Описание опыта педагогической деятельности «Реализация межпредметных связей на уроках биологии»

Категория: Биология

Здесь представлены материалы по обобщению опыта работы преподавателя биологии.  Более полное осуществление принципа межпредметных связей в школьном преподавании является в настоящее время одним из основных резервов дальнейшего совершенствования образовательного процесса.  

Просмотр содержимого документа
«Описание опыта педагогической деятельности «Реализация межпредметных связей на уроках биологии»»


УО «Березовский государственный профессиональный

лицей строителей»








ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ

БИОЛОГИИ»







Ильченко Ирина Ивановна,

преподаватель биологии

8 (029) 796 – 76 - 56



Аннотация


Десятки самостоятельных учебных курсов, более сотни учебников, тысячи уроков – всё направлено на то, чтобы дать определённую сумму знаний каждому ребёнку, развить его мышление. Всё многообразие различных источников информации призвано служить развитию индивидуального сознания учащегося. В самом этом факте уже заложено объективное основание для решения межпредметных связей. Мышление как деятельность мозга, говоря словами И.П.Павлова, - это сложная динамическая система нервных процессов, сущность которой – единство анализа и синтеза, связывания и расчленения целого. И этой системе в принципе должна соответствовать система знаний не только внутри учебных предметов, но и в их совокупности, в том полном наборе учебных предметов, который представлен учебными планами любого учреждения образования.
Трудно ли преподавателю осуществлять межпредметные связи в курсе биологии? Безусловно, так как требует специальной подготовки и эрудиции, но и интересно! А самой эффективной помощью ему в этом направлении является опыт коллег, плодотворно работающих в этой области.
При этом реализация межпредметных связей не частный обособленный раздел в работе педагога, а неотъемлемый составной элемент его деятельности, проходящий через всю систему работы – от планирования уроков до проведения занятий в предметном кружке. Огромное значение приобретает при этом широкая образованность педагога, его разносторонняя информированность не только в пределах своего предмета, но и во всём содержании общего среднего образования.
Итак, последовательное, более полное осуществление принципа межпредметных связей в школьном преподавании является в настоящее время одним из основных резервов дальнейшего совершенствования образовательного процесса.















СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………… 3


I. Межпредметные связи в обучении биологии…………………… 4


2. Межпредметные связи в курсе биологии 10-11классов………… 8


3. Осуществление межпредметных связей в процессе обучения…12

4. Теоретические основы опыта……………………………………..17


Заключение…………………………………………………………20 
Используемые источники………………………………………… 22

Приложение………………………………………………………...23
 



























ВВЕДЕНИЕ. 
За последние годы достигнуты грандиозные успехи в биологии, существенно приблизившие нас к пониманию сущности явлений жизни. Это результат не только развития самих биологических наук, но и глубокого проникновения в биологию других областей естествознания: в первую очередь, химии, физики и математики, что привело к возникновению и развитию пограничных областей знания - биохимии, молекулярной биологии, биофизики, кибернетики, бионики, космической биологии и др. Убедительно подтверждается необходимость более всестороннего изучения закономерностей процессов жизни. Залогом дальнейших успехов в познании сущности и происхождения жизни является все более широкое привлечение внимания ученых различных специальностей к решению этих проблем.

В связи с приближением содержания учебного курса биологии к современному уровню биологической науки в дидактике биологии также усиливается внимание к установлению последовательных связей между преподаванием биологии, химии, физики, астрономии и физической географии. Такие межпредметные связи целесообразны на всех этапах обучения биологии. 
На третьем этапе (в старших классах) - при изучении общей биологии необходимо широко реализовать знания учащихся по химии, физике и географии. 
























1. ПОНЯТИЕ О МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЯХ
а) ФУНКЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ. 

Межпредметные связи выполняют в обучении биологии ряд функций.


Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.

 
Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью преподаватель биологии формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития биологических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естест- 
веннонаучными понятиями. 


Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся. 


Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания учащихся в обучении биологии. Преподаватель биологии, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию. 


Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью преподаватель биологии совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредмет-ных связей требует совместного планирования преподавателями предметов естественнонаучного цикла комплексных форм учебной и внеклассной ра-боты, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов. 







б). ВИДЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В СОДЕРЖАНИИ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ. 


Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе обучения тогда, когда преподаватель биологии осуществляет все многообразие их видов. Различают связи внутрицикловые (связи биологии с физикой, химией) и межцикловые (связи биологии с историей, трудовым обучением). Виды межпредметных связей делятся на группы, исходя из основных компонентов процесса обучения (содержания, методов, форм организации): содержательно-информационные и организационно-методические. 
Содержательно- информационные межпредметные связи делятся по составу научных знаний, отраженных в программах биологических курсов, на фактические, понятийные, теоретические, философские
Межпредметные связи на уровне фактов (фактические) - это установление сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в курсах физики, химии, биологии, и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и объектах природы. Так, в обучении биологии и химии преподаватели могут использовать данные о химическом составе человеческого тела. 
Понятийные межпредметные связи - это расширение и углубление признаков предметных понятий и формирование понятий, общих для родственных предметов (общепредметных). К общепредметным понятиям в курсах естественнонаучного цикла относятся понятия теории строения веществ - тело, вещество, состав, молекула, строение, свойство, а также общие понятия - явление, процесс, энергия и др. Эти понятия широко используются при изучении процессов ассимиляции и диссимиляции. При этом они углубляются, конкретизируются на биологическом материале и приобретают обобщенный, общенаучный характер. 
Ряд общебиологических понятий отражает такие сложные процессы живой природы, которые невозможно раскрыть даже на первом этапе их введения без привлечения физико-химических понятий. Так понятие фотосинтеза сложилось в науке в результате изучения этого процесса физиологией растений и пограничными науками – биофизикой и биохимией. 
Теоретические межпредметные связи - это развитие основных положений общенаучных теорий и законов, изучаемых на уроках по родственным предметам, с целью усвоения учащимися целостной теории. Типичным примером служит теория строения вещества, которая представляет собой фундаментальную связь физики и химии, а ее следствия используются для объяснения биологических функций неорганических и органических веществ, их роли в жизни живых организмов. 

в) ПЛАНИРОВАНИЕ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ. 

Использование межпредметных связей - одна из наиболее сложных методи-ческих задач преподавателя биологии. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество преподавателя биологии с преподавателями химии, физики, географии; посещения откры-тых уроков, совместного планирования уроков и т.д. 
Преподаватель биологии с учетом общелицейского плана учебно-методической работы разрабатывает индивидуальный план реализации межпредметных связей в биологических курсах.

Методика творческой работы преподавателя включает ряд этапов: 
1) изучение раздела "Межпредметные связи" по каждому биологическому курсу и опорных тем из программ и учебников других предметов, чтение дополнительной научной, научно-популярной и методической литературы; 
2) поурочное планирование межпредметных связей с использованием тематических планов; 
3) разработка средств и методических приемов реализации межпредметных связей на конкретных уроках; 
4) разработка методики подготовки и проведения комплексных форм организации обучения; 
5) разработка приемов контроля и оценки результатов осуществления межпредметных связей в обучении. 
г). ОРГАНИЗАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Методические и организационные приёмы осуществления разных видов содержательно-информационных связей могут быть названы организационно-методическими межпредметными связями. Виды таких связей различаются по ряду критериев:

- по способу усвоения связей между фактами, понятиями, теориями и другими видами знаний из разных предметов – репродуктивные, поисковые, творческие;

- по широте и объёму связываемого материала – внутрицикловые и межцикловые;

- по хронологии изучения связываемого материала – преемственные (предшествующие), сопутствующие, перспективные (последующие)

- по способу установления в работе преподавателей – односторонние (биология→ химия), двухсторонние (биология↔ химия), многосторонние (прямые и обратные связи с рядом предметов);

- по постоянству реализации – эпизодические, систематические.






























2. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В 10- 11 КЛАССАХ

Раздел,

тема биологии

Содержание раздела

и темы биологии

Межпредметные связи с другими предметами

Химические компоненты

живых организмов

Неорганические вещества: вода

( гидрофильность и гидрофобность), минеральные соли и кислоты






Органические вещества:

Белки











Углеводы












Липиды











Нуклеиновые кислоты

Предшествующие МПС

Химия 7 класс. Тема: Вода;

8 класс. Тема: Растворы

Перспективные МПС

Химия 10 класс. Тема: Химия растворов.



Предшествующие МПС

Химия 9 класс. Темы: Азотсодержащие органические соединения

( Аминокислоты), Высокомолекулярные соединения ( Белки)

Перспективные МПС

Химия 10 класс. Тема: Химическая связь и строение вещества ( природа и типы химической связи); 11 класс. Тема: Азотсодержащие органические соединения (Аминокислоты. Белки)

Предшествующие МПС

Химия 9 класс Темы: Кислородсодержащие органические соединения (Углеводы) Высокомолекулярные соединения

( Полисахариды)

Перспективные МПС

Химия 11 класс. Тема: Углеводы

( Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды)

Предшествующие МПС

Химия 9 класс Темы: Кислородсодержащие органические соединения (Спирты. Карбоновые кислоты. Жиры)

Перспективные МПС

Химия 11 класс. Тема: Альдегиды и карбоновые кислоты ( карбоновые кислоты), Сложные эфиры. Жиры.

Предшествующие МПС

Химия 9 класс. Тема: Неметаллы (Азот и фосфор)

Перспективные МПС

Химия 10 класс. Тема: Неметаллы

( Соединения фосфора)

Клетка - структурная и функциональная единица живых организмов

Способы транспорта веществ через плазмолемму: диффузия, облегченная диффузия

Предшествующие МПС

Физика 6 класс. Тема: Диффузия в различных средах

Обмен веществ и превращение энергии в организме

Этапы энергетического обмена








Фотосинтез



Решение задач

Предшествующие МПС

Физика 6 класс. Тема: Тепловые явления

( Внутренняя энергия)

Сопутствующие МПС

Химия 10 класс. Тема: Химические реакции

(Окислительно- восстановительные процессы)

Перспективные МПС

Химия 11 класс. Тема: Углеводы

(Моносахариды.Химические свойства глюкозы)

Перспективные МПС

Физика 11 класс. Тема: Фотоны. Действие света

Предшествующие МПС

Математика 6 класс. Тема: Пропорции. Проценты

Наследственность и изменчивость организмов

Статистические закономерности модификационной изменчивости

Предшествующие МПС

Математика 6 класс. Тема: Рациональные числа. График прямой и обратной пропорциональности. График линейной зависимости)

Организм и среда

Экологические факторы ( свет, температура, влажность)


Среды жизни

Предшествующие МПС

Физика 8 класс. Тема: Тепловые явления. Световые явления.

Предшествующие МПС

География 6 класс. Тема: Гидросфера; 7 класс. Тема: Атмосфера. Погода и климат; 8 класс. Тема: Общие закономерности природы Земли (Климат Земли. Почвы и почвенно - земельные ресурсы Земли)

Вид и популяция

Динамика численности популяций

Предшествующие МПС

География 7 класс. Тема: Население Земли. Структура населения (возрастной и половой состав). Естественное ( рожда-емость, смертность, естест-венный прирост) и механическое ( миграция) движение населения.

Математика 7 класс. Тема: Координаты и функции

Экосистемы

Агроэкосистемы

Предшествующие МПС

География 10 класс Тема: География производственной сферы (Сельское хозяйство)

Происхождение и эволюция человека

Этапы и направления эволюции человека


Социальные факторы антропогенеза


Человеческие расы

Предшествующие МПС

История 5 класс

Предшествующие МПС

Обществоведение 9-11 классы Предшествующие МПС

География 7 класс. Тема: Население Земли (Основные расы)

Биосфера – живая оболочка планеты

Структура биосферы









Эволюция биосферы

Предшествующие МПС

География 7 класс. Тема: Литосфера и рельеф Земли; 7 класс. Тема: Биосфера Сопутствующие МПС

География 11 класс. Тема: Географическая оболочка как природный комплекс планетарного масштаба

Предшествующие МПС

География 7 класс. Тема: Биосфера

География Беларуси 10 класс. Тема: Географические ландшафты. Экологические проблемы (Антропогенное воздействие на окружающую среду)

Химия 9 класс. Тема: Введение в органическую химию. Углеводы (Важнейшие органические вещества в природе. Охрана окружающей среды от загряз-нений при переработке углево-дородного сырья);

11 класс. Тема: Углеводороды

( Углеводороды в природе. Охрана окружающей среды при переработке углеводородного сырья и использовании продуктов переработки нефти) Сопутствующие МПС

География 11 класс. Тема: Глобальные проблемы человечества и роль географии в их решении

Химия 11 класс. Тема: Обобщение и систематизация знаний по органической химии

( Охрана окружающей среды от отходов промышленных предприятий, здоровья людей от вредного воздействия химических веществ)



























3. Осуществление межпредметных связей в процессе обучения

Связь биологии с химией. 
Центральное значение химических процессов в жизни ни у кого не может вызвать сомнения. Такова природа самого явления органической жизни как более высокой формы движения материи, поэтому химия имеет непосредственное отношение к жизни. Различаются два аспекта этого отношения. 
1. Химические (биохимические) процессы - основа важнейших физиологических процессов всех живых организмов, связанных с обменом веществ и энергией. Без нормального течения химических процессов, определяющих важнейшие акции всего живого (обмен веществ и энергией), возникают патологические изменения, при сильных нарушениях - смерть. 
2. Происхождение жизни из неживого связано с химическим процессом. Именно химическая эволюция материи привела к возникновению жизни, поскольку между химической формой движения и жизнью нет других промежуточных форм движения. Поэтому самые главные вопросы: как и почему произошла жизнь, - должны в первую очередь относиться к компетенции химии. Без познания происхождения явления нельзя в полной мере познать его сущность. Например, если химику удалось выделить какое-то природное сложное органическое соединение, изучить его состав, свойства и даже установить структуру, то нельзя еще сказать, что об этом соединении стало известно все, даже если иметь в виду только самое главное. Если удастся еще и синтезировать это соединение, т. е. узнать пути его получения, тогда можно сказать, что стало известно это соединение в общих, главных чертах. 


Межпредметные связи тем «Химические компоненты живых организмов» и «Клетка - структурная и функциональная единица живых организмов».

Это тема – одна из центральных в предмете общей биологии и самая объем-ная. Степень перекрываемости содержания данной темы с другими дисциплинами очень высока. Вот почему значение межпредметных связей для раскрытия ведущих положений этой темы огромно и объективно необходимо.
Ведущие положения темы-знания, используемые из других учебных дисциплин для раскрытия ведущих положений темы
1Зависимость биологической роли химических элементов и веществ, входящих в состав клетки от свойств и строения этих элементов и веществ

ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ: материя и движение, развитие и всеобщая связь явлений мира.
ХИМИЯ: периодический закон и система химических элементов Д. И. Менделеева; строение молекулы воды; катализаторы; органические вещества – белки, жиры, углеводы

ФИЗИКА: строение и физические свойства воды; три агрегатных состояния вещества.
ХИМИЯ И ГЕОГРАФИЯ: распространение в природе химических соединений элементов, преобладающих в клетке; распространение и круговорот воды в природе.
2. Раскрытие связи между строением и функциями структурных основных компонентов клетки

ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ: категории диалектики: причина и следствие, содержание и форма, сущность и явление и д.р.
ИСТОРИЯ: понятие о системе, познаваемость мира.
ФИЗИКА: диффузия, плотность
3. Возникновение клетки как результат длительного развития материи ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ: способы и формы существования материи; материальное единство мира и его познание.
ИСТОРИЯ: понятие о развитие и его движущих силах.
ГЕОГРАФИЯ: этапы формирования земной коры.
4. Обмен веществ и энергии – основа специфической организации клетки и всех проявлений ее жизнедеятельности

ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ: закон единства и борьбы противоположностей; закон перехода количественных изменений в качественные.
ХИМИЯ: типы химических реакций
ФИЗИКА: понятие энергии и работы; 1 закон термодинамики.
5. Биологический смысл фотосинтеза – преобразование световой энергии Солнца в клетках

ФИЗИКА: необратимость процессов в природе; физическая природа света; химическое действие света.
ГЕОГРАФИЯ: строение атмосферы
ФИЗИКА И ХИМИЯ: внутренняя энергия вещества и ее преобразование
6. Реакция матричного синтеза – специфическая особенность живых систем. ФИЗИКА: понятие энергии; преобразование энергии.
ФИЗИКА И ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ: понятие о матрице; понятие о регуляции и само регуляции.

Формирование понятие «фермент» в курсе «Общая биология»

Первоначальное знакомство с ферментами учащиеся продолжают в курсе химии, затем при изучении процессов переваривания пищи в курсе биологии 9 класса, продолжают в темах «Общей биологии». Здесь происходит изучение ферментов на качественно новом уровне, закладываются основы для понимания важнейших процессов нашего организма. В этом курсе учащиеся изучают ферменты уже как часть нового класса органических соединений, с которым они позже встретятся в курсе «Органической химии». Поэтому для преподавателя очень важно заложить начальные знания, которые потом понадобятся на уроках химии. Именно в этих курсах биологии и химии видна важность межпредметных связей, которую необходимо показать и ученикам. Первая тема курса 10 класса — « Химические компоненты живых организмов». Здесь дается понятие фермента как катализатора всех жизненно важных биохимических реакций, протекающих в элементарной структурной единице всего живого –клетке, полное представление о ферменте, ферментативной реакции, значении их для обменных биохимических реакций. Здесь дается учащимся представление о структуре, механизме действия, классификации ферментов. Вводятся новые понятия, которые позже будут использоваться в химии: это субстратный комплекс, кофермент, регуляторный комплекс. При изучении темы « Клетка – структурная и функциональная единица живых организмов» учащиеся узнают о внутриклеточной локализации ферментов : в митохондриях, лизосомах, ядре, в мембранах или на мембранах. Так, в частности, понятие «лизосома» объясняется следующим  образом: расщепление пищевых веществ с помощью ферментов называется лизисом, отсюда и название- лизосома. Внутри них сконцентрированы ферменты, которые способны расщеплять все пищевые вещества, поступающие в клетку. Также важно объяснить, что все ферментативные процессы регулируются. Важно создать у учащихся представление о ферментах, как строго специфичной группе белков: одни ферменты воздействуют на углеводы, другие на белки, третьи - на жиры. Также необходимо создать понятие о четкой функциональной специализации ферментов на определенные биологические субстраты, об оптимальных условиях для проявления специфических свойств ферментов: температура, кислотность среды. Для более наглядного восприятия материала проводится лабораторная работа «Выявление активности каталазы»
Выводы. 1.Развитие общебиологических понятий, к числу которых можно отнести понятие «фермент», является теоретической основой обучения как биологии,так и химии.

2.Развитие понятия о ферментах способствует формированию у учащихся знаний, которые необходимы для расширения общего научного кругозора. 3.В связи с важностью формирования понятия «фермент», а так же из-за недостатка времени, рекомендуется проведение интегрированных уроков.


Математика в биологических науках. 
Генетика раньше других биологических наук достигла идеала естественно-научного знания - соединения количественного эксперимента с математикой, т. е. превратилась в точную науку (проникновение математики в эксперимент и теорию как раз и составляет основной смысл понятия «точная естественная наука»). Это имело огромное значение для дальнейшего развития как самой генетики, так и всей биологии в целом. Благодаря этому генетика по своей познавательной силе и другим особенностям приобрела определенное сходство с физикой. И именно последнее послужило той архимедовой «точкой опоры», которая позволила ей совершить переворот не только в области изучения наследственности, но, со временем, и во всей биологии. 
Физика достигла соединения эксперимента с математикой, а вместе с тем и статуса точной науки несколько столетий назад главным образом благодаря гению Галилея и Ньютона. И с тех пор это стало стилем физического исследования сначала в механике, а затем и в других отраслях физики. Можно считать, что огромные успехи, которых достигла физика в исследовании природы, обусловлены, прежде всего, именно этим стилем мышления. 
Соединение эксперимента с математикой давало следующие преимущества. Количественный эксперимент, включающий процедуру измерения, обеспечивает получение достоверных данных в форме определенных числовых величин. Числовая форма позволяет осуществлять определенное обобщение этих данных уже на уровне факта, формулировать их в виде эмпирических закономерностей, которые служат исходным материалом для построения и развития теории. Хотя для образования теории этого обобщения недостаточно, т. к. в области естествознания факты могут быть трансформированы в теорию обычно не прямо, а опосредованно, через гипотезу.

Ряд общебиологических понятий отражает такие сложные процессы живой природы, которые невозможно раскрыть даже на первом этапе их введения без привлечения физико-химических понятий. Например, понятие фотосинтеза сложилось в науке в результате изучения этого процесса физиологией растений и пограничными науками – биофизикой и биохимией. Оно рассматривается в разделе «Многообразие живых организмов» 6 класса на уровне частнопредметных представлений об образовании на свету в зелёных клетках растений крахмала из углекислого газа и воды. При этом устанавливается связь с опорными понятиями об органических и неорганических веществах, введёнными при изучении природоведения, о реакциях синтеза, а также о химическом действии света (перспективная связь с курсом физики). Физико-химическая сущность процесса фотосинтеза раскрывается перед учащимися в 10 классе. Этот процесс изучается в курсах общей биологии (с позиций общебиологического понятия об обмене веществ и всеобщего закона природы – сохранения энергии), физики (фотосинтез рассматривается как частный случай фотохимических реакций при изучении химического действия света), химии (при изучении углеводов как каталитическая реакция синтеза сложных органических веществ в природе). Здесь главное не дублировать материал, а создавать у учащихся обобщённое понятие фотосинтеза как цепи фотохимических реакций, которые, начинаются с момента поглощения кванта света, и заканчивается сложными биохимическими и физиологическими процессами. Таким образом, опираясь на знания учащихся по биологии и другим предметам, учитель обобщает понятия о фотосинтезе и использует его для формирования его мировоззренческого вывода о материальном единстве живой и неживой природы.

Важно, чтобы учащиеся осознали основные физико-химические закономерности, определяющие воздействие среды на организм. Этому способствуют проблемные вопросы межпредметного характера. Например: объясните, почему кислород постоянно поступает в цитоплазму клетки, а образующийся в процессе дыхания углекислый газ выделяется в окружающую среду. Для ответа используйте знания из курса физики о диффузии в жидкостях и газах. В таком вопросе-задании преподаватель подсказывает учащимся опорное понятие из курса физики — «диффузия». Если учащиеся затрудняются самостоятельно ответить на проблемный вопрос, можно предложить вспомнить, что такое диффузия, или прочитать определение в учебнике физики. Учащиеся с помощью учителя дают ответ: «Диффузия — это распространение одних веществ в других, движение молекул одного вещества между молекулами другого вещества. Молекулы газа и жидкости движутся из области большего давления в область меньшего. Значит, кислород поступает в цитоплазму клетки водоросли потому, что его давление постоянно уменьшается по сравнению с окружающей водой, а давление углекислого газа постоянно увеличивается, так как он образуется в процессе дыхания». Такие вопросы помогают учащимся осознать связи между живой и неживой природой.

При изучении темы урока « Энергетический обмен» необходимо опираться на знание материала по химии об экзотермических и эндотермических реакциях и по физике - о превращении одного вида энергии в другой.



































4. Теоретические основы опыта



Концептуальная основа

Ассоциативно-рефлекторная основа обучения (И.М. Сеченов, И.П.Павлов, С.Л.Рубинштейн, ) в соответствии с которой процесс образования связей (ассоциаций) осуществляется за 4 этапа: 1. Восприятие 2. Осмысление 3. Запоминание 4. Применение

Используемые образовательные технологии

Технология проблемного обучения

Модульная технология

Технология обучения биологии на основе межпредметных связей

Сущность опыта

Технология внедрения межпредметных связей в курс биологии



Особенности организации образовательного процесса



Цели

Обучать способам работы с информацией

Обучать способам самостоятельной деятельности

Развивать познавательные и творческие способности

Учить биологии = учить находить межпредметные связи + учить применять на уроках и в жизни



Особенности организации деятельности

Основные виды уроков: урок-лекция, урок-практикум

Интегрированные уроки

Написание сообщений и рефератов

Виды деятельности

Урочная



внеурочная

Индивидуальные занятия с учащимися

Участие в предметных олимпиадах,

предметных неделях

Преобладающие методы

Объяснительно-иллюстративные + поисковые



Формы

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная





Особенности осуществления межпредметных связей

Осуществление межпредметных связей в преподавании основ наук требует слаженной, чёткой работы всего педагогического коллектива в целом.





Администрация лицея

Направляет деятельность педагогического коллектива на решение всех задач образовательного процесса

координирует усилия отдельных педагогов, организует их методическую работу

обеспечивает включение соответствующих вопросов в годовой план

осуществляет контроль.



Педагогический коллектив

систематическое обсуждение межпредметных связей на заседаниях педагогических советов, методических комиссий

Выработка программы деятельности по осуществлению межпредметных связей

формирование и развитие у учащихся обобщенных понятий, умений, навыков

Методические комиссии преподавателей разных предметов

взаимный обмен информацией по вопросам содержания и методов обучения

создание методических разработок по отдельным темам

Совместное использование средств обучения



Преподаватель

систематическое ознакомление с программами и учебниками по другим предметам

практическое овладение методикой, формами работы по объединению усилий с другими преподавателями

Самообразование



Перспективы в дальнейшей работе по теме обобщения опыта:

1. Продолжить использовать межпредметные связи на уроках и во внеурочной деятельности.

2. Доработать программу внедрения межпредметных связей в курс биологии.

3. Создать учебно-методические комплексы тем, которые наиболее богаты межпредметными связями.

4. Разработать различные интегрированные мероприятия ( уроки, внеклассные мероприятия) и опробовать их на практике.




























Заключение


      Какие же можно сделать выводы по представленным материалам работы?

1.     Организация учебного процесса по осуществлению многосторонних межпредметных связей на уровне ведущих идей носит поступательно развивающий характер. Движущей силой в осуществлении межпредметных связей является противоречие между возникающей проблемой и возможностью ее решить на базе одного учебного предмета.

2.     Каждая учебная тема, подтема, изучаемая на широкой межпредметной основе, представляет собой очередной этап в организации работы по установлению межпредметных связей. Каждый такой этап является условием и результатом дальнейшего развития дидактических средств по их реализации, качественного развития знаний учащихся, повышение профессионального мастерства преподавателей.

3.     Осуществление межпредметных, внутрипредметных и внутрикурсовых связей в их органическом единстве обеспечивает доступность изучаемых учебных предметов, внутреннюю и внешнюю преемственность и логическую последовательность на различных ступенях обучения. 

          Реализация идеи межпредметных связей в педагогике и методике преподавания тесно связано с методологическими воззрениями педагогов на проблему синтеза и анализа научного знания как конкретного выражения дифференциации наук. Теоретическое и практическое решение этой проблемы изменялось в соответствии с развитием общества, его социальным заказам педагогической науки и школе. Утверждение и упрочнение предметной системы преподавания в современной школе неразрывно связано с развитием идеи межпредметных связей.

          Выявление и последующее осуществление необходимых и важных для раскрытия ведущих положений учебных тем  межпредметных связей позволяет:

а) снизить вероятность субъективного подхода в определении в определении межпредметной емкости учебных тем.

б) сосредоточить внимание преподавателей и учащихся на узловых аспектах учебных предметов, которые играют важную роль в раскрытии ведущих идей наук.

в) осуществлять поэтапную организацию работы по установлению межпредметных связей, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя поле действия творческой инициативы и познавательной самодеятельности учащихся, применяя все многообразие дидактических средств для эффективного осуществления многосторонних межпредметных связей.

г) формировать познавательные интересы учащихся средствами самых различных учебных предметов в их органическом единстве.

д) осуществлять творческое сотрудничество между преподавателями и учащимися.

е) изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности средствами различных предметов и наук в связи с жизнью.

          Дальнейшее улучшение системы многосторонних межпредметных связей предполагает и дальнейшее совершенствование  путей их реализации: планирование этой работы в учреждениях образования, координацию деятельности всех участников педагогического процесса; эффективное использование межпредметных (комплексных) семинаров, экскурсий, конференций, расширение практики сдвоенных уроков, на которых могут решаться узловые мировоззренческие проблемы средствами различных учебных предметов и наук одновременно, с участием двух или нескольких преподавателей.

Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда учебных предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство образовательного процесса.

































Используемые источники:

1) Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. – Нар. образование, 1985.

2) Федорец Г.Ф. Межпредметные связи и связь с жизнью–в основу обучения. – Нар. образование, 1979, №5.

3) Федорова В. Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи – М., Педагогика, 1989.

4) Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. – М., Наука, 1979.

5) Славская К. А. Развитие мышления и усвоение знаний. - / Под ред. Менчинской Н. А. И др. – М.:Просвещение, 1972.


6) Ильченко В. Р. Перекрестки физики, химии и биологии. - М.: Просвещение, 1986.

7) Максимова В. Н., Груздева Н. В. Межпредметные связи в обучении биологии. - М.: Просвещение, 1987.

8) Журнал «Биология. Проблемы преподавания» № 5 20091.

9) Журнал « Бiялогiя. Праблемы выкладання» .№2,2006

10) Журнал « Бiялогiя. Праблемы выкладання» .№4,2007

 Приложение

Задачи межпредметного содержания

1. Гены А, B и С находятся в одной группе сцепления. Между генами А и B кроссинговер происходит с частотой 7,4 % , между генами B и С- с частотой 2,9%. Определите взаиморасположение генов А, B , С в хромосоме, если расстояние между генами А и С составляет 10,3 морганиды. Постройте карту этого участка хромосомы.

2. При анализирующем скрещивании тригетерозиготы АаВbСс были получены организмы, соответствующие следующим типам гамет: АВС-47,5 %, аbс-47,5 %, Аbс-1,7%, аВС-47,5%, Аbс-0,8 %, аbС-0,8 %. Постройте карту этого участка хромосомы.

3. У оленя 54 % потребленных питательных веществ используется на дыхание,28 % выделяется с экскрементами в непереваренном виде. Рассчитайте, сколько % питательных веществ идет на прирост биомассы оленя?

4. Белый амур питается растительной пищей. За период выращивания он потребил с пищей 100 000 кДж энергии. Доля неусвоенной пищи составила 50 %, на прирост затратилось 20 % усвоенной энергии, остальное – на дыхание. Рассчитайте количество энергии ( кДж), затраченное на дыхание.

5. Экосистема луга площадью 5 га получила за месяц количество энергии, эквивалентное 120 т органического вещества. На процессы жизнедея-тельности растения экосистемы затратили 85 % фиксированной энергии. Вычислите продукцию консументов третьего порядка, если известно, что КПД луговых растений данной экосистемы составляет около 2,5%.

6. На одном пшеничном поле площадью 10 га за лето мыши съели 80 кг зерна. Рассчитайте урожай пшеницы, если известно, что прирост биомассы мышей к концу лета составил 0.02 % урожая. Переход энергии с одного трофического уровня на другой происходит в соответствии с правилом Линдемана.

7. Кариотип пшеницы мягкой 42:

а) гаплоидная клетка - ?; б) 4n- ?; в) 8n-?

8. Определите, какое количество пировиноградной кислоты образуется из 360 г глюкозы при гликолизе.

9.Определите, какое количество СО2 ( в литрах) поглотили растения , если известно, что в ходе фотосинтеза ими было образовано 1800 кг глюкозы.

10. Тело человека массой 70 кг. состоит из углерода–12,6кг, кислорода- 45,5кг, водорода-7кг, азота-2кг, кальция-1,4кг, натрия-150г, калия-100г, магния-200г, хлора-200г, фосфора-0,7кг, серы-175г, железа-5г, фтора-100г, кремния-3г, йода-01г, мышьяка-0,0005г. Определите процентное содержание макроэлементов в составе тела человека.

11. Каждый день у человека образуется и отмирает 2 млрд эритроцитов. Это одна десятитысячная всех эритроцитов. Сколько у человека всего эритроцитов?
12. Одна выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут, один человек курил с 15 лет, выкуривая по 10 сигарет ежедневно. Он умер в 55 лет. Сколько бы он еще прожил, если бы не курил.




Интегрированный урок (биология + химия) по теме «Белки. Аминокислоты, строение. Образование пептидов и полипептидов. Структура белков»

Тип: урок изучения нового материала.

Вид: интегрированный урок.

Цели:

1. Обучающая: обеспечить усвоение учащимися знаний о составе и строении белков, их аминокислотном составе, принципе их объединения в полипептидную цепочку
2. Развивающая: продолжить развитие умения сравнивать состав и строение различных органических соединений (белков, жиров, углеводов)
3. Воспитательная: продолжить формирование убеждённости в познаваемости мира на основе знаний о строении, составе и свойствах органических веществ.

Понятия: протеины, биополимеры, мономеры, a-аминокислоты, пептидная связь.

План изучения нового материала:

  1. Белки – органические вещества, биополимеры.

  2. Аминокислотный состав белков.

  3. Химический состав и строение аминокислот.

  4. Принцип объединения аминокислотных звеньев в полипептидную молекулу.

  5. Пространственные структуры белка.

Этапы урока

1. Актуализация знаний:

Какие вещества называются органическими?

Какие органические вещества входят в состав клетки?

Какие органические вещества мы с вами изучили?

2. Формирования новых понятий:

Из органических веществ клетки на первом месте по количеству и значению стоят белки.

В отличие от других органических соединений белки обладают рядом особенностей. Прежде всего, белкам присуща громадная молекулярная масса. Сравните: молекулярная масса спирта – 46, уксусной кислоты – 60, а альбумина (одного из белков яйца) – 36000, гемоглобина – 152000, миозина (белок мышц) – 500000.

Ясно, что по сравнению с молекулами спирта, уксусной кислоты и другими веществами молекулы белков великаны. В их построении участвуют тысячи атомов. Для того чтобы подчеркнуть гигантский размер таких молекул, их называют макромолекулами (с греч. “макрос” - большой, гигантский)

Чтобы представить значение класса белков, обратимся к цифрам.

В одной клетке бактерий кишечной палочки содержится около 5 тыс. молекул органических соединений, из них – 3 тыс. приходится на белки.

В организме человека более 5 млн. белков (50 % массы клетки в расчёте на сухое вещество). Без белков невозможно представить движение, способность расти, сократимость, размножение.

Часто белки называют протеинами – это название подчёркивает первостепенную роль этих веществ (с греч “протео” - занимаю первое место)

Химический состав

Белки не удавалось выделить из костной ткани, хрящей, волос, копыт, так как они не переносят нагревания и кристаллизации из горячих растворов.Поэтому в начале занимались изучением не структуры белка, а химического состава.

В белке следующие химические элементы: С, Н, О, N, S, P, Fe. (Железо в гемоглобине крови, фосфор в казеине молока)

Массовая доля элементов:

С – 50% - 55%;
О – 19% - 24%;
Н – 6,5% - 7,3%;
N – 15% – 19%;
S – до 2,5%;
P – до 2%

Не значительное количество меди, кальция, цинка, брома, йода.

Содержание белка в некоторых тканях (после обезвоживания органа):

Мышцы – 80%;

Жировая ткань, кости, зубы – 14 – 28%;

Почки – 72%;

Семена растений – 10 – 15 %;

Кожа – 63%;

Стебли, корни, листья – 3% - 5%

Печень – 57%;

Плоды – 1-2% Мозг – 45%;

Органические вещества в природе представляют собой биополимеры (пенициллин – С16Н18О4N2, молоко – С1864Н3021О576N466S21, гемоглобин – С3032Н4876О872N780S64) состоящие из мономеров.

Белки – это нерегулярные полимеры, мономерами которых являются ? - аминокислоты.

В природе существует около 100 ?-аминокислот, в организме встречается 25. Но в каждом белке 20, из них может быть образовано 2 432 902 008 176 640 000 комбинаций, т. е. различных белков, которые будут обладать совершенно одинаковым составом, но различным строением.

Среди аминокислот есть заменимые, они могут синтезироваться в организме. Незаменимые, которые в организме не образуются, их получают с пищей (лизин, валин, лейцин, изолейцин, треонин, фенилаланин, триптофан, тирозин, метионин)

Примеры аминокислот.

В начале XX века немецкий ученый Э. Фишер, пришёл к выводу, что белки – это линейные

полимеры, мономерами которых являются аминокислоты. (Сообщение о Э. Фишере, презентация)

ФИШЕР Эмиль Герман (1852-1919), немецкий химик-органик, создатель научной школы, основоположник химии природных соединений, иностранный член-корреспондент (1899) и иностранный почетный член (1913) Петербургской АН. Исследовал строение и синтезировал ряд производных пурина: кофеин, гуанин, аденин и др. Создал рациональную классификацию и осуществил синтез многих углеводов. Открыл специфичность действия ферментов. Основополагающие исследования по химии белков. Нобелевская премия (1902).

Состав и классификация белков:

По составу различают:

протеины, состоящие только из аминокислот,

протеиды – содержащие небелковую часть,

простые белки – состоят из аминокислот,

сложные – могут включать углеводы (гликопротеиды), жиры (липопротеиды), нуклеиновые кислоты (нуклеопротеиды)

полноценные – содержат весь набор аминокислот

неполноценные – какие–то аминокислоты в их составе отсутствуют

Общая формула аминокислоты

Аминокислоты являются амфотерными соединениями (в растворе они могут выступать как в роли кислот, так и оснований)

Классификация: моноаминокарбоновые, моноаминодикарбоновые, диаминокарбоновые, моноаминотрикарбоновые.

Как связаны аминокислоты.

1888 год профессор Харьковского университета А.Я. Данилевский пишет о существовании связи пептидной связи.

Примеры некоторых аминокислот:

Образование дипептида

При взаимодействии двух аминокислот происходит реакция конденсации и образуется азот - углеродная пептидная связь

Образование трипептида

Уровни организации белковых молекул

Разнообразное строение белков обуславливает выполнение ими множества функций. Если учесть, что размер каждой аминокислоты около 0,3 нм, то белок, составленный из многих аминокислотных остатков, должен представлять собой длинную нить. В действительности же размеры молекул белков гораздо меньше. Изучение белков в растворах показало, что макромолекулы белков имеют форму компактных шариков (глобул) или вытянутых структур – фибрилл. Следовательно, полипептидная цепь каким-то образом сплетена, образуя клубок или пучок нитей.

Исследования показали, что в укладке пептидной цепи нет ничего случайного или хаотичного. Она свёртывается упорядоченно, для каждого белка определённым образом.

Для того чтобы разобраться в замысловатой укладке белковой макромолекулы, следует рассмотреть в ней несколько уровней организации.

Первичная структура – полипептидная цепь, в которой пептидные связи между аминокислотными остатками.

Доказательства:

1. Небольшое число амино- и карбоксильных групп.

2. Успехи искусственного синтеза белков (Ф. Сенгер, Англия Кембриджский университет, расшифровал структуру инсулина, в которой 51 аминокислота, две нити: 21+30).

Первичная структура

Опыт: качественная реакция на пептидную связь (свежеприготовленный гидроксид меди + белок = фиолетово-красное окрашивание)

Вторичная структура – спираль, поддерживается водородными связями, которая в 15 – 20 раз слабее ковалентной. Данные ренгеноструктурного анализа доказали, что максимальная стабильность молекулы белка обеспечивается множеством водородных связей (работы Л. Полинга, Р. Кори)

Полинг (Паулинг) Лайнус Карл (28.II.1901–19.VIII.1994) Американский физик и химик. Работы посвящены главным образом изучению строения молекул и природы химической связи. Наряду с американским физико - химиком Дж. Слейтером разработал (1931–1934) квантово - механический метод изучения и описания структуры молекул – метод валентных связей. Количественно определил (1932) понятие электроотрицательности (ЭО), предложил шкалу ЭО и выразил зависимость между ЭО и энергией связи атомов. Совместно с Дж. Д. Берналом и У.Л. Брэггом заложил основы структурного анализа белка. Разработал представления о структуре полипептидной цепи в белках, впервые высказав мысль о ее спиральном строении и дав описание ? - спирали. Открыл молекулярные аномалии при некоторых болезнях крови. Занимался изучением строения дезоксирибонуклеиновой кислоты, структуры антител и природы иммунологических реакций, проблемами эволюционной биологии. Вывел уравнение (1947) для вычисления металлических радиусов атома при изменении координационного числа, но при постоянной валентности. Нобелевская премия (1954) Один виток спирали составляет 3,6 аминокислотного остатка, иногда водородные связи образуются между разными полипептидными цепями - “складчатый слой”,  - структура.

Третичная структура – глобула, способ укладки спиральных структур в глобулярных белках. Форма эллипсовидная, где отношение ширины к длине как 1:3 или 1: 4

Третичная структура

В образовании третичной структуры большая роль принадлежит радикалам, за счёт которых образуются дисульфидные мостики, сложноэфирные связи, водородные связи, амидные связи. Компактность белка во многом определяется взаимодействием с водой, так как гидрофобные остатки отталкиваются от молекул воды и стремятся собраться внутри белковой молекулы силами Ван-дер-Ваальса. Интересно отметить, что информация для образования третичной структуры содержится в полипептидной цепи, а дисульфидные мостики только закрепляют третичную структуру (инсулин, рибонуклеаза)

Четвертичная структура – это объединение нескольких трёхмерных структур в одно целое.

Классический пример: гемоглобин. В гемоглобине гем - небелковая часть, глобин - белковая часть. Гем одинаков для животных и человека, глобин отличен.

Исследователь М. Перутц, затратив 25 лет работы выяснил, что молекула состоит из 4 отдельных полипептидных цепей, каждая свёрнута в клубок, структура при функционировании может сжиматься, когда присоединяет кислород и расправляться при отдаче кислорода. Академик В.А. Энгельгард сравнивал этот процесс с поведением грудной клетки во время дыхания.

Четвертичная структура белка

Доказана четвертичная структура амилазы, вируса табачной мозаики, пепсина, инсулина.

3. Выводы по уроку:

  • белки – это высокомолекулярные органические соединения, биополимеры, состоящие из мономеров - альфа-аминокислот

  • аминокислоты соединяются в полипептидную цепочку за счёт пептидной связи

  • аминокислоты заменимые и незаменимые

  • белки могут быть простыми и сложными

  • четыре структуры белка (первичная, вторичная, третичная и четвертичная)

4. Повторение изученного материала (тест)

5. Домашнее задание: § 3 (с.12-18)

(Учебное пособие “Биология” 10 класс под редакцией Н.Д. Лисова- Минск: Народная асвета, 2009).



















Интегрированное внеклассное мероприятие

« Своя игра»

внеклассное мероприятие по биологии, географии, химии

Цель: 1.Проверить эрудицию учащихся по предметам: биология, химия, география, охрана окружающей среды.

2. Способствовать формированию навыков работы в малых группах

3. Прививать чувство ответственности за судьбу нашей планеты Земля

4.Спообствовать развитию интереса к предметам естественно – математического цикла через игровые формы

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф. Тютчев

Для проведения данного внеклассного мероприятия необходимо изготовить фишки любой формы с надписями: 10,20,40,60,80, 100.Кроме того, на переносной доске надо нарисовать таблицы для синего и красного раундов. Подготовить таблицы:

Синий раунд

Растения

Животные

Человек

Великие

ученые

Страны

10

20

30

40

50


10

20

30

40

50

10

20

30

40

50


10

20

30

40

50


10

20

30

40

50




Красный раунд

Экологический

словарь

Охрана природы

Отходы-

в доходы

Вода

Неметаллы

20

40

60

80

100

20

40

60

80

100

20

40

60

80

100

20

40

60

80

100

20

40

60

80

100



Кроме того, команды должны иметь бумагу и ручку для участия в туре «Своя игра». Ведущему необходимы два ассистента и «хранитель времени

( ученик, который будет следить за временем).Правила игры сходны с правилами одноименной телепередачи. В игре участвуют три команды по пять-шесть человек. Команды называют тему и цену ( в баллах, естественно) вопроса. Ассистент ведущего закрывает названную цифру с доски, а ведущий зачитывает задание. На обсуждение вопроса-15 секунд. Команды отвечают по очереди. При правильном ответе команда получает фишку с набранным количеством баллов, при неправильном- штрафуется на данное число баллов.

« Кот в мешке» - команда передает по своему выбору вопрос одной из команд соперников.

« Своя игра»- команда имеет право увеличить или уменьшить цену вопроса по своему усмотрению.

« Вопрос – аукцион»- цена вопроса не может быть ниже номинала. Команда может перекупить вопрос, если даст за него большую цену. Ва-банк перебивается только ва - банком. В тайм-аутах болельщики каждой команды показывают номера художественной самодеятельности.

В туре « Своя игра» команды обдумывают ответ 20 секунд. Цену вопроса назначают сами, записывая ее на листке, на этом же листке пишут варианты ответа. Листки с ответами ассистент передает ведущему. Ведущий зачитывает правильный ответ и подводит итоги игры.



I Синий раунд

Тема: Растения

10. Сорняк из сем. Сложноцветных. Его соплодия ми многие в детстве кидались друг в друга

  1. Невзрачная травка, наделенная силой останавливать кровь, особенно внутренние кровотечения.

30. « Своя игра». Применяется при различных кожных заболеваниях, особенно для детей, в народе ее называют – прищепой, золотушной травой, собачками.

40. Растение пустырей с бледно-желтыми цветками и тонкой сеткой фиолетовых прожилок. Король датский, отец Гамлета был убит ядом этого растения.

50. Самый злостный сорняк огородов и полей. Однако человек смог использовать огромную живучесть и получил гибрид со злаковым растением



Тема: Животные

10. Самое крупное млекопитающее, обитающее в Беловежской Пуще

20. Птица, занесенная в Красную Книгу РБ , которая была обнаружена на территории Березовского района.

30. Животное, обитающее в морях, называемое «морской осой»

40. « Вопрос - аукцион» Самое большое хищное животное суши: 3 м.780 кг.

50. Ящерица, которая может свободно ходить по потолку благодаря множеству присосок на ногах.



Тема: Человек

10. Клетки этого органа наиболее быстро разрушаются при кислородном голодании.

20. Какие заболевания вызывают вещества, обладающие канцерогенным действием.

30. Новое направление в биологии.



40. Вещества, ускоряющие протекание биохимических реакций в живых клетках.

50.» Кот в мешке». Тема: Доказательства эволюции-20 баллов. Заболевание, передаваемое только по мужской линии, связанное с сильным оволосением лица



Тема: Великие ученые

10. Назовите автора строк « Нефть- продукт природы редкий, ей должно дать совершенно иное применение, чем для топлива»

20. Великий русский ученый, изучавший космическую роль зеленых растений.

30. « Кот в мешке». Тема: Биосфера-100 баллов. Русский ученый, изучавший роль живых организмов в формировании биосферы.

40. В возрасте 22 лет отправился в кругосветное путешествие на корабле

« Бигль» из Англии. Во время экспедиции собирал коллекции, проводил геологические наблюдения для того, чтобы стать одним из самых именитых ученых 19 века.

50. Благодаря трудам этого ученого мы как биологический вид называемся Xomo sapiens.

Тема: Страны

10.Растение- символ России.

20. Дерево, изображенное на флаге ООН.

30. На гербе этой страны изображены лен и клевер

40. « Своя игра». Хризантема является символом этой страны.

50. Страна, где произрастает дерево гевея, в соке которого содержится каучук.





II. Красный раунд

Тема: Экологический словарь

20. Твердые или жидкие частички, находящиеся в атмосфере и образующие туман или дым.

40. Естественное или искусственное поступление воздуха в воду. Почву, горные породы.

60. « Своя игра». Химические вещества, применяемые для уничтожения сорных растений.

80. Радиоактивные вещества, тяжелые металлы, техногенные химические соединения, способствующие появлению злокачественных опухолей.

100. Смесь газов, которая образуется из органических остатков, насыщенных органикой илов, бытовых отходов.



Тема: Охрана природы

20. Как называют атмосферные осадки, содержащие серную кислоту?

40. Основная форма закономерного перемещения атомов, молекул, природных вод, минеральных масс в биосфере.

60. Соли азотной и азотистой кислот, которые могут накапливаться в воде и пищевых продуктах, вызывая тяжелые заболевания.

80. « Кот в мешке». Тема: Оксиды-20 баллов. Этот оксид углерода применяется в качестве теплоносителя в ядерных реакторах.

100. Природное явление, вызванное углекислым газом, водяным паром энергии солнечных лучей.



Тема: отходы - в доходы!

20. « Кот в мешке». Тема: кислоты-60 баллов. Эту кислоту получили в 1784 году из цитрусовых. В настоящее время для ее получения используется более дешевое сырье ( свекла). Кислота используется как пищевая добавка.

40. Та часть природного сырья, которая не используется в хозяйстве или остается после переработки и использования.

60. Повышение содержания в почве легкорастворимых солей, угнетающих рост растений и подавляющий почвенную фауну и флору.

80. Недостижимый идеал, к которому следует стремиться промышленным, транспортным, сельскохозяйственным предприятиям.

100. Наука, изучающая технические системы, а также химическое загрязнение окружающей среды в результате техногенеза.



Тема: Неметаллы

20. « Своя игра» Климатолог и метеоролог М. К. Будыко еще в 1962 году предположил, что сжигание человечеством огромного количества топлива приведет к повышению содержания этого оксида в воздухе. Назовите оксид.

40. Многие климатологи считают мягкие зимы конца 80-х начала 90-х годов XX века последствием этого эффекта.

60. В природе молекулярный азот может фиксироваться именно этими организмами.

80. В связи с уменьшением выброса этого газа ,обладающего токсическим действием, предприятиями энергетического комплекса содержание его в воздухе летом в 2-5 раз ниже, чем зимой.

100. Эти оксиды могут катализировать разрушение озонового слоя.



Тема: Вода

20. Глобальный гидрологический цикл имеет три основных потока: осадки, влагоперенос и …

40. Какое воздействие на растительность водоемов оказывает поступление большого количества удобрений со сточными водами?

60. Какие загрязнители попадают в природные воды из атмосферы с осадками?

80. Как называется метод очистки воды с участием микрофлоры активного ила.

100. « Своя игра» Почему при наличии в сточных водах большого количества трудно окисляемых органических веществ применение азота для очистки воды нежелательно?



III. Своя игра

Тема: Химические вещества клетки



Это вещество содержится в большом количестве в соке ягод и фруктов, особенно много в винограде. При расщеплении этого вещества клетки получают энергию в виде молекул АТФ



Занимательный опыт

«Обнаружение глюкозы в ягодах и фруктах»



Выжать из винограда в широкую пробирку сок. Разбавить его вдвое водой, прилить равный объем щелочи и 1 мл раствора сульфата меди (II).Нагреть пробирку в пламени горелки. Образуется желтый, затем красный осадок.



















41






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей