Тема урока: Как разрушаются камни
Цель урока: формировать представление о разрушении в природе твердых пород под действием определенных факторов
Оборудование: кубики, спиртовка, дощечка с гвоздями, монета, пинцет
Ход урока
Организационный момент
Повторение
Этот этап урока проходит в форме загадок о полезных ископаемых.
Он очень прочен и упруг, строителям – надежный друг.
Дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны. (Гранит)
По трубе течет – пироги печет. (Газ)
Он чёрный, блестящий, помощник настоящий.
Он несет в дома тепло, от него кругом светло,
Помогает плавить стали, делать краски и эмали. (Уголь)
Не зря она варилась в доменной печи,
На славу получились ножницы, ключи… (Железная руда)
Росли на болоте растения…
Стали топливом и удобрением. (Торф)
В воде родится , а воды боится. (Соль)
Белый камешек растаял, на доске лишь след оставил. (Мел)
Покрывают им дороги, улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
Сам он удобрение. (Известняк)
Без неё не побежит ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, кто же это? (Нефть)
Он на дорожках во дворе, он очень нужен детворе.
Он и на стройке, и на пляже, он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина)
Новый материал
Сообщение темы урока
Дети формулируют с помощью учителя цель урока
Уч.: Вспомните, что происходит с газами и жидкостями при нагревании и охлаждении?
…
Уч.: а что происходит с водой при превращении в лед?
…
Уч.: Интересно, а как ведут себя твердые тела при нагревании?
…
(Опыт проводится с монеткой, которую нагревают пламенем спиртовки.)
Уч.: Что можно сказать о твердых делах при нагревании?
…
Уч.: А как же ведут себя при охлаждении?
…
(Дети с помощью учителя делают вывод: твердые тела при нагревании расширяются, а при охлаждении – сжимаются.
Уч.: А сейчас, ребята, изобразите модель скалы. Ночью, как вы знаете, высоко в горах очень холодно. Но за ночью наступает день, и яркие лучи солнца добираются до скалы. Что же происходит?
…
(Дети с помощью учителя делают вывод: твёрдые скалы, камни в природе очень медленно, но непрерывно разрушаются. Это вызвано изменениями температуры, действием воды, растений)
Итог урока
Домашнее задание