СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по русскому языку.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку.»


Валентина Ивановна Чумакова


МКОУ СОШ № 3 г.Россошь Воронежской области



Материалы для практической работы

Олимпиада

7 класс


1. Поставьте ударение в следующих словах: звонят, диспансер, каталог, некролог, принудить, танцовщик, ходатайство, симметрия, обеспечение, экспертный.

(Максимум 5 баллов)

Ответ:


1. Звонят, диспансер, каталог, некролог, принудить, танцовщик, ходатайство, симметрия, обеспечение, экспертный. По 0,5 б. за каждое слово.

Макс. 5 баллов.



2. Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук от слова зверь, 2-й звук - от слова пятно, звук, который повторяется дважды в слове вокруг, и безударный гласный от слова свекла. Какое слово у вас получилось? Подберите к нему не меньше 4 однокоренных слов.

(Максимум 4 балла.)

Ответ:


[р`ика]

2 балла за составленное слово, 2 балла за однокоренные слова.

Макс. 4 балла.


3. Человек под фразеологическим микроскопом. Вспомните, какие фразеологизмы используются в русском языке для характеристики людей по их внешнему виду, свойствам и качествам.

  1. Человек очень высокого роста.

  2. Очень умный человек.

  3. Опытный, бывалый, много испытавший человек.

  4. Слишком откровенный, прямодушный по характеру человек.

  5. Пышущий здоровьем человек

(Максимум 5 баллов)

Ответ:


Верста коломенская, ума палата, стреляный воробей (на мякине не проведешь), душа нараспашку, кровь с молоком (по 1 б. за каждый фразеологизм)

Макс. 5 баллов.


4.Разберите слова по составу:

всадник, сближение, устланный, растерялся, полёт, нёс, изначально, расколоть, какой – нибудь, огурчик.

(Максимум 10 баллов)

Ответ:


Всадник-0 , с-ближ-ений- э, у- стл- а-нн-ый, рас-тер-я-л-0-ся, по-лёт-0 , нёс-0-0 , из-началь-н-о, рас-кол-о-ть, как-ой-нибудь,огурч-ик-0 (по 1 б. за каждое слово)

Макс. 10 баллов.


5. Чем отличаются оливы от маслин (речь идет о дереве, а не о его плодах)?

(Максимум 4 балла)

Ответ:


Различаются происхождением: олива – заимствованное слово, маслина – исконно русское.

Лексическое значение одинаковое, т.к. они произошли от одного слова «масло» (по 2 б.)

Макс. 4 балла.


6. Составьте предложения со словами: пасть, уж, три – так, чтобы эти слова были разными частями речи.

(Максимум 6 баллов)

Ответ:


Пасть – существительное и глагол в инфинитиве, уж – частица и существительное, три – числительное и глагол в повелительном наклонении.

Макс. 6 баллов.



7. От прилагательного «тёмный» образуйте существительное, глагол, различные формы причастий.

(Максимум 6 баллов)

Ответ:


Темненько, темнешенько, темнеть, стемнело, темнеющий, темневший

Макс. 6 баллов. (по 1 б. за каждое слово)


8. В следующем стихотворном отрывке определите синтаксическую роль выделенных слов. К какой части речи их можно отнести?

(Максимум 4 балла)

Только мама за порог,

Малыши с кровати – скок,

Стулья – хвать,

Подушки – хвать

И давай воевать!

Ответ:


Выделенные слова – глагольные междометия со значением мгновенного действия, т.е. их можно отнести к глаголам. Синтаксическая роль – глагольное сказуемое.

Определение части речи - 2 б., синтаксическая роль - 2 б.

Макс. 4 балла.


9.Исправьте словосочетания там, где это необходимо.

Приехать с Москвы, прийти со школы, ехать в Камчатку, выйти с поезда, сойти с поезда, примчаться с дачи, кушать на кухне.

(Максимум 7 баллов)

Ответ:


Приехать из Москвы, прийти из школы, ехать на Камчатку, выйти из поезда, сойти с поезда, примчаться с дачи, кушать на кухне.(по 1 б.)

Макс. 7 баллов.


10. От глаголов, стоящих в скобках, образуйте соответствующие причастия. Расставьте знаки препинания.

Полярная весна


На берегу (усеять) мелкими и острыми камнями (зарасти) зеленым глубоким мохом, ещё приметнее чувствовалась полярная весна. Под тонкой ледяной коркой звонко пели ручьи. По отлогому склону (обратить) на полдень ярко зеленел мох, похожий на великолепный бархат. Наверху между камнями (покрывать) (потрескаться) землю пучками росли цветы – яркие полярные маки своей нежностью (напоминали) наши подснежники.

(И.Соколов-Микитов)


(Максимум 6+4(запятые) баллов)

Ответ:


Усеянном, заросшем, обращенному, покрывшими, потрескавшуюся, напоминавшие.

11. Какую ошибку допустил проводник? К какой части речи относится слово некурящий? А как бы вы сказали?


Провожая своего учителя, ребята на вокзале услышали, как проводник предупреждал одного пассажира: “Это вагон некурящий!”


(Максимум 2 балла)

Ответ:


Это вагон для некурящих!


Творческое задание

12. Составьте путеводитель Мечтателя по любимому вами городу.

(Максимум 15 баллов)


Максимальное количество баллов - 78 баллов.


Литература.


  1. АО.Орг «Олимпиады по русскому языку». Москва. «Просвещение» 2001 год.

  2. Л.И.Косивцова «Предметные недели в школе» изд. «Учитель» г. Волгоград, 2003 год.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!