СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ Наташи Ростовой в романе "Война и мир". Практическое руководство.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большое значение при проведении уроков литературы играют правильно поставленныеи вопросы к мзучаемым произведениям. 

Просмотр содержимого документа
«Образ Наташи Ростовой в романе "Война и мир". Практическое руководство.»


1. Какой предстаёт Наташа, судя по первым появлениям в романе(т.1, ч.1., гл.15-17)


.Первая встреча с Наташей Ростовой произошла на именинах двух Наталий: матери ,графини Натальи , и меньшей дочери Натальи.

Вот как описывает Толстой Наташу. «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега…была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнок ещё не девушка» (том 1, часть 1, глава8).

Это описание говорит о том, что она ведёт себя естественно, не обращает внимание на свою некрасивую внешность. Она очень живая, подвижная, смеётся без особой причины.

Также естественно она ведёт себя и с гостями. Приехавшая Марья Дмитриевна называет её казаком, «зелье девка», Наташа очень радуется яхонтовым серёжкам от гостьи и не скрывает своей радости.

Непосредственность, простота и естественность Наташи проявляется и в тот момент, когда она на спор со своим младшим братом прямо за праздничным столом спрашивает у матери, какое будет пирожное. Графиня не могла просто на неё сердиться, и Наташа поняла, что выходка её будет принята хорошо. Так оно и произошло. Этот факт говорит о том, что Наташа была довольно смелая, но не капризная или избалованная девочка.

Наташа хороший друг. Это доказывается эпизодом, когда собравшись петь (а здесь проявляется и талант Наташи), она вдруг увидела, что рядом нет Сони . Она тут же побежала её искать, но, увидев рыдающую девочку на сундуке, тут же сменила своё «именинное», то есть радостное лицо и разревелась, как ребёнок, «не зная причины, и только оттого, что плакала Соня». Значит, эта девочка очень впечатлительная , чужое горе или беду она воспринимает как свою.

Успокоив свою подругу, она поправила ей причёску, совершенно не заботясь о своей внешности.

А сколько нежности и трогательности было в этой девочке, когда Наташа дёргала всех присутствующих гостей, чтобы те смотрели, как танцевал её отец, граф Ростов. Наташа была рада за своего отца.


2. 1806 г. Приезд Денисова. Изменилась ли Наташа, в чём? Что в её характере не изменилось? Почему пение Наташи производит такое сильное впечатление на слушателей? Расскажите 1-2 эпизода , в которых, на ваш взгляд, ярче всего раскрывается характер Наташи? (т.2, ч.1, гл.1,15,16;

Т.2,ч.3,гл.19)


В начале 1806 года брат Николай Ростов вернулся в отпуск. Вместе с ним приехал Денисов, который ехал к себе домой в Воронеж, и Ростов уговорил его заехать к ним, Ростовым.

Все родные очень радовались приезду Николая. Наташа вела себя также естественно, как вела себя на именинах. Она «прыгала как коза», пронзительно визжала от радости. Но Наташа, как и вся семья, радовалась и Денисову. Она совершенно не придавала значения тому, что Денисов взрослый посторонний человек.

«-Голубчик, Денисов! - взвизгнула Наташа, не помнившая себя от восторга, подскочила к нему , обняла и поцеловала его. Все смутились поступком Наташи. Денисов тоже покраснел, но улыбнулся и, взяв руку Наташи, поцеловал её»

За полтора года, в течение которых Николая не было дома, Наташа изменилась. Она стала отчаянной, дружба с Соней для неё настолько дорога, что она, доказывая ей свою преданность, сожгла себе руку («чтобы показать ей любовь» разожгла линейку на огне и прижала к руке).

Наташа очень хочет помочь своей подруге, понимая, что та влюблена в Николая.

Если ещё 13-летней девочкой Наташа, подражая старшим, тянулась к Борису, то теперь ни о ком она не думает, а её интересы переключились на танцы, и она мечтает пойти в танцовщицы («Никогда ни за кого не пойду замуж, а пойду в танцовщицы»).

Она путается в своих мыслях («Я не хочу ни за кого замуж идти» и через мгновение»А что, Денисов хороший?» и тут же «приходи чай пить. Все вместе»).

В характере Наташи прежними остаются её естественность, эмоциональность, непосредственность.

Пение Наташи производит сильное впечатление на слушателей. Петь серьёзно она стала в эту зиму (перед приездом брата). Ей нравилось то, что Денисов восторгался её пением. Голос её был «не обработан», он у неё был прекрасным от природы. Она была настоящей, и голос был настоящим, она не представляла цены своему голосу, а пела от души, от самого сердца. Её пение брало за души слушающих, оно завораживало естественностью голоса («боже мой! Как хорошо!)


Князь Андрей Болконский, познакомившийся с Наташей Ростовой на балу, услышал пение Наташи, в доме Ростовых, куда он приехал с визитом. Во время её пения к его горлу подступили слёзы, он был счастлив, но в то же время ему было грустно. Это состояние он не мог объяснить, а причиной был чарующий голос девушки.


Характер Наташи в каждом эпизоде раскрывается по-разному. Мы знаем, что семейные отношения в семье Ростовых строятся на доверии. Наташа идёт к матери советоваться с ней, как поступить с Денисовым, который сделал ей предложение выйти за него замуж. Для графини она ещё маленькая девочка. Но Наташа принимает решение, и сама идёт к Денисову, хотя ей его очень жалко, она боится его обидеть, но как бы ни было трудно, не прикрывается матерью, а объясняется с Денисовым сама. Этот эпизод свидетельствует о смелости Наташи.


3. 1809 г. Взаимоотношения Наташи с матерью.(т.2, ч.3, гл.12,13)


В 1809 году Наташе уже было16 лет. Прошло 4 года , как она не видела Бориса. И вот он, приехав в Петербург, нанёс визит Ростовым, где был приятно удивлён, увидев похорошевшую Наташу.

Борис не решался сказать девушке, что она ему не пара. Наташа казалась по-прежнему влюблённой в него. Девушка не могла разобраться в своих чувствах и в один из вечеров пошла к матери в спальню, чтобы поговорить с ней о Борисе. Отношения между дочерью и матерью строятся на доверии, понимании .Ночные посещения Наташи, совершавшиеся «до возвращения графа из клуба, были одни из любимейших наслаждений матери и дочери». В этот раз разговор был не простым, но мать сумела объяснить , что Борис не пара Наташе, их встречи ничем хорошим не закончатся. Мать желает дочери только добра. Наташа ещё юная, она не разбирается в людях, поэтому ненавязчиво, смеясь вместе с дочерью, дала понять, что им надо расстаться. Наташа не сердилась на мать, когда та о чём-то поговорила с Борисом, и больше он в доме Ростовых не появлялся.



4. Первый бал Наташи. Что вы можете ещё добавить о её характере (т.2, ч.3, гл.14-17)


31 декабря накануне нового 1810 года у екатерининского вельможи был бал, куда пригласили и семью Ростовых. Наташа ехала на первый в своей жизни бал. Она очень волновалась, все силы её с самого утра были устремлены на то, чтобы они все: она, мама, Соня – были одеты как нельзя лучше. Как всегда, перед самым выходом не хватает времени, так и у Ростовых. Наташа всем помогала, на бал надо было приехать в 10.30, время было уже 10.00, а Наташа не была готова. У неё даже юбка была слишком длинна, то есть всё делалось на ходу. Этот эпизод характеризует девушку как очень заботливую, внимательную , любящую свою семью, но недостаточно внимательную к самой себе.

Наташа рассматривала прибывающих гостей со счастливой улыбкой на лице.

При звуках заигравшей музыки в зал зашёл государь. Большинство дам имели кавалеров, поэтому под звуки польки они начали выстраиваться в танец, Наташа «блестящими испуганными глазами глядела перед собой». Её не занимал ни государь, ни важные лица, у неё была только одна мысль: «Неужели никто так и не подойдёт ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми! Нет, этого не может быть!...Они должны все знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую..»

Наташа чуть не плакала. И это состояние выражалось на её лице.

Она не скрывала своего желания танцевать, она не кокетничала, она была естественной, с горящими глазами, ожидающими чуда.

Андрей Болконский, которому Пьер Безухов указал на Наташу, увидел её «отчаянное, замирающее лицо», он угадал «её чувство», пригласил её на вальс. Лицо Наташи «осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой».

Наташа танцевала превосходно. Её оголённые руки были некрасивы, плечи были худы, но до этого ей не было никакого дела. Она всецело была поглощена танцем. Андрей Болконский « почувствовал

Себя ожившим и помолодевшим» рядом с этой необыкновенной девушкой.

Наташа отличалась от всех дам своей естественностью, на ней не было светского отпечатка. Говоря с ней о простых вещах. Князь Андрей «любовался на радостный блеск её глаз»

«Наташа была так счастлива, как никогда ещё в жизни. Она была на той высшей ступени счастия, , когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастия и горя».



5. Как проявляется духовная связь Наташи с народной жизнью. Как раскрывается духовная красота Наташи в отношениях с природой? (т.2, ч.3, гл.2; т.2 ч.4, гл.7, т.2, ч..4, гл.12;

Т.3, ч.3, гл.13-16)


Подъезжая к дому Ростовых в селе Отрадное, Андрей Болконский увидел толпу девушек. Он обратил внимание на бегущую впереди всех черноволосую, «очень тоненькую, странно-тоненькую , черноглазую девушку в ситцевом платье, повязанную белым носовым платком, из-под которого выбивались пряди расчесавшихся волос».Как потом он узнает, эта по- простому одетая девушка была Наташа Ростова.

Вечером, оставшись один, Болконский не мог уснуть. Затем он открыл окно, ночь была необыкновенно прекрасная. Князь обратил взгляд на беззвёздное весеннее небо.

Он заметил, что в комнате над ним тоже не спали: оттуда раздавались голоса, один из них, женский, он сразу узнал.

«-Ах, какая прелесть!...

-Ты спи, а я не могу спать, отвечал первый голос, приблизившийся к окну»…

--Нет, ты посмотри, что за луна!..Ах, какая прелесть….Так бы вот села на корточки, подхватила бы себя под коленки – туже, как можно туже…и полетела бы!»

Описание весенней ночи свидетельствует о глубокой связи Наташи с природой , она искренне любит её и восхищается ей.

После неудачной охоты на зайца охотники, в числе которых была и Наташа, остановились ночевать у дядюшки в деревне Михайловке. Наташа дворяночка, но она с удовольствием ест деревенскую еду(грибки, лепёшки из чёрной муки, орехи, различные варенья). Наташе казалось, что подобных лепёшек она не ела никогда. На душе Наташи было так весело в новой для неё обстановке, что только она боялась того, что за ней скоро приедут.

Митька-кучер играл на балалайке. Эту музыку очень любил дядюшка. Наташа, услышав песню, исполняемую на балалайке, оценила её как верх музыкальной прелести.

«-Ещё, пожалуйста, ещё,- сказала Наташа в дверь, как только замолкла балалайка.» Русская народная песня «Барыня» с переборами и перехватами произвела огромное впечатление на Наташу. А потом дядюшка заиграл на гитаре русскую народную песню «По улице мостовой»

«-Прелесть, прелесть, дядюшка! Ещё, ещё! – закричала Наташа, как только он кончил»

Когда дядюшка вновь заиграл знакомую мелодию, Наташа сбросила «с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперёд дедушки и, подперши руки в боки…» пошла плясать .

«Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышалаЮ,-эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой,-этот дух, откуда взяла она эти приёмы…»


Духовная связь с народом проявляется и в эпизоде гадания на зеркале, когда девушка должна видеть своего суженого. Гадание происходит после помолвки Наташи и Андрея Болконского.

Ей очень хотелось увидеть его в зеркальце. Соня берёт на себя грех и сообщает , что «видела его». Но кого «Его» остаётся загадкой»: Андрея или Николая. Каждая девушка думает о своём суженом.


В т.3, ч.3, гл.13-16 мы видим патриотизм Наташи Ростовой, которая без разрешения отца предлагает разместить в своём доме поезд с ранеными бойцам и, зная о том, что ей это будет разрешено. Так оно и вышло.



7. Как и в чём изменилась Наташа, выйдя замуж за Пьера. (том 4, эпилог, глава 10)


В 1813 году Наташа Ростова вышла замуж за Пьера Безухова. В 1820 году у неё было 3 дочери и один сын .Она пополнела, в ней трудно было узнать прежнюю тоненькую Наташу. Черты лица стали мягкими и ясными. На лице не было прежнего огня оживления. Видно было её лицо и тело, а души не было видно. В ней не было прежнего огня. Огонь появлялся тогда, когда возвращался муж, когда выздоравливал ребёнок или когда она беседовала с графиней Марьей об Андрее.

Жила Наташа с Пьером в Москве, Петербурге, в подмосковной деревне. В обществе её видели мало, но ею были недовольны. В основном она занималась детьми и принимала участие в жизни мужа.Все знавшие прежние знакомые поражались произошедшим в ней переменам. Одна старая графиня поняла порывы Наташи иметь мужа, семью и заниматься ими.

Перестала заниматься своим любимым делом – пением»Она, то что называют, опустилась».Она перестала следить за своей внешностью, речью

Предметом её любви стала семья, то есть муж, который должен был нераздельно принадлежать ей, и дети.

Наташа не любила общество вообще, но дорожила обществом родных – графини Марье, матери, брата и Сони. Она могла выйти растрёпанная, в халате.

Наташа очень сильно опустилась. Пьер оказался под башмаком своей жены


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!