СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания для учащихся 11 класса. Школьный этап

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит пять заданий для школьного этапа олимпиады по химии в 11-х клаасах. Была использована в Малоярославецком районе в 2018-2019 учебном году.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания для учащихся 11 класса. Школьный этап»



« Калужская область. Малоярославецкий район»







« Школьный этап всероссийской олимпиады школьников в 2018-2019 учебном году»




« Олимпиадные задания по химии


для обучающихся 11 класса»









Составитель олимпиадного задания

( Жукова Наталия Геннадьевна, учитель химии

МОУ Гимназия г. Малоярославца)












Задания олимпиады по химии 11 класс 2018-2019 учебный год

Задание 11- 1 (6 баллов)

Напишите уравнения реакций, протекающих в водных растворах

а) Na2SO3 + KMnO4 + H2SO4 → X + …

Для данного уравнения- установите продукты реакции, составьте электронный баланс, определите окислитель и восстановитель. Определите вещество Х, которое будет вступать в реакцию.

б) Х + КОН →

Для второго уравнения объясните, что происходит с продуктом реакции.

Почему перманганат калия называют «прекурсором»?

Задание 11- 2 (7 баллов)

На смесь железа, алюминия и меди подействовали избытком холодной концентрированной серной кислоты. При этом часть смеси растворилась, и выделилось 5,6 л газа (н.у.). Оставшуюся смесь обработали избытком раствора едкого натра. Выделилось 3,36 л газа и осталось 3 г не растворившегося остатка. Определить массу и состав исходной смеси металлов.

Задание 11- 3 (6 баллов)

На полное сгорание смеси метана и оксида углерода (II) потребовался такой же объём кислорода. Определите состав газовой смеси в объёмных долях.

Задание 11- 4 (5 баллов)

Арабские алхимики получили из оазиса Аммона , расположенного в пустыне Сахара, бесцветное кристаллическое вещество, которое они назвали «нушадир». При растирании «нушадира» с гашеной известью и нагревании смеси выделяется газ с резким запахом, хорошо растворимый в воде.Алхимики заметили, что водный раствор этого газа, находясь рядом с соляной кислотой, начинал дымить и стечением времени все стеклянные сосуды рядом с ними покрывались белым налетом. Алхимики отметили и еще кое-что: когда раствор неизвестного газа добавляли к водному раствору медного купороса, то голубая окраска последнего становилась интенсивно- синей. Объясните, что такое «нушадир»? Как объяснить все эти явления? Напишите все возможные химические уравнения данных процессов. Дайте названия продуктов данных химических реакций.

Задание 11-5. ( 5 баллов)

На окисление предельного одноатомного спирта пошло 10 г оксида меди (II). В результате реакции получили альдегид массой 10,75 г, медь и воду. Определите формулу исходного спирта. Составьте возможные изомеры исходного вещества и назовите их согласно международной номенклатуре ИЮПАК.

Желаем успеха!!!

Решение заданий олимпиады по химии

2018-2019 учебный год

11 класс:

Время выполнения работы- 3 часа

Задание 11- 1 ( 6 баллов)

1. Верно составлена окислительно – восстановительная реакция

5Na2O3 +2KMO4 + 3H2SO4 = 5Na2O4 + 2MSO4+ K2SO4+ 3H2O - 1 балл

2.Верно составлен электронный баланс , верно указан окислитель и восстановитель

M+5 →MX2 окислитель

2 X5 восстановитель -1 балл

3.Верно определено вещество Х из продуктов реакции для второго превращения и написано молекулярное уравнение его взаимодействия с гидроксидом калия

MnSO4 + 2KOH = Mn(OH)2↓+ K2SO4 - 1 балл

4. Гидроксид марганца (II)(светло-розового цвета) легко окисляется на воздухе до бурого оксогидроксида марганца, который далее разлагается на оксид марганца (IV) (черного цвета): - 1 балл

5. Составлено уравнение химической реакции: - 1 балл

6. Понятие о «прекурсорах» : к прекурсорам относятся вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ. Таким образом, прекурсор – это специфический химический элемент (или смесь), который может выступать в качестве исходного компонента для синтеза какого-либо сложного запрещенного вещества. – 1 балл

Всего- 6 баллов

Задание 11- 2 ( 7 баллов)

  1. С концентрированной серной кислотой реагирует только медь, число моль газа:
    nSO2 = V / Vm = 5,6 / 22,4 = 0,25 моль - 0.5 балла

0,25

 

0,25

Cu + 

2H2SO4 (конц.) = CuSO4

SO2 + 2H2O

За уравнение и соотношение - 0.5 балла

  1. Так как мольное соотношение меди и сернистого газа 1:1, то меди тоже 0,25 моль.
    Можно найти массу меди:
    mCu = n • M = 0,25 • 64 = 16 г. – 1 балл

  2. В реакцию с раствором щелочи вступает алюминий, при этом образуется гидроксокомплекс алюминия и водород:
    2Al + 2NaOH + 6H2O = 2Na[Al(OH)4] + 3H2 - 1 балл

    Al0 − 3e = Al3+

    |

     2

    2H+ + 2e = H2 

     3




  3. Число моль водорода:
    nH2 = 3,36 / 22,4 = 0,15 моль,
    мольное соотношение алюминия и водорода 2:3 и, следовательно,
    nAl = 0,15 / 1,5 = 0,1 моль.
    Масса алюминия:
    mAl = n • M = 0,1 • 27= 2,7 г - 1 балл

  4. Остаток — это железо, массой 3 г. Можно найти массу смеси:
    mсмеси = 16 + 2,7 + 3 = 21,7 г. – 1 балл

  5. Массовые доли металлов:

ωCu = mCu / mсмеси = 16 / 21,7 = 0,7373 (73,73%)

ωAl = 2,7 / 21,7 = 0,1244 (12,44%)

ωFe = 13,83% -2 балла




Ответ: 73,73% меди, 12,44% алюминия, 13,83% железа.



Всего - 7 баллов



Задание 11- 3 ( 6 баллов)

  1. Записать уравнения реакций, расставить коэффициенты.
    СО + 1/2О2 = СО2
    СН4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О -1 балл

  2. Обозначить количество вещества угарного газа (СО) — х, а количество метана за у

х







СО

+

1/2О2

=

СО2


1 балл

у







СН4

+

2

=

СО2 +


2О



  1. Определить количество кислорода, которое будет израсходовано на сжигание х моль СО и у моль СН4.

    х


    0,5 х





    СО

    +

    1/2О2

    =

    СО2



    у






    СН4

    +

    2

    =

    СО2

    +

    2О 1 балл

  2. Сделать вывод о соотношении количества вещества кислорода и газовой смеси.


  3. Равенство объёмов газов свидетельствует

о равенстве количеств вещества. – 0.5 балла

  1. Составить уравнение.
    х + у = 0,5х + 2у - 0.5 балла

  2. Упростить уравнение.
    0,5 х = у - 0.5 балла

  3. Принять количество СО за 1 моль и определить требуемое количество СН4.
    Если х=1, то у=0,5 - 0.5 балла

  4. Найти общее количество вещества.
    х + у = 1 + 0,5 = 1,5 - 0.5 балла

  5. Определить объёмную долю оксида монооксида углерода (СО) и метана в смеси.
    φ(СО) = 1/1,5 = 2/3
    φ(СН­4) = 0,5/1,5 = 1/3 - 0.5 балла

Ответ: объёмная доля СО равна 2/3, а СН4 — 1/3.

Всего- 6 баллов


Задание 11- 4 (5 баллов)

1.«Нушадир» - это нашатырь (NH4Cl) – продукт естественного разложения мочи и испражнений верблюдов, караваны которых столетиями проходили через оазис. - 1 балл

2.При взаимодействии с гашенной известью выделяется аммиак:

2 NH4Cl + Ca(OH) 2 →2 NH3 ↑ + CaCL2 + 2 H2O - 1 балл

3.NH3 - аммиак, газ с резким запахом. – 1балл

4.Дымит в присутствии соляной кислоты:

NH3+ HCl →NH 4Cl ( образуется белый налет хлорида аммония) - 1 балл

5.При добавлении аммиака к водному раствору медного купороса, (содержащего сульфат меди (II) CuSO4 ) образуется комплексная соль- сульфат тетраамин меди (II)

[Cu( NH 3)4]SO4

CuSO4 + 4 NH3 → [Cu( NH 3)4]SO4 - 1 балл

Всего- 5 баллов

Задание 11-5. ( 6 баллов)

1.Записать процесс окисления предельного одноатомного спирта оксидом меди.- 1 балл

2. Составить пропорцию исходя из данных по условию задачи. - 0,5 балла

      10г                  10,75г
CnH2n+OH+CuO=Cu+H2O+CnH2n+COH
                    80г                  14n+30
    
3. 14n+30=80×10.75/10
14n=86-30
14n=56
n=56/14
n=4 , Определение n - 1 балл
4. Исходная формула спирта CnH2n+ 1 OH, поэтому данный спирт бутанол С 4 Н 9 ОН.

Определение формулы и названия спирта – 1балл

5. Возможные изомеры для С 4 Н 9 ОН.

Каждый правильно составленный изомер - 0.5 балла

1.CCCCOH Бутанол-1



2. CCCHC Бутанол-2

OH



3.CHCCOH 2- метил пропанол-1

C

4.COC Метил пропиловый эфир ( простые эфиры)

5. COC Диэтиловый эфир ( простые эфиры).

Всего- 6 баллов





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!