«Образы мадонн в творчестве А.С.Пушкина и Рафаэля»
1) учебные:
- приобщение школьников к творческому наследию А.С.Пушкина; формирование культуроведческой компетенции учащихся средствами литературы, живописи; формирование коммуникативных умений в процессе работы по картине, тексту литературного произведения;
- приобщение школьников к творческому наследию А.С.Пушкина;
- формирование культуроведческой компетенции учащихся средствами литературы, живописи;
- формирование коммуникативных умений в процессе работы по картине, тексту литературного произведения;
2)воспитательные: воспитание у школьников чувства
прекрасного, нравственного идеала на примере муз
А.С.Пушкина и мадонн Рафаэля;
3) развивающие: развитие художественного вкуса,
аналитических способностей учащихся и
коммуникативных умений.
Цели:
Эпиграф:
"Чистейшей
прелести
чистейший
образец…"
А.С.Пушкин
"Мадонна Конестабиле"(1504 г). В раннем произведении Рафаэля, названном "Мадонна Конестабиле", по имени последнего владельца, гармония, единство человека и природы воспеты с большим лиризмом и непосредственностью. Мадонна великолепна. Сколько нежности, целомудрия, любви, душевной гармонии в её образе..
"Мадонна Темпи" (1508 г). ...Юная светловолосая женщина, прижав к груди сына, идёт по зелёному лугу. Такое впечатление, что она либо напевает малышу песенку, либо в порыве нежности шепчет ему какие-то ласковые слова. Художник трепетно передаёт всю полноту материнского счастья, способность женщины всем своим существом отдаться этому чувству. А вокруг голубой и прекрасный мир. Безоблачное небо, светлые дали, гладь озера, прозрачный воздух – все вторит гармонии материнства
"Сикстинская мадонна". "Сикстинская мадонна" по праву признана вершиной творчества великого живописца. В.А. Жуковский писал: "... на лице её ничего не выражено, но в нём находишь в каком-то таинственном соединении всё: спокойствие, чистоту, величие и даже чувство, но чувство уже перешедшее за границу земного. И далее Жуковский произносит слово - определение: "Гений чистой красоты был с неё". Рафаэль остановил вечное движение матери, приносящей свою жертву, своего сына во имя будущего – символ высшей красоты и жертвенной материнской любви.
1. Автор (Леонардо да Винчи) 2. Название картины (Джоконда, Моно Лиза) 3. Дата, место создания (1503) 4. Размеры 5. Материал и техника (масло, дерево)
1. Автор (Рафаэль) 2. Название картины (Мадонна Конестабиле) 3. Дата, место создания (1504 г.) 4. Размеры (17,5х18см.) 5. Материал и техника (холст, темпера )
1. Автор (Рафаэль) 2. Название картины (Сикстинская мадонна) 3. Дата, место создания (1516–1519) 4. Размеры (монументальное полотно) 5. Материал и техника (масло, холст)
1. Автор (Боттичелли) 2. Название картины (Мадонна Магнификат) 3. Дата, место создания (1481–1485гг) 4. Размеры (Диаметр 118) 5. Материал и техника (Дерево, темпера.)
Она мила – скажу меж нами – Придворных витязей гроза, И можно с южными звездами Сравнить, особенно стихами, Ее черкесские глаза. Она владеет ими смело, Они горят огня живей; Но сам признайся. То ли дело Глаза Олениной моей!
Какой задумчивый в них гений, И сколько детской простоты, И сколько томных выражений, И сколько неги и мечты!... Потупит их с улыбкой Леля – В них скромных граций торжество; Поднимет – ангел Рафаэля Так созерцает божество.
Пушкин сравнивает глаза Анны Олениной с глазами "Сикстинской мадонны" Рафаэля .
Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда хотел свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель – Она с величием, он с разумом в очах – Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.
Наталья Николаевна Гончарова в глазах Пушкина обладала ангельской святостью, и была для него земным образцом "чистейшей прелести."
ПЛАН
1. Представлены ли стихи. 2. Владение голосом. 3. Владение аудиторией. 4. Удалось ли передать тему (красоту и благородство А.Олениной,
Н. Гончаровой)? 5. Соответствует ли интонация, с которой было прочитано
стихотворение, его настроению? 6. Соблюдались ли интонационные паузы при чтении стихотворения. 7. Как поэту удалось описать своих мадонн и достигнута ли эта цель
при воспроизведении текста стихотворения чтецами. 8. Концовка стихотворения (подчеркнута ли интонационно главная
мысль). 9. Достоинства, недостатки прочтения стихотворения. 10. Советы, пожелания чтецу.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Каковы основные результаты вашей
деятельности на уроке?
- Как я оцениваю свою работу на уроке?