СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОПД.04. Электротехника и электронная техника

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по программе подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) по специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства».

Просмотр содержимого документа
«ОПД.04. Электротехника и электронная техника»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЖЕВНИКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОБИЗНЕСА»





СОГЛАСОВАНО:

Работодатель

_________

«____» ________ 20­­­­__г.

УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УМР

________Шараева Н.В.

«____» ________20__г.











программа учебной дисциплины


ОПД.04 Электротехника и электроника


по специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства».















Кожевниково 2017 г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по программе подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) по специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства».



Организация-разработчик: ОГБПОУ «КТАБ»



Разработчики:

Головенко В.А., преподаватель техникума



Рассмотрено на заседании Предметно-цикловой комиссии «Технического профиля»

Протокол № _______ 20 год.

Председатель ПЦК _______ Хаткевич А.А.























СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13



  1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Электротехника и электроника


1.1. Область применения рабочей программы:

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы разработанной в соответствии с ФГОС по ППССЗ 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

профессиональный цикл, общепрофессиональная дисциплина.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать основные законы и принципы теоретической электротехники и электронной техники в профессиональной деятельности;

- читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

- рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;

- пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;

- подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;

- собирать электрические схемы.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- способы получения, передачи и использования электрической энергии;

- электрическую терминологию;

- основные законы электротехники;

- характеристики и параметры электрических и магнитных полей;

- свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;

- основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;

- методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;

- принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;

- принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов, составления электрических и электронных цепей;

- правила эксплуатации электрооборудования.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 177 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 118 часов;

самостоятельной работы обучающегося 59 часов

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

177

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

118

в том числе:


лабораторные работы

30

практические занятия

8

контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

59

в том числе:


работа с конспектом лекции, учебным изданием и специальной технической литературой; решение задач; подготовка рефератов.

59


Итоговая аттестация в форме экзамена






-2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Электротехника и электроника

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

Раздел 1.

Электротехника

108


Тема 1.1.

Электрическое поле и его характеристики

Содержание учебного материала

2

1

Электрическое поле и его характеристики. Конденсаторы. Соединение конденсаторов.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2


Работа с конспектом лекции, учебным изданием и специальной технической литературой.

Тема 1.2.

Электрические цепи постоянного тока

Содержание учебного материала.

12

1

Электрическая цепь и ее основные элементы.




2

2

Физические основы работы источника ЭДС. Электрический ток.

3

Законы Ома для участка цепи и для полной цепи. Свойства цепи при последовательном, параллельном и смешанном соединении резисторов.

4

Работа и мощность электрического тока. Режимы работы цепи. КПД. Закон Джоуля-Ленца.

5

Законы Кирхгоффа. Расчет сложных цепей электрического тока.

6

Электрические цепи постоянного тока в аппаратах и приборах оборудования автомобиля.

Лабораторные работы 1-3

6


Исследование принципа работы мультиметра. Измерение параметров цепи постоянного тока

Проверка параметров цепи постоянного тока при смешанном соединении резисторов.

Исследование нелинейных цепей постоянного тока.

Практические занятия 4

2

Расчет простых и сложных цепей постоянного тока.

Самостоятельная работа обучающихся

4

Работа с конспектом лекции, учебным изданием и специальной технической литературой, решение задач.

Тема 1.3.

Электромагнетизм


Содержание учебного материала

6

1

Свойства и характеристики магнитного поля. Магнитные свойства материалов. Магнитные цепи.


2

2

Электромагнитная индукция. Применение ЭДС индукции в системе зажигания автомобиля.

3

Взаимные преобразования механической и электрической энергии.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Работа с конспектом лекции, решение задач, выполнение рефератов.

Тема 1.4.

Электрические цепи переменного тока

Содержание учебного материала

8-2

1

Получение переменного тока и его основные параметры.



2

2

Активное, индуктивное и емкостное сопротивление в цепи переменного тока.

3

Активная, реактивная и полная мощность в цепи переменного тока. Коэффициент мощности и его значения.


4

Разветвленная и неразветвленная цепь переменного токаю Резонансные режимы работы цепи.



Лабораторные работы 5,6

4


Исследование режимов работы цепи однофазного тока с последовательным соединением элементов.

Определение параметров элементов цепи переменного тока.

Практические занятия 7

2

Расчет трехфазной цепи переменного тока.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Работа с конспектом лекции, учебным изданием и специальной технической литературой, решение задач.

Тема 1.5.

Трехфазные цепи

Содержание учебного материала

8

1

Получение трехфазной системы токов. Соединение обмоток трехфазного генератора и потребителей «звездой» и «треугольником». Мощность в цепи трехфазного тока.


2

2

Трехфазные цепи в аппаратах и оборудовании автомобильного транспорта.

Лабораторные работы 8

2


Проверка параметров трехфазных цепей соединенных «треугольником» и «звездой».

Практические занятия 9

2

Расчет трехфазных цепей переменного тока.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Работа с конспектом лекции, учебным изданием и специальной технической литературой, решение задач.

Тема 1.6.

Трансформаторы

Содержание учебного материала

4

1

Принцип действия и устройство трансформатора. Формула трансформаторной ЭДС.

2

2

Трехфазный трансформатор. Трансформаторы специального назначения.

Лабораторные работы 10

2


Исследование работы однофазного трансформатора.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Работа с конспектом лекции, учебным изданием и специальной технической литературой, решение задач.

Тема 1.7.

Электрические измерения

Содержания учебного материала

4

1

Общие сведения об измерительных приборах, классификация.

2

2

Измерение тока, напряжения и мощности в цепях постоянного и переменного тока. Измерение энергии.

Лабораторные работы 11

2


Исследование методики расширения пределов измерения амперметра и вольтметра.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Работа с конспектом лекции, учебным изданием и специальной технической литературой, решение задач.

Тема 1.8.

Электрические машины постоянного тока

Содержания учебного материала

4

1

Устройство и принцип действия машины переменного тока. Генератор и двигатель переменного тока.

2

Лабораторные работы 12

2


Исследования работы генератора постоянного тока.

Самостоятельная работа обучающихся:

2

Проработка конспектов занятия, учебных изданий и специальной технической литературы, решение задач

Тема 1.9.

Электрические машины переменного тока

Содержания учебного материала

2

1

Принцип действия и устройства трехфазного асинхронного двигателя. Скольжение.

2

Лабораторные работы 13

2


Исследование работы трехфазного асинхронного двигателя.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Работа с конспектом лекции, учебным изданием и специальной технической литературой, решение задач.

Тема 1. 10.

Основы электропривода

Содержания учебного материала

2

1

Понятие об электроприводе. Нагревание и охлаждение электродвигателя, их режимы работы. Выбор мощности.


2

2

Релейно-контактное управление электродвигателем.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Работа с конспектом лекции, учебным изданием и специальной технической литературой.

Тема 1.11.

Передача и распределение электрической энергии

Содержание учебного материала

2

1

Назначение, классификация и устройство электрических сетей.

2

Контрольная работа по разделу « Электротехника»

2


Самостоятельная работа обучающихся

4

Работа с конспектом лекции, решение задач, выполнение рефератов.

Раздел 2.

Электроника

69

Тема 2.1.

Физические основы работы полупроводниковых приборов

Содержание учебного материала

2

1

Физизические основы работы полупроводниковых приборов. Электронно-дырочный переход.

2

Самостоятельная работа обучающихся

4


Работа с конспектом лекции, учебным изданием и специальной технической литературой.

Тема 2.2.

Полупроводниковые приборы

Содержание учебного материала

4

1

Полупроводниковый диод, характеристики, схемы включения.

2

2

Биполярный транзистор, полевой транзистор, тиристоры: характеристики, схемы включения.

Лабораторные работы 14-16

6


Определение параметров и характеристик полупроводникового диода.

Исследование включения оптотранзистора в электрическую цепь.



Исследование включения тиристоров в электрическую цепь.

Самостоятельная работа обучающихся

5

Работа с конспектом лекции, учебным изданием и специальной технической литературой, решение задач.

Тема 2.3.

Электронные выпрямители

Содержание учебного материала

4

1

Электронные выпрямители, общие сведения.


2

2

Одно- , двухполупериодные выпрямители, мостовая схема выпрямления, трехфазный выпрямитель.

3

Фильтры в электронных выпрямителях.

Практические занятия 17

2

Выбор полупроводниковых диодов к схемам электронных выпрямителей.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Работа с конспектом лекции, учебным изданием и специальной технической литературой, решение задач.

Тема 2.4.

Электронные усилители

Содержание учебного материала

4

1

Электронные усилители, общие сведения.


2

2

Входной и выходной каскады в УНЧ.

3

Обратная связь в усилителях.

Лабораторные работы 18

2


Исследование работы усилительного каскада на биполярном транзисторе.

Самостоятельная работа обучающихся

6

Работа с конспектом лекции, учебным изданием и специальной технической литературой.

Тема 2.4.

Электронные генераторы

Содержание учебного материала

2

1

Автогенераторы, условия самовозбуждения. Мультивибраторы.

2

Лабораторные работы 19

2


Исследование работы мультивибратора.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Работа с конспектом лекции, учебным изданием и специальной технической литературой, подготовка рефератов.

Тема 2.5.

Интегральные микросхемы

Содержание учебного материала

2

1

Назначение, конструкция, применение интегральных микросхем.

2

Самостоятельная работа обучающихся

4


Работа с конспектом лекции, учебным изданием, подготовка рефератов.

Тема 2.6.

Приборы и устройства идикации

Содержание учебного материала

2


1

Общая характеристика и классификация индикаторных приборов. Устройства индикации в автомобиле.

2

2

Устройство и принцип действия осциллографа.

Самостоятельная работа обучающихся

8

Работа с конспектом лекции, учебным изданием и специальной технической литературой, подготовка рефератов.

Тема 2.7.

Микропроцессоры и микро ЭВМ

Содержание учебного материала

2

1

Назначение и функции микропроцессора. Архитектура микропроцессора.

2

Контрольная работа по разделу «Электроника»

2


Самостоятельная работа обучающихся

2

Работа с конспектом лекции, учебным изданием и специальной технической литературой, подготовка рефератов.

Всего:

177




10 самостоятельных


19 лпр


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории.


Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методической документации;

- плакаты;

- демонстрационное оборудование;


Технические средства обучения:

- компьютер;

- проекционное устройство.


Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: лабораторные стенды, включающие в себя блоки по темам «Электрические цепи», «Электромеханика», «Электроника»;


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.


Основные источники:

  1. Электротехника и электроника. Учебник/Гальперин М.В./М.. ИД «фОРУМ» - ИНФРА-М, 2012

  2. Теоретические основы электротехники. Учебник/ Лоторейчук Е.А. / М., ИД ФОРУМ - ИНФРА- М, 2012

  3. Электротехника с основами электроники. Учебное пособие/Славинский А.К. и др./М., ИД ФОРУМ - ИНФРА- М, 2011

  4. Задачник по электротехнике и электронике. Учебное пособие/Полещук В.И./М., академия, 2010

  5. Контрольные материалы по электротехнике и электронике. Учебное пособие/Лапынин Ю.Г. и др./М., Академия, 2011

  6. Контрольные материалы по электротехнике. Учебное пособие/Ярочкина Г.В./М., Академия, 2011

  7. Электротехника. Учебник/Прошин В.М./М., академия, 2010

  8. Электротехника и электроника. Учебник/ Петленко Б.И./ М., Академия, 2011

  9. Сборник практических задач по электротехнике. Учебное пособие/Фуфаева Л.И./М., академия, 2011

  10. Электротехнике. Учебник /Фуфаева Л.И./М., академия, 2011

  11. Электротехника: Лабораторный практикум. Учебное пособие/Лобзин С.С./М., Академия, 2011

  12. Электротехника и электроника. Наглядные пособия, таблицы, схемы. Издательство: ЮУрГУ, 2011г.


Дополнительные источники:

1. Гальперин М.В. Электротехника и электроника. М.: Форум. 2009г.

2. Немцов М.В. Электротехника. М.: Феникс.2008г.

3. Морозова Н.Ю. Электротехника и электроника. М.: Академия. 2007г. .

4. Туревский И.С., Соков В.Б., Калинин Ю.Н. Электрооборудование автомобилей. Учебное пособие. М.: ФОРУМ- ИНФРА-М, 2008г.

5. Данилов И. А., Иванов П.М. Дидактический материал по общей электротехнике с основами электроники. М.: Высшая школа. 2006г.

6. Шишмарев В.Ю., Электродио-измерения. М.: Академия, 2009г.

7. Обозначения буквенно-цифровые в электрических схемах. – ГОСТ 2.710-81, действующий документ.

8. Правила выполнения электрических схем. – ГОСТ 2.702-75, действующий документ.





  




























4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка качества освоения дисциплины включает в себя текущий контроль знаний, промежуточную (контрольные работы по разделам) и итоговую аттестацию в форме дифференцированного зачета.

Текущий контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля преподавателем создаются фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


- использовать основные законы и принципы теоретической электротехники и электронной техники в профессиональной деятельности;

- практические занятия;

- лабораторные работы;

-внеаудиторная самостоятельная работа.


- читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

- практические занятия;

- лабораторные работы;

-внеаудиторная самостоятельная работа.

- рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;

- практические занятия;

- лабораторные работы;

-внеаудиторная самостоятельная работа.

- пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;


- практические занятия;

- лабораторные работы;

-внеаудиторная самостоятельная работа.

- подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;

- практические занятия;

- лабораторные работы;

-внеаудиторная самостоятельная работа.


- собирать электрические схемы.

- практические занятия;

- лабораторные работы;

-внеаудиторная самостоятельная работа.

Знания:


- способы получения, передачи и использования электрической энергии;

-устный опрос; самостоятельная работа; тестирование;

- электрическую терминологию;

устный опрос; самостоятельная работа; тестирование

- основные законы электротехники;

устный опрос; самостоятельная работа; тестирование

- характеристики и параметры электрических и магнитных полей;

устный опрос; самостоятельная работа; тестирование

- свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;

устный опрос; самостоятельная работа; тестирование

- основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;

устный опрос; самостоятельная работа; тестирование

- методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;

устный опрос; самостоятельная работа; тестирование

- принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;

устный опрос; самостоятельная работа; тестирование

- принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов, составления электрических и электронных цепей;

устный опрос; самостоятельная работа; тестирование

- правила эксплуатации электрооборудования

устный опрос; самостоятельная работа; тестирование


Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).


Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90-100

5

отлично

80-89

4

хорошо

70-79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно


На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.




4