Малиновская О.А.
учитель русского языка
и литературы
I категория
Класс 9
Предмет: Литература
Тема урока: Образ «фамусовской Москвы». Система образов комедии. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира
Цель урока: продолжить формировать навыки и умения анализировать литературное произведение; научить оценивать общий социальный портрет московского дворянства І четверти XIX века; развивать навыки выразительного чтения, логического мышления; воспитывать непримиримое отношение к несправедливости, лицемерию, подлости.
Оборудование: презентация, компьютер, карточки «Литературная викторина», схема, портрет А.С. Грибоедова, иллюстрации к комедии.
Тип урока: диалог.
Ход урока
Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два,
Тот сватался – успел, а тот дал промах,
Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.
А. С. Грибоедов
I. Организационный момент.
Слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас гости, вы уже знаете, что такое иногда случается. Пожелаем друг другу успехов. Сегодня мы с вами продолжим изучение комедии “Горе от ума”, будем говорить о представителях «фамусовского общества», увидим, насколько различными могут быть мнения молодого поколения на те или иные вещи.
II. Актуализация опорных знаний
1.Проблемный вопрос:
Молодые люди все очень разные. А какими хочет видеть их фамусовское общество?
А вы можете назвать произведение, в котором мы уже рассматривали этот вопрос? («Недоросль»)
2. Проверка домашнего задания
Литературная викторина:
Какой временной отрезок изобразил Грибоедов в комедии?
Сколько лет Софье Павловне?
Секретарь Фамосова?
Сколько времени отсутствовал Чацкий?
Как звали дядю Фамусова и какой поступок он совершил, что бы заслужить милость Екатерины?
Как звали Чацкого?
III. Изучение новой темы.
Слово учителя:
А.С. Грибоедову удалось показать нам не только всю тогдашнею Москву, но и всю российскую действительность, такой какой она была после Отечественной войны 1812 года, наметить черты определяющие будущее, дальнейшие судьбы Чацкого и его «антиподов». «Антиподы» Чацкого – это гости Фамусова, «тузы», как они себя гордо зовут, «цвет Москвы».
Может быть это уважаемые мужи, которые только о том и думают, как бы принести побольше пользы своему отечеству? Может быть, они славятся своими заслугами на служебном поприще, отличным выполнением гражданского долга, ранами, полученными на полях сражений?
Все это мы будем анализировать в комедии «Горе от ума».
1.Записать в тетрадь: число, месяц, классная работа, тема урока
2.Работа с текстом
Анализ 1 действия.
-Назовите основной мотив, доминирующий в 1 действии? (обман)
-Что же лежит в основе отношений «фамусовской Москвы»?
Анализ 2 действия.
Монолог Фамусова: «Петрушка, вечно ты с обновкой»
Деловая неделя Фамусова
-В чем противоречие деловой недели Фамусова?
-Какой вывод следует из этого?
-Кто для него пример?
3.Выразительное чтение
Монолог Фамусова: «Вот то-то, все вы гордецы!»
-Кто идеал Фамусова?
-Как Грибоедов характеризует Максима Петровича?
-Чем готов поступиться Фамусов, чтобы стать «вельможей в случае»?
-Какое качество Фамусова здесь проявляется?
-Умен ли Фамусов?
-Что Фамусов вкладывает в понятие ум?
4.Формула:
Ум = случай + смекалка
Таким образом, чтобы получить какое-то положение в обществе не обязательно быть умным, главное быть в нужное время в нужном месте.
5.Выразительное чтение
Монолог Фамусова: «На всех московских особый отпечаток»
-По какому принципу Фамусов оценивает людей?
-Является ли «фамусовское общество» патриотами?
Таким образом, «фамусовское общество» не переживает за свое отечество, а каждый беспокоится лишь о себе.
6.Выразительное чтение
Монолог Чацкого: «А судьи кто?»
-Каково мнение Чацкого о дворянстве?
-Как «фамусовское общество» относится к простому народу?
-Почему Чацкий негативно относится к «мундиру»?
-Кто, по мнению Чацкого, должен быть судьей?
Таким образом, Чацкий осуждает «фамусовское общество», называет его грабителями, мотами, преступниками.
7.Проблема УМА
- Умен ли Чацкий и о каком уме идет речь?
Пушкин в письме П.Вяземскому писал так: «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен».
-Как вы считаете, почему Пушкин считает Чацкого неумным человеком?
Это же подметил и Пушкин. В письме к Бестужеву он писал так: «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо. Ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий и благородный, и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, - очень умно, но кому он все это говорит? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляда знать с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными людьми».
-Можно ли согласиться с этим суждением?
-Действительно ли, Чацкий не понимает ситуации, в которой оказывается?
8.Анализ 3 действия
-Кто антагонист Чацкого?
- Как Чацкий характеризует Молчалина?
-Так глуп ли Молчалин, как думает о нем Чацкий?
-Одинаков ли ум Молчалина и Чацкого?
9.Работа класса со схемой
Схема:
УМ
Молчалин Чацкий
житейский ум возвышенный ум романтика
простой ум высокий ум
-Как вы считаете, какой ум важнее в жизни человека? Аргументируйте.
10.Анализ 4 действия.
-С какими мотивами мы сталкиваемся в 4 действии?
Возвращаемся к мотиву обмана и дороги, как и в первом действии
Таким образом, соединяя все выше перечисленное, мы постигаем философию «фамусовщины»:
11.Формула:
«Фамусовщина» = связи (родство/дружба) + богатство +смекалка + обман (ложь) + мотовство
Подведение итогов
Составить ДЕЙМОНТ «Молчанов», «Чацкий»
V. Рефлексия
- Чем запомнился вам сегодняшний урок?
- О чем вы задумались, работая над анализом этих персонажей?
VI. Домашнее задание. Подготовить сообщение
- Прошлое Чацкого.
- Личная драма Чацкого.
Оценивание