Обучение и воспитание детей с РАС
(Из опыта работы МКОУ С(К)НШ № 60 «Сибирский лучик»)
«Возможно, я прохожу основные этапы развития и социализации не в том же порядке, что и мои сверстники, но в своё время и я способна на маленькие победы».
Хэйли Мосс
В «Сибирском лучике» организован процесс обучения и воспитания с учетом индивидуальных потребностей и возможностей каждого ребенка, разработаны и созданы специальные условия, в том числе и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их дидактическое наполнение, разработана программа психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.
Соответственно, специальные условия – это более широкое понятие, чем распространенный термин «доступная среда», подразумевающий преимущественно обеспечение физического доступа инвалидов к объектам инфраструктуры.
Передача таким детям социального опыта, введение их в культуру представляют особенную трудность. Установление эмоционального контакта и вовлечение ребёнка в развивающее практическое взаимодействие, в совместное осмысление происходящего представляют базовую задачу специальной психолого-педагогической помощи при аутизме.
исходя из рекомендаций ПМПК, организуется обучение ребенка с РАС либо индивидуальное, начиная с группы кратковременного пребывания, либо в дошкольной группе, а затем и в классе. Индивидуальное обучение не означает, что ребенок оторван от жизни в группе или классе, к которым он приписан. Постепенно привыкая, он начинает посещать некоторые занятия, (например, музыку и ритмику) или уроки, различные мероприятия, проводимые в Сибирском лучике;
важно, прежде всего, постепенное и индивидуально дозированное введение ребенка в ситуацию обучения. Посещение учреждения бывает регулярным, но регулируемым в соответствии с возможностями ребенка справляться с тревогой, усталостью, пресыщением и перевозбуждением. По мере привыкания ребенка оно приближается к его полному включению в процесс дошкольного, а затем и начального школьного образования.
опираясь на понимание особенностей развития ребенка с РАС, мы делаем основные акценты на уменьшение дискомфорта в контакте, снижение чувствительности к активности взрослого, повышение эмоциональной выносливости при столкновении с новыми объектами, обстоятельствами и людьми. Дети, переходящие из дошкольных групп в первый или дополнительный класс начальной школы Сибирского лучика, уже знакомы не только с помещениями учреждения, но и со специалистами и педагогами. Это обеспечивает ребенку внутренний комфорт (эмоциональную удовлетворенность) во время нахождения в образовательном учреждении;
большинство детей с РАС значительно задержано в развитии навыков самообслуживания и жизнеобеспечения: педагоги готовы к возможной бытовой беспомощности и медлительности ребенка, проблемам с посещением туалета, столовой, с избирательностью в еде, трудностями с переодеванием, с тем, что он не умеет задать вопрос, пожаловаться, обратиться за помощью. Поступление в образовательную организацию обычно мотивирует ребенка на преодоление этих трудностей и его попытки поддерживаются специальной коррекционной работой по развитию социально-бытовых навыков;
начиная с группы кратковременного пребывания, обучающийся постепенно вводится в ситуацию учебного общения и поведения. В школе, при выраженности проблем адаптации, связанных с уровнем развития социально бытовых навыков и навыков коммуникации, ориентировки в ситуации, восприятии заданий и инструкций педагога, подключается дозированная и временная помощь помощника; поддержка постепенно редуцируется и снимается по мере привыкания ребенка, освоения им порядка школьной жизни, правил поведения в школе и на уроке, навыков социально-бытовой адаптации и коммуникации (помощник в первом классе);
в связи с трудностями формирования учебного общения и поведения, у ребенка с РАС в процессе адаптации он обеспечивается дополнительными занятиями с педагогом (индивидуальными или в группе детей) по отработке форм адекватного поведения, умения вступать в коммуникацию и регулироваться во взаимодействии с педагогом, адекватно воспринимать похвалу и замечания;
обеспечивается постепенный переход от индивидуальной инструкции к фронтальной, особое внимание к выбору местоположения для обучающегося, где он будет более доступен организующей помощи педагога;
выбор занятий, которые начинает посещать ребенок, начинается с тех, где он чувствует себя заинтересованным и наиболее успешным и постепенно, по возможности, включает все остальные;
производится специальная поддержка детей (индивидуальная и при работе в детском коллективе) в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обратиться за информацией и помощью, выразить свое отношение, оценку, согласие или отказ, поделиться впечатлениями;
периодически проводятся индивидуальные педагогические занятия, необходимые ребенку с РАС даже при сформированном адекватном учебном поведении для контроля над освоением им нового учебного материала (что может быть трудно ему в период привыкания к ОО) и, при необходимости, для оказания индивидуальной коррекционной помощи в освоении адаптированной образовательной программы;
для каждого ребенка создается особенно четкая и упорядоченная пространственно-временная структура занятий и всего его пребывания в учреждении, дающая ему опору для понимания происходящего и самоорганизации;
проводится специальная работа:
по подведению ребенка к возможности участия во фронтальной организации на занятии (планирование обязательного периода перехода от индивидуальной вербальной и невербальной инструкции к фронтальной);
в использовании форм похвалы, учитывающих особенности детей с РАС и отработке возможности адекватно воспринимать замечания в свой адрес и в адрес сверстников;
в организации обучения такого ребенка и оценке его достижений учитывается специфика поэтапного освоения навыков;
вводятся специальные разделы коррекционного обучения, способствующие преодолению фрагментарности представлений об окружающем, отработке средств коммуникации, социально-бытовых навыков;
проводится специальная коррекционная работа по осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта ребенка, крайне неполного и фрагментарного; оказание ему помощи в проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем, развитию способности планировать, выбирать, сравнивать;
обеспечивается специальная помощь в упорядочивании и осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающей их механического формального накопления и использования для аутостимуляции;
в течение дня ребенок, по крайней мере, на первых порах, нуждается в специальной организации свободного времени, в вовлечении его в привычные занятия, позволяющее ему отдохнуть и, при возможности включиться во взаимодействие с другими детьми;
обеспечиваются условия для сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения, ровный и теплый тон голоса педагога в отношении любого обучающегося, так как дети с РАС часто очень чутко реагируют на интонации), упорядоченности и предсказуемости происходящего;
педагоги имеют установку на развитие эмоционального контакта с ребенком, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях;
педагог транслирует эту установку сверстникам, не подчеркивая его особость, а, показывая его сильные стороны и вызывая к нему симпатию своим отношением, вовлекая детей в доступное взаимодействие;
развивается внимание детей к проявлениям эмоций и поведения близких взрослых и сверстников и предоставляется специальная помощь в понимании ситуаций, происходящих с другими людьми, их взаимоотношений;
для социального развития ребёнка используются существующие у него избирательные способности;
при переходе из дошкольного подразделения в школу, процесс его адаптации и обучения в начальной школе поддерживается психологическим сопровождением, оптимизирующим взаимодействие ребёнка с педагогами и одноклассниками, семьей и школой;
к школьному обучению ребенок с РАС:
умеет работать за учебным столом в течение 10-15 мин.;
комфортно чувствует себя за учебным столом во время выполнения задания (не плачет, не прячется под стол);
самостоятельно или совместно с взрослым занимается продуктивным видом деятельности (рисование, конструирование, чтение и др.);
адекватно относится к учебному материалу и его использованию;
может переключаться с одного вида деятельности на другую с минимальным этапом подготовки;
для говорящих детей – наличие непроизвольной речи на уровне фразы и достаточный словарный запас (в том числе эхолаличный); для мутичных – достаточный словарный запас на уровне понимания словесных инструкций;
минимально сформированы графические навыки: умение пользоваться карандашом, держать в руке ручку, совершать какие-либо графические движения на листе бумаги;
минимально сформирована произвольность глазодвигательной активности: проследить за движением пальца или карандаша по тексту;
минимально сформировано наглядно-образное мышление, способность объяснить, что он видит и понимает из того сюжета, который ему предъявляется (без причинно-следственных связей).
Период адаптации заканчивается, когда развитие ребенка с РАС становится устойчивым и спонтанно усложняется в различных внешних ситуациях вне игровых занятий.
Ребенок с РАС в период начального образования получает индивидуально дозированное и постепенное расширение образовательного пространства за пределы образовательного учреждения;
Таким образом, даже имея высокие интеллектуальные способности, эти дети для успешного освоения начального образования нуждаются в систематической психолого-педагогической и организационной поддержке, обеспечивающей удовлетворения их особых образовательных потребностей.
2