1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. | Организационный момент Минутка чистописания. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Словарная работа Формулировка темы урока. Постановка учебной задачи Первичное усвоение новых знаний Физкультминутка Первичная проверка понимания Самостоятельная работа. Разноуровневое задание Подведение итогов Рефлексия Домашнее задание | Итак, начинается урок! Ваши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушайте, запоминайте, Ни минутки не теряйте! Ребята, я желаю вам, чтобы сегодняшний урок был для вас интересным, полезным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть новые тайны русского языка. Откройте свои тетради и подпишите число и классная работа - Работу начинаем с чистописания. - Внимательно посмотрите на данную запись: Большой - маленький война – твёрдый – сухой - старый - глубокий - гладить - - Если вы правильно сформулируете и выполните задание, то узнаете, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. - Верно, подберите слова-антонимы, но одно условие, эти слова, должны начинаться с одинаковой буквы. Большой - маленький война – твёрдый – сухой - старый - глубокий - гладить - - Догадались, какую букву будем писать на минутке чистописания? - Какой звук обозначает буква м? - Определите порядок написания букв в данном ряду. Мме Ммё …. - Сколько существует таких гласных? - Напишите начатый ряд букв, соблюдая последовательность. - Оцените свою работу, подчеркните самое красивое буквосочетание. - Отгадайте загадку. Какой это художник На стекло нанёс Волшебные узоры Из серебристых роз… - А что такое мороз? Выясним значение этого слова. Какой словарь поможет нам? Мороз – сильный холод, стужа, холодная погода, холодное время с очень низкой температурой. Произошло слово от древнего слова мерз – «холодный», от него и образовалось слово мёрзнуть. - Запишите слово мороз, разберём по схеме СУО (слог, ударение, орфограммы) - От слова мороз образуйте и запишите однокоренные слова. - Первоначально вспомним признаки однокоренных слов. - Как по-другому называются однокоренные слова? 1.Очень холодный день… 2.Он раздаёт подарки взрослым и детям… 3.Устройство, для длительного хранения продуктов питания… 4.Сказочный персонаж, который отблагодарил одну девочку и наказал другую… - Посмотрите на получившийся ряд однокоренных слов, выделите корень, подчеркните безударную гласную в корне, написание которой необходимо запомнить. Мороз, морозный, Дед Мороз, морозильник, Морозко. - Какое слово будет лишним и почему? - А как называются слова, которые обозначают предметы? - На какие группы можно разбить оставшиеся слова? - Как называются слова, отвечающие на вопрос кто? - Как называются слова, отвечающие на вопросы что? Определите цель нашего урока. - Возьмите карточки № 1 Выпишите имена существительные: 1 вариант – которые отвечают на вопрос кто?, 2 вариант – которые отвечают на вопрос что?. Комар, одежда, снег, картина, художник, пилот, друг, солнце, хитрец, улыбка. - Поменяйтесь тетрадями со своим соседом, и проверьте по образцу на доске, верно ли он выполнил задание. - Оцените работу своего товарища. Поставьте свою оценку простым карандашом на полях. - Кого обозначают слова, выписанные 1 вариантом? - Слова, которые отвечают на вопрос кто? называются одушевлёнными. - Как называются слова, отвечающие на вопросы что? - Что отнесём в группу неодушевлённых предметов? - Если я произнесу одушевлённое имя существительное, то вы будете шагать на месте. Если я произнесу неодушевлённое имя существительное, то вы присядете. Кофта, дети, рабочий, дождь, ветер, ученик, строитель, цветок, машинист, машина. Перед вами карточка № 2. У каждого слова вам нужно выделить первые слоги, из них составить новое слово. Гиря + тапочки + ракета = Мышцы + катер= Рога + забор = Сова + баня + капуста = Коза + лето + сова = Сито + нива + царица =
- Назовите одушевленные имена существительные. - А теперь – неодушевленные. - А какое слово можно отнести было в две группы? - Что вы себе представили? - А что ещё можно представить, услышав слово «мышка»? - К каким именам существительным теперь относится это слово? - Какой мы можем сделать вывод?
- А теперь предлагается вам последнее задание, при помощи которого я смогу проверить насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока. - У вас на столах карточки двух цветов, вам необходимо выбрать задание по силам. - Выберите карточку, подпишите и приступайте к работе. - Подведём итог урока. Возьмите двухцветный круг, я буду читать высказывание, если оно истинное, то покажите зелёный цвет, если высказывание ложное, то красный цвет. - Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? обозначают признаки предметов. - Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? или что? называются именами существительными. - Слова, отвечающие на вопрос кто? являются одушевлёнными существительными. - Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? - В русском языке существуют слова, которые могут отвечать одновременно на вопросы кто? и что? Приведите примеры таких слов. - Молодцы. А теперь, используя двухцветные круги: если вы испытывали затруднения на уроке, у вас возникали трудности, покажите красный цвет, а кому было легко и интересно, покажите зелёный цвет. С. 115 – выучить правило, упражнение 213 | | Необходимо подобрать слова с противоположным значением, антонимы. мир мягкий мокрый молодой мелкий мять Буква м Согласный, непарный, звонкий, бывает твёрдый или мягкий. Заглавная М, строчная м чередуются с гласными буквами, указывающие на мягкость согласного звука. 5: е, ё, ю, я, и. Мороз Толковый словарь Общее значение, одинаковый корень. Родственные Морозный Дед Мороз Морозильник Морозко Морозный, слово обозначает признак предмета, а все остальные слова являются предметами. Имена существительные Слова, отвечающие на вопросы кто? и слова, отвечающие на вопросы что?. ???? ???? Узнать как называются слова, которые отвечают на вопросы кто? и что? 1 вариант – Комар, художник, пилот, друг, хитрец. 2 вариант – Одежда, снег, друг, солнце, улыбка. Людей и животных Неодушевлённые Все остальные предметы, которые не являются людьми и животными. гитара мышка роза собака колесо синица Слово «мышка» Животное, маленькое, серое. Компьютерную мышку.
В русском языке много таких слов, которые бывают одушевленные и неодушевленные. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются и называются «многозначные». Красный цвет – ложное высказывание, обозначают предметы. Зелёный цвет – истинное высказывание. Зелёный цвет – истинное высказывание. Красный цвет – ложное высказывание, отвечают на вопрос что?. Зелёный цвет – истинное высказывание. | Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Работа с правилом – учебник с. 115 Работа на маркерной доске. Работа в группе. Слайд 7 Приложение 1. Слайд 8 |