СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательный проект интегрированного урока по истории и химии к 75-летию Победы ВОВ

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Внеклассное мероприятие

 

 

«Роль химии   в

 Великой Отечественной войне»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

Учитель химии и биологии:

Хужина Рима Жамиловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 год

 

 

 

«Роль химии  в Великой Отечественной войне»

 

 

Цель: Ознакомить учащихся с вкладом советских ученых-химиков  в победу над фашизмом в Великой  Отечественной войне; Показать глубокий патриотизм, героизм людей науки.  

Учитель: Все дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны. Уже давно встали из руин города и села, разрушенные фашистскими варварами, шумят густыми кронами деревья, выросшие на брустверах старых окопов и на могильных холмах. Но никогда не изгладятся эти волнующие события в памяти народов планеты. Пройдут годы и столетия, а благодарное человечество из поколения в поколение как легенды будет передавать рассказы о бессмертном подвиге советских воинов. Ценой неимоверных  усилий и тяжелых жертв завоевана советским народом победа над фашизмом.

 

Учитель:1941 год… Полным ходом шла индустриализации страны. По структуре народного хозяйства наша страна приближалась к развитым странам.  Была ясная тёплая погода. В школах проходили выпускные балы. Десятиклассники прощались со школой и готовились выйти в огромный мир. Все были счастливы и веселы, ничто не предвещало войны.22 июня 1941 г. мирная жизнь была прервана страшной вестью: Левитан «Объявление войны»(слайд 2)

 

28 июня 1941 г. (через шесть дней после начала войны) Академия наук СССР обратилась к ученым всех стран с призывом сплотить силы для защиты человеческой культуры от фашизма: «В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны – во имя защиты своей Родины и во имя защиты свободы мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству... Все, кому дорого культурное наследие тысячелетий, для кого священны высокие идеалы науки и гуманизма, должны положить все силы на то, чтобы безумный и опасный враг был уничтожен».Всё для фронта! Всё для Победы! Рабочие, инженеры, колхозники, учителя, врачи, шахтёры, писатели, поэты, художники, учёные встали в один ряд защитников Отечества. Давайте сегодня поговорим об одних из тех, кто внёс свой вклад в общее дело Победы. Это химики -  учёные, которые «приближали День Победы, как могли»  Все основные направления научных исследований были сориентированы на разгром врага. (просмотр видеофрагмента ученые во время войны)

Ученик: Вспомним начало войны... (слайд 4,5,6  Родина Мать зовет + рассказ ученика )

 

        1941 год. Немецкие танки рвутся к Москве, Красная Армия буквально грудью сдерживает врага. Не хватает обмундирования, продовольствия и боеприпасов, но самое главное – катастрофически не хватает противотанковых средств. В этот критический период на помощь приходят ученые-энтузиасты: в два дня на одном из военных заводов налаживается выпуск бутылок КС (Качугина-Солодовникова) или просто бутылок с горючей смесью. Это незамысловатое химическое устройствоуничтожает немецкую технику не только в начале войны, но и в 1942-1943 гг.-под Сталинградом, в 1944 г. – у Ясс и даже весной 1945г. – В Берлине.

 

Учитель задает вопрос:А как выдумаете, что представляют собой эти бутылки КС?

 

 

 

 

 

 

 

  Ученик: (слайд 7,8) К обыкновенной бутылке прикреплялись резинкой ампулы, содержащие концентрированную H2SO4, бертолетову соль и сахарную пудру. В бутылки заливали бензин, керосин, лигроин или масло.

   Как только такая бутылка при ударе разбивалась о броню, компоненты запала вступали в химическую реакцию, происходила сильная вспышка, и горючее воспламенялось.

 

(Учитель дает задание, слайд 9)

  1. Уравняйте приведенные реакции, иллюстрирующие действие запала бутылок КС.

 

KClO3 + H2SO4-> ClO2 + KClO4 +K2SO4 + H2O

ClO2 ->Cl2 +O2

C12H22O11 + O2 ->CO2 + H2O

 

Ответ: 3 КСlО3 + Н2SO4 = 2 ClО2 +КСlО4+ К2SO4+Н2О

             2 СlО2= Сl2 + 2O2

С12Н22О11 + 12 О2 = 12 СО2 + 11 Н2О

 

(Учитель дает задание)

 

  1. (слайд 9 ) Почему все 3 компонента запала берутся по отдельности? Можно ли их заранее смешать?

 

а) бертолетову соль и сахарную пудру?

 

б)H2SO4(конц.) и сахарную пудру?

 

Ответ:

 

А) Бертолетову соль и сахарную пудру заранее смешивать  нельзя, т.к. получающаяся смесь чрезвычайно взрывоопасна.

 

8KClO3 + C12H22O11 -> 8КCl + 12CO2 +11H2O

 

Б) H2SO4 (конц) нельзя смешивать с сахарной пудрой. В этом случае произойдет обугливание сахарной пудры, т.к. H2SO4 (конц) является сильным водоотнимающим средством.

 

Учитель: Эту реакцию мы сейчас увидим.

 

Демонстрационный опыт:

Взаимодействие концентрированной серной кислоты и сахарной пудры. (проводит ученик)

 

Оборудование:два химических стакана по 100-150 мл, мензурка, стеклянная палочка, весы, разновес.

                   Реактивы: сахарная пудра, концентрированная серная кислота. Мензуркой отмеряют 12 мл концентрированной серной кислоты.

                                     на весах взвешивают 30 г сахарной пудры.                             

 

Я насыпаю в стакан сахарную пудру, добавляю к ней  несколько капель дистиллированной воды, тщательно перемешиваю эту смесь. А теперь я наливаю туда H2SO4(конц.) – тяжелую маслянистую жидкость. Первые признаки реакции видны сразу. Сахарная пудра меняет свой цвет из белого в желтый, в коричневый, постепенно она становится черной.

Серная кислота обугливает сахарозу, а затем  окисляет и полученный углерод, и мы хорошо видим продукты этой реакции: газообразные вещества, которые вспенивают эту массу, продукт окисления углерода – углекислый газ, продукт восстановления серы – сернистый газ, пары воды от этой экзотермической реакции. Мы получили пористую массу, состоящую из чистого углерода с большим количеством пор внутри.

 

Ученик:  (слайд 10,11) Многие наши сверстники в военные годы во время налетов дежурили на крышах домов. Одной из основных задач была борьба с зажигательными бомбами, которые во множестве сбрасывали на промышленные районы и города нашей Родины. 

 

 Начинкой таких бомб была смесь порошков алюминия, магния и оксида железа, детонатором служила гремучая ртуть. Иногда в состав зажигательных бомб добавляли небольшое количество битума и нефти. При ударе бомбы о землю срабатывал детонатор, воспламеняющий зажигательный состав, который быстро разогревался до высокой температуры и все начинало гореть.       

 

(Учитель дает задание)

 

Напишите уравнения реакций, происходящих при взрыве такой бомбы.

 

Ответ:

4AL + 3O2=2AL2О3 2Mg + O2=2MgO

3Mg + N2=Mg3N2 3Fe3O4+8Al=9Fe+4Al2O3 (возможно образование и FeO)

 

Учитель задает вопрос:Можно ли было потушить горящий зажигательный состав водой?(слайд 12)

 

Ответ:Горящий зажигательный состав нельзя  потушить  водой, т.к.  раскалённый магний реагирует с водой согласно уравнению: Mg + 2H2O=Mg(OH)2 +H2

 

Учитель задает вопрос:Зачем в зажигательный состав вводили битум или нефть?

 

Ответ: Для увеличения зажигательного эффекта бомбы вводили нефть или битум,т.к. они легковоспламеняющиеся жидкости. Растекаясь на большой площади, эти жидкости увеличивали радиус действия бомбы.

Демонстрационный опыт:

 «Взаимодействие раскаленного магния с водой»

(проводит ученик)

 

Оборудование: ложка для сжигания, плоскодонная колба на 2-3 литра, горелка, предметный столик.

Реактив: порошок магния.

 

            Плоскодонная колба заполняется до половины водой и ставится на предметный столик. Ложку для сжигания с порошком магния вносят в пламя горелки. Как только магний загорится, горелку убирают. Когда горение магния уменьшится, ему дают несколько охладиться и погружают ложку в колбу с холодной водой. Происходит бурная реакция раскаленного магния с водой. Выделяющийся при этом водород загорается на поверхности воды. 

 

 

 

 

Ученик: Во время  ночных налетов для освещения цели бомбардировщики сбрасывали на парашютах осветительные ракеты. В состав такой ракеты входил порошок магния, спрессованный с особыми составами, и запал из угля, бертолетовой соли и солей кальция. При запуске осветительной ракеты высоко над землей красивым желтым пламенем горит запал; по мере снижения ракеты свет постепенно делается более ровным, ярким и белым – это загорается магний. Наконец цель освещена и видна почти также хорошо, как и днем, и летчики начинают прицельную бомбардировку.

 

(Учитель дает задание)

 

  1. Уравняйте реакцию, иллюстрирующую действие запала:

 

                         КСlO3 + C = КСl + СО2

 

Ответ:   2 КСlО3 + 3С = 2КСl + 3СО2

 

  1. Напишите и уравняйте реакции, происходящие при горении магния на воздухе.

1

                               Ответ:2 Мg+ О2 = 2MgO

 

Ученик: Магний использовался не только для создания осветительных ракет. В огромных количествах он использовался в авиации – основном потребителе этого металла. По этой причине магний добывали даже из морской воды.

 

 

Ученик: Большая ответственность в годы ВОВ легла на плечи ученых-химиков, которые «сражались с врагом» в своих лабораториях, создавая вещества, нашедшие широкое применение в оборонной промышленности. Свой вклад в Победу внесли многие ученые-химики.(рассказ учеников слайды 13-22)

1 ученик:АлександрЕрминингельдович Арбузов.  

Его исследования были посвящены нуждам обороны и медицины. Так в марте 1943 года физик-оптик СИ. Вавилов писал Арбузову: «обращаюсь к вам с большой просьбой - изготовить в вашей лаборатории 15г 3,6-диаминофталимида. оказалось, что этот препарат, полученный от Вас, обладает ценными свойствами в отношении флуоресценции и адсорбции и сейчас нам необходим для изготовления нового оборонного оптического прибора». Препарат был изготовлен, его использовали при изготовлении оптики для танков. Это имело огромное значение для обнаружения врага на далёком расстоянии. В дальнейшем Арбузов выполнял и другие заказы оптического института на изготовление различных реактивов.

 

2 ученик: Николай Дмитриевич Зелинский.

                                                  Ещё в Первую мировую войну он создал противогаз. В период 1941-1945гг. Зелинский возглавлял научную школу, исследования которой были направлены на разработку способов получения высокооктанового топлива для авиации, мономеров для синтетического каучука. Николаю Дмитриевичу удалось создать синтетический бензин лучшего качества, чем природный. Новый бензин дал возможность резко увеличить мощность моторов и скорость самолётов. Самолёт мог взлетать с меньшего разбега, подниматься на большую высоту, с большим грузом. Эти исследования оказали в годы Великой Отечественной войны неоценимую помощь нашей авиации. Зелинскому в 1946 году была присуждена Государственная премия.  

3 ученик: Николай Николаевич Семёнов.  

Его вклад в обеспечение победы определяется разработанной им теорией цепных разветвлений реакций, которая позволяла управлять химическими процессами: ускорять реакции вплоть до образования взрывной лавины, замедлять их и даже останавливать на любой промежуточной стадии. В начале 40-х годов Н.Н.Семёнов и его сотрудники исследовали процессы взрыва, горения, детонации. Результаты этих исследований в том или ином виде использовались во время войны при производстве патронов, артиллерийских снарядов, взрывчатых веществ, зажигательных смесей для огнемётов. Результаты исследований, посвященных вопросам отражения и столкновения ударных волн при взрывах, были использованы уже в первый период войны при создании кумулятивных снарядов, гранат и мин для борьбы с вражескими танками.

 

 

4 ученик: Александр Евгеньевич Ферсман.  

Он не раз говорил, что его жизнь - это история любви к камню. С первых же дней войны он активно включился в процесс переведения науки и промышленности на военные рельсы. Им выполнялись специальные работы по военно-инженерной геологии, военной географии, по вопросам изготовления стратегического сырья, маскировочных красок. В 1941г. на антифашистском митинге учёных он говорил: « война потребовала грандиозного количества основных видов стратегического сырья. Потребовался целый ряд новых металлов для авиации, для бронебойной стали, потребовался магний, стронций для осветительных ракет и факелов, потребовалось больше йода... И на нас лежит большая ответственность за обеспечение стратегическим сырьём, мы должны помочь своими знаниями создать лучшие танки, самолёты, чтобы скорее освободить все народы от нашествия гитлеровской банды».  

5. ученик:Александр Николаевич Несмеянов  

Он один из создателей научного направления - химии металлоорганических соединений. Эти соединения применяются в качестве антидетонаторов, инсектицидов, лекарственных препаратов, синтетических высококачественных материалов. Он разработал методы ароматизации органических соединений, получивших применение во многих областях оборонной химии.  

6 ученик:Академик А.В. Палладин

 

Он синтезировал витамин К и викасол -эффективное средство при кровотечении. Под руководством профессора Ильина из сибирской пихты был изготовлен бальзам, способствующий быстрому заживлению ран.  

7 ученик:Иван Васильевич Мартынов  

На различных фронтах он занимал должности начальника химической службы. Ему приходилось заниматься поддержанием в готовности химических средств защиты, обучением личного состава пользованию средствами защиты. В его обязанности входило поддержание химической службы в войсках на должном уровне.  

 

В период подготовки к летнему наступлению войск 1-го Белорусского фронта остро стоял вопрос о снижении потерь при перевозке личного состава и техники; прибывающих на фронт. Эта задача решалась применением дымового прикрытия железнодорожных объектов от прицельного бомбометания вражескими самолётами. Весной 1944г. постоянным налётам подвергался участок железной дороги Коростень-Сарны. Было приказано доставить в район г. Сарны дымовой батальон. Мартынов составил схему размещения дымовых средств по прикрытию железнодорожного узла, включая железнодорожный мост. Дымзавесы создавались распылением из специальных автомашин хлорсульфоновой кислоты и большими дымовыми шашками. Применение дымзавес резко снизило потери в личном составе и технике.  

9 ученик: Валентин Алексеевич Каргин

Во время Великой Отечественной войны разработал специальные материалы для изготовления одежды, защищающей от действия отравляющих веществ, принцип и технологию нового метода обработки защитных тканей, химические составы, делающие валяную обувь непромокаемой, специальные типы резин для боевых машин нашей армии.  

 

Учитель химии. Сегодня мы знаем не только о средствах химической защиты, о зажигательных смесях, но и о значении химических элементов металлов в истории Великой Отечественной войны, как помогали металлы ковать победу  над фашистской Германией.

Металлов много есть, но дело не в количестве: В команде работящей металлической Такие мастера, такие личности! Преуменьшать нам вовсе не пристало Заслуги безусловные металлов…

Презентация «Таблица Менделеева на защите Родины»(слайды 23-29)

Выступления учащихся о наиболее важных элементах металлах.

1-й ученик.   Железо № 26.  В таблице Менделеева трудно найти какой – либо элемент, с которым так бы неразрывно связывалась вся жизнь всего человечества. Нет другого элемента, при участии которого проливалось бы так много крови, терялось бы столько жизней, происходило бы столько несчастья. “В бою железо дороже золота!” – гласит татарская пословица и русские говорили: “при рати железо дороже золота”, “железом и золото добуду”. Железо являлось основным металлом, из которого изготовляли многочисленные и разнообразные орудия для истребления людей. Недаром копье и щит характерные принадлежности бога войны Марса, древние мудрецы сделали символом обозначающим железо. Более 90% всех металлов, которые использовались в годы ВОВ, приходится на железо. Железо – главная составная часть чугунов и сталей, а по их выплавке судят о мощности государства.

Сколько этого металла было выброшено в бомбах, минах и гранатах! Чтобы судить о расходах железа в минувшей войне назовем одну цифру: 1000000 бомб сброшенных фашистской авиацией на Сталинград. Но железо – не только война, разрушение; железо – металл созидания. Это основа всей металлургии, машиностроения, железнодорожного транспорта, судостроения, грандиозных инженерных сооружений.

2-й ученик      Роль алюминия и его сплавов. 

 Алюминий № 27.Алюминий называют крылатым металлом, т.к его сплавы с магнием, марганцем, бериллием, натрием, кремнием, используются в самолетостроении. Тончайший алюминиевый порошок использовался для получения горючих и взрывчатых смесей. Об этом можно судить по рассказу о зажигательных бомбах. Алюминий использовали для активной защиты самолетов. Так при отражении налетов авиации на Гамбург, операторы немецких радиолокационных станций обнаружили на экранах приборов неожиданные помехи, которые делали невозможным распознавание сигналов от приближающихся самолетов. Помехи были вызваны лентами из алюминиевой фольги, которые сбрасывали самолеты союзников. При налетах на Германию было сброшено примерно 20 тысяч тон алюминиевой фольги. В годы войны инженером Головкиным был разработан непрерывный способ производства литой алюминиевой проволоки диаметром до 9мм. Потребность в ней была громадной. Каждому, кто летал на самолете, приходилось видеть бесконечные ряды заклепок на крыльях и фюзеляже. Так вот на истребители военного времени их число доходило до 2тыс. штук, а на бомбардировщике даже до миллиона.

 

 

 

 

 

3-й ученик Применение свинца, никеля, меди в военном деле.

Никель № 28. На службу войне были поставлены и другие металлы. В первой половине прошлого столетия никель добывался в небольших количествах и стоил очень дорого. Он считался, поэтому ювелирным металлом. Позднее никель стали добавлять в стальную броню. Долгие годы это было его основное применение. Однако позже он стал неотъемлемой составляющей бронированных орудий и танков. Вот что пишет С. Гагарин в произведении “ Три лица Януса” о роли никеля в Отечественной войне. “На подводной лодке “Валькирия”, исчезнувшей при загадочных обстоятельствах для германского командования, находилось 160 тонн никеля в слитках и монетах США и Канады. Никель был такой же сложной проблемой для Германии, как горючее, а может и сложней. Ведь горючее из нефти можно хоть чем-то заменить. Никель же незаменим. Без никеля нет брони. Без брони нет танков. Без танков нет победы на военных дорогах второй мировой войны. Природа обделила Германию никелем. Незначительные запасы его есть в Рейнской долине. Основную часть никеля Германия получала из Канады. Началась война, и канадский никель был потерян для Рейха. Гитлер захватил Грецию, а вместе с ней и никелевые рудники. Вассальная Финляндия открыла для немцев рудники на севере в районе Петсамо. Там работали заключенные и военнопленные. Целый эсэсовский корпус обеспечивал охрану рудников и гарантировал бесперебойную добычу красного колчедана и отправку его в Германию на металлургические заводы. Когда советские танки Т-34 появились на полях сражений, немецкие специалисты были поражены неуязвимостью их брони. По приказу из Берлина первый же захваченный Т-34 был доставлен в Германию. Здесь за него взялись химики. Они установили: что русская броня содержит большой процент никеля, что делает ее сверхпрочной. Недостаток никеля в стали привел к тому, что в 1944 г. имперские военные заводы вынуждены были изготовлять танковую броню повышенной толщины и “тигры”, и “пантеры”, “фердинанды”, одетые в нее, оказывались тяжелее и слабее советских танков и самоходок”. Броня с повышенным содержанием никеля не только оказалась самой прочной, но и имела самые выгодные углы наклона, поэтому была неуязвимой.

Тепло отозвался о танке Т-34 прославленный маршал И.С. Конев. Он писал: “ Не было лучшей боевой машины ни в одной армии. До самого конца войны Т-34 оставался непревзойденным. Как мы были благодарны за него нашим уральским рабочим и инженерам!”

4-й ученик

Свинец № 82. С изобретением огнестрельного оружия на изготовление пуль для оружий, пистолетов и картечи, для артиллерии стали расходовать много свинца.

Свинец – тяжелый металл, его плотность 11,34 именно это обстоятельство послужило причиной массового использования свинца в огнестрельном оружии.

Свинцовыми металлическими снарядами пользовались еще в древности: пращники армии Ганнибала, они метали в римлян свинцовые шары. И сейчас пули отливают из свинца, лишь оболочку делают из других, более твердых металлов. Любая добавка к свинцу увеличивает его твердость. В свинец идущий на изготовление шрапнелей, добавляют до 12% сурьмы, а в свинец ружейной дроби 1% мышьяка. Без инициирующих взрывчатых веществ, не одно скорострельное оружие действовать не будет. Среди веществ этого класса преобладают соли тяжелых металлов. Используют, в частности, азид свинца PBN6.

Свинец не раз решал судьбу грандиозных военных баталий, за что его стали называть “смертоносным” металлом.

 

 

5-й ученик

Медь. № 29. В годы ВОВ главным потребителем меди была военная промышленность. Сплав меди (90%) и олова (10%) – пушечный металл. Гильзы патронов и артиллерийских снарядов обычно желтого цвета. Они сделаны из латуни – спала меди (68%) с цинком (32%). Большинство артиллерийских латунных гильз используется неоднократно. В годы войны в любом артиллерийском дивизионе был человек (обычно офицер), ответственный за своевременный сбор стреляных гильз и отправку их на перезарядку. Высокая стойкость против разъедающего действия соленой воды характерна для морских латуней. Это латуни с добавкой олова. Металлы: олово, цинк и медь – образуют бронзу. Из бронзы во всем мире изготавливают памятники воинам. В Трептов-парке в г.Берлине у памятника воинам Советской Армии, павшим при штурме столицы фашисткой Германии, отлиты 5 огромных (до 5 м в диаметре_ бронзовых венков, лежащих на братских могилах.) Там же, в Мемориальном зале Мавзолея, воинам Советской Армии на постаменте из черного лабрадора в золотом ларце хранится книга с именами героев, павших смертью храбрых при героическом штурме столицы Германии.

Учитель химии:

Невозможно перечислить всех учёных-химиков, и всего того, что они сделали для победы в годы Великой Отечественной войны. В обеспечение победы советского народа над фашистской Германией значительную роль сыграли работники химической промышленности и химико-технологических вузов страны. По призыву партии и правительства на фронтах Отечественной войны сражались десятки тысяч представителей науки, проявляя мужество, стойкость и преданность Родине.

* Ученик читает стихотворение В. Харитонова «Ничто не забыто, никто не забыт»

Нам руки даны, чтобы землю обнять И сердцем её отогреть. Нам память дана, чтобы павших поднять И вечную славу им петь, Осколкам снаряда берёза пробита, И буквы легли на гранит... Ничто не забыто, ничто не забыто, Никто не забыт! Не старят года, не изменят века Черты дорогого лица. Героев своих мы найдём имена И впишем навечно в сердца!

 

Учитель:Победа! Она была необходима человечеству, чтобы сохранить на земле жизнь, и поэтому память о сорок пятом вечна, как сама жизнь!

 

Учитель химии:  Мы склоняем головы перед светлой памятью о тех, кто не вернулся с войны. Памяти химиков-фронтовиков посвятил своё стихотворение старший преподаватель Днепропетровского химико-технологического института, бывший фронтовик З.И. Барсуков.(слайд 30)  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик:

Кто про химика сказам: «Мало воевал», Кто сказал: «Он маловато крови проливал»? Я в свидетели зову химиков-друзей, — Тех, кто смело бил врага до последних дней. Тех, кто с армией родной шёл в одном строю, Тех, кто грудью защитил Родину мою. СКОЛЬКО пройдено дорог, фронтовых путей... Сколько полегло на них молодых парней... "Не померзнет никогда память о войне, Слава химикам живым, павшим — честь вдвойне.

 

Слайд 31+ Левитан «Победа»

 

Учитель химии: (слайд  32) Всегда помни о том, что Великая Отечественная война была смертельным противоборством не только оружия и терпения, не только идей и стратегий. В XX научно-техническом веке это было сражение производств экономики и наук.  

Поэтому помни, что вместе с солдатами в сорок пятом победили рабочие и мастера, инженеры, доктора наук, военные медики и сугубо гражданские химики.

Чтите подвиг и героизм наших Ветеранов!

Помните благодаря этим людям мы с Вами живём под мирным небом.

 Пусть все это будет не зря! (слайд 33 видеоролик #Жить – Пусть это будет не зря!)

 

 

Список литературы

1. Борисенок Ю.А. Великая Победа и современность. М., 2010

2. Великая Отечественная Война. Девствующая Армия. М., 200

3. Великая Отечественная. История Великой Победы, 1941-1945гг. М., 2005 4. Великая Отечественная Война 1941-1945. М., 2012

4. Залесский К. Вел

икая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. М.2013

5. Захаревич С.С. Большая кровь: как СССР победил в войне 1941-1945 годов. Минск, 2009

6. Кривошеев Г.Ф., Андроников В.М., Буриков П.Д., Гуркин В.В. Великая Отечественная без грифа секретности. М. 2010

7. Мединский В.Р. Мифы СССР, 1939-1945 М., 2011

8. Мухин Ю.И. Уроки Великой Отечественной. М., 2010

9. Ольштынский Л.И. Разгром фашизма. СССР и англо-американские союзники во Второй мировой войне. М., 2010

10. Осокин А.Н. Великая тайна Великой отечественной: ключи к разгадке. М., 2010

11. Семинарий по отечественной истории на тему: «Великая Отечественная война как составная часть Второй мировой войны: трудные вопросы». Ярославль , 2006.

12. История России. ХХ век / Под ред. В.П. Дмитренко. — М., 1996

13. История Отечества. ХХ век. Энциклопедия «Аванта+»

14. Всемирная история. Энциклопедия «Аванта+»

 

 

 

Использованные ресурсы

  • http://chaltlib.ru/articles/resurs/jubilei_goda/65_let_pobed/nagrady_velikojj_otechestvennojj_vojjny/
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Операция_«Уран»
  • https://historynotes.ru/bitva-za-dnepr
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Белорусская_операция_(1944)
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Кожедуб,_Иван_Никитович
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Молодая_гвардия
  • http://www.molodguard.ru/guardians.htm)
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Знамя_Победы
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Матросов,_Александр_Матвеевич
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Пионеры-герои
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Т-34 
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/БИ-1
  • http://www.km.ru/avto/74D0B710-83DC-4DB6-8E8D-825517A120CD)
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Орден_«Победа»
  • http://russian7.ru/2013/12/7-vidov-sovetskogo-avtomaticheskogo-oruzhiya-velikoj-otechestvennoj-vojny/

Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект интегрированного урока по истории и химии к 75-летию Победы ВОВ»

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа  посёлка Демьянка» Роль химии в Великой Отечественной Войне Автор: учитель химии и биологии Р.Ж.Хужина

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа

посёлка Демьянка»

Роль химии в Великой Отечественной Войне

Автор: учитель химии и биологии

Р.Ж.Хужина

Наука во время Войны

Наука во время Войны

 «Война потребовала грандиозного количества основных видов стратегического сырья. И на  нас лежит ответственность за  обеспечение стратегическим  сырьем. Необходимо помочь  своими знаниями создать лучшие  танки, самолеты, чтоб скорее  освободить все народы от  нашествия гитлеровской банды»  Академик А.Е. Ферсман, Москва, 1941 год

«Война потребовала грандиозного количества основных видов стратегического сырья. И на

нас лежит ответственность за

обеспечение стратегическим

сырьем. Необходимо помочь

своими знаниями создать лучшие

танки, самолеты, чтоб скорее

освободить все народы от

нашествия гитлеровской банды»

Академик А.Е. Ферсман,

Москва, 1941 год

Ученые идут со своим народом… «Защита Родины, изгнание врагов из ее пределов есть защита культуры и прогресса, науки и искусства, света и разума» В.Л.Комаров – президент  Академии наук СССР  в 1936–1945 гг.

Ученые идут со своим народом…

  • «Защита Родины, изгнание врагов из ее пределов есть защита культуры и прогресса, науки и искусства, света и разума»

В.Л.Комаров – президент Академии наук СССР в 1936–1945 гг.

Ученые идут со своим народом… «В решающей схватке подымите недра против врага! Пусть горы металлов, цемента, взрывчатых веществ вырастут в тот девятый вал, мощной силой которого будет повержена фашистская лавина» Александр Евгеньевич Ферсман

Ученые идут со своим народом…

  • «В решающей схватке подымите недра против врага! Пусть горы металлов, цемента, взрывчатых веществ вырастут в тот девятый вал, мощной силой которого будет повержена фашистская лавина»

Александр Евгеньевич

Ферсман

Противотанковые запалы Что представляет собой бутылка КС?  (Качурина–Солодовникова )

Противотанковые запалы

  • Что представляет собой бутылка КС? (Качурина–Солодовникова )
ClO 2 + KClO 4 +K 2 SO 4 + H 2 O ClO 2 -Cl 2 + O 2 C 12 H 22 O 11 + O 2 - CO 2 + H 2 O " width="640"

КОКТЕЛЬ МОЛОТОВА

  • KClO 3 + H 2 SO 4 - ClO 2 + KClO 4 +K 2 SO 4 + H 2 O
  • ClO 2 -Cl 2 + O 2
  • C 12 H 22 O 11 + O 2 - CO 2 + H 2 O
ВОПРОС Почему все 3 компонента запала берутся по отдельности? Можно ли их заранее смешать?   а) бертолетову соль и сахарную пудру?   б)H2SO4 (конц.) и сахарную пудру?

ВОПРОС

  • Почему все 3 компонента запала берутся по отдельности? Можно ли их заранее смешать?

 

  • а) бертолетову соль и сахарную пудру?

 

  • б)H2SO4 (конц.) и сахарную пудру?
Напишите уравнения реакций, происходящих при взрыве такой бомбы.               Расставьте коэффициенты      AL + O2=AL2О3  Mg + O2=MgO  Mg + N2= Mg3 N2  Fe3O4+Al=Fe+Al2O3   з зажигательные бомбы

Напишите уравнения реакций, происходящих при взрыве такой бомбы.         Расставьте коэффициенты   AL + O2=AL2О3 Mg + O2=MgO Mg + N2= Mg3 N2 Fe3O4+Al=Fe+Al2O3 з зажигательные бомбы

Вопрос:  Можно ли было потушить горящий зажигательный состав водой? Ответ:  Горящий зажигательный состав нельзя потушить водой, т.к. раскалённый магний реагирует с водой согласно уравнению:   Mg + 2H2O=Mg(OH)2 + H2    Вопрос:  Зачем в зажигательный состав вводили битум или нефть?

Вопрос: Можно ли было потушить горящий зажигательный состав водой?

Ответ: Горящий зажигательный состав нельзя потушить водой, т.к. раскалённый магний реагирует с водой согласно уравнению:

Mg + 2H2O=Mg(OH)2 + H2

 

Вопрос: Зачем в зажигательный состав вводили битум или нефть?

Реакция иллюстрирующая действие запала Уравняйте реакцию, иллюстрирующую действие запала:  КСlO3 + C = КСl + СО2   Ответ: 2 КСlО3 + 3 С = 2 КСl + 3 СО2   2. Напишите и уравняйте реакции, происходящие при горении магния на воздухе.  Ответ: 2 Мg + О2 = 2 MgO

Реакция иллюстрирующая действие запала

  • Уравняйте реакцию, иллюстрирующую действие запала:

КСlO3 + C = КСl + СО2

  Ответ: 2 КСlО3 + 3 С = 2 КСl + 3 СО2

  2. Напишите и уравняйте реакции, происходящие при горении магния на воздухе.

Ответ: 2 Мg + О2 = 2 MgO

Учёные  ХИМИКИ

Учёные

ХИМИКИ

Николай Дмитриевич  ЗЕЛИНСКИЙ

Николай Дмитриевич ЗЕЛИНСКИЙ

Александр Ерминингельдович АРБУЗОВ

Александр Ерминингельдович

АРБУЗОВ

Противотанковая пушка Николай Николаевич СЕМЕНОВ

Противотанковая пушка

Николай Николаевич

СЕМЕНОВ

Танк Т-34 Александр Евгеньевич  ФЕРСМАН

Танк Т-34

Александр Евгеньевич

ФЕРСМАН

Викасол  Александр Владимирович ПАЛЛАДИН

Викасол

Александр Владимирович

ПАЛЛАДИН

Паста Постовского Исаак Яковлевич ПОСТОВСКИЙ

Паста Постовского

Исаак Яковлевич

ПОСТОВСКИЙ

Пенициллин Зинаида Виссарионовна  ЕРМОЛЬЕВА

Пенициллин

Зинаида Виссарионовна

ЕРМОЛЬЕВА

Мазь Вишневского Александр Васильевич ВИШНЕВСКИЙ

Мазь Вишневского

Александр Васильевич

ВИШНЕВСКИЙ

Исследования академика Валентина Алексеевича Каргина охватывают широкий круг вопросов, относящихся к физической химии, электрохимии и физикохимии высокомолекулярных соединений. Каргин разработал специальные материалы для изготовления одежды, защищающей от действия отравляющих веществ, принцип и технологию нового метода обработки защитных тканей, химические составы, делающие валяную обувь непромокаемой, специальные типы резин для боевых машин нашей армии Валентин Алексеевич КАРГИН

Исследования академика Валентина Алексеевича Каргина охватывают широкий круг вопросов, относящихся к физической химии, электрохимии и физикохимии высокомолекулярных соединений. Каргин разработал специальные материалы для изготовления одежды, защищающей от действия отравляющих веществ, принцип и технологию нового метода обработки защитных тканей, химические составы, делающие валяную обувь непромокаемой, специальные типы резин для боевых машин нашей армии

Валентин Алексеевич

КАРГИН

Металлы на защите Родины

Металлы на защите Родины

1 000 000 бомб было сброшено фашистской авиацией на Сталинград

1 000 000 бомб было сброшено фашистской авиацией на Сталинград

Но железо – не только война, разрушение; железо – металл созидания…

Но железо – не только война, разрушение; железо – металл созидания…

Алюминий (№27) Алюминий называют крылатым металлом, т.к его сплавы с магнием, марганцем, бериллием, натрием, кремнием, используются в самолетостроении. Тончайший алюминиевый порошок использовался для получения горючих и взрывчатых смесей. Алюминий использовали для активной защиты самолетов. При налетах на Германию было сброшено примерно 20 тысяч тон алюминиевой фольги.

Алюминий (№27)

Алюминий называют крылатым металлом, т.к его сплавы с магнием, марганцем, бериллием, натрием, кремнием, используются в самолетостроении. Тончайший алюминиевый порошок использовался для получения горючих и взрывчатых смесей. Алюминий использовали для активной защиты самолетов. При налетах на Германию было сброшено примерно 20 тысяч тон алюминиевой фольги.

 Характеристика элементов  Никель (№28) В первой половине прошлого столетия никель добывался в небольших количествах и стоил очень дорого. Позднее никель стали добавлять в стальную броню. Долгие годы это было его основное применение. Однако позже он стал неотъемлемой составляющей бронированных орудий и танков. Пример такого танка – танк Т-34, изображенный на картинке.

Характеристика элементов Никель (№28)

В первой половине прошлого столетия никель добывался в небольших количествах и стоил очень дорого. Позднее никель стали добавлять в стальную броню. Долгие годы это было его основное применение. Однако позже он стал неотъемлемой составляющей бронированных орудий и танков.

Пример такого танка – танк Т-34, изображенный на картинке.

 Свинец (№82)  С изобретением огнестрельного оружия на изготовление пуль для оружий, пистолетов и картечи, для артиллерии стали расходовать много свинца.  Свинец- тяжелый металл, его плотность 11,34 именно это обстоятельство послужило причиной массового использования свинца в огнестрельном оружии.  Свинцовыми металлическими снарядами пользовались еще в древности: пращники армии Ганнибала, они метали в римлян свинцовые шары. И сейчас пули отливают из свинца, лишь оболочку делают из других, более твердых металлов. Любая добавка к свинцу увеличивает его твердость.  Свинец не раз решал судьбу грандиозных военных баталий, за что его стали называть «смертоносным» металлом.

Свинец (№82)

С изобретением огнестрельного оружия на изготовление пуль для оружий, пистолетов и картечи, для артиллерии стали расходовать много свинца.

Свинец- тяжелый металл, его плотность 11,34 именно это обстоятельство послужило причиной массового использования свинца в огнестрельном оружии.

Свинцовыми металлическими снарядами пользовались еще в древности: пращники армии Ганнибала, они метали в римлян свинцовые шары. И сейчас пули отливают из свинца, лишь оболочку делают из других, более твердых металлов. Любая добавка к свинцу увеличивает его твердость.

Свинец не раз решал судьбу грандиозных военных баталий, за что его стали называть «смертоносным» металлом.

Медь (№29) Сплав меди (90%) и олова (10%) – пушечный металл.  Гильзы патронов и артиллерийских снарядов обычно желтого цвета. Они сделаны из латуни – сплава меди (68%) с цинком (32%). Большинство артиллерийских латунных гильз используется неоднократно. В годы войны в любом артиллерийском дивизионе был человек (обычно офицер), ответственный за своевременный сбор стреляных гильз и отправку их на перезарядку. Высокая стойкость против разъедающего действия соленой воды характерна для морских латуней. Это латуни с добавкой олова.  Металлы: олово, цинк и медь – образуют бронзу. Из бронзы во всем мире изготавливают памятники воинам.

Медь (№29)

  • Сплав меди (90%) и олова (10%) – пушечный металл.
  • Гильзы патронов и артиллерийских снарядов обычно желтого цвета. Они сделаны из латуни – сплава меди (68%) с цинком (32%). Большинство артиллерийских латунных гильз используется неоднократно. В годы войны в любом артиллерийском дивизионе был человек (обычно офицер), ответственный за своевременный сбор стреляных гильз и отправку их на перезарядку. Высокая стойкость против разъедающего действия соленой воды характерна для морских латуней. Это латуни с добавкой олова.

Металлы: олово, цинк и медь – образуют бронзу. Из бронзы во всем мире изготавливают памятники воинам.

#Жить – Пусть это будет не зря!

#Жить – Пусть это будет не зря!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей