СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение по теме "Вводные слова и предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме "Вводные слова и предложения" составлена с учетом требований ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Обобщение по теме "Вводные слова и предложения"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Русский язык

8 класс

Тема урока: «Обобщение по теме «Вводные слова и предложения».

Основные предметные цели:

1. Обобщить и систематизировать знания по теме «Вводные слова и предложения».

2. Закрепитьпонятия «вводные слова», «вводные предложения», значение вводных слов и предложений, пунктуация и роль вводных слов в предложении, тексте.

Метапредметные ( УУД):

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, умение определять понятия, создавать обобщения;

свободная ориентация и восприятие текста публицистического стиля, смысловое чтение;

Личностные УУД:  самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;  

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения,

умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности


- Здравствуйте, ребята! Давайте пожелаем друг другу и, конечно же, себе удачи. Ведь именно с малой удачи начинается большой успех!

Приветствие учащихся.

II. Актуализация знаний

Учитель читает отрывок из стихотворения «Вводные слова» А.Кушнера.(Деформированный текст)

Возьмите эти вот слова.

От них кружится голова,

Они мешают суть беречь

И замедляют нашу речь,

И всё ж удобны потому,

О чём, смущаясь, говорим.

Меня, как всех, не раз не два

Спасали эти вот слова,

И чаще прочих среди них

Слова «во-первых,» «во-вторых»,

Они, начав издалека,

Давали повод не спеша

Собраться с мыслями, пока

Не знаю, где была душа.

-О каких словах идёт речь?

-Почему данные слова называются вводными?

Учащиеся слушают текст.
















Вводные слова и предложения

Ответы учащихся

III. Целеполагание /

Постановка учебной задачи

Итак, назовите, пожалуйста, тему урока

-С какой целью мы обратились к этой теме?

Учитель обобщает высказывания ребят:

-закрепить и обобщить знания о вводных словах и предложениях, познакомиться со словами, которые не являются вводными

Учащиеся называют цель урока.


IV.Закрепление опорных знаний.



Учитель предлагает учащимся восстановить фразы:

1.Вводными называются слова, которые…

2.Вводные слова могут стоять в предложении…

3. Вводные слова не входят в состав …

4.Можно выделить следующие группы вводных слов по значению:…

-Сделайте вывод по теме «Вводные слова и предложения».

Проверка домашнего задания. Поисковая работа.

- Вам дано было задание, пронаблюдать за текстами разных стилей. Давайте проследим, исследуем, какую роль играют вводные слова в разных стилях речи.

а) из художественной литературы.
б) из публицистического стиля.

в) из научного стиля.
г) из разговорной речи.
Вывод учителя: Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своей речи. И вводные слова нужно использовать правильно, так как излишнее их употребление - стилистический недостаток. И тогда вводные слова затрудняют понимание речи и говорят о неумении выразить свою мысль. Назойливое повторение вводных слов делает речь невыразительной, тусклой, затрудняет её восприятие слушателями.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно (на маршрутных листах ).После выполнения задания сверяют его с образцом, выясняют, что вызвало наибольшие затруднения, почему.

Вводные слова и предложения не несут в себе новой информации, значит, они не входят в состав предложения

1) К ним не задашь вопрос ни от какого члена предложения и от них нельзя задать вопросы к членам предложения.

2) Они не могут быть связаны союзами с членами предложения.

Дети зачитывают предложения из текстов разных стилей. Вывод: В художественном стиле вводные слова нужны для выражения чувств, мыслей, переживаний, эмоций героев, авторов художественных произведений.

Вывод: В публицистическом стиле вводные слова указывают на источник сообщения, помогают логически связать темы сообщений между собой, делают нашу речь более простой и понятной публике.

Вывод: В научном стиле вводные слова помогают систематизировать научную информацию, настраивают на логическое мышление. Чаще всего используются вводные слова, указывающие на порядок мыслей и их связь.

Вывод: В разговорной речи мы часто используем вводные слова, указывающие на различную степень уверенности, порядок мыслей и их связь.


V.Физкультминутка

Задание. Если я скажу неправильно, быстро поднимитесь. Всегда являются вводными словами и выделяются запятыми слова: без сомнения, наверно, во-первых, всё-таки, естественно, безусловно, как будто, как раз, в-третьих, впрочем, вот, пожалуйста, ведь, итак, вдруг, следовательно, конечно, однажды, во-вторых, вообще, всё-таки.

- Какие слова никогда не бывают вводными?







будто даже всё-таки как будто именно авось вряд ли ведь обязательно едва ли только вдруг якобы непременно как раз почти вот


VI.Закрепление полученных знаний

1.Работа в парах. Выписать только предложения с вводными словами и предложениями, расставить запятые.

1.Окно должно быть открыто всю ночь.

2.Мы хозяина кажется утомили.

3.Может вместо зимы на полях это лебеди сели на луг.

4.Теперь, я думаю, медлить нельзя.

5. Метель, я уверен, скоро кончится.

6.Ваше предложение может быть принято на определённых условиях.

7. Ты может быть хочешь поехать на экскурсию?

2.Устная работа. Прочитайте предложения, вставляя вместо точек вводное слово. Каждая группа предлагает свои варианты.

Во время каникул мы…. хорошо отдохнём.( неуверенность)

Болезнь… оказалась очень опасной. (чувства)

Экспедиция….. открыла в глухой сибирской тайге большие запасы.( источник сообщения)

Чтение….. расширяет кругозор,….развивает память,…..способствует улучшению грамотности.( порядок мыслей)

3.Работа с текстом. Работа в группах.

(Текст выдается учащимся в распечатанном виде и собирается после выполнения ими задания).

Прочитайте текст. Расставьте недостающие знаки препинания. Укажите вводные слова и предложения, их функциональное назначение.

Друзья мои, читайте книги! Книги- наши учителя и помощники, советчики. Они, безусловно, играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации. Во-первых, книги рассказывают о том , что человечество совершило, передумало, чего достигло в далёком прошлом. Во-вторых, книги объясняют настоящее и, наконец, увлекают в мир будущего. Польза от общения с книгами и в том, что они , без сомнения, повышают грамотность, прививают вкус к хорошему слову и, конечно, любовь к языку.

5.Фронтальная проверка знаний учащихся по изученной теме. Тест

I. Укажите верные высказывания.

1.Вводные слова связаны с другими членами предложения по способу примыкания.

2.Вводные слова не являются членами предложения.

3.Вставные предложения на письме выделяются запятыми.

II. Установите соответствие между значениями вводных слов и вводными словами в предложениях.

А.Вводное слово выражает чувства говорящего.

Б. Вводное слово выражает оценку говорящим степени реальности сообщаемого.

В.Вводное слово — призыв к собеседнику с целью привлечь его внимание.

Г. Вводное слово указывает на оформление высказываемых мыслей.

Это, видите ли, далеко не вся правда.

Плавание, к сожалению, становилось однообразным.

Мы пытались его уговорить, и это, по всей вероятности, нам удалось бы.

Все это, прямо скажем, не соответствует действительности.

Задерживать их было, конечно, бесполезно.

День, на радость всем, выдался солнечным.

III. Укажите предложения, содержащие вводные слова (знаки препинания не расставлены).

1.К досаде его добавилась жалость.

2.Это значит что была допущена ошибка.

3.К счастью все обошлось.

4.Выбор именно тот которого ждали.

5.Расскажите пожалуйста все сначала.

6.Он непременно придет.

IV. Укажите предложения, не содержащие пунктуационных ошибок.

Он ничуть не обрадовался, а напротив, как-то даже растерялся.

Мы уже обо всем договорились, но, возможно, придется еще кое-что уточнить.

Бывало, подолгу слушал я старинные песни.

Работа возможно будет выполнена в срок.

Стоящий у стены человек, никто не обращал на него внимания, вдруг неожиданно вышел вперед.


Учащиеся выписывают в маршрутный лист предложения с вводными словами и предложениями.
















Учащиеся каждой группы читают предложения с вводными словами или предложениями.










Учащиеся работают с текстом, выполняя задания.













Учащиеся самостоятельно работают в своих маршрутных листах.

VII. Итог урока. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение на тему: «Книги- наши верные друзья».

Учащиеся записывают домашнее задание.

VIII. Рефлексия.

Рефлексия деятельности

Итак , удалось ли нам достигнуть цели урока? Почему вы так считаете? Для чего необходимы вводные слова в речи? (При рассуждении используйте вводные слова).

Учащиеся делают вывод по теме урока, используя вводные слова.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!