Тема: Обобщение изученного по теме «Союз».
Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Елеевская средняя общеобразовательная школа» Параньгинского района РМЭ Горохова Алефтина Ефимовна
Цель урока: обобщение, систематизация и углубление теоретических знаний и практических умений учащихся по теме “Союз как служебная часть речи”.
Задачи:
обучающие: формировать умение уместно употреблять союзы в речи; отрабатывать практические навыки правописания союзов и различения союзов от других частей речи, сочинительных союзов от подчинительных.
развивающие: развивать орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся, совершенствовать монологическую речь; развивать навыки взаимопроверки; работы в группах, в паре; развивать творческие способности учащихся;
воспитательные: воспитывать уважительного отношения к природе; помочь в осмыслении собственного отношения к понятию «Родина», формировать навык взаимопомощи, коллективизма во время работы на уроке.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Образовательные технологии: личностно-ориентированное обучение, элементы ТРКМ.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Приёмы контроля: устный, письменный.
Оборудование: учебник, компьютер, экран, локальная сеть, тест из методического пособия «Русский язык. 7 класс. Проверочные задания. Тесты. Контрольные работы».
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
Учитель:
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнем урок, друзья.
Добрый день, ребята! Прежде чем начать урок, я попрошу вас улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
Меня зовут Алефтина Ефимовна.
Мотивация к учебной деятельности.
Деревья в мае зеленеют,
И все вокруг вдруг зацвело.
А солнце с каждым днем сильнее
Нам дарит летнее тепло.
Учитель: Какая тема раскрыта в данном четверостишие? (Тема весны. Веет радостью, свежестью, лёгкостью).
Я думаю, мы с вами также с лёгкостью выполним задания, и от нашего урока получим только радость.
II. Актуализация знаний.
- Выделенные слова, ребята, являются ? (союзом)
- О чем пойдет речь? (речь пойдет о союзах).
Объявление темы урока, постановка цели.
- Запишем число и тему урока. «Обобщение изученного по теме «Союз».
Целью нашего урока?
Дети: обобщение и углубление теоретических знаний и практических умений по теме “Союз как служебная часть речи”.
- Какие задачи будут поставлены на уроке?
Дети: будем отрабатывать практические навыки правописания и употребления союзов, различения сочинительных союзов от подчинительных, различение союзов от других частей речи.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами проверим наши знания с помощью тестового выполнения задания, будем составлять сложные предложения с помощью союзов, работать с текстом. Свою работу будем оценивать сами, также оценивать работу своих друзей. В конце урока вы сами себе поставите балл за участие на уроке. Критерии оценивания даны в раздаточном материале после каждого выполнения заданий. Таблица оценивания дана на последней странице раздаточного материала.
III. Закрепление и обобщение знаний.
Учитель: С целью проверки усвоения теоретического материала проведем проверочный тест- практическая часть.
Задание № 1 - работа с тестом, взаимопроверка. За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальный балл: 5
Закрепим наши знания по теме – теоретическая часть .
- Какую часть речи мы называем союзом? (Союз – это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов или частей сложного предложения)
- Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных? (В отличие от самостоятельных частей речи, служебные не изменяются и не являются членами предложения)
- На какие группы по значению и употреблению в речи делятся союзы? (По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы делятся на соединительные, разделительные, противительные. Подчинительные делятся на определительные, изъяснительные и обстоятельственные)
- Что соединяют сочинительные союзы? (Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и части сложносочинённого предложения,
- Подчинительные? ( подчинительные – части сложноподчинённого)
Задание №2 - Работаем в группе.
Следующее задание называется «Конструкторская». Каждый из вас может выбрать то задание, которое для вас не сложно выполнить. Задание 1 – усвоили основные понятия и хотите закрепить их при выполнении заданий. Задание 2 – уверенно чувствуете себя в материалах темы.
1. Дополните предложения:
1. Мы вышли на поляну, где…..
2. Когда внезапно налетели дождевые тучи, …
3. Весна разгоралась с каждым днём всё ярче, так что…
4. Солнце начало греть сильнее, и…
5. Вдали куковала кукушка, а …
2. Составьте предложения по данным схемам:
1. [ ], и [ ].
2. [ ], (что…).
3. (Когда…). [ ].
4. [ ], но [ ].
5. [ ], (потому что…).
Максимальный балл: 5
Задание № 3 –Работа в паре. Выписать номера предложений
I столбик - с сочинительными союзами.
II столбик – с подчинительными союзами.
4 ученика по две пары работают у доски.
1. К нам весна шагает быстрыми шагами и сугробы тают под ее ногами.
2. Зелёные жители поля почувствовали что талая вода пробирается к их корешкам.
3. Снег быстро начал таять и везде показалась вода.
4. Чуть немного согрелся воздух а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт.
5. В густой буйной траве дрожат бриллианты крупной росы которые переливаются разноцветными огнями.
- самопроверка. (ставят по 1баллу). Максимальный: 5 баллов
Физкультминутка
Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз
Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.
Задание № 4. Прочитайте текст и выполните задание. Работаем в паре.
1) Рядом с высокой, сучковатой берёзой сделали автобусную остановку, и люди, ожидая транспорт, вешали на дерево тяжёлые авоськи, сумки, рюкзаки. (2) Когда внизу сучки поломали, кто-то вбил в ствол дюжину гвоздей и забил костыль. 3) Ржавый, с рваными острыми заусеницами, чтобы не вытащили.
4) Берёза стала вешалкой.
5) Никто не замечал, как с каждым днём чахло дерево. 6) На нём всё так же болтались авоськи. 7) Дерево ссутулилось и в разгар лета, горбатое и сухое, стояло над дорогой, как белый памятник.
8) Мимо шёл человек в комбинезоне. 9) Увидел берёзу, остановился.
10) Приложил ухо к стволу, послушал и ушёл.
11) Вернулся он с топором. 12) Огородил дерево мелким частоколом, на израненный ствол табличку повесил: «гвозди не вбивать. Живая».
А1. Какое утверждение не соответствует мыслям автора, высказанным в тексте?
1) Люди вешали сумки на ветки берёзы.
2) Человек огородил дерево частоколом.
3) Внизу сучки обломали.
4) Все видели, что с каждым днём дерево чахло.
А2. Определите стиль и тип текста.
1) художественный, повествование.
2) художественный, описание.
3) публицистический, повествование.
4) публицистический, описание.
А3. Найдите и охарактеризуйте союз в предложении 1.
А4. Найдите в тексте номер предложения, содержащий подчинительный союз цели.
А5. Найдите номер предложения, содержащий подчинительный союз времени.
- самопроверка. Максимальный балл: 5
Учитель: Ребята, какая проблема раскрыта в данном тексте? (экологическая проблема, тема бережного отношения к природе).
Учитель: Мы с вами должны беречь и любить нашу природу. Замечательный писатель К. Г. Паустовский сказал, «…не только за то, что она дает нам богатства, а за то, что мы на ней родились и живем».
IV. - Самооценивание.
1. Оцените свою работу на уроке, поставьте себе оценку в «Лист контроля».
- Если вы довольны своим участием на уроке и полученными знаниями – «5»;
- Если возникли затруднения, сомнения, над которыми вы можете поработать самостоятельно – «4»;
- Если возникли затруднения, сомнения, и вам без помощи учителя не справиться – «3»
2. Выставление оценки за урок (самооценивание).
Сложите баллы каждого задания, разделите на 5, у вас получится итоговый балл.
3. Подведение итога.
V. Рефлексия. Ребята, свои впечатления от урока напишем в синквейне.
Урок
Полезный, интересный.
Закрепляли, размышляли, сочиняли.
Урок – познание нового.
Знание.
1. Учитель: Я вас хочу поблагодарить за ваше активное участие на уроке.
За вас весна сегодня рада!
За труд вас всех благодарит!
И днями солнечными, тёплыми
Вас непременно одарит.