СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщённо-личные предложения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщённо-личные предложения.»

Автор:

Урок русского языка в 8 классе

Тема урока: Обобщённо-личные предложения.

Цели:

1. Образовательные:

  • повторить изученное об односоставных предложениях ;

  • дать понятие об обобщённо-личных предложениях, о способах выражения сказуемого;

  • научить отличать предложения определенно- личные ,неопределённо-личные от обобщённо – личных;

  • показать роль обобщённо-личных предложений в речи;

  • закрепить полученные знания и провести их первичный контроль;

  • формировать умений применять полученные знания на практике.

2. Развивающие:

  • развивать навыки устной речи;

  • развивать логическое мышление;

  • совершенствовать приемы учебной деятельности.

3. Воспитательные:

  • воспитывать внимание к слову, к товарищам, ответственное отношение к работе;

  • с помощью речевого коммуникативного дидактического материала подвести учащихся к осмыслению красоты и богатства русского слова.


Формирование УУД

Личностные УУД:

- испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;

- осознавать роль обобщённо- личных предложений в устной и письменной речи;

Регулятивные УУД:

- самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;

- владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

Познавательные УУД;

- находить ответы на вопросы ;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- учиться работать в паре;

- умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Тип урока: урок-исследование.


Методическое обеспечение: Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М. : Просвещение, 2013.

Оборудование: карточки с текстом, учебник.

Технология: проблемного обучения, активные методы обучения.



Ход урока


Эпиграф

Берегите друг друга
Добротой согревайте,
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
О.Высотская


І. Организационный момент

- Здравствуйте!

Вы хорошие, умные ребята. Мне очень хочется, чтобы сегодняшняя встреча с вами была не менее радостная и прошла в духе взаимопонимания, взаимоподдержки. Вы обязательно поймёте новую тему и выполните все задания. Начнем урок с улыбки. Улыбнемся друг другу и пожелаем ни пуха, ни пера.

Обращение к эпиграфу.

Проблемный вопрос: Почему именно такой эпиграф?

ІІ. Актуализация опорных знаний

    1. Лингвистическая разминка.

Послушать, съесть, глядеть, одеваться, предавать.

Слова какой части речи даны в диктанте?

(Зашифровано слово, которое нам понадобиться на уроке)

- Приставка  в первом слове- ПО, приставка во втором слоТве С, вторая буква третьего слова -Л, первая буква четвертого слова -О ,буква  из корня слова предавать- В+ суф.ИЦ и окончание Ы (Пословица).

- Найти «ошибкоопасные» слова - слова , в которых можно допустить ошибки при написании, назвать орфограммы.

- Для нашей с вами работы понадобятся и знания, полученные на предыдущих уроках. Чтобы возобновить их, выполним ряд заданий.

2. Мозговая атака.

Какие предложения называются двусоставными? (В которых есть два главных члена предложения).

- Какие  предложения называются односоставными? (Один главный член-подлежащее или сказуемое).

-Какие предложения называются односоставными, двусоставными?    

3. Коллективная  практическая работа.

Задание: Подобрать ключ  (Обозначить цифрами) к односоставным предложениям и двусоставным.  

предложения записаны двумя цветами)

  1. Друга на деньги не купишь.

  2. Никогда не бросай друга в несчастье.

  3. Ложь всегда губит настоящую дружбу.

  4. Я нашел настоящего друга.

  5. Нет друга - ищи, нашёл - береги.

  6. Верный друг никогда меня не подводил.

  7. Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там, где начинается ложь.

  8. Я никогда не оставлял своего друга в горести.

  9. Над другом посмеёшься - над собой поплачешь.

  10. На сердитых воду возят.

Самопроверка   

- Какая подсказка ?

Двусоставные КЛЮЧ: 3,4,6,7,8

Односоставные КЛЮЧ :1,2,5,9.10

ІІІ. Восприятие и осознание теоретического материала по теме в процессе практической работы

1. Запись предложения на доске (односоставное, которое понравилось больше всех (мотивация почему?)

2. Исследование. Сопоставление, составление кластера(объяснение)

 (На доске перевернутый лист с надписью -Обобщенно- личные предложения слово,  слово обобщенно закрыто).

3. Синтаксический разбор предлолжения. (Выделение ГО)

-В наших данных односоставных  предложениях какой главный член присутствует?(сказуемое)

-А какие бывают типы предложений с главным членом сказуемым, какие вы выучили и знаете?(определенно-личные ,неопределенно-личные).Мы сегодня узнаем еще один тип односоставных предложений.

-Чем выражен главный член предложения сказуемое 

-Известно кто выполняет действие?

-Подразумевается тот, кто выполняет?

4. Определения типа односоставного.

-Может ли действие производится всеми, любым лицом? (может).

- Какие слова можно вставить ?

5. Составление кластера(Ребята в тетрадях, учитель на доске)

6. Вывод по кластеру- учащиеся

-Как могут называться такие предложения по значению?(Обобщенно личными )

-Где могут использоваться обобщенно-личные предложения?

-Это слово зашифровано в словарной разминке. (Пословица)

ІV. Сообщение темы урока

-Запись в тетрадях темы.

-Выяснение целей учащимися

1. Работа .

 Обобщённо-личные предложения

Не имеют своей специфической формы выражения. По форме – определённо-личные или неопределённо-личные. Выделяются по значению. Два основных типа значения:
а) действие может быть отнесено ко всякому лицу;
б) действие конкретного лица (говорящего) является привычным, повторяющимся или представлено в виде обобщённого суждения (глагол-сказуемое стоит в форме 2-го лица единственного числа, хотя речь идёт о говорящем, то есть – о 1-м лице).

2. Сопоставление материала учебника и выводов учащихся. Доработка кластера. Вывод.

-Мы были на верном пути?

 V. Обобщение,систематизация  и контроль знаний.

1. Творческое моделирование.  ( Пазлы).

-Смоделировать народные высказывания, подобрав их продолжение с другой колонки 

  • 1. Не поспоришь - не подружишь.

  • 2. Знал дружка в радости, не оставляй в горести.

  • 3.Из-за нового приятеля не теряй старого.

  • 4.Не давай денег, не теряй дружбы.

  • 5.Назвался другом - помогай в беде.

  • 6. Дружба от недружбы близко живет.

  • 7. Человек не орех: сразу не раскусишь.

  • 8.Без беды друга не узнаешь.

Взаимопроверка 1б),2а),3 г),4 д), 5 в), 6 е), 7) з, 8 )ж,

2. Обращение к эпиграфу.

- Нравится вам это стихотворение?

-К кому обращается автор в стихотворении? (Ко всем читателям).

-Какое это предложение по строению грамматической основы? (Односоставное, определённо-личное).

-Где еще могут использоваться обобщенно-личные предложения кроме пословиц, о которых мы уже говорили? (В поэтической речи).

Вывод: В поэтической речи, в пословицах и поговорках определённо-личные предложения могут иметь обобщённое значение.

- Почему односоставные предложения часто употребляются в народных пословицах, загадках, сказках. (Использование односоставных предложений в народных изречениях придаёт высказыванию краткость, выразительность, обобщающую силу. Односоставные предложения обогащают нашу речь).

4. Поэтическая минутка. ( Чтение учителем стихотворение А.Барто «Первая любовь»).

-Какую пословицу можно подобрать к этому стихотворению? Дружба от недружбы близко живет.

5. Тренировочные упражнения.

-Письмо по памяти .

Не привыкайте к чудесам -
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам, I
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам, ІІ
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье. ІІІ
Все будет так - и все не так
Через одно мгновенье.
1964 В. Шефнер

 -Запись по вариантах ,повторное чтение .

 -Определите форму сказуемого.(По форме определенно-личные, по значению обобщено - личные).

-Какие предложения использует автор?

 -Какова их роль в речи?

Слово учителя. Эти предложения являются одним из ярких изобразительных  средств языка. Писатели и поэты часто прибегают к таким предложениям там, где личному надо придать значение общего. От этого живее воспринимается рассказ , совет, рекомендация.

IV. Обобщение и систематизация изученного на уроке

Задание № 1. Укажите правильный вариант ответа.

Односоставное определённо-личное предложение.

А) Зима.

Б) Умную голову почитают смолоду.

В) Как чувствуешь себя?

Г) Светает.

2. Односоставное неопределённо-личное предложение.

А) На Бога надейся, а сам не плошай.

Б) Цыплят по осени считают.

В) Мне грустно.

Г) Тишина.

3. Односоставное безличное предложение.

А) Вот и мама!

Б) У соседа ума не займёшь.

В) А судьи кто?

Г) В саду темно.

4. Односоставное назывное предложение.

А) Дрожит как лист на осине.

Б) Сильнее кошки зверя нет.

В) По росту одежду кроят.

Г) Какое дивное утро.

Задание № 2. В каком из вариантов правильно указан главный член односоставного предложения?

1. К твёрдым убеждениям нужно относиться с уважением(В.Гаршин.)

А) нужно относиться с уважением

Б) нужно

В) относиться

Г) нужно относиться

2. Всякое деяние осматривай со стороны его вреда и его пользы (Л.Толстой.)

А) осматривай

Б) осматривай со стороны

В) деяние со стороны

Г) со стороны его вреда и пользы

3. Каждое дело следует доводить до конца. (Я.Мавр.)

А) следует доводить

Б) следует доводить до конца

В) следует

Г) доводить

4. Никого так не презирают в народе, как изменников Родины. (В.Козлов.)

А) никого так не презирают

Б) никого так не презирают в народе

В) не презирают

Г) не презирают в народе

5. Непреодолимого на свете нет ничего. (А.Суворов.)

А) нет

Б) нет ничего

В) непреодолимого нет ничего

Г) на свете нет ничего

6. Стыдно презирать своих соотечественников и гнушаться ими.

( Н. Новиков.)

А) презирать и гнушаться

Б) стыдно

В) стыдно презирать

Г) стыдно презирать и гнушаться

11Подведение итогов. Выставление оценок.

- Над чем мы сегодня работали на уроке? Что вам следует повторить, готовясь к контрольной работе?

V. Домашнее задание.

Подготовиться к контрольной работе, упр.156.







Приложение.

1. Не поспоришь

а) не оставляй в горести.

2. Знал дружка в радости,

б) не подружишь.

3. Из-за нового приятеля

в) помогай в беде.

4.Не давай денег,

г) не теряй старого.

5. Назвался другом -

д) не теряй дружбы.

6. Дружба от недружбы

е) близко живет.

7. Человек не орех:

ж) друга не узнаешь.

8. Без беды

з) сразу не раскусишь.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!