СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ «фамусовской Москвы». Система образов комедии. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

продолжить формировать навыки и умения анализировать литературное произведение; научить оценивать общий социальный портрет московского дворянства І четверти XIX века; развивать навыки выразительного чтения, логического мышления; воспитывать непримиримое отношение к несправедливости, лицемерию, подлости.

Просмотр содержимого документа
«Образ «фамусовской Москвы». Система образов комедии. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира»

Малиновская О.А.

учитель русского языка

и литературы

I категория

Класс 9

Предмет: Литература

Тема урока: Образ «фамусовской Москвы». Система образов комедии. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира

Цель урока: продолжить формировать навыки и умения анализировать литературное произведение; научить оценивать общий социальный портрет московского дворянства І четверти XIX века; развивать навыки выразительного чтения, логического мышления; воспитывать непримиримое отношение к несправедливости, лицемерию, подлости.

Оборудование: презентация, компьютер, карточки «Литературная викторина», схема, портрет А.С. Грибоедова, иллюстрации к комедии.

Тип урока: диалог.

Ход урока

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два,

Тот сватался – успел, а тот дал промах,

Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.

А. С. Грибоедов

I. Организационный момент.

Слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас гости, вы уже знаете, что такое иногда случается. Пожелаем друг другу успехов. Сегодня мы с вами продолжим изучение комедии “Горе от ума”, будем говорить о представителях «фамусовского общества», увидим, насколько различными могут быть мнения молодого поколения на те или иные вещи.

II. Актуализация опорных знаний

1.Проблемный вопрос:

Молодые люди все очень разные. А какими хочет видеть их фамусовское общество?

А вы можете назвать произведение, в котором мы уже рассматривали этот вопрос? («Недоросль»)

2. Проверка домашнего задания

Литературная викторина:

Какой временной отрезок изобразил Грибоедов в комедии?

Сколько лет Софье Павловне?

Секретарь Фамосова?

Сколько времени отсутствовал Чацкий?

Как звали дядю Фамусова и какой поступок он совершил, что бы заслужить милость Екатерины?

Как звали Чацкого?

III. Изучение новой темы.

Слово учителя:

А.С. Грибоедову удалось показать нам не только всю тогдашнею Москву, но и всю российскую действительность, такой какой она была после Отечественной войны 1812 года, наметить черты определяющие будущее, дальнейшие судьбы Чацкого и его «антиподов». «Антиподы» Чацкого – это гости Фамусова, «тузы», как они себя гордо зовут, «цвет Москвы».

Может быть это уважаемые мужи, которые только о том и думают, как бы принести побольше пользы своему отечеству? Может быть, они славятся своими заслугами на служебном поприще, отличным выполнением гражданского долга, ранами, полученными на полях сражений?

Все это мы будем анализировать в комедии «Горе от ума».

1.Записать в тетрадь: число, месяц, классная работа, тема урока

2.Работа с текстом

Анализ 1 действия.

-Назовите основной мотив, доминирующий в 1 действии? (обман)

-Что же лежит в основе отношений «фамусовской Москвы»?

Анализ 2 действия.

Монолог Фамусова: «Петрушка, вечно ты с обновкой»

Деловая неделя Фамусова

-В чем противоречие деловой недели Фамусова?

-Какой вывод следует из этого?

-Кто для него пример?

3.Выразительное чтение

Монолог Фамусова: «Вот то-то, все вы гордецы!»

-Кто идеал Фамусова?

-Как Грибоедов характеризует Максима Петровича?

-Чем готов поступиться Фамусов, чтобы стать «вельможей в случае»?

-Какое качество Фамусова здесь проявляется?

-Умен ли Фамусов?

-Что Фамусов вкладывает в понятие ум?

4.Формула:

Ум = случай + смекалка

Таким образом, чтобы получить какое-то положение в обществе не обязательно быть умным, главное быть в нужное время в нужном месте.

5.Выразительное чтение

Монолог Фамусова: «На всех московских особый отпечаток»

-По какому принципу Фамусов оценивает людей?

-Является ли «фамусовское общество» патриотами?

Таким образом, «фамусовское общество» не переживает за свое отечество, а каждый беспокоится лишь о себе.

6.Выразительное чтение

Монолог Чацкого: «А судьи кто?»

-Каково мнение Чацкого о дворянстве?

-Как «фамусовское общество» относится к простому народу?

-Почему Чацкий негативно относится к «мундиру»?

-Кто, по мнению Чацкого, должен быть судьей?

Таким образом, Чацкий осуждает «фамусовское общество», называет его грабителями, мотами, преступниками.

7.Проблема УМА

- Умен ли Чацкий и о каком уме идет речь?

Пушкин в письме П.Вяземскому писал так: «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен».

-Как вы считаете, почему Пушкин считает Чацкого неумным человеком?

Это же подметил и Пушкин. В письме к Бестужеву он писал так: «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо. Ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий и благородный, и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, - очень умно, но кому он все это говорит? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляда знать с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными людьми».

-Можно ли согласиться с этим суждением?

-Действительно ли, Чацкий не понимает ситуации, в которой оказывается?

8.Анализ 3 действия

-Кто антагонист Чацкого?

- Как Чацкий характеризует Молчалина?

-Так глуп ли Молчалин, как думает о нем Чацкий?

-Одинаков ли ум Молчалина и Чацкого?

9.Работа класса со схемой

Схема:

УМ



Молчалин Чацкий

житейский ум возвышенный ум романтика

простой ум высокий ум

-Как вы считаете, какой ум важнее в жизни человека? Аргументируйте.

10.Анализ 4 действия.

-С какими мотивами мы сталкиваемся в 4 действии?

Возвращаемся к мотиву обмана и дороги, как и в первом действии

Таким образом, соединяя все выше перечисленное, мы постигаем философию «фамусовщины»:

11.Формула:

«Фамусовщина» = связи (родство/дружба) + богатство +смекалка + обман (ложь) + мотовство

  1. Подведение итогов

Составить ДЕЙМОНТ «Молчанов», «Чацкий»

V. Рефлексия

- Чем запомнился вам сегодняшний урок?

- О чем вы задумались, работая над анализом этих персонажей?

VI. Домашнее задание. Подготовить сообщение

- Прошлое Чацкого.

- Личная драма Чацкого.

Оценивание



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!