Образовательная игра по физике, математике, астрономии "Точные науки"

Категория: Физика

Разработка внеклассного мероприятия по физике, математике, астрономии для учащихся 8-11 классов.Включены элементы ТРИЗ и инженерные соревнования.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная игра по физике, математике, астрономии "Точные науки"»

Образовательная игра «Точные науки»

Цель: активизация познавательной деятельности по физике, математике, астрономии. Активизировать деятельность учащихся, развивать в них творческие возможности, логическое мышление позволяют задания компетентностного уровня, имеющие прикладную основу. Поэтому в мероприятия были включены исследовательские работы прикладного характера, задания позволяющие самостоятельно исследовать физические явление.

Задачи:

1) активизировать у обучающихся познавательный интерес к физике, математике;

2) включить занимательные опыты и исследовательские минипроектов;

3) развивать интерес у учащихся к изучению математике, астрономии, классической и прикладной физики и расширять кругозор;

4) включить во внеклассную работу по физике, математике наибольшее число учащихся;

5) развивать уровень решения задач компетентностного характера.

Ведущий: Здравствуйте, мы приветствуем вас на образовательной игре «Точные науки».

Сегодня конкурс умных, сообразительных, находчивых. Игра пройдет по четырем направлениям: математика, физика, астрономия, инженерные соревнования.

Просим занять места командам, капитаны представьтесь.

Команды готовили представление по научным открытиям «КОТ ШРЕДЕНГЕРА». Оценка за данное представление – 6 баллов.

В номинации «КОТ ШРЕДЕНГЕРА» Приглашается команда – 10 класса.


Учитель физики.1 направление «МАТЕМАТИКА» Великие математики

Перед вами портреты великих математиков. Назовите их. Правильный ответ – 1 балла.

2 3 4. 5 6


1. Мстислав Келдыш. Многие великие математики России проявили свои удивительные способности в достаточно раннем возрасте.– он получил звание академика уже в 35 лет. Такие достижения вполне ожидаемы – ученого отличали невероятная трудоспособность и настоящий талант. За успехи в области самолетостроения заслужил несколько Государственных премий. Он смог рассчитать способы ликвидации вибрации в крыльях и колесах при разбежке, взлете и посадке. На основе его выкладок был создан скоростной катер. Кроме того, были внесены важные замечания в вычислительную математику.

2. Софья Ковалевская . С детства она была не похожа на других детей, всем развлечениям предпочитая размышления. Она решила изучать математику, чтобы с ее помощью разобраться и с другими тайнами мироздания. Научные труды принесли степень доктора философии, она сделала ряд выдающихся открытий и стала знаменитостью на весь мир.

3. Андре́й Никола́евич Колмого́ров Галерея великих математиков не может быть полной без этого ученого. Он стал первым представителем кибернетики, создал известные на весь мир работы, применяющие научный анализ к литературным произведениям. Заниматься математикой он начал еще в университете, кроме того, им были написаны разнообразные труды по философии и логике.

4. Николай Иванович Лобачевский(20.11.1792 — 12.02.1856)

Русский математик, создатель неевклидовой геометрии, названной его именем, деятель университетского образования и народного просвещения.

Открытие ученого (1826, опубликованное 1829-30), не получившее признания современников, совершило переворот в представлении о природе пространства, в основе которого более 2 тыс. лет лежало учение Евклида, и оказало огромное влияние на развитие математического мышления.

5. Пифагор. Когда упоминаются великие математики, большинству людей на ум первым делом приходит именно это имя. Никто доподлинно не знает, что из фактов его биографии является правдой, а что – вымыслом, так как имя обросло массой легенд. За период жизни принят диапазон дат от 570 до 490 года до н. э.

К сожалению, письменных работ после него не осталось, однако принято считать, что именно с его благословения были сделаны многие открытия того времени. Однако мы укажем лишь те достижения, что неоспоримо являются плодами его трудов: Геометрия – знаменитая теорема, которая гласит, что в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Не стоит забывать и таблицу ученого, по которой школьники начальной школы изучают принцип перемножения натуральных чисел.

6. Галилео Галилей Этот научный деятель, проживший всю жизнь в Италии (с 1564 по 1642 год), знаком каждому школьнику. Период его деятельности пришелся на смутную пору, что проходила под знаком инквизиции. Любое инакомыслие каралось, наука преследовалась, так как противоречила утверждениям теологов. Никто и ничто не могло быть описано, ибо на все воля Божья. Именно математик , согласно легенде, стал автором фразы «И всё-таки она вертится!», после того как отрекся от своих слов о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот.

Слово предоставляется учителю математики. Задание.


Ведущий: Просим жюри подвести итоги по направлению «МАТЕМАТИКА».

В номинации «КОТ ШРЕДЕНГЕРА» Приглашается команда – 8 класса.

Ведущий: 2 направление – «ФИЗИКА» Тема мероприятия: «Физика и её применение».

Само слово «физика» впервые появилось в сочинениях Аристотеля, жившего в IV веке до нашей эры. Слова физика и философия сначала были синонимами, так как в основе и там и там лежало стремление объяснить законы Вселенной. В русский язык слово «физика» ввёл Михаил Васильевич Ломоносов.


Учитель физики. А сейчас «Викторина по физике», вам нужно ответить на вопросы в течение 5 минут, каждый ответ оценивается в 0, 5 баллов. Начинаем с команд по очереди.

Физика тесно связана с математикой, биологией, химией и многими другими науками. Изучают различные явления с помощью одного из методов изучения явлений – опытов. Каждая команда подготовила физический опыт, прошу ребят предоставить их. Опыт, оценивание в 10 баллов.

В повседневной жизни, часто спрашивают, зачем нам нужно изучать науки, предлагаем вам определить какой ученый изображена денежной купюре. Время 7 минут. Правильный ответ – 1 балл, за купюру. Если кто - то желает рассказать об этом ученом, то дополнительный балл.

Ведущий: В номинации «КОТ ШРЕДЕНГЕРА» Приглашается команда – 7 класса.

Ведущий: Просим жюри подвести итоги по направлению «ФИЗИКА».

Учитель физики. 3 направление «Астрономия».

Изобразите солнечную систему, как можно точнее, звезду, планеты, спутники и т.д. Время выполнения – 5 минут. За правильно выполненное задание вы получите – 3 баллов, за творческую изюминку еще 2 балла. Используйте карандаши или фломастеры.


Ведущий: В номинации «КОТ ШРЕДЕНГЕРА» Приглашается команда – 11 класса.

Ведущий: Просим жюри подвести итоги по направлению «АСТРОНОМИЯ».


Учитель физики. 4 направление «Инженерные соревнования». Время выполнения 10 – 15 минут. Проверяем на прочность.

Задание 4. Поставьте себя на место Архимеда, ему нужно построить катапульту. Пользуясь, воображением командой соберите и презентуйте свою модель катапульты. Вы должны построить орудие, используя имеющиеся материалы, проверка на дальность и точность полета.

Соревнование. Проверяем на дальность, точность. Оценка по мере удаления и точности попадания.

Музыка. Уборка мест.


Ведущий: Просим жюри подвести итоги по направлению «Инженерные соревнования» и озвучить итог игры «Точные науки».

Викторина по физике

1. Этот известный английский физик заложил основы своего великого открытия в детстве, когда обнаружил, что бесполезно посылать его в лес за спелой земляникой. Назовите его фамилию.

2. Почему при умножении Андре Мари на Георга Симона получается Алессандро?

3. Иногда пастухи, готовящие еду, накрывают котел крышкой, придавливая ее сверху увесистым камнем. В каких случаях им это необходимо?

4. Зачем шведские ученые предложили красить рельсы в белый цвет?

5. В первый отечественный спутник можно было смотреться как в зеркало. С какой целью его так отполировали?

6. Скажите одним словом: «усиление света в результате вынужденного излучения»

7. Задача П. Л. Капицы: собаке привязали к хвосту консервную банку, которая грохочет во время бега. С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать грохота?

8. Задача Т. Эдисона. Представьте себя на необитаемом острове. Перед вами стоит огромная гранитная скала высотой 20 м, шириной 20 м и весом 20 т. Как Вам сдвинуть ее с места, если учесть, что на острове нет ничего, что могло бы вам помочь?

9. Что произошло бы с нашей землей, если бы вдруг она остановила свое вращательное движение?

10. На одной чашке весов лежит камень, а на другой – железная гиря той же массы. Останутся ли в равновесии весы, если их погрузить в воду?

11. Какое поле возникает вокруг объектов независимо от того, из кого материала они состоят?

12. Женщины восточноафриканского племени луо носят на голове грузы до 70% от веса тела без видимых усилий, а груз 20% от веса тела вообще не требует у них дополнительных расходов энергии. Какое физическое правило они используют с таким успехом?

13. Чему равна одна десятимиллионная часть четверти длины земного меридиана?

14. Ежесуточно Земля прибавляет в весе 400 тонн. За счет чего?

15. Древние греки в своих водопроводах использовали воду с гор, и она текла по трубам независимо от рельефа, а римляне обязательно учитывали уклон для течения воды. Кого физического закона не знали римляне

16. Для биолога это среда обитания живых существ, для физика –диэлектрик, для связиста – эфир. Что это для обыкновенного человека?

17. Какой иностранный термин В. И. Даль предлагает заменить русским словом «колоземица» или «мироколица»?

18. Для чего французские дети учат стихотворение «Как однажды Жак звонарь головой сломал фонарь»?

Ответы викторины

1. Джон Дальтон

2. По закону Ома (произведение ампера на Ом дает вольт)

3. В горах, где атмосферное давление ниже и поэтому температура кипения ниже

4. Чтобы отражая солнечные лучи, они слабее нагревались и меньше расширялись, уменьшая опасность аварий

5. Чтобы его лучше было видно с Земли

6. Лазер

7. С нулевой, так как сверхзвуковую скорость она развить не может.

8. Найдите в таблице плотность гранита и убедитесь, что она мала. Рассчитайте теперь толщину плиты. Толкайте ее смело, хоть одним пальцем, и она упадет

9. Вследствие действия сил гравитации она упала бы на Солнце.

10. Чашка с гирей перетянет, так как вытеснит меньше воды, а следовательно, меньше потеряет в весе.

11. Гравитационное.

12. При перемещении груза с постоянной скоростью по горизонтальной поверхности работа не совершается. А походка этих женщин отличается плавностью.

13. 1 метру

14. Космической пыли

15. Закон сообщающихся сосудов

16. Воздух

17. Атмосфера

18. Чтобы запомнить порядок цветов радуги

ТРИЗ


Предложите решение задачи

1. Требуется придать полой алюминиевой трубке форму обруча. Будущий слесарь, только что поступивший в профтехучилище, попробовал справиться с этой задачей «в лоб»: он зажал алюминиевую трубку в тисках и, аккуратно постукивая молотком, начал выгибать кольцо. Поначалу заготовка легко поддавалась, но неожиданно перегнулась, образовав острый угол. Как подойти к делу, чтобы не угробить вторую заготовку?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ: Трубка должна быть полой, потому что таким должно быть готовое изделие, и трубка не должна быть полой, чтобы при сгибании она не деформировалась.

Предложите решение задачи

2.СИТУАЦИЯ:

Двуручная пила, которую в народе любовно и в шутку называют «Дружба-2», вполне пригодна для того, чтобы напилить дров. Работать этим инструментом просто: бревно укладывают на специальные козлы (это подставка в виде бруса на четырех ножках). Два работника становятся по обе стороны от бревна, берутся за ручки пилы и пилят древесину, поочередно потягивая пилу на себя. Инструмент в итоге совершает возвратно-поступательные движения: сначала в одну, потом в другую сторону.

Работа хоть и теплая, но несложная – знай тяни на себя рукоятку, да отпускай ее, когда настало время тянуть напарнику. А как быть, если напарника рядом нет? Неужели в этом случае двуручная зубастая помощница становится бесполезной? Народные умельцы нашли выход из этой ситуации.

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ: Напарник должен быть, чтобы тянуть пилу в противоположном направлении, и напарника быть не должно, потому что ему надоело вкалывать «за еду»: он подался в большой город искать реальный заработок.


Предложите решение задачи

1. Требуется придать полой алюминиевой трубке форму обруча. Будущий слесарь, только что поступивший в профтехучилище, попробовал справиться с этой задачей «в лоб»: он зажал алюминиевую трубку в тисках и, аккуратно постукивая молотком, начал выгибать кольцо. Поначалу заготовка легко поддавалась, но неожиданно перегнулась, образовав острый угол. Как подойти к делу, чтобы не угробить вторую заготовку?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ: Трубка должна быть полой, потому что таким должно быть готовое изделие, и трубка не должна быть полой, чтобы при сгибании она не деформировалась.

Предложите решение задачи

2.СИТУАЦИЯ:Двуручная пила, которую в народе любовно и в шутку называют «Дружба-2», вполне пригодна для того, чтобы напилить дров. Работать этим инструментом просто: бревно укладывают на специальные козлы (это подставка в виде бруса на четырех ножках). Два работника становятся по обе стороны от бревна, берутся за ручки пилы и пилят древесину, поочередно потягивая пилу на себя. Инструмент в итоге совершает возвратно-поступательные движения: сначала в одну, потом в другую сторону.

Работа хоть и теплая, но несложная – знай тяни на себя рукоятку, да отпускай ее, когда настало время тянуть напарнику. А как быть, если напарника рядом нет? Неужели в этом случае двуручная зубастая помощница становится бесполезной? Народные умельцы нашли выход из этой ситуации.

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ: Напарник должен быть, чтобы тянуть пилу в противоположном направлении, и напарника быть не должно, потому что ему надоело вкалывать «за еду»: он подался в большой город искать реальный заработок.

1. Алессандро Вольта - 10000 лир, Италия, 1984

(18.02.1745-5.03.1827) — итальянский физик, химик и физиолог, изобретатель источника постоянного электрического тока.

2.

2. Эрвин Шредингер - 1000 шиллингов, Австрия, 1983

(12.08.1887-4.01.1961) — австрийский физик-теоретик, один из создателей квантовой механики

3.

3. Эрнест Резерфорд - 100 долларов, Новая Зеландия

(30.08.1871-19.10.1937) — английский физик, основоположник ядерной физики

Исследования посвящены радиоактивности, атомной и ядерной физике.

4.

4. Исаак Ньютон - 1 фунт, Англия, 1990

(4.01.1643-31.03.1727) — выдающийся английский ученый, заложивший основы современного естествознания, создатель классической физики

Работы относятся к механике, оптике, астрономии, математике. Сформулировал основные законы классической механики, открыл закон всемирного тяготения, дисперсию света, развил корпускулярную теорию света,

5.

5. Гульельмо Маркони - 2000 лир, Италия, 1990.

(25.04.1874-20.07.1937) — итальянский физик, инженер и предприниматель, разработал приборы беспроволочного телеграфа. В 1901 осуществил радиосвязь через Атлантический океан. Его деятельность сыграла значительную роль в развитии радиотехники, в частности в распространении радио как средства связи (Нобелевская премия, 1909).

6.

6. Галилео Галилей - 2000 лир, Италия, 1973, 1976.

(15.02.1564-8.01.1642) — выдающийся итальянский физик и астроном

Именно от него берет начало физика как наука. Галилею человечество обязано двумя принципами механики, сыгравшими большую роль в развитии не только механики, но и всей физики. Это известный галилеевский принцип относительности для прямолинейного и равномерного движения и принцип постоянства ускорения силы тяжести. Галилей установил закон инерции (1609), законы свободного падения, движения тела по наклонной плоскости (1.604 — 09) и тела, брошенного под углом к горизонту, открыл закон сложения движений и закон постоянства периода колебаний маятника (явление изохронизма колебаний, 1583). От Галилея ведет свое начало динамика. В июле 1609 Галилей построил свою первую подзорную трубу

7.

7. Блез Паскаль - 500 франков, Франция, 1990.

(19.06.1623-19.08.1662) — французский математик, физик и философ.

Физические исследования относятся главным образом к гидростатике, где сформулировал в 1653 основной ее закон,— закон Паскаля, установил принцип действия гидравлического пресса. продемонстрировал упругость воздуха, доказал, что воздух имеет вес, открыл, что показания барометра зависят от влажности и температуры воздуха, и поэтому его можно использовать для предсказания погоды. Изобрел счетную машину (1642— 44). Его именем названа единица давления — паскаль.

8.

8. Никола Тесла - 5 новых динаров, СР Югославия, 1994.

(10.07.1856-7.01.1943) — сербский ученый. Разработал ряд конструкций многофазных (преимущественно двухфазных) генераторов, электродвигателей и трансформаторов, а также схемы передачи и распределения многофазных токов. Открыл в 1888 (независимо от Г. Феррариса) явление вращающегося магнитного поля, на основе которого построил в 1889 — 90 электрические генераторы частотой от 5000 до 20000 Гц. Изобрел (1891) высокочастотный трансформатор (трансформатор Теслы) и первые электромеханические генераторы высокой частоты. Исследовал возможность беспроволочной передачи сигналов и Энергии на значительные расстояния и в 1899 демонстрировал лампы и двигатели, работающие без проводов на высокочастотных токах. Сконструировал ряд радиоуправляемых самоходных механизмов. Изучал физиологическое действие токов высокой частоты. Построил в 1899 радиостанцию на 200 кВт в Колорадо и радиоантенну высотой 57,6 м в Лонг-Айленде. Изобрел электрический счетчик, частотомер и др.ный в области электротехники и радиотехники.



9.

9. Альберт Эйнштейн - 5 шекелей, Израиль

(14.03.1879-18.04.1955) — выдающийся физик-теоретик, один из создателей современной физики.

10.

10. Кристиан Гюйгенс - 25 гульденов, Нидерланды, 1955

(14. 04.1629-8.07.1695) — голландский физик, механик, математик и астроном. Физические исследования в области механики, оптики, молекулярной физики. Первый пришел к выводу, что Земля сжата возле полюсов





Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас