СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Практическое задание №2

Технологическая карта урока литературы. Практикум: конструирование урока открытия нового знания



Предмет

Литература

Класс

10

Базовый учебник

под. ред.

Тема урока

Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание

Тип урока

урок открытия нового знания

Цели урока

Знакомство учащихся с образом Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Планируемые результаты

Личностные: выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению, нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

Метапредметные: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;способность систематизировать полученные знания для нормированного речевого общения; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Предметные: овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.


Технологии

Личностно-ориентированные, ИКТ, сотрудничества, интерактивные, исследовательские.

Формы работы

Интерактивная, индивидуальная, самостоятельная работа с компьютерными модулями.

Межпредметные связи

История, МХК, изобразительное искусство.

Внутрипредметные связи

Тема Петербурга в творчестве А.СПушкина и Н.В. Гоголя.

Виды деятельности учителя

Этап первичного знакомства с текстом - целостное восприятие произведения (общее эмоциональное восприятие последовательности событий и действующих персонажей, эпохи, места и т. д.);
— детализированная работа с текстом - анализ содержания произведения;
— "послетекстовый" этап - обобщение прочитанного.

Виды деятельности учащихся

Индивидуальный вид деятельности, просмотр видеоряда по теме произведения, самостоятельное изучение предлагаемого материала, заполнение таблицы, выполнение синквейна, подбирают и фиксируют определения.

Виды используемых ЭОР:

Видеолекция, презентация (демонcтрация), электронный справочник (ЭСП), электронный учебный модуль.

Материалы и оборудование

ИКТ ( презентация в формате PPT и музыка к презентации С.Рахманинова «Сад Эдема» и Л.Бетховена «Самая красивая мелодия»), текст романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание»,ПК учителя, м/м проектор, экран или м\м доска, ноутбуки для учащихся или ПК для каждого ученика, с загрузкой необходимого для ЭОРа плеера, учебная доска, листочки для учащихся, подготовленный учителем на основе ЭОР фоторяд г. Петербурга ( небольшая презентация), карточки-путеводители для д/з.

Интернет-ресурсы

https://www.ivi.ru/watch/33921 , www.fcior.edu.ru:

http://www.fcior.edu.ru/card/28411/obraz-peterburga-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-bazovoe-izuchenie.html

https://drive.google.com/open?id=1xlBmOic8OrGJ2YRJ9jHIZlI2oJGLBq5z

https://ppt4web.ru/mkhk/sanktpeterburg-na-kartinakh-russkikh-khudozhnikov.html

https://uslide.ru/mhk/15592-sanktpeterburg-na-kartinah-russkih-hudozhnikov.html

http://www.myshared.ru/slide/261646/

Подготовительный этап к уроку

Учащимся заранее (за 2 урока) были предложены вопросы для обсуждения («Просмотрите записи в тетрадях и отберите в романе «Преступление и наказание» эпизоды, анализ которых будет необходим для ответов на вопросы, связанные с характеристикой, предложено сделать закладки в тексте»).



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты УУД

Организационный момент

Приветствие. Организует внимание учащихся.


-Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Садитесь. Итак, урок литературы.

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку, записывают число в тетрадь

Регулятивные :волевая саморегуляция;

Личностные: смыслообразование (Я должен посмотреть...)

 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.



Актуализация знаний

Использует материалы ЭОР № 1 как средство актуализации учащихся и подготовки для создания проблемной ситуации.

Предлагает посмотреть видеоряд: соло Ролана Быкова в классической экранизации одноимённой повести Н. В. Гоголя как средство актуализации знаний учащихся и подготовки для создания проблемной ситуации https://www.ivi.ru/watch/33921


Задает вопросы учащимся.

-Какой город перед нами?

-Да, это Петербург. Что мы знаем о Петербурге?

Сколько разного, даже противоречивого, мы о нем знаем.

Подбор эпитетов

-Какой Петербург? Подберем определения к Петербургу , который мы сейчас увидели.

Анализирует, корректирует ответы учеников.

-Петербург считается литературной столицей России. На страницах каких произведений и каких авторов встречается Петербург?

…И, конечно же, у Ф.М. Достоевского.







После просмотра подбирают и записывают (в тетради) определения к слову Петербург






Интерактивная форма

(«Снежный ком»)

Отвечают на вопросы.

Интерактив.

Подбирают и фиксируют (на листках в столбик слева) определения.

(роскошный, блистательный, красивый…)




Отвечают на вопрос.

Познавательные: рефлексия, умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.


Целеполагание

Корректирует ответы учащихся, фиксирует тему на доске или экране.


Теперь на основании вступительной беседы определите тему нашего урока? Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.

- Отлично. Тогда, уверена, Вам будет несложно определить и цель нашего урока. Попробуйте.

Формулировка темы и задачи урока.


Фиксируют в тетрадях.

Учащийся записывает на доске, остальные в тетради.

Цели записывает на доске тот же ученик:

- создать образ Петербурга, показать его особенности

- выявить, какую роль сыграл он в романе Ф.Достоевского.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, построение высказываний в устной форме, анализ объекта с целью выделения характерных признаков.

Регулятивные: умение ставить и уточнять цель, организация своей учебной деятельности, взаимоконтроль.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.


Мотивация к учебной деятельности

-Я думаю, нет человека, который бы не побывал или не мечтал побывать в этом городе. А что вы знаете о нем? Какой он в вашем представлении?

Предлагает таблицу №1

-Перед вами таблица 1. Я вам предлагаю написать в первую колонку несколько слов о том, каким вы увидели или представляете себе этот город

Опрос 2-3 ребят и показ своего варианта заполнения колонки «ЗНАЛ»



-Таким красивым городом восхищался Пушкин, а восприятие Петербурга другим писателем вы увидите совсем в неожиданном ракурсе.


Заполняют таблицу

знал

знаю

Хочу узнать




2-3 минуты работают индивидуально, у каждого своя таблица, напечатанная на листе А-4.

Просмотр фрагмента фильма: Раскольников идет по улице города в питейное заведение (начало 1-й серии).

https://www.youtube.com/watch?v=XRDamNGkLNk


Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: анализ, сравнение, синтез.

Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).


Открытие нового знания

Определяет учебный ЭОР, формулирует задание.

Роман «Преступление и наказание» называют «петербургским романом», почему? Обратимся к содержанию электронного ресурса.

- Изучите самостоятельно предлагаемые материалы и дайте ответ на вопрос.

www.fcior.edu.ru:

http://www.fcior.edu.ru/card/28411/obraz-peterburga-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-bazovoe-izuchenie.html

Анализирует

результаты выполнения учащимися заданий, ответы.

- Что говорят о Петербурге герои романа?

ЭОР 2. Выполните предлагаемое задание.


- Итак, сегодня мы поговорим о Петербурге второй половины 19 века. На протяжении полутора столетий образ города менялся, менялись и чувства авторов к нему — от восхищения до презрения. Давайте посмотрим, каким же его увидел Достоевский.

- Давайте запишем в тетрадях.

городской пейзаж

- Вспомните, что такое пейзаж.

- Хорошо. Итак, Раскольников выходит на улицы города. Какая на них царит атмосфера? Найдите в тексте и процитируйте.

(Вычленяем из цитат — пыль, жара, вонь из распивочных, пёстрая толпа, желтизна — и записываем в тетради. Далее аналогично.)

- Вспомните, как называет Достоевский Петербург? «Каменный мешок».

Воспринимают информацию в текстовой и аудио-визуальной форме, осмысливают полученную информацию.













Индивидуальный вид деятельности. Выполняют задания на сопоставление героя и его высказывания о Петербурге.



Беседа учащихся с цитированием текста романа.









Учащиеся записывают в тетрадях (пыль, жара, вонь из распивочных, пёстрая толпа, желтизна, «Каменный мешок»).

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, преобразование информации из одной формы в другую, анализ объектов с целью выделения характерных признаков, построение высказываний в письменной и устной форме.

Регулятивные: умение ставить и уточнять цель, организация своей учебной деятельности, взаимоконтроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов, умение слушать и понимать речь других, умение выражать свои мысли, умение воспринимать чужую точку зрения.

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивами, формирование эстетического восприятия окружающего мира

Контроль усвоения материала

Что ж, мы проанализировали, как изображает Петербург Достоевский на страницах своего романа. Чтобы завершить создание образа Петербурга Достоевского, предлагаю дополнить впечатления визуальным рядом видов города в зарисовках разных художников :

ЭОР:https://drive.google.com/open?id=1xlBmOic8OrGJ2YRJ9jHIZlI2oJGLBq5z

https://ppt4web.ru/mkhk/sanktpeterburg-na-kartinakh-russkikh-khudozhnikov.html

https://uslide.ru/mhk/15592-sanktpeterburg-na-kartinah-russkih-hudozhnikov.html

- По окончании просмотра мы создадим с вами синквейн.

Знакомит с алгоритмом написания синквейна и помогает составить его. http://www.myshared.ru/slide/261646/

Предлагает и подсказывает ключевые слова:

  1. Петербург

  2. Грязный, холодный, серый, равнодушный, жестокий

  3. Угнетает, давит, душит, ожесточает, убивает

  4. Город убивает все человеческое. Город делает человека жестоким. Вызывает чувство безысходности, одиночества.

  5. Ужас, мрак, бесчеловечность, одиночество

Показ учителем своего варианта

- Зачитайте, какие итоговые фразы у вас получились.

Учащиеся смотрят презентацию, учитель в это время добавляет комментарии к некотором слайдам.









Учащиеся пишут синквейн


















Озвучивание своих работ

Познавательные: самостоятельное создание синквена.

Коммуникативные: письменное выражение своих мыслей с полнотой и точностью.

Регулятивные: контроль, оценка.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Подведение итогов урока

Подводит итоги урока, оценивает деятельность учащихся.


Записывает на доске или экране слова.

Анализирует, корректирует ответы учеников.

Корректировка высказываний, помощь при обобщении, формулировании выводов.


Итак, мы сегодня прошлись по Петербургу Достоевского.

Подбор эпитетов.

-Каким предстает Петербург в романе Достоевского «Преступление и наказание»?










Ответы детей.

Интерактивная форма.

Подбирают и фиксируют в столбик справа определения.

(пыльный, душный, грязный…)

Достоевский показал ужасный , страшный Петербург, который родил в сознании бедного студента Раскольникова зловещую мысль убийства.


Формулирование вывода. Фиксируют выводы.


Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: анализ, сравнение, синтез.

Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).


Рефлексия

Я хочу вернуться  в начало нашего урока. Вспомните, какие цели урока вы ставили? Достигли?

Хочу узнать…

Умею…


- Какой этап урока для вас оказался самым лёгким? Трудным?

Небольшая беседа с учащимися.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

Личностные: способность самооценки своих действий

Формулировка домашнего задания

Объясняет домашнее задание.

-Выберите одну из групп: (на доске)

1.Интерьер (комната, квартира).

2. Улица (перекрестки, площади, мосты).

3. Трактир.

4. Цвет города.

Задание: по карточкам-путеводителям найдите отрывок из текста и подберите, используя ЭОРы, ЦОРы и пр., к ним иллюстрации художников, видеофрагменты и пр.



Знакомятся с заданием, выбирают группу.




Приложение к технологической карте урока

по литературе ««Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», 10 кл.

  1. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации


Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

№1.


Коллекция «Петербург - столица Российской империи»

информационный


Иллюстрации, фотографии


http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/db088003-fb31-460e-8655-72657bdea10e/109349/?interface=themcol

2.

Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (базовое изучение)

информационный


Электронный модуль

www.fcior.edu.ru:


http://www.fcior.edu.ru/card/28411/obraz-peterburga-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-bazovoe-izuchenie.html


3.

Просмотр фрагмента фильма: Раскольников идет по улице города в питейное заведение (начало 1-й серии)

информационный

Видеофрагмент

https://www.youtube.com/watch?v=XRDamNGkLNk

4.

Презентация «Петербург в зарисовках разных художников»


информационный

Иллюстрации, фотографии


https://drive.google.com/open?id=1xlBmOic8OrGJ2YRJ9jHIZlI2oJGLBq5z

https://ppt4web.ru/mkhk/sanktpeterburg-na-kartinakh-russkikh-khudozhnikov.html

https://uslide.ru/mhk/15592-sanktpeterburg-na-kartinah-russkih-hudozhnikov.html

5.

Презентация

«Синквейн»

информационный

Иллюстрации, фотографии


http://www.myshared.ru/slide/261646/



2. Таблица

Знал

Знаю

Хочу узнать







3 . КАРТОЧКИ-ПУТЕВОДИТЕЛИ для д\з:

1.Интерьер (комната, квартира):

Ч.1, гл.1,

Ч.1, гл.2,

Ч. 1, гл. 2,

Ч.1, гл.3,

Ч.3, гл. 5,

Ч.4, гл.4,

Ч.4, гл.5.

2. Улица (перекрестки, площади, мосты):

Ч.1, гл.1,

Ч.1, гл.5,

Ч.2, гл.2,

Ч.2, гл.1,

Ч.2, гл.6,

Ч.5, гл 5,

Ч.6, гл.8

3. Трактир:

Ч.1,гл.1

Ч.1, гл 2

Ч.2, гл.6,

4. Цвет города: (желтый и красный)

По тексту (можно дать опережающим заданием для ученика с высокой учебной мотивацией)

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!