СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами».»

Тема урока: «Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами».


Цель урока: систематизация сведений об обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами; отработка умения правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств.

Задачи: обучающая: Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, изученные ранее; анализировать и характеризовать предложения с обособленными обстоятельствами, моделировать и использовать в речи предложения данные предложения.

Развивающая: Создать условия для развития пунктуационной зоркости учеников; логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы); навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль); создать условия, направленные на формирование УУД на основе технологии критического мышления.

Воспитывающая: Воспитывать интерес к изучению русского языка

Ход урока

1.Оргмомент.

2. Словарный диктант.


Не умолкая ни на минуту, не чувствуя усталости, недомогая со вчерашнего дня, не зажигая свет, не узнавши о подробностях, страшно негодуя, не сделавши ничего плохого, ненавидя лицемерие, не ответив никому, не побывав в Крыму, недоумевая от досады, не страшась невзгод, не доезжая до станции, не обращая ни на кого внимания.

3. Открываем тетради, подписываем число, классная работа.


-На какое правило был составлен словарный диктант?

(Правописание частицы не с деепричастиями).


- Расскажите правило, как пишется частица не с деепричастиями.

(Частица не с деепричастиями пишется раздельно. Некоторые деепричастия без не употребляются, поэтому пишутся с не слитно: недоумевая, ненавидя и др.)


- Дайте характеристику деепричастию как части речи.

( Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Деепричастие не изменяется. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. В предложении является обстоятельством.


- Что такое деепричастный оборот?

(Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами).

- Как на письме обособляются одиночные деепричастия и деепричастные обороты?

(На письме деепричастие и деепричастный оборот с обеих сторон выделяется запятыми, если находится внутри предложения, и одной запятой, если стоят в начале или в конце предложения).


Прочитайте предложения со знаками препинания. Объясните их расстановку.


И темный лес склоняясь дремлет под звуки песни соловья.

Внимая песням с берегами ласкаясь шепчется река.

(С.Есенин)

Смеясь и шутя мы побежали к реке.

Задачу я решил шутя.

(Учащиеся устно объясняют постановку знаков препинания. Задайте вопросы от глагола к деепричастию).


1.Возвращаясь домой, шел дождь.

2.Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.

3.Саня гладил песика по спине, виляя хвостом.

4.Войдя в лес, солнце село.


Чем вас не устраивают эти предложения?

- Деепричастие подчиняется сказуемому и соотносится с подлежащим. Если нарушается грамматическая связь, происходит нарушение логической связи событий и действующих лиц. Получается абсурд.


Прочитайте фразеологизмы. Объясните их смысл.

1.Делать что-либо спустя рукава. (работать плохо).

2.Еле волоча ноги. (идти еле-еле).

3.Сидеть сложа руки. (ничего не делать).

4.Жить припеваючи. (хорошо жить).

5.Работать не покладая рук. (постоянно работать).

6.Бежать не чувствуя под собой ног. (быстро бежать).

- Слова какой части речи входят во фразеологические обороты?

(деепричастия, существительные, частицы, предлоги, местоимения).

- Обособляется ли на письме фразеологический оборот?

( Не обособляется, так как это устойчивое выражение, нечленимое сочетание).

- Составьте и запишите в тетради предложения с двумя любыми перечисленными на доске фразеологическими оборотами.


- Сегодня на уроке мы рассмотрим сложные случаи обособления деепричастных оборотов и одиночных деепричастий. Перед вами на партах лежат таблицы «Обособление обстоятельств», рассмотрите их внимательнее и скажите, что нового вы узнали из этих таблиц, что мы еще не проходили.


1.Деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или противительного союза, обособляется.

Разбираем устно.

2. Одиночные деепричастия, если они стоят после сказуемого в конце предложения и являются обстоятельством образа действия.


1.Гром грохотал не переставая. (постоянно).

2.Она рассказывала волнуясь. (взволнованно)

3.Дмитрий слушал его нахмурясь. (хмуро)

4. Молодой человек бросился на помощь не раздумывая. (быстро)


Не обособляются одиночные деепричастия, обычно непосредственно примыкающие к глаголу-сказуемому и близкие по функции к наречиям образа действия (такие деепричастия отвечают на вопросы: как? каким образом? в каком положении?, обычно бывают несовершенного вида).


Деепричастный оборот, одиночное деепричастие, стоящие после союза а не обособляются.


1. Павел приезжал все реже а приезжая не задерживался.

2. Реки шумно текут в горах а выйдя на равнину умолкают.

3. Он не соглашался с нами а настояв на своем убедился в совершенной ошибке.


Деепричастный оборот, одиночное деепричастие, стоящие после союза а.


Примечание.

Однако при противопоставлении сказуемых запятая ставится и после союза а: Он не просто шел, а, боясь опоздать, почти бежал по дороге в институт.


Если два деепричастных оборота (или деепричастный оборот и одиночное деепричастие) соединены союзом И, запятая не ставится, если они относятся к одному члену предложения, являются однородными членами предложения.


1.Внезапно притормаживая и меняя направление, Игорь шел на ворота.

2.Подхватив мяч в глубине и разгоняясь, он наносил сильный удар.


Упражнение 335.(стр.148)

Название «Поединок»

В чистом синем небе кружились две птицы: степной орел и журавль.

Орел пытался напасть на журавля, стремясь взлететь выше его, а журавль, вовремя отлетая в сторону, тоже набирал высоту.

Вот орел, нацелившись, сделал стремительный бросок вниз. Журавль, увернувшись, оказался высоко над орлом. Хищник, набрав высоту, повторил свой маневр, но снова не достиг успеха. Наконец ослабевший журавль ринулся на землю, подогнув крылья.

Почувствовав твердую опору, он встал на свои длинные ноги и приготовился к встрече с врагом.

Орел, сложив крылья камнем, кинулся на журавля, а тот, вытянув шею и распустив крылья, с громким курлыканьем бросился на врага. Вид журавля был таким угрожающим, что орел сел в стороне, а потом побежал прочь и, взмыв в воздух, скрылся за склоном горы.


Упражнение 336.(стр.149) Сравнение отрывков из поэмы Лермонтова «Мцыри».


Деепричастия придают речи особую живость, наглядность, а глаголы придают тексту больший динамизм.

При описании грузинки Лермонтов использует обособленные члены предложения, выраженные деепричастными оборотами, потому что деепричастные обороты означают дополнительные действия, главная же задача автора при описании грузинки – показать не действия, а легкость, изящество, красоту героини; остановиться на деталях.

В сцене схватки с барсом автор предпочитает глаголы. Сцена схватки с барсом очень напряженная, поэтому здесь много глаголов действия, которые передают динамику происходящего.


Домашнее задание 338.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!