ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЖЕВНИКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОБИЗНЕСА»
СОГЛАСОВАНО: Работодатель _________ «____» ________ 20__г. | УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора по УМР ________Шараева Н.В. «____» ________20__г. |
| |
программа учебной дисциплины
ОПД.04 Электротехника и электроника
по специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства».
Кожевниково 2017 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по программе подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) по специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства».
Организация-разработчик: ОГБПОУ «КТАБ»
Разработчики:
Головенко В.А., преподаватель техникума
Рассмотрено на заседании Предметно-цикловой комиссии «Технического профиля»
Протокол № _______ 20 год.
Председатель ПЦК _______ Хаткевич А.А.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- условия реализации учебной дисциплины
| 11 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 13 |
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Электротехника и электроника
1.1. Область применения рабочей программы:
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы разработанной в соответствии с ФГОС по ППССЗ 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
профессиональный цикл, общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать основные законы и принципы теоретической электротехники и электронной техники в профессиональной деятельности;
- читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
- рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;
- пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;
- подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;
- собирать электрические схемы.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- способы получения, передачи и использования электрической энергии;
- электрическую терминологию;
- основные законы электротехники;
- характеристики и параметры электрических и магнитных полей;
- свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;
- основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;
- методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;
- принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;
- принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов, составления электрических и электронных цепей;
- правила эксплуатации электрооборудования.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 177 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 118 часов;
самостоятельной работы обучающегося 59 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 177 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 118 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 30 |
практические занятия | 8 |
контрольные работы | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 59 |
в том числе: | |
работа с конспектом лекции, учебным изданием и специальной технической литературой; решение задач; подготовка рефератов. | 59 |
Итоговая аттестация в форме экзамена | |
-2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Электротехника и электроника Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
Раздел 1. Электротехника | 108 | |
Тема 1.1. Электрическое поле и его характеристики | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Электрическое поле и его характеристики. Конденсаторы. Соединение конденсаторов. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Работа с конспектом лекции, учебным изданием и специальной технической литературой. |
Тема 1.2. Электрические цепи постоянного тока | Содержание учебного материала. | 12 |
1 | Электрическая цепь и ее основные элементы. | 2 |
2 | Физические основы работы источника ЭДС. Электрический ток. |
3 | Законы Ома для участка цепи и для полной цепи. Свойства цепи при последовательном, параллельном и смешанном соединении резисторов. |
4 | Работа и мощность электрического тока. Режимы работы цепи. КПД. Закон Джоуля-Ленца. |
5 | Законы Кирхгоффа. Расчет сложных цепей электрического тока. |
6 | Электрические цепи постоянного тока в аппаратах и приборах оборудования автомобиля. |
Лабораторные работы 1-3 | 6 | |
Исследование принципа работы мультиметра. Измерение параметров цепи постоянного тока |
Проверка параметров цепи постоянного тока при смешанном соединении резисторов. |
Исследование нелинейных цепей постоянного тока. |
Практические занятия 4 | 2 |
Расчет простых и сложных цепей постоянного тока. |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 |
Работа с конспектом лекции, учебным изданием и специальной технической литературой, решение задач. |
Тема 1.3. Электромагнетизм | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Свойства и характеристики магнитного поля. Магнитные свойства материалов. Магнитные цепи. | 2 |
2 | Электромагнитная индукция. Применение ЭДС индукции в системе зажигания автомобиля. |
3 | Взаимные преобразования механической и электрической энергии. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Работа с конспектом лекции, решение задач, выполнение рефератов. |
Тема 1.4. Электрические цепи переменного тока | Содержание учебного материала | 8-2 |
1 | Получение переменного тока и его основные параметры. | 2 |
2 | Активное, индуктивное и емкостное сопротивление в цепи переменного тока. |
3 | Активная, реактивная и полная мощность в цепи переменного тока. Коэффициент мощности и его значения. |
| 4 | Разветвленная и неразветвленная цепь переменного токаю Резонансные режимы работы цепи. | | |
Лабораторные работы 5,6 | 4 | |
Исследование режимов работы цепи однофазного тока с последовательным соединением элементов. |
Определение параметров элементов цепи переменного тока. |
Практические занятия 7 | 2 |
Расчет трехфазной цепи переменного тока. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Работа с конспектом лекции, учебным изданием и специальной технической литературой, решение задач. |
Тема 1.5. Трехфазные цепи | Содержание учебного материала | 8 |
1 | Получение трехфазной системы токов. Соединение обмоток трехфазного генератора и потребителей «звездой» и «треугольником». Мощность в цепи трехфазного тока. | 2 |
2 | Трехфазные цепи в аппаратах и оборудовании автомобильного транспорта. |
Лабораторные работы 8 | 2 | |
Проверка параметров трехфазных цепей соединенных «треугольником» и «звездой». |
Практические занятия 9 | 2 |
Расчет трехфазных цепей переменного тока. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Работа с конспектом лекции, учебным изданием и специальной технической литературой, решение задач. |
Тема 1.6. Трансформаторы | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Принцип действия и устройство трансформатора. Формула трансформаторной ЭДС. | 2 |
2 | Трехфазный трансформатор. Трансформаторы специального назначения. |
Лабораторные работы 10 | 2 | |
Исследование работы однофазного трансформатора. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Работа с конспектом лекции, учебным изданием и специальной технической литературой, решение задач. |
Тема 1.7. Электрические измерения | Содержания учебного материала | 4 |
1 | Общие сведения об измерительных приборах, классификация. | 2 |
2 | Измерение тока, напряжения и мощности в цепях постоянного и переменного тока. Измерение энергии. |
Лабораторные работы 11 | 2 | |
Исследование методики расширения пределов измерения амперметра и вольтметра. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Работа с конспектом лекции, учебным изданием и специальной технической литературой, решение задач. |
Тема 1.8. Электрические машины постоянного тока | Содержания учебного материала | 4 |
1 | Устройство и принцип действия машины переменного тока. Генератор и двигатель переменного тока. | 2 |
Лабораторные работы 12 | 2 | |
Исследования работы генератора постоянного тока. |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
Проработка конспектов занятия, учебных изданий и специальной технической литературы, решение задач |
Тема 1.9. Электрические машины переменного тока | Содержания учебного материала | 2 |
1 | Принцип действия и устройства трехфазного асинхронного двигателя. Скольжение. | 2 |
Лабораторные работы 13 | 2 | |
Исследование работы трехфазного асинхронного двигателя. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Работа с конспектом лекции, учебным изданием и специальной технической литературой, решение задач. |
Тема 1. 10. Основы электропривода | Содержания учебного материала | 2 |
1 | Понятие об электроприводе. Нагревание и охлаждение электродвигателя, их режимы работы. Выбор мощности. | 2 |
2 | Релейно-контактное управление электродвигателем. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Работа с конспектом лекции, учебным изданием и специальной технической литературой. |
Тема 1.11. Передача и распределение электрической энергии | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Назначение, классификация и устройство электрических сетей. | 2 |
Контрольная работа по разделу « Электротехника» | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 |
Работа с конспектом лекции, решение задач, выполнение рефератов. |
Раздел 2. Электроника | 69 |
Тема 2.1. Физические основы работы полупроводниковых приборов | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Физизические основы работы полупроводниковых приборов. Электронно-дырочный переход. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Работа с конспектом лекции, учебным изданием и специальной технической литературой. |
Тема 2.2. Полупроводниковые приборы | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Полупроводниковый диод, характеристики, схемы включения. | 2 |
2 | Биполярный транзистор, полевой транзистор, тиристоры: характеристики, схемы включения. |
Лабораторные работы 14-16 | 6 | |
Определение параметров и характеристик полупроводникового диода. |
Исследование включения оптотранзистора в электрическую цепь. | | |
Исследование включения тиристоров в электрическую цепь. |
Самостоятельная работа обучающихся | 5 |
Работа с конспектом лекции, учебным изданием и специальной технической литературой, решение задач. |
Тема 2.3. Электронные выпрямители | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Электронные выпрямители, общие сведения. | 2 |
2 | Одно- , двухполупериодные выпрямители, мостовая схема выпрямления, трехфазный выпрямитель. |
3 | Фильтры в электронных выпрямителях. |
Практические занятия 17 | 2 |
Выбор полупроводниковых диодов к схемам электронных выпрямителей. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Работа с конспектом лекции, учебным изданием и специальной технической литературой, решение задач. |
Тема 2.4. Электронные усилители | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Электронные усилители, общие сведения. | 2 |
2 | Входной и выходной каскады в УНЧ. |
3 | Обратная связь в усилителях. |
Лабораторные работы 18 | 2 | |
Исследование работы усилительного каскада на биполярном транзисторе. |
Самостоятельная работа обучающихся | 6 |
Работа с конспектом лекции, учебным изданием и специальной технической литературой. |
Тема 2.4. Электронные генераторы | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Автогенераторы, условия самовозбуждения. Мультивибраторы. | 2 |
Лабораторные работы 19 | 2 | |
Исследование работы мультивибратора. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Работа с конспектом лекции, учебным изданием и специальной технической литературой, подготовка рефератов. |
Тема 2.5. Интегральные микросхемы | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Назначение, конструкция, применение интегральных микросхем. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Работа с конспектом лекции, учебным изданием, подготовка рефератов. |
Тема 2.6. Приборы и устройства идикации | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Общая характеристика и классификация индикаторных приборов. Устройства индикации в автомобиле. | 2 |
2 | Устройство и принцип действия осциллографа. |
Самостоятельная работа обучающихся | 8 |
Работа с конспектом лекции, учебным изданием и специальной технической литературой, подготовка рефератов. |
Тема 2.7. Микропроцессоры и микро ЭВМ | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Назначение и функции микропроцессора. Архитектура микропроцессора. | 2 |
Контрольная работа по разделу «Электроника» | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Работа с конспектом лекции, учебным изданием и специальной технической литературой, подготовка рефератов. |
Всего: | 177 | |
10 самостоятельных
19 лпр
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- плакаты;
- демонстрационное оборудование;
Технические средства обучения:
- компьютер;
- проекционное устройство.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: лабораторные стенды, включающие в себя блоки по темам «Электрические цепи», «Электромеханика», «Электроника»;
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Электротехника и электроника. Учебник/Гальперин М.В./М.. ИД «фОРУМ» - ИНФРА-М, 2012
Теоретические основы электротехники. Учебник/ Лоторейчук Е.А. / М., ИД ФОРУМ - ИНФРА- М, 2012
Электротехника с основами электроники. Учебное пособие/Славинский А.К. и др./М., ИД ФОРУМ - ИНФРА- М, 2011
Задачник по электротехнике и электронике. Учебное пособие/Полещук В.И./М., академия, 2010
Контрольные материалы по электротехнике и электронике. Учебное пособие/Лапынин Ю.Г. и др./М., Академия, 2011
Контрольные материалы по электротехнике. Учебное пособие/Ярочкина Г.В./М., Академия, 2011
Электротехника. Учебник/Прошин В.М./М., академия, 2010
Электротехника и электроника. Учебник/ Петленко Б.И./ М., Академия, 2011
Сборник практических задач по электротехнике. Учебное пособие/Фуфаева Л.И./М., академия, 2011
Электротехнике. Учебник /Фуфаева Л.И./М., академия, 2011
Электротехника: Лабораторный практикум. Учебное пособие/Лобзин С.С./М., Академия, 2011
Электротехника и электроника. Наглядные пособия, таблицы, схемы. Издательство: ЮУрГУ, 2011г.
Дополнительные источники:
1. Гальперин М.В. Электротехника и электроника. М.: Форум. 2009г.
2. Немцов М.В. Электротехника. М.: Феникс.2008г.
3. Морозова Н.Ю. Электротехника и электроника. М.: Академия. 2007г. .
4. Туревский И.С., Соков В.Б., Калинин Ю.Н. Электрооборудование автомобилей. Учебное пособие. М.: ФОРУМ- ИНФРА-М, 2008г.
5. Данилов И. А., Иванов П.М. Дидактический материал по общей электротехнике с основами электроники. М.: Высшая школа. 2006г.
6. Шишмарев В.Ю., Электродио-измерения. М.: Академия, 2009г.
7. Обозначения буквенно-цифровые в электрических схемах. – ГОСТ 2.710-81, действующий документ.
8. Правила выполнения электрических схем. – ГОСТ 2.702-75, действующий документ.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка качества освоения дисциплины включает в себя текущий контроль знаний, промежуточную (контрольные работы по разделам) и итоговую аттестацию в форме дифференцированного зачета.
Текущий контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля преподавателем создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
- использовать основные законы и принципы теоретической электротехники и электронной техники в профессиональной деятельности; | - практические занятия; - лабораторные работы; -внеаудиторная самостоятельная работа. |
- читать принципиальные, электрические и монтажные схемы; | - практические занятия; - лабораторные работы; -внеаудиторная самостоятельная работа. |
- рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей; | - практические занятия; - лабораторные работы; -внеаудиторная самостоятельная работа. |
- пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями; | - практические занятия; - лабораторные работы; -внеаудиторная самостоятельная работа. |
- подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками; | - практические занятия; - лабораторные работы; -внеаудиторная самостоятельная работа. |
- собирать электрические схемы. | - практические занятия; - лабораторные работы; -внеаудиторная самостоятельная работа. |
Знания: | |
- способы получения, передачи и использования электрической энергии; | -устный опрос; самостоятельная работа; тестирование; |
- электрическую терминологию; | устный опрос; самостоятельная работа; тестирование |
- основные законы электротехники; | устный опрос; самостоятельная работа; тестирование |
- характеристики и параметры электрических и магнитных полей; | устный опрос; самостоятельная работа; тестирование |
- свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов; | устный опрос; самостоятельная работа; тестирование |
- основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств; | устный опрос; самостоятельная работа; тестирование |
- методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей; | устный опрос; самостоятельная работа; тестирование |
- принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов; | устный опрос; самостоятельная работа; тестирование |
- принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов, составления электрических и электронных цепей; | устный опрос; самостоятельная работа; тестирование |
- правила эксплуатации электрооборудования | устный опрос; самостоятельная работа; тестирование |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90-100 | 5 | отлично |
80-89 | 4 | хорошо |
70-79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.
4