СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы по формированию экологической культуры младшего школьника.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описаны несколько экологических проектов. Отмечен результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоритически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по формированию экологической культуры младшего школьника.»

Формирование экологической культуры младшего школьника.


Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за ощущение самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

Экологическая культура часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных императивов. В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом.

Существенным моментом в воспитании культуры школьников является изменение в их сознании представления о приоритете человека над природой и формирование нового мироощущения, способствующего восприятию природы и человека во взаимной самоценности природы как таковой, а не с точки зрения её полезности или вреда для людей, невозможно изменить положение человечества как подобия инородной, а то и враждебной природе силы. Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, человеку необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, людях, творениях рук человеческих. [1, с.3-4] Очень важно приучить детей восхищенно - уважительно смотреть на все, что растет, цветет, движется, с тревогой и переживанием воспринимать факты грубого отношения к природе.

Поэтому воспитанию экологической культуры в нашей школе уделяется очень большое внимание и реализуется  через систему занятий, внеклассных мероприятий, внеурочную деятельность  и индивидуальную  работу  с детьми.

Процесс формирования экологической компетентности школьников будет успешным, если работа будет направлена не столько на формирование экологических знаний, сколько на самореализацию личности в экологической деятельности, на развитие субъектного опыта практического участия в улучшении состояния окружающей среды, выявления и содействия решению экологических проблем. Проектная деятельность как вид организации учебной деятельности как нельзя лучше способствует достижению описанной цели, так как она направлена на решение практических задач, мотивирует учащихся на приобретение новых знаний.  Технология проектного обучения формирует у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.

«Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» - вот основной тезис современного понимания технологии проектного обучения. Практика использования метода проектов показывает, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее». В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Поэтому в нашей школе учителя успешно применяют технологию проектного обучения для формирования экологической культуры младших школьников.

Актуальность экологических проектов определяется:

  • социальным заказом общества;

  • качеством современного образования;

  • потребностью в содействии успешной социализации школьников;

  • необходимостью формирования экологической компетентности школьников, развития способности принимать ценности природы родного края и личных достижений учащихся в решении локальных экологических проблем.

Исходя из актуальности, в школьной практике реализовывались следующие проекты:

  1. Проект «Осень» - творческий, межпредметный, с открытой координацией, внутришкольный, групповой, долгосрочный.

Цели проектной работы:

1.Систематизировать знания о природе.

2.Воспитывать художественный вкус ребёнка, чувство прекрасного.

3.Воспитывать любовь к поэзии.

4.Учить эстетически, осмысливать образы природы, передавать их в изобразительной деятельности.

Итог:

Составление книги об осени.

Результат:

Были созданы творческие работы, проведён конкурс чтецов, определены победители. Ребята участвовали в школьном конкурсе «Нет земли краше, чем Родина наша», учились работать в команде, учитывать мнение своих товарищей, высказывать и аргументировать собственное мнение.

У детей активизировалась познавательная деятельность, интерес к природе, внимание к авторскому слову в поэтической речи.















2. Проект«Сохраним красоту природы».

Цели проектной работы:

1.Обсудить экологические проблемы нашего края.

2.Осознать ценность природных объектов.

3.Понять значимость личного вклада каждого человека в решение экологических проблем.

4.Учить эстетически, осмысливать образы природы, передавать их в изобразительной деятельности.

Итог:

Составление альбома «Сохраним красоту природы».

Описание проектной части и её результат:

Работупо проекту«Сохраним красоту природы» учителя ведут исходя из структуры, состоящей из шести «П»

1. проблема

2. проектирование(планирование)

3.поиск информации

4. продукт

5. презентация творческих работ

6.портфолио, т. е. папка, где собраны рабочие материалы, черновики, дневники.

3.Проект «Мой зелёный друг»

Цели проектной работы:

1. Узнать о растениях

2. Осознать их роль для природных процессов.

3. Выяснить, как мы относимся к растениям.

4. Научиться беречь и охранять растения.

5. Принять участие в озеленении классной комнаты.

Итог:

Озеленение классной комнаты.

Результат:

Удалось вовлечь в исследовательскую и проектную деятельность большинство учащихся.

Сформировались компоненты экологического сознания и экологической компетентности.

Повысился познавательный интерес учащихся, изменилась мотивация, возникло желание продолжать эту деятельность дальше.


4.Проект «Школа добрых дел».

Цели проектной работы:

1. Создание условий для формирования у обучающихся активной гражданской позиции, ответственного отношения к своей школе и к окружающему миру.

2.Развивать общественную активность обучающихся.

3.Разрабатывать иреализовывать акции, направленные на улучшение состояния школы и окружающей среды.

Итог:

В рамках проекта «Школа добрых дел» ребята участвовали в акции по сбору канцелярских товаров для малообеспеченных детей,которая называлась «Поделись с товарищем», акция «Витамины для школьной столовой», акция «Покормите птиц зимой».

Результат:

Главный результат в том, что детям хочется совершать добрые дела. Они видят их значимость и нужность для общества. У них формируется ответственность и активная гражданская позиция.

В рамках регионального экологического проекта «Школа добрых дел» согласно разработанному положению о муниципальном детском творческом конкурсе «Экология – глазами детей» была проведена выставка детских работ по следующим номинациям:

  • изобразительное искусство

  • экологический плакат

  • скульптура

  • литературное произведение

Цель конкурса: развитие экологического образования, формирование у подрастающего поколения экологической культуры, повышение эффективности и целенаправленности эколого-просветительской работы в школах Самойловского района.

В конкурсе участвовали 9 школ района.

На выставке было представлено более 70 творческих работ. Очень красочная и яркая, она радовала своим разнообразием детей и взрослых. Рисунки, плакаты, поделки разные по размеру, изготовленные из разных материалов и в разной технике, объединяло то, что все они сделаны с душой и любовью к природе.

5. Проект «Зелёная красавица»

Цель:

Воспитание природоохранного поведения детей, развитие эмоционально-доброжелательного отношения к объектам природы.

Итог:

Была организована выставка творческих работ «Сделаем ёлочку своими руками», проведён конкурс рисунков «Сохраним ёлочку-зелёную красавицу леса».

Результат:

Дети не остались равнодушными к проблеме сохранения хвойных деревьев в нашей местности, было отмечено активное включение родителей в педагогический процесс.

На базе нашей школы ежегодно проводится межрегиональный фестиваль детских экологических театров.Фестиваль проводится под девизом «Через искусство к Зеленой планете» в рамках «Дней защиты от экологической опасности».

Цель фестиваля:повышение эффективности и целенаправ­ленно­сти эколого-просветительской работы в регионах России.

Задачи фестиваля:

  • формирование ценностного отношения у подрастающего поколения к природе родного края, привлечение их к активному участию в решении эколо­гических проблем региона;

  • расширение творческих контактов между коллективами, обмен опы­том работы в области пропаганды экологических знаний в системе непрерыв­ного экологического образования Поволжского региона.

В фестивале принимают участие творческие коллективы школьных образовательных учрежденийСамойловского района Саратовской области.

В конкурсной программе представленыэкологические постановки, выступления агитбригад,видеофильмы.

На этих экологических праздниках царит атмосфера встречи старых друзей, единомышленников. Всем нравятся жанровое разнообразие, новые декорации, оригинальные идеи выступлений.

Основным качеством экологической культуры человека является его сознательность в решении ряда экологических проблем. Но для того, чтобы решать определенные экологические проблемы, учащиеся должны владеть определенной системой практических и теоретических знаний и умений. Для этого учитель должен организовать так педагогический процесс, чтобы ребёнок приобрёл свой опыт в деле защиты природы.

Поэтому учитель должен подбирать более эффективные методы и приемы организации детей. Экологические конкурсы, выставки, мероприятия, акции – всё это детям интересно, а значит способствует развитию экологической культуры.

Литература:

1. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников – М., “Владос”, 2002 – 192с..








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!