СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ. Теория и практика. Задание 3. Выразительность русской речи. Презентация

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОГЭ. Теория и практика. Задание 3. Выразительность русской речи. Презентация. Из Интернета.

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ. Теория и практика. Задание 3. Выразительность русской речи. Презентация»

Подготовка к ОГЭ 9  задание 3 Изобразительно-выразительные средства языка

Подготовка к ОГЭ 9 задание 3

Изобразительно-выразительные средства языка

ТРОПЫ И ФИГУРЫ

ТРОПЫ И ФИГУРЫ

ТРОПЫ Троп - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности

ТРОПЫ

Троп - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности

ЭПИТЕТ ЭПИТЕТ ( греч. Epitheton, приложенное) - это один из тропов, являющийся художественным, образным определением. В качестве эпитета могут выступать: прилагательные:  кроткий лик (С.Есенин); эти бедные селенья, эта скудная природа…(Ф.Тютчев); прозрачная дева (А.Блок);  причастия: край заброшенный (С.Есенин); исступленный дракон (А.Блок); взлет осиянный (М.Цветаева); существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом: Вот он, вождь без дружин (М.Цветаева); Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М.Цветаева).

ЭПИТЕТ

ЭПИТЕТ ( греч. Epitheton, приложенное) - это один из тропов, являющийся художественным, образным определением.

В качестве эпитета могут выступать:

прилагательные: кроткий лик (С.Есенин); эти бедные селенья, эта скудная природа…(Ф.Тютчев); прозрачная дева (А.Блок);

причастия: край заброшенный (С.Есенин); исступленный дракон (А.Блок); взлет осиянный (М.Цветаева);

существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом: Вот он, вождь без дружин (М.Цветаева); Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М.Цветаева).

МЕТАФОРА МЕТАФОРА  (греч. Metaphora, перенос) - вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое. Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление явлений с помощью использования переносного значения слов, то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором. Недаром Аристотель говорил, что

МЕТАФОРА

МЕТАФОРА (греч. Metaphora, перенос) - вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое. Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление явлений с помощью использования переносного значения слов, то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором. Недаром Аристотель говорил, что "слагать хорошие метафоры - значит подмечать сходство".

ПРИМЕРЫ МЕТАФОР Пустых небес прозрачное стекло… Багровый костёр заката… Лунный серп… Густеет облаков волнистое руно…  (И. Бунин)

ПРИМЕРЫ МЕТАФОР

  • Пустых небес прозрачное стекло…
  • Багровый костёр заката…
  • Лунный серп…
  • Густеет облаков волнистое руно…

(И. Бунин)

СРАВНЕНИЕ СРАВНЕНИЕ - это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными. Выражения типа он был похож на …  нельзя считать сравнением в качестве тропа.

СРАВНЕНИЕ

СРАВНЕНИЕ - это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными. Выражения типа он был похож на нельзя считать сравнением в качестве тропа.

ПРИМЕРЫ СРАВНЕНИЙ И стройных жниц короткие подолы,  Как флаги в праздник , по ветру летят.(А.Ахматова)

ПРИМЕРЫ СРАВНЕНИЙ

  • И стройных жниц короткие подолы, Как флаги в праздник , по ветру летят.(А.Ахматова)
  • "Я, дьякон, буду с вами говорить. Деятельность господина Лаевского развернута перед вами, как длинная китайская грамота, и вы можете читать ее от начала до конца."(А.Чехов)
  • "И трое во главе с яростным, раскаленным попом пошли, приплясывая, кругом, кругом. Потом поп, как большой тяжелый зверь, опять прыгнул на середину круга, прогнул половицы…"(В.Шукшин)
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ  - художественный прием (троп), при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства (не перепутайте, именно человеческие!). Олицетворение может использоваться узко, в одной строке, в небольшом фрагменте, но может быть приемом, на котором построено все произведение (

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - художественный прием (троп), при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства (не перепутайте, именно человеческие!). Олицетворение может использоваться узко, в одной строке, в небольшом фрагменте, но может быть приемом, на котором построено все произведение ("Край ты мой заброшенный" С.Есенина, "Скрипка и немножко нервно" В.Маяковского и др.). Олицетворение считается одним из видов метафоры

Задача олицетворения - соотнести изображаемый предмет с человеком, сделать его ближе читателю, образно постичь внутреннюю сущность предмета, скрытую от повседневности. Олицетворение является одним из древнейших образных средств искусства.

ПРИМЕРЫ ОЛИЦЕТВОРЕНИЙ Здесь даже камни плачут… Цветы мне говорят : «Прощай!» (С. Есенин)  Уж небо осенью дышало … Россия вспрянет ото сна… (А. Пушкин)

ПРИМЕРЫ ОЛИЦЕТВОРЕНИЙ

  • Здесь даже камни плачут…
  • Цветы мне говорят : «Прощай!» (С. Есенин)
  • Уж небо осенью дышало …
  • Россия вспрянет ото сна… (А. Пушкин)
ГИПЕРБОЛА  ГИПЕРБОЛА  (греч. Hyperbole, преувеличение) - это прием, при котором образ создается посредством художественного преувеличения. Пример: В сто сорок солнц закат пылал…  (В. Маяковский)

ГИПЕРБОЛА

ГИПЕРБОЛА (греч. Hyperbole, преувеличение) - это прием, при котором образ создается посредством художественного преувеличения.

Пример: В сто сорок солнц закат пылал…

(В. Маяковский)

ЛИТОТА  Приемом, противоположным гиперболе по содержанию, является ЛИТОТА ( греч. Litotes, простота) - художественное преуменьшение.  Например: « Лошадь величиной с кошку », «Жизнь человека  — один миг» и т. п

ЛИТОТА

Приемом, противоположным гиперболе по содержанию, является ЛИТОТА ( греч. Litotes, простота) - художественное преуменьшение.

Например: « Лошадь величиной с кошку », «Жизнь человека  — один миг» и т. п

МЕТОНИМИЯ  МЕТОНИМИЯ ( греч. Metonomadzo, переименовывать) – это употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.  Например: Ну, скушай же еще тарелочку , мой милый. (И. Крылов)

МЕТОНИМИЯ

МЕТОНИМИЯ ( греч. Metonomadzo, переименовывать) – это употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.

Например: Ну, скушай же еще тарелочку , мой милый. (И. Крылов)

СИНЕКДОХА Синекдоха ( греч. sinekdoche, буквально - соперенимание), вид речевого тропа, разновидность метонимии , выявление целого (большого) через его часть (меньшее). Выделяют две разновидности С.: называется вместо целого часть, явственно представляющее в данной ситуации целое:

СИНЕКДОХА

Синекдоха ( греч. sinekdoche, буквально - соперенимание), вид речевого тропа, разновидность метонимии , выявление целого (большого) через его часть (меньшее). Выделяют две разновидности С.:

  • называется вместо целого часть, явственно представляющее в данной ситуации целое: "Эй, борода ! А как проехать отсюда к Плюшкину?" (Н. Гоголь); здесь совмещены значения "человек с бородой", "бородач" ("мужик") и "борода";
  • употребление одного числа вместо другого: "И слышно было до рассвет, как ликовал француз " (М. Ю. Лермонтов).
Ирония Ирония – скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному. Пример: Отколе, умная , бредешь ты, голова? (Обращение к ослу в басне И.А.Крылова)

Ирония

Ирония – скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному.

Пример: Отколе, умная , бредешь ты, голова?

(Обращение к ослу в басне И.А.Крылова)

ПЕРИФРАЗА Перифраза (от греч. períphrasis - описательное выражение, иносказание) троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких. Пример : Погрузился в сон  вместо заснул Царь зверей вместо лев Братья наши меньшие вместо животные Автор «Героя нашего времени» вместо М.Ю.Лермонтов

ПЕРИФРАЗА

Перифраза (от греч. períphrasis - описательное выражение, иносказание) троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких.

Пример : Погрузился в сон вместо заснул

Царь зверей вместо лев

Братья наши меньшие вместо животные

Автор «Героя нашего времени» вместо М.Ю.Лермонтов

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ (ФИГУРЫ РЕЧИ) Фигура речи – это оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ (ФИГУРЫ РЕЧИ)

Фигура речи – это оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания.

АНАФОРА Анафора ,  греч ., повторение одного и того же слова в начале нескольких предложений.  Клянусь я первым днем творенья, Клянус ь его последним днем,  Клянусь позором преступленья  И вечной правды торжеством. (М. Лермонтов)

АНАФОРА

Анафора , греч ., повторение одного и того же слова в начале нескольких предложений.

Клянусь я первым днем творенья,

Клянус ь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством.

(М. Лермонтов)

ЭПИФОРА ЭПИФОРА (от греч. epiphora - повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение конечных частей  речи. Пример: Деточка, все мы немножко лошади,  Каждый из нас по-своему лошадь.  (В. Маяковский).

ЭПИФОРА

ЭПИФОРА (от греч. epiphora - повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение конечных частей речи.

Пример: Деточка, все мы немножко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь. (В. Маяковский).

БЕССОЮЗИЕ Бессоюзие,асиндетон , опущение союзов, связывающих грамматически однородные слова или предложения:

БЕССОЮЗИЕ

Бессоюзие,асиндетон , опущение союзов, связывающих грамматически однородные слова или предложения: "сказано - сделано", "пришёл, увидел, победил", "назвался груздем - полезай в кузов".

Это стилистический приём, усиливающий выразительность речи, придающий ей сжатость, насыщенность.

МНОГОСОЮЗИЕ  Многосоюзие, полисиндетон (от греч. polysýndeton), такое построение предложения, когда все или почти все однородные члены связаны между собой одним и тем же союзом (чаще «и»), тогда как обычно в этом случае соединяются лишь два последних однородных члена предложения.  Многосоюзие — средство усилить впечатление общности перечисляемого, часто использовалось в русской народной песне (чаще с союзом «а»).

МНОГОСОЮЗИЕ

Многосоюзие, полисиндетон (от греч. polysýndeton), такое построение предложения, когда все или почти все однородные члены связаны между собой одним и тем же союзом (чаще «и»), тогда как обычно в этом случае соединяются лишь два последних однородных члена предложения.

Многосоюзие — средство усилить впечатление общности перечисляемого, часто использовалось в русской народной песне (чаще с союзом «а»).

ГРАДАЦИЯ Градация – цепь понятий или определений с постепенным нарастанием или убыванием значимости.  Пример:  Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин)

ГРАДАЦИЯ

Градация – цепь понятий или определений с постепенным нарастанием или убыванием значимости. Пример:

Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин)

Виды градации Восходящая – цепь понятий или определений с постепенным возрастанием значимости. Пример: Все разнообразие , вся прелесть , вся красота жизни слагаются из света и тени. (Л.Н.Толстой) Нисходящая - цепь понятий или определений с постепенным убыванием значимости. Пример: Все грани чувств, все грани правды стерты в мирах, в годах, в часах . (А.Белый)

Виды градации

Восходящая – цепь понятий или определений с постепенным возрастанием значимости.

Пример: Все разнообразие , вся прелесть , вся красота жизни слагаются из света и тени. (Л.Н.Толстой)

Нисходящая - цепь понятий или определений с постепенным убыванием значимости.

Пример: Все грани чувств, все грани правды стерты в мирах, в годах, в часах . (А.Белый)

ИНВЕРСИЯ  Инверсия – нарушение привычного, естественного для данного языка порядка слов.  Пример:  Швейцара мимо он стрелой  Взлетел по мраморным ступням.  (А. Пушкин)

ИНВЕРСИЯ

Инверсия – нарушение привычного, естественного для данного языка порядка слов. Пример: Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступням. (А. Пушкин)

ПАРАЛЛЕЛИЗМ Параллелизм - расположение тождественных или сходных элементов речи в смежных частях текста. Пример:

ПАРАЛЛЕЛИЗМ

Параллелизм - расположение тождественных или сходных элементов речи в смежных частях текста.

Пример: "Твой ум глубок, что море,

Твой дух высок, что горы"

( Брюсов В.)

ОКСЮМОРОН Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе. Пример:  …С кем мне поделиться  Той грустной радостью , что я остался жив?  (С. Есенин)

ОКСЮМОРОН

Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе.

Пример: …С кем мне поделиться Той грустной радостью , что я остался жив? (С. Есенин)

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ Парцелляция – особое членение предложения, неполные предложения.   Пример: У Анны стряслась беда. Большая. Случилось это давно. Очень давно.

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ

Парцелляция – особое членение предложения, неполные предложения.

Пример: У Анны стряслась беда. Большая. Случилось это давно. Очень давно.

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ Риторическое обращение – обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической речи нужную интонацию: торжественную, патетическую, ироническую и т.д.  Пример:  А вы, надменные потомки,  Известной подлостью прославленных отцов…  (М. Лермонтов)

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ

Риторическое обращение – обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической речи нужную интонацию: торжественную, патетическую, ироническую и т.д. Пример: А вы, надменные потомки, Известной подлостью прославленных отцов… (М. Лермонтов)

Риторический вопрос Риторический вопрос – вопрос, который ставится не с целью получения ответа, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению. Вопрос, на который не требуется ответа. Пример: О Волга!.. колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? (Н.А.Некрасов)

Риторический вопрос

Риторический вопрос – вопрос, который ставится не с целью получения ответа, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению. Вопрос, на который не требуется ответа.

Пример: О Волга!.. колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

(Н.А.Некрасов)

ЭЛЛИПСИС  Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста.  Пример:  Зверю – берлога,  Страннику – дорога,  Мертвому – дроги,  Каждому – свое.  (М. Цветаева)

ЭЛЛИПСИС

Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста. Пример: Зверю – берлога, Страннику – дорога, Мертвому – дроги, Каждому – свое. (М. Цветаева)

Лексический повтор Лексический повтор – намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности, выразительности высказывания. Пример: Казалось все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!

Лексический повтор

Лексический повтор – намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности, выразительности высказывания.

Пример: Казалось все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!

Вопросно-ответная форма изложения Форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы. Пример: Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно.

Вопросно-ответная форма изложения

Форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы.

Пример: Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно.

Однородные члены предложения Перечисляемые действия, предметы, признаки. Пример: Были это веселые, сильные и смелые люди! (М.Горький)

Однородные члены предложения

Перечисляемые действия, предметы, признаки.

Пример: Были это веселые, сильные и смелые люди!

(М.Горький)

Звукопись Игра звуками для усиления выразительности

Звукопись

Игра звуками для усиления выразительности

Ассонанс Ассонанс – повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков. Пример:  Быстро лесу я по рельсам ч у г у нным, Д у ма ю д у м у сво ю . (Н.А.Некрасов)

Ассонанс

Ассонанс – повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков.

Пример:

Быстро лесу я по рельсам ч у г у нным,

Д у ма ю д у м у сво ю . (Н.А.Некрасов)

Аллитерация Аллитерация - повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков. Пример : Морозом выпитые лужи хр устят и хр упки, как хр усталь. (И.Северянин)

Аллитерация

Аллитерация - повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков.

Пример :

Морозом выпитые лужи хр устят и хр упки, как хр усталь.

(И.Северянин)

В широком смысле к средствам выразительности относятся:

В широком смысле к средствам выразительности относятся:

Синонимы Близкие по значению слова. Пример: Мой ласковый и нежный зверь.

Синонимы

Близкие по значению слова.

Пример: Мой ласковый и нежный зверь.

Контекстные синонимы  индивидуально-авторские Слова, сходные по значению только в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении). Пример: Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации. (М.Шолохов)

Контекстные синонимы индивидуально-авторские

Слова, сходные по значению только в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении).

Пример: Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации. (М.Шолохов)

Антонимы Слова с противоположным значением. Пример: Ты и могучая , Ты и бессильная , Матушка-Русь! (Н.А.Некрасов)

Антонимы

Слова с противоположным значением.

Пример: Ты и могучая , Ты и бессильная , Матушка-Русь!

(Н.А.Некрасов)

Контекстные антонимы  индивидуально-авторские Слова, которые противопоставлены по значению только в данном тексте. Пример: Для вас – века , для нас – единый час . (А.Блок)

Контекстные антонимы индивидуально-авторские

Слова, которые противопоставлены по значению только в данном тексте.

Пример:

Для вас – века , для нас – единый час . (А.Блок)

Диалектизмы Слова, употребляемые только жителями той или иной местности (диалект в переводе с греческого означает «местный говор»): в некоторых российских деревнях полотенце по-другому называют рушником , белку – векшей , зайца – ушканом , волка – бирюком .

Диалектизмы

Слова, употребляемые только жителями той или иной местности (диалект в переводе с греческого означает «местный говор»): в некоторых российских деревнях полотенце по-другому называют рушником , белкувекшей , зайцаушканом , волкабирюком .

Фразеологизмы Устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносном смысле. Значение любого фразеологизма не вытекает из значения слов, из которых он состоит. Они не создаются, а используются уже готовые, закрепленные в памяти речевые единицы. Пример:  Строить воздушные замки – придумывать нереальные, невыполнимые планы Зарубить себе на носу – основательно запомнить

Фразеологизмы

Устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносном смысле. Значение любого фразеологизма не вытекает из значения слов, из которых он состоит. Они не создаются, а используются уже готовые, закрепленные в памяти речевые единицы.

Пример:

Строить воздушные замки – придумывать нереальные, невыполнимые планы

Зарубить себе на носу – основательно запомнить

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕТ . Всю дорогу ей казалось, что поезд едва тащится, тогда как он стремительно мчался. Это был старый вспыльчивый художник. … небо все ниже опускалось на город, на Настю, на Неву. Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. 2

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕТ .

  • Всю дорогу ей казалось, что поезд едва тащится, тогда как он стремительно мчался.
  • Это был старый вспыльчивый художник.
  • … небо все ниже опускалось на город, на Настю, на Неву.
  • Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее.

2

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора . Она кивнула, держась за его пояс, с новой душой и трепетно зажмуренными глазами. Счастье сидело в ней пушистым котенком. Когда Ассоль решилась открыть глаза, покачивание шлюпки, блеск волн, - все было сном. Не помня – как, она поднялась по рапу в сильных руках Грэя. 2

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора .

  • Она кивнула, держась за его пояс, с новой душой и трепетно зажмуренными глазами.
  • Счастье сидело в ней пушистым котенком.
  • Когда Ассоль решилась открыть глаза, покачивание шлюпки, блеск волн, - все было сном.
  • Не помня – как, она поднялась по рапу в сильных руках Грэя.

2

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ . Там, где они плыли, слева волнистым сгущением тьмы проступал берег. Грэй слышал перебранку и лай. Печная дверца, прогоревшая дырочками, сквозь которые виден пылающий уголь. Направо был океан, явственно, как присутствие спящего человека. 4

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ .

  • Там, где они плыли, слева волнистым сгущением тьмы проступал берег.
  • Грэй слышал перебранку и лай.
  • Печная дверца, прогоревшая дырочками, сквозь которые виден пылающий уголь.
  • Направо был океан, явственно, как присутствие спящего человека.

4

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ . Взад и вперед от приморской деревни в город составляло не менее трех часов скорой ходьбы, но Мери не послушалась советов рассказчицы. Довольно мне колоть вам глаза, сказала она, - и так уж нет почти ни одной семьи, где я бы не взяла бы в долг хлеба, чаю или муки. Заложу колечко, и кончено. Она сходила, вернулась, а на другой день слегла в жару и бреду. 2

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ .

  • Взад и вперед от приморской деревни в город составляло не менее трех часов скорой ходьбы, но Мери не послушалась советов рассказчицы.
  • Довольно мне колоть вам глаза, сказала она, - и так уж нет почти ни одной семьи, где я бы не взяла бы в долг хлеба, чаю или муки.
  • Заложу колечко, и кончено.
  • Она сходила, вернулась, а на другой день слегла в жару и бреду.

2

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ИНВЕРСИЯ . Была весна, ранняя и суровая, как зима, нов другом роде; недели на три припал к холодной земле резкий береговой норд. Рыбачьи лодки образовали на белом песке длинный ряд темных килей. Никто не отваживался заняться промыслом в такую погоду. Все трубы Каперны дымились с утра до вечера, трепля дым по крутым крышам. 1

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ИНВЕРСИЯ .

  • Была весна, ранняя и суровая, как зима, нов другом роде; недели на три припал к холодной земле резкий береговой норд.
  • Рыбачьи лодки образовали на белом песке длинный ряд темных килей.
  • Никто не отваживался заняться промыслом в такую погоду.
  • Все трубы Каперны дымились с утра до вечера, трепля дым по крутым крышам.

1

ЗАДАНИЕ 1 Какой троп используется в тексте? У меня в душе ни одного седого волоса, И старческой нежности нет в ней! Мир огромив мощью голоса, иду — Красивый, двадцатидвухлетний.  (В. Маяковский) 1. эпитет 2. метафора 3.олицетворение 4.оксюморон

ЗАДАНИЕ 1

Какой троп используется в тексте?

У меня в душе ни одного седого волоса,

И старческой нежности нет в ней!

Мир огромив мощью голоса, иду —

Красивый, двадцатидвухлетний.

(В. Маяковский)

1. эпитет

2. метафора

3.олицетворение

4.оксюморон

ЗАДАНИЕ 2 Какой троп используется в тексте? Люблю я пышное природы увяданье...  (А. Пушкин) 1. эпитет 2. метафора 3. олицетворение 4. оксюморон

ЗАДАНИЕ 2

Какой троп используется в тексте?

Люблю я пышное природы увяданье...

(А. Пушкин)

1. эпитет

2. метафора

3. олицетворение

4. оксюморон

ЗАДАНИЕ 3 Какой троп используется в тексте (см. выделенные слова)? Он отец мне по возрасту,  По призванию брат, Невесёлые волосы. Пиджачок мешковат. Вижу руки подробные , Всё по ним узнаю, И глаза исподлобные Смотрят в душу мою. (Е. Евтушенко)

ЗАДАНИЕ 3

Какой троп используется в тексте (см. выделенные слова)?

Он отец мне по возрасту,

По призванию брат,

Невесёлые волосы.

Пиджачок мешковат.

Вижу руки подробные ,

Всё по ним узнаю,

И глаза исподлобные

Смотрят в душу мою. (Е. Евтушенко)

ЗАДАНИЕ 4 Какой троп используется в стихотворении? Анчар, как грозный часовой, Стоит – один во всей вселенной.  (А. С. Пушкин) эпитет 2. метафора 3. сравнение 4. оксюморон

ЗАДАНИЕ 4

Какой троп используется в стихотворении?

Анчар, как грозный часовой,

Стоит – один во всей вселенной.

(А. С. Пушкин)

  • эпитет

2. метафора

3. сравнение

4. оксюморон

ЗАДАНИЕ 5 Какой троп используется в тексте? Устало всё кругом: устал и цвет небес, И ветер, и река, и месяц, что родился…  (А.Фет) эпитет 2. метафора 3. олицетворение 4. оксюморон

ЗАДАНИЕ 5

Какой троп используется в тексте?

Устало всё кругом: устал и цвет небес,

И ветер, и река, и месяц, что родился…

(А.Фет)

  • эпитет

2. метафора

3. олицетворение

4. оксюморон

ЗАДАНИЕ 6 Какой троп используется в тексте? Я видывал, как она косит: Что взмах – то готова копна.  (Н. Некрасов) гипербола 2. метафора 3. эпитет 4. литота

ЗАДАНИЕ 6

Какой троп используется в тексте?

Я видывал, как она косит:

Что взмах – то готова копна.

(Н. Некрасов)

  • гипербола

2. метафора

3. эпитет

4. литота

ЗАДАНИЕ 7 Какая фигура речи используется в тексте? Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал. 1. антитеза 2. градация 3. парцелляция 4. параллелизм

ЗАДАНИЕ 7

Какая фигура речи используется в тексте?

Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.

1. антитеза

2. градация

3. парцелляция

4. параллелизм


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!