СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение знаний по изученным орфограммам. (Проектная деятельность: создание дидактической игры)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выполняя  этот проект  у учащихся закреплялись навыки совместной работы, они использовали результаты своего труда на практике.

    В качестве  способа обработки информации использовалось её кодирование с помощью условных обозначений, что помогало классифицировать полученную  учащимися информацию достаточно легко, несмотря на большой объём материала.

 

Просмотр содержимого документа
«Инструкции к играм»

Инструкции к играм.


Бабушкин чемодан.


Играть может и два человека, но чем больше участников, тем интересней. Сначала определяют очередность, кто за кем говорит.

Первый участник начинает: «К нам едет бабушка, везет с собой чемодан. А в чемодан она положила…» (например, расческу)

Следующий участник говорит:  «К нам едет бабушка, везет с собой чемодан. А в чемодан она положила расческу и …» (добавляет что-то свое ).

Так играют дальше, каждый следующий повторяет все что сказали до него и добавляет что-то свое.

Игра проходит веселее, если в чемодан «класть» что-нибудь эдакое, например: дом, дерево, небо и т.д. Когда игрок забыл, игра начинается заново.


Игра «Лото»

Согласно правилам игры лото, в игре принимают участие 90 бочонков. На каждый бочонок с двух сторон нанесен его номер. Все бочонки кладутся в специальный непрозрачный мешок и перед началом игры тщательно в нем перемешиваются.

Игровая карточка состоит из трех строк, в каждой из которой 9 клеток, 5 из них занимают числа. Пустые клетки для игры не предназначены.

Существуют 2 варианта игры. Первый, короткий, заключается в том, что выигрывает игрок, который первым закроет маркерами все 5 чисел одной любой строки на игровой карте. Во втором варианте игры выигрывает тот, кто первым закроет полностью все числа маркерами на одной своей карте.

Перед началом игры выбирается ведущий, который либо принимает участие в игре наравне с другими игроками, либо только ведет игру. Ему вручается мешок с бочонками.

После этого каждый из игроков берет себе одну или несколько карт, причем количество игровых карт у каждого из игроков должны быть одинаковым. О числе таких карт игроки договариваются перед началом игры. Каждый игрок кладет свои игровые карты перед собой и берет по 14 маркеров для каждой своей карты. Маркеры он кладет рядом со своими игровыми картами, которые в начале игры пусты. После того, как один из игроков выигрывает, игра русское лото заканчивается.


Игра «Детское домино»

1) Все участвующие в игре получают по шесть фишек, остальные фишки находятся в «банке», лицевой стороной вниз. Если участников игры 5 или 4, то можно, увеличить количество раздаваемых фишек до семи.

2) Игрок, у которого есть фишка с парными картинками, начинает ход первым. Остальные участники по очереди раскладывают свои фишки со схожими картинками.

3) Если у кого-то из игроков нет фишки с похожей картинкой, то он берет фишки из банка. Если фишки закончились и в банке этот игрок пропускает ход.

4) Игрок, у которого раньше все закончатся фишки, становится победителем.




Просмотр содержимого документа
«Проект дидактич. игра орфограммы...»


Тема. Обобщение знаний по изученным орфограммам.

(Проектная деятельность: создание дидактической игры)


Учащиеся знакомятся с понятием орфограмма, классификацией изученных орфограмм, способами их обозначения; структурным составом игры и особенностями дидактической игры.

Учащиеся научатся анализировать языковой материал, находить в словах изученные орфограммы, обозначать их; участвовать в продуктивной деятельности в ходе создания совместного проекта.

Оборудование: пронумерованные таблички с названиями изученных орфограмм, таблички с условными обозначениями этих орфограмм; карточки-заготовки для создания игровых полей; карточки со словами (разрезные); несколько инструкций к другим дидактическим играм (любые для анализа); ножницы, фломастеры; линейки,; карандаши; таблички с названиями творческих групп и с названиями различных учебных пространств доски.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Учитель сообщает ученикам, что данный урок будет продолжением цикла уроков проектной деятельности.

Учащиеся вспоминают особенности работы на таких уроках, перечисляют виды созданных ими проектов. Рассаживаются в соответствии с табличками: «Аналитики», «Экспериментаторы», «Иллюстраторы», «Исследователи».

Учитель говорит о накопленном материале по изучению орфограмм и предлагает принять участие в создании дидактического пособия.

II. Создание проблемной ситуации.

Учитель говорит, что создаваемый проект, как и любой другой, должен отвечать определённым требованиям.

Требования к данному проекту:

  • он является дидактическим пособием;

  • помогает тренироваться в нахождении и обозначении орфограмм;

  • интересный и увлекательный;

  • работать с ним может сразу несколько человек;

  • использовать можно многократно;

  • можно даже определить победителя.

Выбор дидактического пособия, отвечающего перечисленным требованиям, проводится в виде «мозгового штурма».

«Аналитики» выбирают из предложенных видов пособий дидактическую игру. Затем коллективно выбирается вид игры: лото.

III. Формулирование целей и задач проектной деятельности.

Цель: систематизировать материал по изученным орфограммам.

Задача: создать и использовать тренировочное пособие для отработки знаний по теме «Орфограммы».

IV. Подготовка к созданию проекта.

Учитель представляет задания.

  1. Выработка правил игры. (Выполняют «Аналитики»)

  2. Приведение в соответствие названий и обозначения орфограмм. (Выполняют «Иллюстраторы»)

  3. Орфографический анализ слов и обозначение соответствующих орфограмм. (Выполняют «Экспериментаторы»)

  4. Испытание проекта в целом. (Выполняют «Испытатели»)

  5. Промежуточный контроль. (Выполняют участники проекта, свободные от заданий на данном этапе)


Учитель напоминает назначение учебных пространств доски:

«Экспериментальная лаборатория»

«Сборка»

«Площадка испытаний»

V. Разработка проекта.

«Аналитики получают инструкции от других настольных игр, читают их, анализируют и составляют свою инструкцию. для экономии времени работают в парах.

«Иллюстраторы» работают «цепочкой» у доски.

На доске, в пространстве «Экспериментальная лаборатория», - пронумерованный список изученных орфограмм и разрозненные таблички с условными обозначениями этих же орфограмм.

«Иллюстраторы» приводят в соответствие название и обозначение.


В результате на доске появляется общая таблица:

  1. Заглавная буква в именах собственных



  1. Сочетание «чн»


чн

  1. Сочетание «чт»


чт

  1. Сочетание «чк»


чк

  1. Сочетание «нщ»


нщ

  1. Сочетание «нч»


нч

  1. Сочетание «жи»


жи

  1. Сочетание «ши»


ши

  1. Сочетание «ща»


ща

  1. Сочетание «чу»


чу

  1. Сочетание «щу»


щу

  1. Сочетание «ча»


ча

  1. Мягкий знак – показатель мягкости в середине слова


о Ь о

  1. Мягкий знак – показатель мягкости на конце слова


о Ь__

  1. Мягкий знак разделительный


о Ь – и е ё ю я

  1. Твёрдый знак разделительный


Ъ – е ё ю я

  1. Проверяемый безударный гласный в корне



о

  1. Непроверяемый безударный гласный в корне


о__сл. сл._

  1. Безударный гласный в приставке


о

  1. Раздельное написание предлога со словом

____ _________

  1. Парный согласный в середине слова

______о_______

  1. Парный согласный на конце слова

____________о

  1. Удвоенные согласные

______оо______


«Экспериментаторы» получают карточки со словами и пустые игровые поля. На пустых полях карандашом отмечают номера орфограмм, соответствующих данным словам:


деньки

свеча

подъём

прутья

деревья

заячья

Григорьевич

груши



17, 13

17, 11

16, 11

15

17, 15

18, 15

1, 17, 15

9



молчат

у Маши

пища

речной

стружка

Москва

Россия

ширина



17, 11

1, 20, 9

8

17, 12

22

1, 18

1, 23, 18

17, 9



осветил

вазочка

пончики

мачта

птенчики

каменщик

гонщик

дружить



17, 19

4

6

3

6

5

5

7, 14



моржи

запущу

молчу

репка

Глеб

на лапках

артист

берёза



17, 7

12, 19

17, 10

22

1, 21

20, 22

18, 21

18



воробей

русский

рассказ

тетрадь

съёжились

подъезд

с моста

съедобный



17, 18

23

19, 21, 23

14, 18

7, 14, 16

16, 19, 21

17, 20

16, 17



Выполненную работу прикрепляют в пространстве «Сборка».

Учитель уточняет задачу «Иллюстраторов».

«Иллюстраторы» снимают с доски и разрезают карточки со словами, а на пустых игровых полях рисуют схемы, соответствующие номерам орфограмм. Для облегчения работы пользуются условными обозначениями сводной таблицы, расположенной на доске в пространстве «Экспериментальная лаборатория».


VI. Испытание проекта.

«Испытатели» зачитывают составленные «Аналитиками» правила игры. В соответствии с этими правилами выбирают ведущего, распределяют игровые поля и проводят пробную игру в качестве испытания созданного проекта.


VII. Итоги урока.

Проводится анализ пробной игры, оцениваются положительные и отрицательные стороны разработанного проекта, а также анализируется сам ход работы над проектом.

Дети составляют рекомендации для дальнейших уроков проектной деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!