Обществознание, 10, профильный класс. Самопознание и самооценка

Презентация по обществознанию "Самопознание и самооценка" предназначена для учителей и учащихся 10 профильного /социально-гуманитарное направление/ класса (УМК Л.Н. Боголюбова). Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Обществознание, 10, профильный класс. Самопознание и самооценка»

Обществознание, профильный уровень Урок 67-69 САМОПОЗНАНИЕ И САМООЦЕНКА Д.З: § 27, ?? (с.286), задания (с.286-287), повторить § 21-27 по ?? (с.288-290)  © ред. А.И. Колмаков

Обществознание, профильный уровень

Урок 67-69

САМОПОЗНАНИЕ И САМООЦЕНКА

Д.З: § 27, ?? (с.286), задания (с.286-287),

повторить § 21-27 по ?? (с.288-290)

© ред. А.И. Колмаков

 содействовать пониманию соотношения самопознания и самооценки;  продолжить знакомство с особенностями познавательной деятельности; осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических); способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
  • содействовать пониманию соотношения самопознания и самооценки;
  • продолжить знакомство с особенностями познавательной деятельности;
  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
  • способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Универсальные учебные действия Знать: характеризовать процесс самопознания, выявить роль самосознания в развитии личности, определить трудности познания человеком самого себя. Уметь: работать с документами, выступать публично, участвовать в дискуссии, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

Универсальные учебные действия

  • Знать: характеризовать процесс самопознания, выявить роль самосознания в развитии личности, определить трудности познания человеком самого себя.
  • Уметь: работать с документами, выступать публично, участвовать в дискуссии, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
 самосознание;  самопознание;  самооценка;  Я-образ;  Я-концеция;  идентичность .
  • самосознание;
  • самопознание;
  • самооценка;
  • Я-образ;
  • Я-концеция;
  • идентичность .
Изучение нового материала  Самосознание и его роль в развитии личности.  Трудности познания человеком самого себя.  Вспомните. Каковы ступени познания человеком мира? Что такое субъект и объект познавательной деятельности?

Изучение нового материала

  • Самосознание и его роль в развитии личности.
  • Трудности познания человеком самого себя.

Вспомните. Каковы ступени познания человеком мира? Что такое субъект и объект познавательной деятельности?

Притча Один человек проснулся ночью, так как замёрз. Он пошёл к дому соседа и начал стучать в дверь. Ему открыли дверь и спросили, что нужно. Человек сказал: - Я замёрз. Не могли бы вы дать мне огня? Сосед ответил: - Что такое с вами? Вы встаёте ночью, идёте сюда, будите всех нас – а в руках у вас зажжённый факел.

Притча

Один человек проснулся ночью, так как замёрз.

Он пошёл к дому соседа и начал стучать в дверь.

Ему открыли дверь и спросили, что нужно.

Человек сказал:

- Я замёрз. Не могли бы вы дать мне огня?

Сосед ответил:

- Что такое с вами? Вы встаёте ночью, идёте сюда, будите всех нас – а в руках у вас зажжённый факел.

Закончите стихотворение: Я знаю, как на мёд садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет, всё губя. Я знаю книги, истины и слухи,  Я знаю всё, но только не …….. СЕБЯ

Закончите стихотворение:

Я знаю, как на мёд садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет, всё губя.

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю всё, но только не ……..

СЕБЯ

Докажите эту фразу: Каждый из нас уникален, неповторим?

Докажите эту фразу:

Каждый из нас уникален,

неповторим?

Внутренний мир человека Что это такое? Как вы понимаете?

Внутренний мир человека

Что это такое?

Как вы понимаете?

Развитие взглядов на самопознание Человек познает себя интуитивно на основе рефлексии (осмысления) жизненного опыта, который расширяется с годами.  Самосознание – необходимая предпосылка нравственности и моральной ответственности. Выделял ступени, соответствующие фазам развития человеческой деятельности.

Развитие взглядов на самопознание

Человек познает себя интуитивно на основе рефлексии (осмысления) жизненного опыта, который расширяется с годами.

Самосознание – необходимая предпосылка нравственности и моральной ответственности.

Выделял ступени, соответствующие фазам развития человеческой деятельности.

Определите и соотнесите понятия  (см. учебник)   Самосознание Самопознание Самореализация

Определите и соотнесите понятия (см. учебник)

  • Самосознание
  • Самопознание
  • Самореализация
Словарь: Самосознание - определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.  Самореализация - процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем.  Самопознание  – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.  Самооценка - отношение к собственной внешности вместе с представлениями о своих способностях, об отношении к себе других людей.

Словарь:

Самосознание - определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.

Самореализация - процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем.

Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

Самооценка - отношение к собственной внешности вместе с представлениями о своих способностях, об отношении к себе других людей.

«Я» и окружающий мир Жизнь – непрерывный, зачастую неосознанный процесс самопознания. Ребенок выделяет себя из окружающего мира с 7-8 месяцев.

«Я» и окружающий мир

  • Жизнь – непрерывный, зачастую неосознанный процесс самопознания.
  • Ребенок выделяет себя из окружающего мира с 7-8 месяцев.
Процесс самопознания ( эмоциональное отношение к собственному Я ) Процесс самопознания –это путь от «Я - неизвестного» к «Я - открытому» (целостный образ ) (человек отличает себя от внешнего мира)

Процесс самопознания

( эмоциональное отношение к собственному Я )

Процесс самопознания –это путь от «Я - неизвестного» к «Я - открытому»

(целостный образ )

(человек отличает себя от внешнего мира)

Фазы самопознания и самооценки Пассивная фаза Активная фаза 3-8 мес. 12-15 лет, «рассвет» познание направлено на внешний окружающий мир, познание своего Я эпизодическое Фаза падения активности 20-30 лет (творчество) большее внимание уделяется внешнему образу, облику (как я выгляжу?), одежде, физической подготовке 60-70 лет, … конец жизни внимание переключается к внутренней сущности, поиску места, смысла в жизни, самореализации мудрец - считает, что знает о себе все, отчего к самопознанию отношение второстепенное 35-55 лет – рождение опыта, обретение смысла жизни, осмысление

Фазы самопознания и самооценки

Пассивная фаза

Активная фаза

3-8 мес.

12-15 лет,

«рассвет»

познание направлено на внешний окружающий мир, познание своего Я эпизодическое

Фаза падения

активности

20-30 лет (творчество)

большее внимание уделяется внешнему образу, облику (как я выгляжу?), одежде, физической подготовке

60-70 лет, … конец жизни

внимание переключается к внутренней сущности, поиску места, смысла в жизни, самореализации

мудрец - считает, что знает о себе все, отчего к самопознанию отношение второстепенное

35-55 лет – рождение опыта, обретение смысла жизни,

осмысление

1. Осознайте, что высокая самооценка и уверенность в себе – это жизненное преимущество. 2. Ведите дневник успеха! Каждый день записывайте хотя бы 5 вещей, которые удались вам «на отлично». 3. Сделайте над собой усилие и начните заниматься чем-нибудь, что полезно и требует твердой воли. 4. Никогда не оправдывайтесь, особенно – перед собой. Скажите просто: ну да, может, тут и есть моя вина, ну что теперь, расстреляйте меня;))) 5. Не откладывайте дела!!! Задумали что-то – приступайте к делу сразу. 6. Не ищите подтверждений своей «крутости» искусственно. Не придумывайте себе испытаний. Делайте дело! Просто делайте то, что нужно и полезно. 7. Не заставляйте себя быть идеальным во всем. Что-то можно сделать не на отлично. Расслабьтесь!

1. Осознайте, что высокая самооценка и уверенность в себе – это жизненное преимущество.

2. Ведите дневник успеха! Каждый день записывайте хотя бы 5 вещей, которые удались вам «на отлично».

3. Сделайте над собой усилие и начните заниматься чем-нибудь, что полезно и требует твердой воли.

4. Никогда не оправдывайтесь, особенно – перед собой. Скажите просто: ну да, может, тут и есть моя вина, ну что теперь, расстреляйте меня;)))

5. Не откладывайте дела!!! Задумали что-то – приступайте к делу сразу.

6. Не ищите подтверждений своей «крутости» искусственно. Не придумывайте себе испытаний. Делайте дело! Просто делайте то, что нужно и полезно.

7. Не заставляйте себя быть идеальным во всем. Что-то можно сделать не на отлично. Расслабьтесь!

«Встала полвосьмого. Зарядку делать неохота. Оделась. Зашла за Алинкой. Было пять уроков. В буфете истратила 50 рублей. Ирка два дня дулась. Теперь подлизывается. Но я ещё подожду мириться. Пусть побегает. Смотрела телик. Легла спать полдвенадцатого».

«Встала полвосьмого. Зарядку делать неохота. Оделась. Зашла за Алинкой. Было пять уроков. В буфете истратила 50 рублей. Ирка два дня дулась. Теперь подлизывается. Но я ещё подожду мириться. Пусть побегает. Смотрела телик. Легла спать полдвенадцатого».

«Сегодня в классном уголке кто-то вывесил плакатик самодельный: «Каждому свойственно ошибаться, но никому, кроме глупцов, не свойственно упорствовать в ошибке. Цицерон». Понимаю, что это для меня. После нашего глупого спора и ссоры я никак не могу подойти к Наде и сказать, что я была неправа. Раскричалась, наговорила кучу обидных слов. Нет, надо взять себе за правило, во-первых, считать до пяти, прежде чем сказать человеку что-то не очень приятное. Во-вторых, спорить по существу, личность не трогать. И завтра же всё надо уладить».

«Сегодня в классном уголке кто-то вывесил плакатик самодельный: «Каждому свойственно ошибаться, но никому, кроме глупцов, не свойственно упорствовать в ошибке. Цицерон». Понимаю, что это для меня. После нашего глупого спора и ссоры я никак не могу подойти к Наде и сказать, что я была неправа. Раскричалась, наговорила кучу обидных слов. Нет, надо взять себе за правило, во-первых, считать до пяти, прежде чем сказать человеку что-то не очень приятное. Во-вторых, спорить по существу, личность не трогать. И завтра же всё надо уладить».

Отличия самопознания от других видов познания: направлено на самого познающего, как на внешний облик, так и на внутреннюю сущность; в отличие от научного познания, как и в социальном познании присутствует субъективность; большое значение в познании собственного Я имеет (по сравнению с социальным познанием) точка зрения и оценка окружающих. в отличие от других видов познания присутствует творческое Я (стремление субъекта к самосовершенствованию); сложность проблемы состоит в том, что субъект и объект совпадают, поэтому сложно установить степень достоверности знаний человека о самом себе

Отличия самопознания от других видов познания:

  • направлено на самого познающего, как на внешний облик, так и на внутреннюю сущность;
  • в отличие от научного познания, как и в социальном познании присутствует субъективность;
  • большое значение в познании собственного Я имеет (по сравнению с социальным познанием) точка зрения и оценка окружающих.
  • в отличие от других видов познания присутствует творческое Я (стремление субъекта к самосовершенствованию);
  • сложность проблемы состоит в том, что субъект и объект совпадают, поэтому сложно установить степень достоверности знаний человека о самом себе
Система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного «Я».  Я» - концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.
  • Система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного «Я».
  • Я» - концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.
Когнитивная (осознанная) составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная   — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится.  Поведенческая  — это то, как человек в действительности поступает.

Когнитивная (осознанная) составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает.

Оценочная   — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится.

Поведенческая  — это то, как человек в действительности поступает.

Я личностное Я умственное Я физическое Я социальное Я перспективное «Я» - концепция Человек

Я личностное

Я умственное

Я физическое

Я социальное

Я перспективное

«Я» - концепция

Человек

«Я» - концепция По временной отнесенности можно выделить: «Я»-настоящее «Я»-прошлое «Я»-будущее.

«Я» - концепция

По временной отнесенности можно выделить:

  • «Я»-настоящее
  • «Я»-прошлое
  • «Я»-будущее.
«Я» - концепция По содержанию можно выделить образы:  «Я»-физическое «Я»-умственное «Я»-эмоциональное «Я»-социальное.

«Я» - концепция

По содержанию можно выделить образы:

«Я»-физическое

  • «Я»-умственное
  • «Я»-эмоциональное
  • «Я»-социальное.
«Я» - концепция По источнику информации: разные зеркальные «Я» – «Я» глазами родителей, друзей и т.п.

«Я» - концепция

По источнику информации: разные зеркальные «Я» –

«Я» глазами родителей, друзей и т.п.

Идентичность (англ.  i dentity ) — свойство человека, связанное с его ощущением собственной принадлежности к определенной группе - политической партии, народу, религиозной конфессии, расе и пр.

Идентичность (англ.  i dentity ) — свойство человека, связанное с его ощущением собственной принадлежности к определенной группе - политической партии, народу, религиозной конфессии, расе и пр.

осознание временной протяженности собственного существования; идентичность предполагает восприятие собственной целостности, единства, тождественности самому себе; определение степени своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности.(пол, национальность, социальный строй и т. д.)
  • осознание временной протяженности собственного существования;
  • идентичность предполагает восприятие собственной целостности, единства, тождественности самому себе;
  • определение степени своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности.(пол, национальность, социальный строй и т. д.)
Три измерения подростковой идентичности:  описание себя через принадлежность к определенной категории людей и через предпочитаемые виды деятельности и вкусы (я ученик, я любитель современной музыки и т. п.);  описание, с одной стороны, официального социального статуса, а с другой — личностных черт (я россиянин, я смелый, я решительный);  характеристики личности, социально одобряемые и не одобряемые (я не люблю подлецов, я стараюсь быть честным).

Три измерения подростковой идентичности:

  • описание себя через принадлежность к определенной категории людей и через предпочитаемые виды деятельности и вкусы (я ученик, я любитель современной музыки и т. п.);
  • описание, с одной стороны, официального социального статуса, а с другой — личностных черт (я россиянин, я смелый, я решительный);
  • характеристики личности, социально одобряемые и не одобряемые (я не люблю подлецов, я стараюсь быть честным).
Четыре варианта обретения идентичности у подростков Диффузная идентичность - отсутствие у подростка каких-либо профессиональных и идеологических моделей своего будущего и малой озабоченностью проблемой выбора; Предрешенная идентичность - подросток делает выбор не в результате внутреннего конфликта, а под влиянием окружающих; Отложенная   —подросток переживает кризис, но не может сделать важный для него выбор, откладывая его на будущее; Реализованная идентичность - подросток делает свой выбор осознанно и вполне самостоятельно

Четыре варианта обретения идентичности у подростков

  • Диффузная идентичность - отсутствие у подростка каких-либо профессиональных и идеологических моделей своего будущего и малой озабоченностью проблемой выбора;
  • Предрешенная идентичность - подросток делает выбор не в результате внутреннего конфликта, а под влиянием окружающих;
  • Отложенная   —подросток переживает кризис, но не может сделать важный для него выбор, откладывая его на будущее;
  • Реализованная идентичность - подросток делает свой выбор осознанно и вполне самостоятельно
Чем больше свободы у подростка, тем труднее ему сделать выбор.

Чем больше свободы у подростка, тем труднее ему сделать выбор.

Проверь себя (см. документ, с.184) 1) Как вы понимаете положение о том, что представление о себе и представление других людей о вас не совпадают? Приведите примеры такого несовпадения, известные вам из литературы. 2) Какие элементы входят в Я-концепцию? Как вы понимаете их сущность? 3) Какой важный для самопознания вывод можно сделать из того, что людям свойственно идеализировать предмет любви? 4) Может ли сформироваться Я-концепция у человека, лишенного общественных контактов? Ответ аргументируйте.

Проверь себя

(см. документ, с.184)

1) Как вы понимаете положение о том, что представление о себе и представление других людей о вас не совпадают? Приведите примеры такого несовпадения, известные вам из литературы.

2) Какие элементы входят в Я-концепцию? Как вы понимаете их сущность?

3) Какой важный для самопознания вывод можно сделать из того, что людям свойственно идеализировать предмет любви?

4) Может ли сформироваться Я-концепция у человека, лишенного общественных контактов? Ответ аргументируйте.

Проверь себя 1) Какие этапы самопознания можно выделить? Чем они различаются между собой? 2) Можно ли считать представления о собственной внешности истинными? Ответ аргументируйте. 3) Какие факторы влияют на самооценку личности? Как повысить самооценку?

Проверь себя

1) Какие этапы самопознания можно выделить? Чем они различаются между собой?

2) Можно ли считать представления о собственной внешности истинными? Ответ аргументируйте.

3) Какие факторы влияют на самооценку личности? Как повысить самооценку?

рефлексия    Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?
Источники Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008. Баранов П .А . Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009. Хамитова Гульнара Равильевна

Источники

  • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
  • Баранов П .А . Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009.
  • Хамитова Гульнара Равильевна


Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас