СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение по теме «Люблю природу русскую. Весна».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщение по теме «Люблю природу русскую. Весна».»


Тема: Обобщение по теме «Люблю природу русскую. Весна».

Цель  урока: помочь детям повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное мышление.

Задачи: воспитывать интерес к чтению, к урокам чтения;

развивать правильную речь, четкую дикцию, эмоциональное отношение к произведениям искусства.

Оборудование:

Учебник «Литературное чтение» (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова; Москва, Просвещение, 2014г).

Картинки к уроку по теме «Люблю природу русскую. Весна»,портреты поэтов ,карточки с номерами ответов от1 до 4 по количеству учащихся.,.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Доброе утро! Придумано кем-то.

Просто и мудро придумано где-то.

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

- Повернитесь друг другу лицом, улыбнитесь! Садитесь.

Давайте улыбнёмся друг другу и поприветствуем. Ведь улыбка помогает нам показать своё доброе отношение, расположение. А когда мы здороваемся, мы желаем окружающим здоровья.- Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими хорошими помощниками, умными собеседниками, внимательными слушателями.

II. Актуализация знаний.

1. Постановка целей урока.

- Мы с вами закончили работать над разделом, каким? («Люблю природу русскую. Весна» )

- Какие произведения мы читали? (стихотворения русских поэтов о природе весной)

- Сегодня у нас урок обобщения работы по этому разделу, давайте поставим себе цели на этот урок, чем мы сегодня должны будем заниматься?(после ответов детей подводим итог)На уроке мы постараемся:

1. Подвести итог работы над разделом.
2. Вспомнить пройденные произведения   и  их авторов.
3. Продолжить практиковаться  выразительно читать.
4. Проверить свои знания полученные при изучении темы.

III. Речевая разминка:    

- Прочитать строчки сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко. 

Гори, солнце, ярче,
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее!

1. – Итак, сегодня на уроке мы обобщаем раздел, в котором будем говорить… А о чем -  вы догадаетесь сами.

Сиренью пахнет, небо ясно,

Трава нежна и зелена.

И в сарафане ярко красном

Шагает по земле … весна (хором).

– Это тема нашего сегодняшнего урока.

-  Наш урок мы посвятим Весне.

2. Учитель читает стихотворение:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года...

-  Это стихотворение А.С. Пушкина.

- Какую картину вы представили себе,  слушая стихотворение?

- Здесь нет слова «Весна». Каким образным выражением заменил Пушкин это слово? (Утро года.) 

3. -  Какие изменения происходят в природе весной?

 – Посмотрите на иллюстрации. Как вы узнали весну?

(дети говорят о приметах).

4. Прослушивание отрывка рассказа А.П. Чехова «Весной».

-  Постарайтесь увидеть нарисованные А.П. Чеховым картины.

«С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна.

Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом

все весело, ласково, приветливо!

Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню

или колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края.

Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе

с воробьями.

Речка надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня –  завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат...»

5. Беседа по прочитанному (проверка восприятия на слух).

-  Какие картины нарисовало ваше воображение?

-  Перечислите еще раз, какие предметы и явления описывает Чехов.

- Какие слова употреблены для того, чтобы нарисовать эти предметы живыми?  

(Снег не сошел; весна просится; лучи его, играя и улыбаясь, купаются)

- Это  литературный прием – олицетворение.

(Олицетворение - присвоение свойств одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами)

IV. Обобщение изученного.

1)Соединить стрелочками фамилию автора и название произведения.
Фёдор Иванович Тютчев 1803 - 1873 Весна.
Матери.
Алексей Николаевич Плещеев 1825 – 1893 Посидим в тишине.
Александр Александрович Блок 1880 – 1921 Весенние воды.
Елена Александровна Благинина 1903 – 1989

Сельская песенка. Зима недаром злится…
Самуил Яковлевич Маршак 1887 – 1964 На лугу.
Эмма Эфраимовна Мошковская 1926 – 1981 В бурю.
Иван Алексеевич Бунин 1870 – 1953

Я маму мою обидел… Снег уже теперь не тот… 
- Правильный ответ.

Тютчев Фёдор Иванович 1803 - 1873 
Зима недаром злится… 
Весенние воды.
Плещеев Алексей Николаевич 1825 – 1893
Весна. 
В бурю. 
Сельская песенка
Блок Александр Александрович 1880 – 1921
На лугу.
Благинина Елена Александровна 1903 – 1989
Посидим в тишине.
Маршак Самуил Яковлевич 1887 – 1964 
Снег уже теперь не тот… 
Мошковская Эмма Эфраимовна 1926 – 1981 
Я маму мою обидел…
Бунин Иван Алексеевич 1870 – 1953 
Матери. 
Назовите фамилии поэтов и их произведения:

2)Чтение наизусть (конкурс чтецов)

Все получают за чтение стихов оценки.

Лучший чтец – приз.

V. Физкультминутка

Под весенние напевы

Повернёмся вправо, влево.

Руки вверх, руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.

VI. Повторение пройденного.

1. ИГРА.
- Подберите к картинкам названия из строчек  изученных
стихотворений.                                  

(1. Весна идет сторонкой; весна в окно стучится; весне и горя мало…и лишь румяней стала.

2. И на вербах серебром светятся сережки.

3. Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят; уж тает снег, бегут ручьи; в ручье журчит волна.

4. Ласточка с весною в сени к нам летит.)

2. ТЕСТ.

- Поднять карточку с нужной цифрой 1, 2, 3, 4.

А. Найди лишнее слово.
1) снег
2) солнце
3) сосулька
4) листопад 

Б. Кто написал стихотворение «В бурю»?
1) С. Маршак
2) Ф. Тютчев
3) А. Плещеев
4) Е. Благинина

В. О чём говорится в стихотворении Ф. Тютчева «Зима недаром злится…»?
1) о борьбе зимы с весной
2) о борьбе весны с летом
3) о борьбе зимы с осенью
4) о борьбе весны с осенью

Г. О чём говорится в стихотворении А. Плещеева «Сельская песенка»?
1) об отлёте птиц
2) о прилёте птиц
3) о разливе рек
4) о таянии снега

Д. Закончи четверостишие А. Блока.
…Чу, слышен голос звонкий.
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье…
1) блестит луна
2) журчит вода
3) журчит волна
4) блестит звезда

Е. Вставь пропущенное слово в четверостишие.
Всё чернее с каждым днем
Стёжки и дорожки.
И на вербах …
Светятся серёжки.

1) ярко
2) огоньками
3) золотом
4) серебром

3. Раздели эти произведения на 2 группы и дай общее название каждой группе.

Лиса и тетерев. Весенние воды. Сельская песенка. Лиса и журавль. На лугу. Каша из топора.

- Выберите слова, которые могут быть связаны с темой «Весна»?  

Дождь Солнце Гроза Ручей Сосулька

Верба Метель Тучи Листопад Цветы    

Правильный ответ.

Дождь

Солнце

Гроза

Ручей

Сосулька

Верба

Тучи

Цветы

- Составьте по этим опорным словам рассказ о весне.

VII. Итог урока

- Что повторили  и обобщили сегодня на уроке?

- Мы читали стихотворения о пробуждении природы весной.

Впереди нас ждут прекрасные открытия весны.

   - Какое стихотворение вам особенно запомнилось? Почему?

VIII. Домашнее задание: 

стр. 126
I в. – зад. 4 (составь по опорным словам рассказ о весне)  

II в. – зад. 5 (нарисуй иллюстрацию к стих. о весне, сделай подпись словами текста)

IX. Рефлексия.

- У каждого на партах есть набор: солнце, облако и тучка.

- Нужно взять рисунок, который отображает ваше эмоциональное настроение на уроке, и поднять его вверх.

- Солнце – вам все понравилось и было интересно на уроке.

- Облако – вам понравился урок, но были вопросы, которые вам были непонятны.

- Тучка – ничего не понравилось и было все непонятно.


7