СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания по биологии 11 кл.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиадные задания по биологии 11 кл. с ответами. Прилагается матрица для ответов. 

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по биологии 11 кл.»






Фамилия ________________________________________
Имя ____________________________________________
Класс ___________________________________________

Олимпиадные задания по биологии 11 кл.

Максимальное количество баллов - 100 б. Время выполнения – 120 минут.


Задание I. Задание включает 60 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Код ответа включите в матрицу ответов. [60 баллов]

  1. Какое понятие шире – популяция, вид или экосистема?

а) невозможно сказать, поскольку все три равноценны; б) вид;

в) популяция; г) экосистема.


  1. Структура ДНК состоит из следующих азотистых оснований:
    а) треонин, аспаргин, тирозин, валин;

б) аденин, гуанин, тимин, цитозин;
в) аланин, глицин, цистеин, треонин;

г) аргинин, гистидин, метионин, цистеин.

  1. Среди растений, встречаются исключительно на суше:
    а) зеленые водоросли; б) красные водоросли;
    в) голосеменные; г) покрытосеменные.

  2. В процессе энергетического обмена в клетке происходит:

а) образование органических веществ;

б) расходование АТФ;

в) синтез неорганических веществ;

г) расщепление органических веществ.

  1. Какие органоиды не являются общими для растительной и животной клетки:

а) рибосомы; б) ЭПС;

в) пластиды; г) митохондрии.

6. Предсердия работают 0,1 с, а желудочки – 0,3 с. А сколько отдыхают предсердия и желудочки?
а) 0,3 и 0,7 соответственно; б) 0,7 и 0,5 соответственно;
в) 0,2 и 0,3 соответственно; г) 0,5 и 0,4 соответственно.

7. Авторство теории коацерватных капель относят:
а) Ч. Дарвину; б) А.И. Опарину;
в) К. Линнею; г) Р. Гуку.

8. Хлоропласты в растительной клетке:
а) выполняют защитную функцию;

б) осуществляют связь между частями клетки;

в) обеспечивают накопление воды;

г) осуществляют синтез органических веществ из неорганических.


9. Процесс разрушения белка называется:
а) стагнацией; б) коагуляцией;
в) денатурацией; г) редупликацией.

10. Цветковые растения в отличие от голосеменных:
а) имеют корень, стебель, листья;
б) имеют цветок и образуют плоды;
в) размножаются семенами;
г) размножаются только вегетативным путем.

11. Возраст некоторых деревьев может быть определён по годичным кольцам, которые представляют ежегодный прирост:
а) первичных флоэмы и ксилемы;
б) вторичных флоэмы и ксилемы;
в) только вторичной флоэмы;
г) только вторичной ксилемы.

12. Архейская эра характеризуется возникновением:
а) растительности; б) человека;
в) анаэробных организмов; г) первых рептилий.

13. К эндокринным железам не относится:
а) слюнные железы; б) гипофиз;
в) печень; г) тимус.


14. Колбочки - это:
а) слуховые рецепторы; б) вкусовые рецепторы;
в) зрительные рецепторы; г) химическая посуда.


15. Кровеносная система у нематод:
а) замкнутая; б) частично замкнутая;
в) незамкнутая; г) отсутствует.


16. Цевка птиц – результат приспособления:
а) к хождению на задних конечностях;

б) поднятию туловища над землёй;
в) уменьшению массы тела;

г) ускорению бега.


17. Двух­ка­мер­ное серд­це имеют

а) бес­че­реп­ные; б) хря­ще­вые и кост­ные рыбы;
в) зем­но­вод­ные; г) птицы и млекопитающие.


18. От жабр у рыб по со­су­дам течёт:

 а) ве­ноз­ная кровь; б) ар­те­ри­аль­ная кровь,

в) ге­мо­лим­фа; г) сме­шан­ная кровь.


19. Спинномозговых нервов у человека насчитывают:
а) 20 пар; б) 30 пар;
в) 31 пару; г) 32 пары.


20. Фибриноген крови превращается в фибрин во время:
а) транспорта газов;
б) превращения глюкозы в гликоген;
в) превращения гликогена в глюкозу;
г) формирования кровяного сгустка.


21. Концентрация ионов Са 2+ у человека ниже всего в:
а) митохондриях; б) цитозоле;
в) эндоплазматической сети; г) крови.

22. Частоту и глубину дыхания в процессе гуморальной регуляции замедляет:
а) недостаток О2; б) недостаток СО2;
в) избыток О2; г) избыток СО2.


23. Вещества, частично растворимые в воде, называются:
а) амфифильными; б) гидрофильными;
в) амфотерными; г) гидрофобными.


24. Лимфа по лимфатическим сосудам проводится от тканей и органов непосредственно в:
а) венозное русло большого круга кровообращения;
б) артериальное русло большого круга кровообращения;
в) венозное русло малого круга кровообращения;
г) артериальное русло малого круга кровообращения.


25. Какой плод не является сухим:
а) орех; б) костянка;
в) желудь; г) семянка.


26. Особенностью клеточного строения грибов является:
а) автотрофный тип питания;

б) отсутствие клеточной стенки;
в) исключительно бесполый способ размножения;

г) в перечне нет правильного ответа.


27. Щелочная среда необходима для работы ферментов:
а) амилазы и пепсина;
б) лизоцима и пепсина;
в) пепсина и птиалина;
г) трипсина и хемотрипсина.


28. По­че­му хло­рел­лу и спи­ро­ги­ру от­но­сят к низ­шим рас­те­ни­ям?

а) они оби­та­ют в вод­ной среде;

б) в про­цес­се жиз­не­де­я­тель­но­сти они вза­и­мо­дей­ству­ют со сре­дой оби­та­ния;

в) в их клет­ках про­ис­хо­дит фо­то­син­тез;

г) их тело не диф­фе­рен­ци­ро­ва­но на ткани и ор­га­ны.


29. Отсутствие у свиного солитера пищеварительной системы является следствием:

а) морфофизиологического прогресса; б) биологического регресса;
в) морфофизиологического регресса; г) идиоадаптации.


30. Многие пресмыкающиеся для повышения температуры тела выбирают каменистые склоны южной экспозиции – это пример:
а) этологической адаптации; б) популяционной адаптации;
в) физиологической адаптации; г) морфологической адаптации.


31. Корковый слой надпочечников вырабатывает гормон:
а) адреналин; б) кортизон;
в) тироксин; г) глюкагон.


32. При окислении 1 г жира освобождается энергии (в кДж):
а) 15,5; б) 40,2;
в) 17,6; г) 38,9.


33. Дигибридным называется скрещивание, при котором родительские организмы:

а) различаются по двум признакам;

б) различаются по нескольким признакам;

в) не различаются;

г) различаются по одному признаку.


34. Для консументов характерно свойство:
а) автотрофности;

б) гетеротрфности;
в) автотрофности и гетеротрофности;

г) минерализации мёртвого вещества.


35. При созревании яйцеклеток в процессе мейоза из одной исходной клетки образуется количество гамет:

а) 4;

б) 2;

в) 1;

г) 3.


36. Большое количество рибосом наблюдается в клетках, специализирую­щихся в образовании:
а) липидов; б) полисахаридов;
в) белков; г) глюкозы.


37. Генофондом называется:
а) совокупность генотипов всех особей популяции;
б) совокупность всех генов организма;
в) совокупность генотипов и фенотипов всех особей популяции;
г) совокупность всех признаков организма.


38. В основе бесполого размножения животных лежит процесс:

а) мейоза; б) митоза;
в) гаметогенеза; г) оплодотворения.

39. Первый закон Г. Менделя называется законом:

а) расщепления; б) единообразия;
в) сцепленного наследования; г) независимого наследования.

40. Защитную функцию выполняют белки:

а) имунноглобулины и фибрин; б) актин и миозин;
в) альбумины и глобулины; г) тубулины и гемоглобин.

41. В основе каких реакций обмена лежит матричный принцип?

а) синтеза молекул АТФ;

б) сборки молекул белка из аминокислот;

в) синтеза глюкозы из углекислого газа и воды;

г) образования липидов.

.42. Основная функция митохондрий:

а) редупликация ДНК; б) биосинтез белка;
в) синтез АТФ; г) синтез углеводов.

43. Биваленты образуются в фазу мейоза:

а) в метафазу мейоза II;

б) в профазу мейоза I;

в) в профазу и анафазу мейоза I;

г) в профазу мейоза I и в профазу мейоза II.

.44. Мно­го­кле­точ­ные во­до­рос­ли при­креп­ля­ют­ся ко дну с по­мо­щью:

а) кор­ней; б) кор­не­ви­ща;

в) ри­зо­и­дов; г) сло­е­ви­ща.


45. Не является обязательным структурным компонентом клетки:
а) клеточная мембрана; б) ядро;
в) генетический аппарат; г) цитоплазма.

46. Из перечисленных способов размножения к половому относится:

а) семенное размножение; б) почкование;
в) черенкование; г) спорообразование.

47. Бинарную номенклатуру для видов ввёл:

а) Роберта Гук; б) Антони ван Левенгук;
в) Карл Линней; г) Чарльз Дарвин.

48. Совокупность внешних и внутренних признаков, полученных потомками от родителей, называется …

а) генотип; б) фенотип;
в) кариотип; г) генофонд.

49. В клетках животных запасным углеводом является:

а) целлюлоза; б) крахмал;
в) глюкоза; г) гликоген.

50. Функции простых углеводов в клетке:

а) каталитическая;

б) энергетическая;

в) хранение наследственной информации;

в) участие в биосинтезе белка.

51. Программа о первичной структуре молекул белка зашифрована в молекулах:

а) т-РНК; б) ДНК; в) липидов; г) полисахаридов.


52. Пепсин расщепляет:

а) жиры до жирных кислот и глицерина; б) белки до полипептидов;

в) сложные углеводы; г) дисахариды до моносахаридов.

53. Первые млекопитающие появились в:

а) протерозойскую эру;

б) палеозойскую эру;

в) кайнозойскую эру;

г) мезозойскую эру.

54. Три нуклеотида молекул ДНК, кодирующих одну аминокислоту, называют:

а) триплетом; б) генетическим кодом;

в) геном; г) генотипом.


55. На каком этапе энергетического обмена синтезируется 2 молекулы АТФ:

а) гликолиза; б) подготовительного этапа;

в) кислородного этапа; г) поступления веществ в клетку.

56. Двойное оплодотворение у Цветковых растений открыл:

а) Н.И. Вавилов; б) С.Г. Навашин;
в) И.В. Мичурин; г) А.Н. Бекетов.


57. Ре­ак­ция на свет у хла­ми­до­мо­на­ды осу­ществ­ля­ет­ся с по­мо­щью:

а) ядра; б) ва­ку­о­ли;
в) хро­ма­то­фо­ра; г) стиг­мы.


58. Выберите группу веществ (с примером), образующуюся без участия живых организмов:

а) косное вещество (гранит);

б) биокосное вещество (известняк);
в) биокосное вещество (почва);

г) биогенное вещество (нефть).

59. В клетке транспорт веществ осуществляет:

а) аппарат Гольджи; б) клеточный центр;

в) эндоплазматическая сеть; г) ядрышко.


60. Из приведённых примеров к анализирующему скрещиванию относится:

а) Аа х Аа; б) Аа х аа; в) АА х Аа; г) аа х аа.

Задание II. Задание включает 15 вопросов, с несколькими вариантами ответов (от 0-я до 5-ти). Ответы внесите в матрицу ответов. [20 баллов]

 

  1. Размножение с помощью луковиц может осуществляться у:
    а) тюльпанов;
    б) нарциссов;
    в) ирисов;
    г) лилий;
    д) гиацинтов.

  2. Какие из признаков человека не наследуются?
    а) речь; б) дыхание;
    в) питание; г) мышление;
    д) коллективный труд.

  3. К характерным признакам кишечнополостных можно отнести:
    а) радиальную симметрию;
    б) трёхслойность;
    в) наличие гастральной полости;
    г) ганглинозный тип нервной системы;
    д) гермафродитизм.

  4. Среди паукообразных развитие с метаморфозом характерно для:
    а) пауков;
    б) клещей;
    в) скорпионов;
    г) сенокосцев;
    д) сольпуг.

  5. Жизненную форму кустарничек имеет:
    а) смородина;
    б) черника;
    в) брусника;
    г) крыжовник;
    д) костяника.

  6. Два круга кровообращения имеют:
    а) хрящевые рыбы;
    б) лучеперые рыбы;
    в) двоякодышащие рыбы;
    г) земноводные;
    д) пресмыкающиеся.

  7. Для митоза клеток, как животных, так и растений, характерно:
    а) спирализация хромосом;
    б) разрушение ядерной оболочки;
    в) участие центриолей в образовании веретена деления;
    г) формирование веретена деления;
    д) деление цитоплазмы путем перетяжки.

  8. Из перечисленных клеток, в процессах фагоцитоза участвуют:
    а) нейтрофилы;
    б) моноциты;
    в) базофилы;
    г) гепатоциты;
    д) тромбоциты.

  9. К безусловным защитным рефлексам относятся:
    а) кашель;
    б) глазной нистагм;
    в) рвота;
    г) чихание;
    д) глотание.

  10. Для всех моховидных характерно:
    а) расчленение на органы;
    б) размножение спорами;
    в) разноспоровость;
    г) доминирование гаметофита над спорофитом;
    д) обитание во влажных местах.

  11. Для эпителиальных тканей характерно:
    а) наличие базальной мембраны;
    б) наличие кровеносных сосудов;
    в) полярная дифференцировка клеток;
    г) отсутствие кровеносных сосудов;
    д) большое количество межклеточного вещества.

  12. Из названных соединений обеспечивают повышение уровня сахара в крови:
    а) инсулин;
    б) глюкагон;
    в) интерферон;
    г) адреналин;
    д) прогестерон.

  13. Общими, для грибов и растений, являются следующие признаки:
    а) гетеротрофность;
    б) наличие хорошо выраженной клеточной стенки, включающей хитин;
    в) наличие хлоропластов;
    г) накапливание гликогена, как запасного вещества;
    д) способность к размножению спорами.

  14. В клетках эукариот ДНК находится в:
    а) ядре;
    б) нуклеосомах;
    в) митохондриях;
    г) пластидах;
    д) пероксисомах.

  15. Наиболее важными факторами, способствовавшими широкому распространению колорадского жука, являются:
    а) отсутствие вида-конкурента;
    б) отсутствие естественных врагов;
    в) умение перелетать на большие расстояния;
    г) форма тела и покровы;
    д) широкая пищевая база.

Задание III. Вам предлагаются задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет».

[5 баллов]


  1. Мхи – низшие растения.

  2. В световой фазе фотосинтеза кванты света воздействуют на молекулу хлорофилла.

  3. У жуков, живущих в воде, развито жаберное дыхание.

  4. У Двудольных растений, как правило, корневая система - стержневая.

  5. Тело водоросли состоит из мицелия.

  6. Испарение обеспечивает передвижение воды и защиту от перегрева.

  7. Из споры папоротника развивается гаметофит.

  8. У хрящевых рыб нет жаберных крышек.

  9. В клеточных стенках грибов и покровах членистоногих содержится хитин.

  10. Эритроциты образуются в красном костном мозге.


Задание IV-А. (2 балла) Установите соответствие.

Растения

1. Кукушкин лён

2. Туя западная

3. Хвощ полевой

4. Берёза бородавчатая

Тип размножения

А. Споровые

Б. Семенные



Растения

1

2

3

4

Тип размножения







Задание IV-В. (2 балла) Установите соответствие.


Представители класса

1. Люпин

2. Рапс

3. Камыш

4. Чеснок


Класс

А. Однодольные

Б. Двудольные


Представители класса

1

2

3

4

Класс








Задание IV- С. (2 балла) Установите соответствие.


Органы

1. Третье веко

2. Хвост

3. Копчик

4. Многососковость


Примеры

А. Атавизмы

Б. Рудименты


Органы

1

2

3

4

Примеры






Задание IV-Д. (2 балла) Установите соответствие.


Органы

1. Желудок

2. Бицепс

3. Кровеносные сосуды

4. Икроножная мышца


Мышечная ткань

А. Поперечнополосатая

Б. Гладкая


Органы

1

2

3

4

Мышечная ткань







Задание V- А. (3,5 балла) Разгадай кроссворд, и назови дерево с самой лёгкой древесиной.







1.










2.









3.










4.










5.












6.










По горизонтали:

1. Сообщество живых организмов, живущих на общей территории.

2. Тело водоросли.

3. Грибница.

4. Движущая сила эволюции.

5. Единица систематики.

6. Прокариоты.

Ключевое слово (1 по вертикали):

А) Больса; Б) Бальса; В) Бальза; Г) Больсе

Ответ:__________


Задание V- В. (3,5 балла) Разгадай кроссворд, и назови заболевание крови.





1.

7.







2.








3.









4.










5.










6.






По горизонтали:

1. Европеоидная, монголоидная, негроидная ....

2. Место соединения нейрона с другими клетками.

3. Одна из тканей животного организма.

4. Отряд, к которому относится человек.

5. Безъядерные клетки крови человека.

6. Разновидность соединительной ткани, образующая межпозвоночные диски, облегчающая работу суставов.


Ключевое слово (7 по вертикали): _________________


Матрица ответов
11 кл. [mах 100 баллов]

Задание I. (1 балл за каждый правильный ответ) [60 баллов]


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10











11-20











21-30











31-40











41-50











51-60











Задание II. (0,5 б. за каждый правильный ответ) [20 баллов]


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10












11-15








Задание III. (0,5 б. за каждый правильный ответ) [5 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10











Задание IV- A. (0,5 б. за каждый правильный ответ) [2 балла]

Растения

1

2

3

4

Тип размножения






Задание IV-B. (0,5 б. за каждый правильный ответ) [2 балла]

Представители класса

1

2

3

4

Класс





Задание IV- С. (0,5 б. за каждый правильный ответ) [2 балла]

Органы

1

2

3

4

Примеры






Задание IV- Д. (0,5 б. за каждый правильный ответ) [2 балла]

Органы

1

2

3

4

Мышечная ткань






Задание V- А. (3,5 балла). Разгадай кроссворд, и назови дерево с самой лёгкой древесиной.







1.










2.









3.










4.










5.












6.










Ключевое слово: _____________________

Задание V- В. (3,5 балла) Разгадай кроссворд, и назови заболевание крови.





1.

7.







2.








3.









4.










5.










6.






Ключевое слово: _______________________









ответы


11 кл. [mах 100 баллов]


Задание I. (1 балл за каждый правильный ответ) [60 баллов]


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

г

б

в

г

в

б

б

г

в

б

11-20

г

в

в

в

г

б

б

б

в

г

21-30

а

б

б

а

б

г

г

г

б

а

31-40

б

г

а

б

в

в

а

б

б

а

41-50

б

в

б

в

б

а

в

б

г

б

51-60

б

б

г

а

а

б

г

а

в

б

Задание II. (0,5 б. за каждый правильный ответ (букву) [20 баллов]


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

а б гд


а гд

а в

б

б в д

в г д

а б г

а б

а в г

абгд

11-15

а в г


б г

д

а в г

а бд


Задание III. (0,5 б. за каждый правильный ответ) [5 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

НЕТ

ДА

НЕТ

ДА

НЕТ

ДА

ДА

ДА

ДА

ДА

Задание IV- A. (0,5 б. за каждый правильный ответ) [2 балла]

Растения

1

2

3

4

Тип размножения

А

Б

А

Б




Задание IV-B. (0,5 б. за каждый правильный ответ) [2 балла]

Представители класса

1

2

3

4

Класс

Б

Б

А

А

Задание IV- С. (0,5 б. за каждый правильный ответ) [2 балла]

Органы

1

2

3

4

Примеры

Б

А

Б

А

Задание IV- Д. (0,5 б. за каждый правильный ответ) [2 балла]

Органы

1

2

3

4

Мышечная ткань

Б

А

Б

А


Задание V- А. (0,5 б. за каждый правильный ответ) [3,5 балла]

Ключевое слово: Б) БАЛЬСА







1. Б

И

О

Ц

Е

Н

О

З



2.Т

А

Л

Л

О

М




3.М

И

Ц

Е

Л

И

Й





4.Б

О

Р

Ь

Б

А






5.С

Е

М

Е

Й

С

Т

В

О




6.Б

А

К

Т

Е

Р

И

И



Задание V- В. (0,5 б. за каждый правильный ответ) [3,5 балла]

Ключевое слово: АНЕМИЯ





1.Р

7. А

С

А





2.С

И

Н

А

П

С



3.М

Ы

Ш

Е

Ч

Н

А

Я


4

Р

И

М

А

Т

Ы




5.Э

Р

И

Т

Р

О

Ц

И

Т

Ы

6.Х

Р

Я

Щ



1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!