Автор:
Урок русского языка в 8 классе
Тема урока: Обобщённо-личные предложения.
Цели:
1. Образовательные:
повторить изученное об односоставных предложениях ;
дать понятие об обобщённо-личных предложениях, о способах выражения сказуемого;
научить отличать предложения определенно- личные ,неопределённо-личные от обобщённо – личных;
показать роль обобщённо-личных предложений в речи;
закрепить полученные знания и провести их первичный контроль;
формировать умений применять полученные знания на практике.
2. Развивающие:
развивать навыки устной речи;
развивать логическое мышление;
совершенствовать приемы учебной деятельности.
3. Воспитательные:
воспитывать внимание к слову, к товарищам, ответственное отношение к работе;
с помощью речевого коммуникативного дидактического материала подвести учащихся к осмыслению красоты и богатства русского слова.
Формирование УУД
Личностные УУД:
- испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;
- осознавать роль обобщённо- личных предложений в устной и письменной речи;
Регулятивные УУД:
- самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
- владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
Познавательные УУД;
- находить ответы на вопросы ;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую:
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- учиться работать в паре;
- умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Тип урока: урок-исследование.
Методическое обеспечение: Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М. : Просвещение, 2013.
Оборудование: карточки с текстом, учебник.
Технология: проблемного обучения, активные методы обучения.
Ход урока
Эпиграф
Берегите друг друга
Добротой согревайте,
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
О.Высотская
І. Организационный момент
- Здравствуйте!
Вы хорошие, умные ребята. Мне очень хочется, чтобы сегодняшняя встреча с вами была не менее радостная и прошла в духе взаимопонимания, взаимоподдержки. Вы обязательно поймёте новую тему и выполните все задания. Начнем урок с улыбки. Улыбнемся друг другу и пожелаем ни пуха, ни пера.
Обращение к эпиграфу.
Проблемный вопрос: Почему именно такой эпиграф?
ІІ. Актуализация опорных знаний
Послушать, съесть, глядеть, одеваться, предавать.
Слова какой части речи даны в диктанте?
(Зашифровано слово, которое нам понадобиться на уроке)
- Приставка в первом слове- ПО, приставка во втором слоТве С, вторая буква третьего слова -Л, первая буква четвертого слова -О ,буква из корня слова предавать- В+ суф.ИЦ и окончание Ы (Пословица).
- Найти «ошибкоопасные» слова - слова , в которых можно допустить ошибки при написании, назвать орфограммы.
- Для нашей с вами работы понадобятся и знания, полученные на предыдущих уроках. Чтобы возобновить их, выполним ряд заданий.
2. Мозговая атака.
- Какие предложения называются двусоставными? (В которых есть два главных члена предложения).
- Какие предложения называются односоставными? (Один главный член-подлежащее или сказуемое).
-Какие предложения называются односоставными, двусоставными?
3. Коллективная практическая работа.
Задание: Подобрать ключ (Обозначить цифрами) к односоставным предложениям и двусоставным.
предложения записаны двумя цветами)
Друга на деньги не купишь.
Никогда не бросай друга в несчастье.
Ложь всегда губит настоящую дружбу.
Я нашел настоящего друга.
Нет друга - ищи, нашёл - береги.
Верный друг никогда меня не подводил.
Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там, где начинается ложь.
Я никогда не оставлял своего друга в горести.
Над другом посмеёшься - над собой поплачешь.
На сердитых воду возят.
- Самопроверка
- Какая подсказка ?
Двусоставные КЛЮЧ: 3,4,6,7,8
Односоставные КЛЮЧ :1,2,5,9.10
ІІІ. Восприятие и осознание теоретического материала по теме в процессе практической работы
1. Запись предложения на доске (односоставное, которое понравилось больше всех (мотивация почему?)
2. Исследование. Сопоставление, составление кластера(объяснение)
(На доске перевернутый лист с надписью -Обобщенно- личные предложения слово, слово обобщенно закрыто).
3. Синтаксический разбор предлолжения. (Выделение ГО)
-В наших данных односоставных предложениях какой главный член присутствует?(сказуемое)
-А какие бывают типы предложений с главным членом сказуемым, какие вы выучили и знаете?(определенно-личные ,неопределенно-личные).Мы сегодня узнаем еще один тип односоставных предложений.
-Чем выражен главный член предложения сказуемое
-Известно кто выполняет действие?
-Подразумевается тот, кто выполняет?
4. Определения типа односоставного.
-Может ли действие производится всеми, любым лицом? (может).
- Какие слова можно вставить ?
5. Составление кластера. (Ребята в тетрадях, учитель на доске)
6. Вывод по кластеру- учащиеся
-Как могут называться такие предложения по значению?(Обобщенно личными )
-Где могут использоваться обобщенно-личные предложения?
-Это слово зашифровано в словарной разминке. (Пословица)
ІV. Сообщение темы урока
-Запись в тетрадях темы.
-Выяснение целей учащимися
1. Работа .
Обобщённо-личные предложения
Не имеют своей специфической формы выражения. По форме – определённо-личные или неопределённо-личные. Выделяются по значению. Два основных типа значения:
а) действие может быть отнесено ко всякому лицу;
б) действие конкретного лица (говорящего) является привычным, повторяющимся или представлено в виде обобщённого суждения (глагол-сказуемое стоит в форме 2-го лица единственного числа, хотя речь идёт о говорящем, то есть – о 1-м лице).
2. Сопоставление материала учебника и выводов учащихся. Доработка кластера. Вывод.
-Мы были на верном пути?
V. Обобщение,систематизация и контроль знаний.
1. Творческое моделирование. ( Пазлы).
-Смоделировать народные высказывания, подобрав их продолжение с другой колонки.
1. Не поспоришь - не подружишь.
2. Знал дружка в радости, не оставляй в горести.
3.Из-за нового приятеля не теряй старого.
4.Не давай денег, не теряй дружбы.
5.Назвался другом - помогай в беде.
6. Дружба от недружбы близко живет.
7. Человек не орех: сразу не раскусишь.
8.Без беды друга не узнаешь.
Взаимопроверка 1б),2а),3 г),4 д), 5 в), 6 е), 7) з, 8 )ж,
2. Обращение к эпиграфу.
- Нравится вам это стихотворение?
-К кому обращается автор в стихотворении? (Ко всем читателям).
-Какое это предложение по строению грамматической основы? (Односоставное, определённо-личное).
-Где еще могут использоваться обобщенно-личные предложения кроме пословиц, о которых мы уже говорили? (В поэтической речи).
Вывод: В поэтической речи, в пословицах и поговорках определённо-личные предложения могут иметь обобщённое значение.
- Почему односоставные предложения часто употребляются в народных пословицах, загадках, сказках. (Использование односоставных предложений в народных изречениях придаёт высказыванию краткость, выразительность, обобщающую силу. Односоставные предложения обогащают нашу речь).
4. Поэтическая минутка. ( Чтение учителем стихотворение А.Барто «Первая любовь»).
-Какую пословицу можно подобрать к этому стихотворению? Дружба от недружбы близко живет.
5. Тренировочные упражнения.
-Письмо по памяти .
Не привыкайте к чудесам -
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам, I
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам, ІІ
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье. ІІІ
Все будет так - и все не так
Через одно мгновенье.
1964 В. Шефнер
-Запись по вариантах ,повторное чтение .
-Определите форму сказуемого.(По форме определенно-личные, по значению обобщено - личные).
-Какие предложения использует автор?
-Какова их роль в речи?
Слово учителя. Эти предложения являются одним из ярких изобразительных средств языка. Писатели и поэты часто прибегают к таким предложениям там, где личному надо придать значение общего. От этого живее воспринимается рассказ , совет, рекомендация.
IV. Обобщение и систематизация изученного на уроке
Задание № 1. Укажите правильный вариант ответа.
Односоставное определённо-личное предложение.
А) Зима.
Б) Умную голову почитают смолоду.
В) Как чувствуешь себя?
Г) Светает.
2. Односоставное неопределённо-личное предложение.
А) На Бога надейся, а сам не плошай.
Б) Цыплят по осени считают.
В) Мне грустно.
Г) Тишина.
3. Односоставное безличное предложение.
А) Вот и мама!
Б) У соседа ума не займёшь.
В) А судьи кто?
Г) В саду темно.
4. Односоставное назывное предложение.
А) Дрожит как лист на осине.
Б) Сильнее кошки зверя нет.
В) По росту одежду кроят.
Г) Какое дивное утро.
Задание № 2. В каком из вариантов правильно указан главный член односоставного предложения?
1. К твёрдым убеждениям нужно относиться с уважением. (В.Гаршин.)
А) нужно относиться с уважением
Б) нужно
В) относиться
Г) нужно относиться
2. Всякое деяние осматривай со стороны его вреда и его пользы (Л.Толстой.)
А) осматривай
Б) осматривай со стороны
В) деяние со стороны
Г) со стороны его вреда и пользы
3. Каждое дело следует доводить до конца. (Я.Мавр.)
А) следует доводить
Б) следует доводить до конца
В) следует
Г) доводить
4. Никого так не презирают в народе, как изменников Родины. (В.Козлов.)
А) никого так не презирают
Б) никого так не презирают в народе
В) не презирают
Г) не презирают в народе
5. Непреодолимого на свете нет ничего. (А.Суворов.)
А) нет
Б) нет ничего
В) непреодолимого нет ничего
Г) на свете нет ничего
6. Стыдно презирать своих соотечественников и гнушаться ими.
( Н. Новиков.)
А) презирать и гнушаться
Б) стыдно
В) стыдно презирать
Г) стыдно презирать и гнушаться
11. Подведение итогов. Выставление оценок.
- Над чем мы сегодня работали на уроке? Что вам следует повторить, готовясь к контрольной работе?
V. Домашнее задание.
Подготовиться к контрольной работе, упр.156.
Приложение.
1. Не поспоришь | а) не оставляй в горести. |
2. Знал дружка в радости, | б) не подружишь. |
3. Из-за нового приятеля | в) помогай в беде. |
4.Не давай денег, | г) не теряй старого. |
5. Назвался другом - | д) не теряй дружбы. |
6. Дружба от недружбы | е) близко живет. |
7. Человек не орех: | ж) друга не узнаешь. |
8. Без беды | з) сразу не раскусишь. |