы не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения. Он помогает учителю создавать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также меняет способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня.


Я использую компьютер на своих уроках в различных целях:

  • при объяснении нового материала для максимального его усвоения,

  • для оптимального закрепления изученного материала,

  • для улучшения контроля знаний учащихся,

  • для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету, в том числе и поисково-исследовательской.

Многие учителя, которые уже применяют в преподавании своего предмета информационные технологии, надеюсь, согласятся со мной, что самым распространённым или популярным средством ИТ в школе является презентация. В этом случае компьютер с мультимедийным проектором заменяет всю совокупность технических и нетехнических средств обучения: доску и книгу, телевизор и видеомагнитофон, иллюстративный материал и звуковое сопровождение.


Я сама очень люблю это средство наглядности и создаю различные презентации для своих уроков, так как считаю, что это позволяет в ряде ситуаций максимально заинтересовать учащихся темой.


При этом презентация (как, впрочем, и любой готовый программный продукт) может использоваться в нескольких существенно - различных ситуациях.

Презентация как фрагмент урока предполагает использование компьютера на одном или нескольких этапах урока. Например, при объяснении нового материала я использую презентации с иллюстративным материалом — рисунки, картины, фотографии, видеоряд, а также опорные схемы и алгоритмы; в других ситуациях — демонстрационные программы, которые позволяют в доступной наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения. Следует отметить, что иллюстрации компьютерного альбома выгодно отличаются от того иллюстративного материала, который содержится в учебниках и учебных пособиях, — они часто более продуманны, наглядны и, что самое главное, позволяют, как правило, полностью представить тему.

Уроки, полностью построенные на одной презентации, отличаются тем, что содержат в себе поддержку практически всех этапов урока и должны быть продуманы так, чтобы учитель мог руководить деятельностью учащихся на уроке посредством этой презентации. Такой вариант применения ИКТ является одной из эффективных форм урока-лекции, урока-открытия.

Другое направление — это использование на уроках литературы презентаций-биографий писателей, в том числе подготовленных учащимися.

Создание презентаций - процесс творческий. При подготовке презентации ученик проводит исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, выбирает из обширного литературного материала наиболее важный и делает выводы, а также проявляет творческий подход к оформлению слайдов. В процессе демонстрации презентации он приобретает опыт публичных выступлений.

Используя Интернет-ресурсы, мои ученики готовят различные доклады, рефераты, занимаются проектной деятельностью. Написание, оформление и представление рефератов, докладов и исследовательских работ повышает уровень активности учащихся.

Региональный компонент, а именно его краеведческое направление, легко вписывается в любой из предметов гуманитарного цикла. На уроках родного (осетинского) языка (5-7 класс) учащиеся моих классов пишут творческие работы «Любимый уголок природы», «За что я люблю свой край», «Улица моего детства» и т.д. Очень нравится детям наблюдать за особенностями речи земляков, анализировать отрывки и текстов писателей. Такая работа не может не активизировать мыслительную деятельность учащихся, повысить результат обученности. К подготовке и проведению этих уроков подхожу с огромной ответственностью. Считаю, что дети должны расти патриотами своей малой родины.

В классе оформлен материал о поэтах нашего края, который мы используем как в урочной так и внеурочной деятельности.

Роль внеклассной работы по предмету в формировании познавательной активности учащихся.

Внеклассная работа по предмету рассматривается как педагогическое явление в общеобразовательной школе, имеющее свою историю и законо­мерности изменений. Развитие этого явления диктуется законами развития общества и общественных отношений, но в то же время оно детерминирова­но объективными возможностями региона, района, школы, учителя; оно проявляется в многообразных формах организации, видах деятельности учащих­ся и широком спектре содержания.

Развитие интереса учащихся во внеклассной работе по предмету по­вышает требования к учителю на уроке. Возрастающий интеллектуальный фон и эмоциональное отношение к предмету классных коллективов за счет ребят, постоянно участвующих во внеклассной работе, создает более благо­получные условия для повышения качества знаний и усиления воспитываю­щего воздействия содержания учебного предмета, а это требует от учителя постоянного обогащения своего арсенала методов и средств обучения. Вне­классная работа, таким образом, оказывает влияние не только на развитие учащихся, но и на профессиональное становления учителя, она становится неотъемлемой частью его профессиональной деятельности. А.Ф. Казаков предлагает в качестве показателя уровня организации вне­классной работы по предмету и определения статуса учителя в этой деятель­ности рассматривать соотношение двух компонентов. Один из них - участие учителя в организации и управлении внеклассной работы и неформальным образованием, как отдельных учащихся, так и их коллективов, другой - это степень самостоятельности учащихся в организации собственной и коллек­тивной деятельности, степень проявления их творческой активности.

Считаю, что успех - важный стимул положительного отношения учащихся к деятельности. «Если ребенок не видит ус­пеха в своем труде, огонек жажды знаний гаснет... Ус­пех в учении - источник внутренних сил, рождающих энергию преодоления труд­ностей, желания учиться», - писал В.А. Сухомлинский.

Успех учебной деятельности, качество ответов, выполненных работ во многом определяется тем, как ученик готовит домашние задания. Зная воз­можности, сильные и слабые стороны школьников стараюсь давать посиль­ные индивидуальные задания, конкретизирую задание, указываю способы работы; обращаясь к отдельным ученикам, предупреждаю о возможных трудностях и путях их преодоления.

Успешная деятельность учащихся часто тормозится пробелами в зна­ниях, восполнение их осуществляется через индивидуальную работу на уро­ках и дополнительных занятиях.

Успех деятельности закрепляется показом достижений, поощрением (сопутствующим, последующим) результатов деятельности, самостоятельно­сти и инициативы, усилий, старательного отношения, быстроты, аккуратно­сти, трудолюбия и т.д.

Похвала за успех пробуждает готовность к новым усилиям в движении вперед, меняет отношение учащихся к деятельности.

Успех в учебной и внеучебной деятельности - это эффективное средство са­моутверждения учащихся. С появлением успеха внешние стимулы - подбад­ривание, похвала отходят на второй план, а на первый выдвигается внутрен­нее удовлетворение от успеха. Обеспечение успеха в единстве учебной и внеучебной работе выступает важным стимулом положительного отношения к этим видам деятельности, средством его укрепления.


Проблемы социализации учащихся через патриотическое и гражданское воспитание на уроках литературы. 

В последние годы  в педагогике мало уделяется внимание воспитательным возможностям школьных предметов. Часто сталкиваюсь с мнением, что учитель  обязан дать сумму знаний, а воспитывать учащихся будут дома, займитесь лучше воспитанием своих детей. Но  годы работы   убедили меня в том, что личность формируется в школьные годы.  Именно в стенах школы происходит социализация  ребенка / адаптация учащихся к социальной действительности/. А наш предмет передает нормы и модели поведения, ценности, мышление автора, героев произведений.   В результате,  хотим мы этого или нет, но  на образцах поведения автора и его героев учащиеся  учатся  социальным ролям, знакомятся с   этапами становления личности, в ходе которой формируются наиболее общие, распространенные черты личности. В результате ученик участвует в собственной социализации и в выражении им ценностей и норм культуры.  Начинается поиск своего «Я». Складывается собственная система представлений о себе самом, о мире и других людях - процесс адаптации.

Адаптация означает стремление найти в своем внутреннем мире те черты, которые помогают установить гуманные отношения с другими людьми.

Наша задача - стимулировать процесс нравственного развития личности, ее взаимосвязь с социальной средой.  А литература  способствует приобретению ими социальных навыков,  учитель помогает становлению личности, в ходе которой формируются наиболее общие, распространенные черты личности. Поэтому, воспитательные возможности нашего предмета огромны, но вся беда в том, что мало  часов отводится на изучение литературы.  Но, даже исходя из этого малого количества часов, мы уделяем большое внимание воспитательным задачам предмета.  Конечно, решение  воспитательных задач - сложный процесс.  Но литература - единственный предмет в школе, который обращен не только к уму человека, но, прежде всего,  к сердцу. Поэтому, задача воспитания  личности, гражданина актуальна для всего мира, но особенно она важна для России: кризис во всех сферах жизни.  Сейчас у нашей молодежи очень низкая  политико-правовая культура. Молодое поколение уверено в том, что у каждого  лишь права и полная свобода. Молодые люди  с возрастом становятся все более циничными,  равнодушными  к  окружающим, потребительски относятся  к  близким,  к  школе,  к  государству.  А о патриотизме и вовсе не знают. Нет этого понятия в их словарном запасе.  «Размыты» значения слов «Честь», «Совесть», «Долг», «Родина», «Отечество». Да, в течение последних лет многое изменилось (мягко говоря): изменились ценностные ориентиры, взаимоотношения между людьми, отношения гражданина России с Государством и обществом.  И мы, учителя, меняемся, многое переосмыслили, особенно свою роль в воспитании молодежи. А молодежь, в основном, у нас прекрасная. Поэтому, как гражданин своей страны, я не могу  равнодушно созерцать происходящее.  Как учитель, как гражданин, считаю, что  ответственна за формирование личности учащегося на своих уроках. Что  несу ответственность  не только за знания, но и за воспитание будущего поколения. Все это и  подтолкнуло к  выбору  методической темы:   «Гражданское воспитание на уроках литературы», начались поиски решения проблемы.

Но для себя сразу определила, что  должна  уметь говорить на языке ценностей - воодушевленно,  безоценочно,    позитивно, я поняла, что нельзя проецировать свои индивидуальные чаяния, неудовлетворенность, интересы, моральные предпочтения. Это очень трудно.  Моя задача  - необходимо передавать общественно значимые моральные установки, а не собственную систему моральных ценностей.   Затем, были следующие шаги:

Этапы работы.

Анализ воспитательных возможностей предмета.

Более глубокое осознание требований предмета.

Формулирование воспитательных задач каждой темы (не урока) при составлении календарных планов.

Отбор соответствующего  содержания учебного материала с учетом особенностей учеников того или иного класса, т.к. классы сильно отличаются друг от друга: одни из них характеризуются высоким уровнем  сознательной дисциплины, ответственным отношением к учению, сформированным чувством ответственности, в других - случаи безответственности, нарушения дисциплины на уроках, невыполнением домашнего задания. Отсюда ясно, что при планировании воспитательных задач  должна подходить дифференцированно.

 Продумала пути реализации воспитательных задач через содержание изучаемого материала:

-продумала содержание своей деятельности, деятельности учеников;

-подобрала соответствующие виды работ учащихся на уроке;

-запланировала практические действия  учеников,

-продумала выводы и обобщения.

      Очень важно еще и выработать у учащихся умения применять эти идеи и закономерности. Но, к сожалению, это уже проявляется лишь через годы.

Вывод.

Весь целостный учебно-воспитательный процесс: задачи, содержание, разработки тем уроков, формы и методы, личностное влияние учителя, учебно-материальное обеспечение -  помогают решению задачи гражданского воспитания на уроках.

Задачи  сформулированы  в методических пособиях:

 - дать определенные знания (о творчестве писателя...);

 - выработать следующие умения:  критически мыслить, анализировать ситуации, научить сотрудничать с людьми, воспитать терпимость,  чувство персональной ответственности за свои слова и поступки, т, е., должны уметь давать нравственную оценку всех компонентов жизни, общества, истории, политики, и нравственную оценку героям произведений, а также

- формировать навыки, с помощью которых каждый сможет  грамотно реализовать свои личные права и свободы.

Реализуются эти сложные задачи  в процессе изучения жизни, деятельности и творчества писателей: на примере их жизни и деятельности можно раскрыть и обсудить самые разные вопросы и проблемы, при обсуждении на уроках произведений великих людей можно проследить формирование  мировоззрения личности. Именно литературные образы позволяют видеть сложность становления личности, увидеть противоречия, которые свойственны герою, позволяют вовлечь школьников в анализ поступков, взглядов, жизненной позиции героев, высказать свою точку зрения на поступки героев, потому что именно на героях произведений можно рассмотреть конкретную ситуацию с различных точек зрения, обсудить проблемные вопросы.  На уроках есть возможность вовлечь школьников в анализ поступков, взглядов, жизненной позиции как героев, так и авторов. Поэтому, я считаю, что литературные дискуссии весьма ценны в гражданском воспитании.  Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Особую ценность представляет и форма обсуждения, ролевая игра, групповая форма работы, тренинги, референдумы,  проектная форма (разработка и реализация проекта), анкетирование, интервью, наблюдение, эксперименты...  Для решения гражданского воспитания на уроках литературы рекомендуется множество современных технологий. Но я предпочитаю следующие формы и виды уроков:  урок-исследование,  мини-исследования, семинар, обсуждение проблем, конкретных ситуаций,  работа в группах,  защита позиций автора или героев, работа с текстом, тренинги, дискуссии (особенно «горячие», «трудные» темы требуют принятия решения), именно на дискуссии ученик постигает моральные идеи: идеи добра, выявления их содержания. Именно в дискуссиях проявляется моральное суждение ученика. Именно на дискуссии он чаще осваивает вечные, непреходящие ценности, а это помогает ему приблизиться к своему внутреннему миру, лучше понять себя. На уроке осознает ценность человеческой жизни,  формируется неприятие убийств, войн.  Логическое восприятие общественных норм и ценностей  происходит в результате изучения исторического развития общества, государства, жизненного уклада народа (нравы, обычаи, нормы поведения). Во время дискуссии ученик переосмысливает свой, а также чужой жизненный опыт ( сравнивает, анализирует их нормы и ценности). Формы дискуссии самые разные: обмен, диалог, поддержание впечатлений, моделирование социальных процессов: суд, защита.

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы путем интегрирования учебных предметов.

(Роль музыки и живописи на уроках литературы) 

 «В сегодняшних условиях пересмотра всех нравственных ценностей особые надежды возлагаются на гуманитарную сферу образования, на обращение к национально-культурным традициям и их возрождение в контексте общечеловеческой культуры».

В настоящее время школа переживает очень сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются учебные планы, новые подходы к отражению содержания учебных дисциплин. В центр внимания работников образования поставлена результативность обучения, которая связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий.

Литература - один из предметов гуманитарного цикла. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. Задача словесника - выявить общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного мировосприятия.

Любое художественное произведение знакомит нас с целями жизни героя. Стремления и поступки персонажей определяются системой их личностных ценностей. В наш век процветает бездуховность. Все прежние идеалы растоптаны, а новых нет. Любовь, красота, нравственная ценность существуют. И цель литературы - находить их. Литература - сфера прекрасного. Она должна очищать и облагораживать человека силой художественного слова. Исходя из вышесказанного, можно выдвинуть ряд задач в преподавании литературы:

  • воспитать всесторонне развитого человека;

  • активизировать мыслительную деятельность учащихся;

  • формировать обобщённые знания и умения;

  • воспитывать эстетически подготовленного читателя, учить языку искусства.

Решению этих задач во многом поможет интеграция учебных предметов: это и создание различных спецкурсов, это и рождение новых предметов, это и интегрированные уроки.

«Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся».

Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства, как живопись, музыка и литература, тесно взаимосвязаны. «В далёком прошлом литература и музыка составляли единое целое. С развитием культуры произошёл процесс расчленения. Но связь между литературой и музыкой осталась неразрывной. Художественное слово более всего музыкально в лирике, передающей движение чувств. Проза тоже может звучать музыкально. У неё есть ритм, внутренняя мелодия». Возникла необходимость интегрирования этих предметов. Слияние искусств, их взаимодополнение способствуют более глубокому, эмоциональному раскрытию художественного образа учащимися.

Такие уроки развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Выявляется интерес детей к искусству в целом. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно её отстаивать.

Самое главное - у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек - это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся. Интеграция помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира. В своей работе попытаюсь обобщить опыт интеграции на уроках литературы.

Не секрет, что с каждым годом дети всё меньше и меньше читают. Отсюда и безграмотность, и бедная речь. Нужно постараться сделать всё, чтобы урок литературы был интересным, чтобы ребятам захотелось встретиться с произведениями писателей и поэтов и после урока. Для этого необходимо создать творческую атмосферу. Каждый ученик должен почувствовать нужность на уроке. Тот, кто рисует, готовит оформление класса, создаёт декорации, эскизы. Тот, кто занимается в музыкальной школе, делает музыкальное сопровождение (играет на инструменте). Каждый учащийся может проявить свою активность, способности, интересы.

Родители стремятся воспитать гармонически развитых, творчески одарённых детей. Привить чувство прекрасного способно искусство (литература, музыка, живопись). На мой взгляд, возникла необходимость интегрирования таких предметов, как литература, музыка и живопись. Мне интересен синтез искусств. Чем богаче и разнообразнее мир, окружающий ребёнка, тем богаче и разнообразнее его личность.

Актуальность и перспективность

Литература - нравственно-этический и эстетический курс. Она позволяет каждому ученику воспринимать мир в его единстве. Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения, прививают интерес к другим видам искусства. Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. Музыка выражает человеческие чувства. Описать конкретные события способна литература. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Интеграция помогает глубже развивать эстетические особенности детей. Не секрет, какое место в нашей жизни занимает музыка: кто-то любит рок, кому-то ближе лёгкая музыка. Но есть «вечная» музыка, которую называют классической. Ребята, слушая произведения Бетховена, Моцарта, параллельно с темой урока усваивают и музыкальные ценности. Музыка должна быть неотъемлемой частью урока литературы. Литературу и живопись объединяет повествовательность художественных картин. Интеграция позволит разнообразить анализ произведения, приобщить школьников к тайнам творческого процесса, активизировать познавательную деятельность учащихся. Мне кажется, что за интеграцией - будущее. Школа призвана развивать творческие способности учеников, а этого можно достичь путём интеграции предметов гуманитарного цикла.

Интеграция предметов в современной школе находится в постоянном поиске новых педагогических решений. На этом пути возможны и открытия, и ошибки. Как словесника, прежде всего меня заинтересовали два понятия: интеграция и межпредметная связь. Долгое время считала, что это одно и то же. Но, как оказалось, разница всё-таки есть. Ответ нахожу в словаре Ожегова: «Интегрировать - объединять в одно целое». Следовательно, интеграция - объединение всех частей в единое целое, качественно новое. Межпредметные связи показывают связь между предметами, но видны и чёткие разграничения между ними.

Особенности интегрирования на уроках литературы

Интеграция осуществляет сопоставление произведений смежных искусств с литературными произведениями. Иллюстрации являются своеобразным комментарием к тексту художественного произведения. Они ведут читателя к углубленному пониманию особенностей языка того или иного писателя, помогают увидеть героев глазами художников-иллюстраторов, обогащают возможности изучения литературы в историко-функциональном освещении. Живопись и музыка на уроках литературы помогают постичь идейно-художественное своеобразие произведений.

Современному уроку литературы необходимы новые формы и методы обучения, которые, опираясь на искусство, способны воспитать людей высокодуховных, нравственных, эстетически грамотных. Во многом этому способствует интеграция музыки, живописи и литературы.

В энциклопедии книжного клуба XXI века нахожу определение. Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись стремится и к раскрытию сущности исторических процессов, и к постижению внутреннего мира человека, и к выражению отвлечённых понятий. Литература «при всех своих изобразительно-выразительных возможностях, не в состоянии представить портрет так зримо, как это делает живопись».

Далеко не каждый может описать картину. Как не позавидовать горожанам, которые имеют возможность посетить музей, услышать живую речь экскурсовода. Ученикам, посетившим выставку, будет легче составить рассказ по картине. Задача учителя - научить делиться своими впечатлениями о картине, подмечать оттенки цветов, прочувствовать настроение картины.

В начале урока необходимо провести словарную работу: натюрморт, пейзаж, портрет, репродукция. Постараемся вспомнить, что такое синонимы: художник (автор, живописец, создатель картины), картина (репродукция, произведение живописи), изобразил (показал, передал, запечатлел, нарисовал).

Музыка на уроках литературы

Наиболее часто использую этот вид интеграции на своих уроках. Иногда можно подолгу говорить о композиторе, о характере музыки. Временами не следует перегружать детей вопросами, и тогда музыка будет только фоном, придающим задушевный тон уроку, ведь «во многие эпохи проявилось стремление к гармоническому развитию личности средствами музыки и искусства в целом». Обращаем внимание на музыку, выясняем, каков её характер, какие чувства передаёт мелодия. Музыку можно использовать на уроках изучения биографии писателя.

Такие уроки развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Выявляется интерес детей к искусству в целом. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно её отстаивать.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!