СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ иконы Божьей Матери в русской культуре

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок основы духовно-нравственной культуры народов России,  разработан для обучающихся 5 класса и посвящен иконографии чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Данный урок помогает осуществлять основные воспитательные задачи: интерес к мировой религиозной культуре, 

Просмотр содержимого документа
«Образ иконы Божьей Матери в русской культуре»

О. Ю. Лабецкая, учитель основ православной культуры, ОДНКНР и ОРКСЭ МБОУ «Локотская средняя общеобразовательная школа» Рыльского района Курской области

Урок основы духовно-нравственной культуры народов России в 5 классе по теме «Иконы Божьей Матери».

Урок основы духовно-нравственной культуры народов России, разработан для обучающихся 5 класса и посвящен иконографии чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Данный урок помогает осуществлять основные воспитательные задачи: интерес к мировой религиозной культуре, пониманию взаимосвязи идеалов красоты и нравственности в православной традиции. На уроке используется видеоролики, православные песни и лирические мелодии.

На уроке организована индивидуальная, фронтальная и групповая деятельность обучающихся. Материал направлен на развитие позитивных и духовно-нравственных свойств ученика, его способностей. Использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, педагогических технологий, дополнение визуального ряда оптимизирует образовательный процесс, создавая привлекательную интересную атмосферу.

O. Labetskaya, a teacher of basics of Orthodox culture, ODKNR and ORKSE MBOU "Lokotskogo secondary school" Rylsky district of the Kursk region

Lesson the basics of moral and spiritual culture of the peoples of Russia in the 5th grade on the topic "mother of God".


Lesson the basics of moral and spiritual culture of the peoples of Russia, designed for students grade 5 and is dedicated to the iconography of the miraculous icon of the blessed virgin. This lesson helps to achieve the fundamental educational objectives: interest in the world's religious culture, the understanding of the relationship between ideals of beauty and morality in the Orthodox tradition. The lesson uses videos, Orthodox songs, and lyrical melodies.

The lesson organized individual, frontal and group activities of students. The material aims to develop a positive and moral properties of the pupil and his abilities. The use of a diverse set of methods, means of education, pedagogical technologies, complements the visuals optimizes the educational process, creating an inviting and interesting atmosphere.

Тип урока: урок изучение нового материала.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная и фронтальная.

Цели урока:

 - познакомить  с     иконографией образа Пресвятой Богородицы;  

- показать какое значение имеют чудотворные иконы Пресвятой Богородицы для православного человека.

 Задачи:

Воспитательная: способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности на основе образа Пресвятой Богородицы, её любви и помощи людям; воздействовать на эмоции детей яркими, живыми образцами духовных, культурных и исторических традиций, которые складывались на протяжении веков; развивать чувство благодарности и долга перед родителями в послушании; способствовать воспитанию эстетической культуры, пониманию взаимосвязи идеалов красоты и нравственности в православной традиции.

Развивающая: развивать умение самостоятельно готовить дополнительный материал, доказывать, слушать, развивать связную устную речь.

Обучающая:  формировать знания об иконографии образа Пресвятой Богородицы; познакомить с добродетелью – послушания.

Планируемые результаты:

- предметные: выявить характерные особенности иконографии икон Пресвятой Богородицы; осознание значимости икон для нашего народа; формировать на основе рассказа понятий чуда и благодарности, веры в жизни человека; сознавать значимость нравственности, человеческих добродетелях и пороках.

- метапредметные: развивать логическое мышление, уметь работать индивидуально и в группе, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

- личностные: проявлять уважительное отношение к святыням и вещам религиозного искусства.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, записи песни и музыки, видеоролики, раздаточный материал, репродукции чудотворных икон Пресвятой Богородицы, настенная карта с контурами современной России.

Ключевые слова: иконопись, иконография, чудотворные иконы, послушание.

Эпиграф:

Чему бы жизнь нас не учила,

Но сердце верит в чудеса.

Есть не скудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

План урока

I. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.(1 мин)

II. Определение темы и цели урока. Актуализация опорных знаний.

(5 мин)

III. Изучение нового материала. (30 мин)

1) Иконография икон Пресвятой Богородицы.

2) Типы икон Божией Матери.

3) Задание 1(Обсуждения и размышления)

Физминутка ( 2 мин)

4) Роль чудотворных икон.

5) Чтение рассказа «Прямое попадание»

6) Добродетель - послушание.

(Самостоятельная работа)

IV. Рефлексия (5 мин)

V. Домашнее задание (2 мин)

Ход урока

I. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. У нас сегодня много гостей, поэтому мы сейчас повернемся, со всеми поздороваемся, и, не отвлекаясь, продолжим нашу работу.

II. Определение темы и цели урока.

Наш урок мы начнем с песни.

- Слушая песню, попытайтесь определить тематику ее содержания.

Песня (Ю.Славянская)

- Какое настроение от данного песнопения?

Посмотрите на изображения Богородицы на доске.

- Объедините изображения в группы. Обоснуйте свой ответ.

Давайте подумаем и сформулируем тему нашего урока.

Слайд 3

И так тема урока: Иконы Божьей Матери.

Ребята, как вы думаете, что мы узнаем на уроке…? Как пишутся иконы.. Какие, есть чудотворные иконы Божией Матери..)

С чем познакомимся…?.. (. С иконографией образа икон Пресвятой Богородицы. Типами икон Богородицы.)

III. Изучение нового материала.

1) Иконография икон Пресвятой Богородицы

Что означает термин иконопись? (Писать иконы)

Иконопись — это искусство создания икон.

Как пишутся иконы?

Просмотр фильма «Как пишутся иконы»(3 мин)

  1. Что такое икона?

Икона отражает красоту невидимого духовного мира – для христиан, а для других людей, произведение искусства.

Произведения христианского религиозного искусства является великим наследием мировой культуры.



  1. Чем отличается икона от картины?(вернуться к изображениям на доске)

  2. Как называется место в доме, где висят иконы?

(Красный кут)

4. Кого изображают на иконах?

(Спасителя, Божией Матери, святых и библейских событий)

Первые иконы Божией Матери появились еще при Ее жизни, были написаны апостолом и евангелистом Лукой. По церковному преданию, Пресвятая Богородица, увидев Свое изображение, сказала: Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут”.

Все более поздние иконы Пресвятой Богородицы создавались по иконам, созданных апостолом Лукой. Самые известные русские иконописцы: Алипий Печерский иконописец Киевской Руси 11 век – самый первый иконописец Киево-Печерской Лавры, Андрей Рублёв 14 век – написал известную икону «Троица» Троице – Сергиево Лавра, Дионисий, Феофан Грек и др.

Целью нашего урока познакомится иконографией Богородицы, поэтому, сначала мы рассмотрим основные элементы иконографии.

Основные элементы иконографии Богородицы

Нимб, в отличие от нимба Спасителя, не содержит вписанный крест.(Свойство святости)

Мафорий (греч. накидка) — верхняя одежда замужних женщин в виде плаща. Поручи — деталь богослужебного облачения; в иконографии Божией Матери — символ сослужения всей Церкви в лице Богородицы.

Звезды на мафории имеют значение - символ Святой Троицы. Во многих иконах фигура Богомладенца закрывает собой одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение второй ипостаси Святой Троицы — Бога Сына.

Надпись — сокращение слов «Матерь Бога», а — сокращенное именование Спасителя.

Самое поразительное, что есть в иконе , - это лик и глаза. В лике проступают мудрость и любовь. Глаза передают состояние – «радостопечалие», одновременно радость и печаль.

Икона открывает красоту невидимого мира, поэтому на иконе очень важен свет и цвет.

Икона как изображение священное, пронизанное Божественным светом. Свет исходит от ликов и фигур святых, как символ святости.

Цвет в иконе раскрывает смысл изображенного на ней Красный – рассказывает о жертве Христа, золотой – о Царствии Небесном; зелёный – о о Боге Троице, а голубой – о Богородице.

2) Типы икон Божией Матери.

За многие века Богоматерь изображали на иконах по-разному.

Церковью были определены несколько типов изображений богоматери.

Просмотр видео «Иконография Богородицы»(5 мин)

-Попробуем определить тип следующих икон: (на слайдах иконы)

Оранта – «Молящаяся» изображение Богородицы с поднятыми вверх руками до уровня плеч, ладонями к зрителю, на уровне груди располагается медальон с изображением Младенца Христа.

К «Молящаяся» относится Курская Коренная о икона «Знамения».

А что вы помните о истории её приобретения?

(Ответ:…)

Мазнев Никита подготовил и выучил стих Курская Коренная икона «Знамения».

Икона Божьей Матери Курская Коренная

Мария Грузденкова

При корне ляжет и родник
на месте том, когда найдётся,
Под ней святой, что уж возник,
водой живительной польётся.

И встанет Курский монастырь,
и слава Божья разнесётся,
Облагородится пустырь,
молитвой мир Христу спасётся.

Божья Мать чудесной силой
свой трон поставит на престол
И, – держася за перила,**
к той придёт иконе богомол.

Это всё сейчас мы видим,
а, тогда в ночной святой тиши
Монастырь духовно зиждим*
был для всякой избранной души.

Одигитрия – «Путеводительница», то есть указывающая путь ко Христу). На них изображена Богородица с Иисусом Христом на руках, одной рукой Она указывает на Сына. Иисус не склоняется к щеке Матери и не обнимает Её, а смотрит строго перед Собой, пальцы Его правой руки сложены для благословения. В левой руке у Него свиток, знак учения, принесённого Им людям. Путеводительницей является Казанская икона Божией Матери, которая множество раз спасала нашу страну от захватчиков: от поляков и немцев.

Елеуса - (Умиление) изображает Богома­терь и Младенца, склонённых друг к другу. Иисус обнимает Мать и прикасается к Ней щекой. Владимирская икона Божией Матери.

Одной из её разновидностей является любимая икона Серафима Саровского, перед которой, преподобный молился 1000 дней и ночей.

Как еще называют Божью Матерь?

(Пресвятая Богородица, Заступница, Покровительница, Помощница, Богоматерь)

А как называют в других христианских конфессиях? ( Дева Мария)

В нашем храме, в четь Архангела Михаила, как и во всех храмах находятся много разных икон. Какие иконы в храме, вам больше всех запомнились?

4) Задание 1(Обсуждения и размышления)

Найти соответствие:

Иконографические типы и иконы

(На доске: изображение икон надо определить их типы)

Физкультминутка ( 2 мин)

(Ученики повторяют движения)

Из - за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.

--------------

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

 Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

5) Роль чудотворных икон.

В календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы.

В православных храмах России много списков с чудотворных икон, одна из таких икон Божией Матери «Вратарница Иверская Милостивая», находится в Москве в часовне у входа на Красную площадь.

Пресвятая Богородица считается покровительницей России. Русские люди издревле считали свою землю «уделом Богоматери»

По преданию, чудотворные иконы Божией Матери ограждают Российскую землю со всех сторон света: Тихвинская икона – северные пределы Отечества, Иверская и Донская защищает южные, Почаевская и Смоленская иконы Божией Матери ограждают Святую Русь с запада, на востоке хранит Россию Казанская икона Божией Матери. По­этому наш народ в трудные периоды своей истории прежде всего обращался именно к Ней., как своей Помощнице и постоянной Заступнице перед Господом, и всегда получал помощь и защиту.

Сейчас я прочитаю вам рассказ, называется он «Прямое попадание» Л. Нечаева. Слушая его подготовьте ответить на вопрос: «Почему рассказ имеет такое название?»

6) Чтение рассказа «Прямое попадание»

(Звучит тихая музыка)

Моя мама войну провела под бомбами и знала: если бомба воет – это значит, что она летит мимо; а страшнее всего, когда она завоет – и внезапно вой оборвется и наступит тишина: тогда бомба летит прямо на тебя.
Однажды она пережила прямое попадание.
В Орле на станции стояли товарные вагоны с хлебом. Женщины разгружали вагоны за буханку хлеба. Мама тоже ходила разгружать. Носила мешки с маленькими круглыми хлебцами. 
Часто выла сирена, и все бежали в бомбоубежище, где пережидали налет. В этот раз, когда завыла сирена, мама была в дальнем углу вагона возле последнего мешка с хлебом. Она кинулась к дверям, но кто-то, пробегая мимо вагона, с грохотом засунул тяжелые двери. Она закричала, застукала кулаками в дверь, но ее не услышали. Все убегали под вой сирены…
Мама отошла в угол и опустилась на пол.
«У-у-у…» - гудели немецкие бомбардировщики.
Мама зажмурилась и начала молится: «Пресвятая Богородице, помилуй нас!»
Завыла бомба – и внезапно звук ее оборвался. Оборвалось и мамино сердце: бомба летела прямо на нее!
Обмерла мамочка, но молитвы не оставляет, шепчет в мертвой тишине…
Вот ухнуло; вагон шатнуло… 
Не помнит она, сколько просидела она так ни жива ни мертва, только послышались, наконец, шаги, голоса.
Двери отодвинули, увидели ее, сидящую в углу, и ойкнули:
- Милочка! Боженька тебя спас – бомба под самый угол вагона воткнулась и не разорвалась. Ну и бомбища какая здоровая, выйди посмотри…
Вывели маму под руку; она как увидела, как и обмерла: именно под той угол, в котором она сидела, в землю воткнулась здоровенная бомба которая не розорвалась.
- Пресвятая Богородица!... сплеснула мама руками.
Ей дали заработанную буханку хлеба, и она, прижимая хлеб к груди, побежала к сыночку своему, Сашке.
Саня жевал хлебную мякушку и смотрел серьезными серыми глазенками на маму, как будто понимая, почему она плачет и что она шепчет, стоя на полу на коленях…

Вопросы:

Почему рассказ называется «Прямое попадание»?

Какое чудо сотворила Богородица?

(Чудо, это удивительное, не постижимое уму человека событие, происходящее по воле Бога.)

Посмотрев фильм, постарайтесь ответить на вопросы:

Какое историческое событие вы увидели в фильме?

Какая икона помогла в этом бою?

(Просмотр видеофильма «Куликовская битва») (2мин)

(Сообщение ребёнка)

(Донская икона Божьей Матери)

7) Добродетель - послушание.

Из Священного Предания христиане узнали, что самой высокой ступеней добродетелей достигает человек, научившийся любить Бога и ближнего. Высоким образцом такой любви для христиан является Богоматерь.

А какие человеческие добродетели, мы уже знаем?

Что такое добродетель и порок человека?

Добродетель…

Порок…

Самостоятельная работа

Карточки (соединить человеческие добродетели и пороки)

Добродетели

Порок

Трудолюбие

Зазнайство

Мужество

Ненависть

Щедрость

Ложь

Дружелюбие

Скупость

Доброта

Трусость

Любовь

Злость

Правда

Лень

Какую добродетель следует поставить, во главе других? (любовь)

Подберите героев какой либо сказки и примените к ним добродетель и порок.(Плохого –порок, хороший – добродетель)

Еще одна из добродетелей называется послушание.

Пресвятая Богородица является для людей примером послушания: послушание по отношению к Богу и послушание по отношению к людям. Послушание - это повиновение. Детство Пресвятой Богородицы может стать примером для послушания?

«Когда Ей исполнилось три года, Иоаким и Анна поспешили исполнить свое обещание Богу. Они повели Дочь, с родными и знакомыми в Иерусалим. Перед входом Иерусалимского храма была площадка, к которой вели 15 ступеней по числу псалмов»

А ком идёт речь в эпиграфе?(Детстве Богородицы)

Как называется этот праздник?

Ребята, что для вас означает понятие «послушание»?( слушаться родителей, учителей)

В каких добрых делах, можно проявить хорошие качества послушание?

Кто может сказать, в каком законе говорится, что мы должны слушаться своих родителей?

Заповедь 5 (От Моисея)

« Почитай отца твоего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго жил на земле».

Тут уместно будет сказать пословицу « Кто родителей почитает – тот вовек не погибает».

Пресвятая Богородица была мамой для Иисуса Христа, любила его, оберегала, заботилась.

Ваши мамочки также любят вас, заботятся, оберегают, переживают за ваши неудачи и радуются всем вашим успехам.

Игра «Собери пословицу»

Давайте вспомним и соберём пословицы о мамах.(Работа в парах)

Родных много, а мать роднее всего.


Добрая мать добру и учит.


Родная земля — матушка, чужая — мачеха.


Родина-мать, умей её защищать.

IV. Рефлексия

Итогами нашего урока будет создание копилки мудрости и соберем в нее новые понятия нашего урока.

    Назовите новые понятия.

Работа с терминами.

Учащихся, называют значение терминов, расположенных на доске. Называются термин и озвучивается его определение.

Иконопись

Икона

Мафорий

Одигитрия

Богоматерь

Покровительница

Оранта

Послушание


Икона со временем стареет, тускнеет и осыпаются ее краски. Но не меняется её духовная красота. Икона хранит и несет через века молитву христианина к Богу. Она зовёт молящегося человека приблизится к доброй красоте Горного мира.

И так, какое значение имеют чудотворные иконы Пресвятой Богородицы для православного человека? (Это святыня. А для остальных граждан, как произведение искусства)

А мы знаем и помним:  то, что для человека свято - требует уважения. 

В нашей жизни отношение к иконам как православному символу бывает разное.

И мне очень хотелось бы, чтобы вы помнили о том, что к святым вещам и произведению искусства, нужно относиться с уважением.


Давайте подведём итог урока.

Какой сегодня был урок?

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я выполнял задания…

5. Я понял, что…

6. Я научился…

Домашнее задание на выбор.

1. Вместе с родителями, мини исследовательская работа « Икона в моём доме»

2. Составить синквейн к слову « Богородица»

3.Нарисовать рисунок о добрых поступках в которых отражаются добродетель - послушания

(на фоне легкой музыки и видео с иконами Богородицы)

Глаза икон и свечи плачут…  

Дрожащий голос в тишине:  

«Пошли нам, Боженька, удачу,  

Любовь и счасье на земле… 

 Пускай дожди проходят мимо, 

 Пусть солнце каждый день встаёт  

Лучами яркими над миром,

 В сердцах растапливая лёд… 

И пусть спокойным будет небо,

  Цветы в лугах и детский смех, 

 И в доме пахнет свежим хлебом,

 Благослови нас, Боже, всех!»   

Н. Алдохина

Православные люди обращаются к иконе Божией Матери с краткой молитвой: «Пресвятая Богородица, спаси нас!»



Литература

1. Бородина А.В., История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебное пособие дла общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Издательский дом «Покров», 2013. – 288 с.: ил.

2. Сахаров А.Н., Кочегаров К.А.. Мухаметшин Р.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Учеб. для 5 класса общеобразоват. организаций /Под общ. ред.чл.-корр. РАН А.Н. Сахарова. -6 изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 96 с.

3. Шевченко Л.Л., Православная культура. Экспериментальное учебное пособие для классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга первая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010. 160с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!