СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опора на личностные качества детей в обучении иностранному языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Опора на личностные качества детей в обучении иностранному языку»

Опора на личностные качества детей в обучении иностранному языку

Тутукарова Людмила Степановна,

учитель английского языка



Актуальность работы. Одним из базовых требований ФГОС в обучении иностранному языку в школе считается учет индивидуальных качеств детей. Опора на личность учащихся как психолого-педагогическая проблема подробно освещена в трудах Л.С Выготского, А.В. Петровского и др.; современные цели и задачи личностно-ориентированного обучения, представлены в трудах И.Я. Лернера, А.Г. Асмолова, А.Г. Границкой и др. Несмотря на изученность вопроса, учителю каждый раз приходится на своих уроках решать конкретные задачи. Как показывает практика, в зависимости от социокультурных условий в стране, меняется менталитет населения, и в школу приходит новое поколение детей. Сегодняшняя ситуация в развитии общества характеризуется нестабильностью, динамичностью изменений, и в этих условиях внимание к внутреннему миру школьника предстает важной задачей. К сожалению, по разным причинам не всегда в учебном процессе учитывается индивидуальность ученика. Реализация этой задачи зависит от многих факторов, в частности, и от обобщения опыта учителей-практиков. В этом видим актуальность нашей работы.

Цель данной статьи – поделиться опытом работы по проблеме учета личностных качеств детей в обучении иностранному языку.

Задачи – изучить труды методистов и опыт коллег по теме, на практике реализовать методы и приемы обучения английскому языку в 8 классе средней общеобразовательной школы, дать описание хода работы, обобщить выводы.

Современный старшеклассник более мотивирован в изучении иностранного языка, чем это было на несколько лет раньше, поскольку мир стал более открытым и доступным. С развитием новых информационных технологий, при условии владения языками, каждый имеет возможность скачать любую информацию из сети-Интернет. В этих условиях учителю предстоит непростая задача выбора эффективных средств обучения. Методика обучения иностранному языку сегодня обогащается современными технологиями, как воркшоп, коучинг, кейс-задания и др. Сочетание испытанных путей и способов, как театрализация, деловая игра, с новыми методами, требует творческого подхода от каждого учителя. В этом плане, опыт каждого будет вкладом в общую копилку. Рассмотрим использование элементов активных форм обучения с учетом индивидуальных личностных качеств детей.

Первичные представления о личностных качеств учащихся мы получаем, как только ученик приходит к нам на урок. Методом наблюдения, ненавязчивого управления процессом изучения отдельных проявлений индивидуальности детей, как во время уроков, так и вне занятий, учитель составляет для себя личностные характеристики детей, для выбора оптимальных заданий для конкретного ученика. Рассмотрим это на примере нестандартного урока в восьмом классе общеобразовательной школы.

Урок – суд можно разделить на два этапа: этап подготовки и этап реализации. Этап подготовки организовывается заранее. Дети самостоятельно распределяют роли, ориентируясь на свои предпочтения и индивидуальные качества. Желательно подбирать такую тему, чтобы ситуация охватывала как можно больше детей. Роли прокурора и адвоката очень ответственны, они не только определяют ход процесса, но и должны полемизировать друг с другом. Их выступления должны раскрыть основные положения урока. Активные методы обучения иностранному языку предполагают использование элементов современных технологий, направленных на формирование универсальных учебных действий.

В качестве примера ниже предлагается краткое изложение использованных методов и приемов. Опережающее задание на выявление основной идеи занятия проходит в форме «мозгового штурма». И, наконец, все приходят к общему мнению.

Ребята придумали интересную тему для разработки, причем исходили из понимания того, что схожая ситуация может случиться с каждым из них. Почему? Здесь на первый план выступают межличностные отношения. Фабула такова. Потерпевшая, миссис Джонсон, подозревает в ограблении ее квартиры соседа-молодого человека-афроамериканца, внешность которого не внушает ей доверия. Из квартиры пропали ценные вещи. Государственный обвинитель, мистер Кларк, склонен вынести суровый приговор, так как человек имеет судимость, в данное время является безработным, следовательно, остро нуждается в средствах. Подозреваемый, мистер Уайт, нанимает бесплатного адвоката-мисс Смит, из коллегии адвокатов, и она приступает к делу без предубеждений, выясняет, что у Уайта есть алиби. И она доказывает суду, что человек не совершал этого преступления, так как во время ограбления камеры он покупал еду в магазине «Happy time», и камеры его зафиксировали.

Учитель выступает консультантом, предлагает справочный материал, советует, как подготовить речи участникам. Детям необходимо сначала хорошо освоить лексику. Привожу примерные термины: the court, accuse, defendant, attorney, judge, prosecutor, get called into a judges room, a criminal case, Your Honor, to break the law, to be guilty of, robbery и т.д. Дети проговаривают ситуации, повторяют эти термины в своей речи. И на уроке используют выученную лексику. Также создают обстановку, для этого они сообща решают организационные вопросы, атрибуты. Ситуация такова: входит судья, все встают, он сообщает, что слушается дело по обвинению. Т.Костя выбрал роль судьи потому, что он по натуре лидер. Затем выступает прокурор (О.Роберт), вызывает свидетелей по очереди. Затем выступает адвокат. В. Айта выбрала эту роль, потому что любит отстаивать свое мнение. После всех выступлений присяжные обсуждают факты. Идет групповая работа. Чтобы максимально приблизить к жизненной ситуации они реально сходили в магазин, засняли на камеру, обсуждают и исправляют неточности и в итоге получается настоящий короткометражный фильм. Ребята очень довольны.

Таким образом, приходим к выводу о том, что опора на личностные качества детей предоставляет большие возможности для эффективного конструирования учебного занятия, где каждый проявляет свою индивидуальность в соответствие с которой сам выбирает посильные задания, участвует в общем деле и, в конечном счете, осознает свою личностную значимость.



Литература:


  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика – ПРЕСС, 1999. – 536 с.

  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система зада­ний : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бур­менская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2010. — 159 с.

  3. Fleming M. The art of drama teaching/ David Fulton Publishers,1997. – 188p.

  4. Phillips S. Drama with Children/ Sara Phillips – Oxford: Oxford University Press, 2000. – 151p.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!