Общество как сложная целостная система.

Тема урока : Общество как сложная целостная система.

 Цель: создать условия для понимания обучающимися общества как целостной системы через развитие умения анализировать, синтезировать, преобразовывать  информацию из текста в графическую модель и формирования умения взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы.

Просмотр содержимого документа
«Общество как сложная целостная система.»

Урок №16

Тема урока : Общество как сложная целостная система.

Цель: создать условия для понимания обучающимися общества как целостной системы через развитие умения анализировать, синтезировать, преобразовывать  информацию из текста в графическую модель и формирования умения взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы.



Тип урока : комбинированный.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Повторение изученного материала – самостоятельная работа по теме : « Современное общество». ( задание по карточкам)

  3. Изучение нового материала по плану

  1. Понятие « система». Особенности социальной системы.

  2. Типы социальной динамики. Функции социальной системы.

  3. Социальные институты.

  4. Типы обществ.



Слово «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность». Каждая система включает в себя взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между её частями. ( Что такое динамика?) Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей.

Особенности социальной системы.

Характерные черты общества как системы:

1) Имеет сложный характер ( включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Макроструктура общества состоит из четырёх подсистем – сфер общественной жизни. Общество является суперсистемой.

2) Наличие в её составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т.п.), так и идеальных ( ценностей, идей, традиций и т.п.)

3) Основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления свой деятельности.

3) общество как система относится к числу самоуправляемых. Как вы думаете какая подсистема выполняет управленческую функцию? Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность.

Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными. В истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.

Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали = общество является динамичной системой.

Типы социальной динамики

Социальные изменения – переход тех или иных соц. объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений, т.е. модификацикации в соц. организации, соц институтах, соц структуре, установленных в общ- ве образцах поведения

Развитие – изменения, которые приводят к глубоким качественным сдвигам в обществе, преобразованиям соц. связей, переходу всей соц. системы в новое состояние.

Прогресс –направление развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.


Регресс – движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжим себя формам и структурам.

Эволюция – это постепенные непрерывные изменения , переходящие одно в другое без скачков и перерывов.

Революция – коренной качественный переворот во всей соц структуре общества, коренные изменения, охватывающие экономику, политику, духовную сферу

Соц. реформа – переустройство какой – либо сферы общественной жизни ( институтов, учреждений и порядков и т.п.) при сохранении существующего общественного строя.

Человек - универсальный компонент всех социальных систем, поскольку он непременно включен в каждую из них.

Общество как система обладает интегративным свойством ( ни один из компонентов системы в отдельности этим свойством не обладает ). Это качество - результат интеграции и взаимосвязи всех компонентов системы.

В результате взаимосвязи, взаимодействия компонентов, входящих в систему общества , у общества как у социальной системы появляется новое свойство – способность создавать всё новые и новые условия для своего существования, производить всё потребное для коллективной жизни людей.

В философии самодостаточность рассматривается как главное отличие общества от составляющих его частей.

Любая система находится в определённой среде, с которой она взаимодействует.

Среда социальной системы любой страны – природа и мировое сообщество.

Функции социальной системы :

- Адаптация

- Целедостижения ( способность поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию её задач, влияя на окружающую природную и социальную среду)

- Поддержания образца – способности сохранять свою внутреннюю структуру

- Интеграции – способности интегрировать т . е. включать в себя новые общественные образования ( явления, процессы и т.п.) в единое целое.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Слово «институт» в переводе с латинского означает «установление»

В социологии социальный институт – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение важнейших жизненных потребностей.

Пирамида Абрахама Маслоу ( амер. психол.) - ( составление кластера )

Физиология – низменные потребности тела, направленные на его жизнедеятельность (голод, сон, половое желание и др.)

Безопасность – потребность быть уверенным, что жизни ничего не угрожает.

Социальность – потребность в контакте с окружающими и своя роль в социуме (дружба, любовь, принадлежность к определенной народности, испытывать взаимные чувства…)

Признание – уважение, признание социумом его успешности, полезности его роли в жизни такого социума.

Познание – удовлетворения природного любопытства человека (знать, доказывать, уметь и изучать…)

Эстетика – внутренние потребность и побуждения следовании истине (субъективное понятие, как должно все быть).

Я – потребность в самореализации, самоактулизации, высшая миссия своего существования, духовная потребность, самая высшая роль человека в человечестве, понимание своего смысла существования… (список очень большой – пирамиду потребностей Маслоу – часто используют очень многие люди и «духовные» организации, с разными системами мировоззрения и верхушку свое высшее понятие смысла существования человека).

Социологи выделяют 5 общественных потребностей:

1) в воспроизводстве рода

2) в безопасности и социальном порядке

3) в средствах существования

4) в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров

5) в решении духовных проблем смысла жизни

Соответственно данным потребностям в обществе ве сложились и виды деятельности. Которые потребовали необходимой организации, упорядочения, создания определённых учреждений и иных структур, выработки правил, обеспечивающих достижение ожидаемого результата. Этим условиям успешного осуществления главных видов деятельности отвечали исторически сложившиеся социальные институты :

- семьи и брака

- политические институты ( в особенности государство)

- экономические институты ( в первую очередь производство)

- институты образования, науки и культуры

- институт религии

Каждый из этих институтов объединяет большие массы людей для удовлетворения той или иной потребности и достижения определенной цели личного, группового или общественного характера.

Возникновение социальных институтов привело к закреплению конкретных видов взаимодействия, сделало их постоянными обязательными для всех членов данного общества.

Черты социального института:

Социальный институт – это совокупность лиц, занятых определённым видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определенной значимой потребности ( например, все работники системы образования)

Институт закреплен системой правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответственные типы поведения.

Наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами, необходимыми для какого либо вида деятельности.

Наличие с и делает поведение людей более предсказуемым, а а общство в целом более устойчивым.




Типология обществ.

Современные исследователи выделяют 3 основных исторических типа общества:

1) традиционное ( аграрное)

2) индустриальное ( капиталистическое)

3)постиндустриальное общество (информационное)

Основой для деления на эти типы общества является :

- отношение людей к природе (и видоизмененной человеком природной среде),

- отношение людей друг к другу ( тип социальной связи)

- система ценностей и жизненных смыслов ( обобщенное выражение этих отношений в духовной жизни общества)

Традиционное общество.

Понятие Т.О. охватывает великие аграрные цивилизации Древнего Востока ( Древняя Индия, Древний Китай, Древний Египет средневековые гос- ва мусульманского Востока), европейские государства Средневековья. В ряде государств Азии и Африки традиционное общество сохраняется и сегодня, но столкновение с современной западной цивилизацией существенно изменило его цивилизационные признаки.

В Т.О. основа жизнедеятельности - земледельческий труд, плоды которого дают человеку все необходимые средства к жизни.

Человек традиционного общества зависим от природы.

Метафоры : земля кормилица, земля матушка, выражают бережное отношение к природе как к источнику жизни из которого не полагалось черпать лишнего.

Земледелец воспринимал природу как живое существо, требующее нравственного к себе отношения. Поэтому человек традиционного общества не господин, не покоритель, и не царь природы. Он малая толика великого космического целого, мироздания.

Социальная основа традиционного общества – отношение личной зависимости.

Для традиционного общества характерно внеэкономическое отношение к труду: работа на господина, плата оброка.

Человек т о не ощущал себя личностью, противостоящей или конкурирующей с другими. Напротив ,он воспринимал себя неотъемлемой частью общины, деревни, полиса. Социальный статус человека в т о определялся не личными заслугами, а социальным происхожденем. «на роду написано» Повседневная жизнь традиционного общества отличалась удивительной устойчивостью. Она регулировалась не столько законами, сколько традицией.

Традиция- свод неписаных правил, образцов деятельности, поведения и общения, воплощающих опыт предков. Социальные привычки людей почти не изменялись на протяжении многих поколений. Организация быта , способы ведения хозяйства и нормы общения, праздничные ритуалы, представления о болезни и смерти- словом, все что мы называем повседневной жизнью – воспитывалось в семье и передавалось из поколения в поколение. Многие поколения людей заставали одни и те же социальные структуры, способы деятельности и социальные привычки.

Подчинением традиции и объясняется высокая стабильность т о с крайне замедленным темпом общественного развития.

! При переходе от традиционного общества к индустриальному внеэкономическое отношение к труду.

4.Закрепление – работа по кластеру.

5. Домашнее задание – подготовиться по конспекту


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей