Общая тема: Арифметическая и геометрическая прогрессии
Учитель Евтушенко М.С.
Урок № 57 по алгебре в 9 классе 29.01.2021г
Тема: Определение арифметической прогрессии. Формула n- члена арифметической прогрессии.
Тип урока: усвоение новых знаний
Планируемые результаты:
Личностные: воспитывать познавательный интерес к предмету посредством применения информационных технологий, активность, самостоятельность, умение общаться и слушать товарищей;
Метапредметные: развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать; развивать аккуратность , точность;
Предметные: познакомить учащихся с понятием «арифметическая последовательность», «разность» , вывести формулу и научиться применять при решении задач.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная
Образовательные ресурсы: презентация.
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
2. Актуализация опорных знаний.
Письменный опрос:
Вариант 1.
Последовательность (аn) задана формулой аn = . Найдите а1, а3, а10.
Ответ: а1 =1; а3= 2,2; а10 = 3,25.
Последовательность (аn) задана формулой аn+1 = 3 - 2 аn, где а1 = 2 и n 1. Найти первые четыре члена последовательности.
Ответ: а1= 2; а2 = - 1; а3 = 5; а4 = - 7.
Вариант 2.
Последовательность (аn) задана формулой аn = . Найдите а1, а3, а10.
Ответ: а1 = ; а3= - 0,6; а10 = - 1 .
Последовательность (аn) задана формулой аn+1 = 3аn - 2, где а1 = 2 и n 1. Найти первые четыре члена последовательности.
Ответ: а1= 2; а2 = 4; а3 = 10; а4 = 28.
3. Постановка темы и цели урока.
- Сегодня мы познакомимся с одним из видов последовательностей, который называется “арифметическая прогрессия”. [Слайд 1]
4. Мотивация обучения: Эта тема выносится на ОГЭ: В-
5. Изучение нового материала
1. Давайте рассмотрим последовательность: 3, 7, 11, 15, 19, 23 ... [Слайд 2]
- Назовите первый член этой последовательности. (3)
- Какое число является пятым членом последовательности? (19)
- Назовите её восьмой член.
- Каким свойством обладают члены данной последовательности?
(Каждый следующий отличается от предыдущего на 4, или каждое следующее число больше предыдущего на 4.)
2. Даётся определение арифметической прогрессии. [Слайд 3]
Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом (разностью прогрессии).
3. Задание на распознавание. [Слайд 4]
Какие из последовательностей являются арифметическими прогрессиями?
– 2; 0; – 2; 0; – 2; 0; ...
4; 8; 16; 32; 64; ...
7; 5; 3; 1; - 1; ...
9,2; 11,3; 9,3; 11,4; 9,4; ...
4,2; 4,5; 4,8; 5,1; 5,4; ...
Учащиеся анализируют записанные последовательности, выясняют, что арифметическими прогрессиями являются третья и пятая последовательности.
- Укажите для арифметических прогрессий первый член и разность.
(7; 5; 3; 1; - 1; ... ; = 7; d = - 2; 4,2; 4,5; 4,8; 5,1; 5,4;...; = 4,2; d = 0,3)
4. Знакомство с формулой n – ого члена арифметической прогрессии.[Слайд5]
- Зная первый член и разность арифметической прогрессии, можно найти любой её член, пользуясь формулой n-го члена арифметической прогрессии = + d(n – 1).
6. Первичное закрепление материала
Работа с учебником:
№ 575(а,в), 576(а,в), 577(б) (слайд 6)
7.Разминка для глаз
8. Самостоятельная работа( слайд 7)
№ 580(а)
Задание из ОГЭ.
5. Подведение итогов урока. [Слайд 8]Выставление оценок
- Какая последовательность называется арифметической прогрессией?
- Что такое разность арифметической прогрессии?
- Как найти неизвестный член арифметической прогрессии?
Рефлексия. Домашнее задание: изучить п. 25 с.148, решить №№ 575(б,г), 576(б,е) /
№№ 578(а),580(б), 584(а)