СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Определение понятия и структуры информационно-коммуникативной компетенции

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРЫ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Просмотр содержимого документа
«Определение понятия и структуры информационно-коммуникативной компетенции»

Ершова Е. Ю.

магистрант кафедры иностранных языков и методики их преподавания

Мичуринского государственного аграрного университета


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРЫ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Ershova E. Y.


undergraduate student of the chair of foreign languages and methods of their teaching

Michurinsk State Agrarian University


DEFINITION AND STRUCTURE OF INFORMATION COMMUNICATIVE COMPETENCE


Аннотация. В статье дается понятие информационно-коммуникативной компетенции, ее структура. Рассматриваются психолого-педагогические и организационно-методические условия формирования информационно-коммуникативной компетенции.

Abstract. The article there is a definition of information communicative competence and its structure. There is psychological and pedagogical and organizational and methodical conditions of forming of information communicative competence.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, ключевые компетенции, информационно-коммуникативная компетенция, компоненты информационно-коммуникативной компетенции.

Keywords: competence, key competences, information communicative competence, the components of information communicative competence.


Развитие науки и техники, появление новых информационных источников, расширение коммуникативных связей между людьми способствует изменениям и в сфере образования. Необходимость умения ориентироваться в потоке информации и эффективное ее использование в процессе общения становится основной целью обучения учебным дисциплинам, в частности и английскому языку.

Образовательная система России в последние годы претерпевает значительные изменения. Большей частью они связаны с вхождением нашей страны в состав Болонского процесса (19 сентября 2003 г). Так, в «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» применительно к общему образованию говорится о том, что «общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции» [4, с. 26].

Понятие компетенции впервые было введено в 1960-1970 гг. XX века. О. А. Игумнов отмечает, что в то время компетенция понималась как «углубленное знание предмета или освоенное умение» [3, с. 47].

В отечественной литературе с понятием «компетенция» связано понятие «компетентность». По мнению А. В. Хуторского, компетенция включает в себя «совокупность взаимосвязанных качеств личности (мотивация, знания, умений, навыков, способы деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним». Компетентность – это ни что иное как «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [6, с. 59]. А. В. Хуторской также выделяет 7 ключевых компетенций в рамках образовательного процесса:

Общекультурная компетенция подразумевает хорошую осведомленность и приобретение опыта в таких вопросах как национальная и общечеловеческая культура, роль науки и религии в жизни человека и т. п.

Ценностно-смысловая компетенция связана с ценностными представлениями ученика, его мировоззрением, осознанием своей роли в мире, умением принимать решения и умением отвечать за все совершенные им поступки.

Учебно-познавательная компетенция представляет собой совокупность действий ученика в сфере его самостоятельной познавательной деятельности, которая может включать в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности (навыки планирования, анализа, рефлексии).

Коммуникативная компетенция включает в себя знание языков, умение взаимодействовать с окружающими людьми, владение различными социальными ролями в коллективе. Помимо этого ученику необходимо уметь представлять себя, задавать вопросы, вести дискуссию и др.

Информационная компетенция. Использование информационных технологий формирует умение самостоятельно искать, отбирать информацию, а также преобразовывать, сохранять и при необходимости уметь передать её. При всем этом оттачиваются и навыки работы ученика с информацией, встречающейся ему не только в книгах по учебным дисциплинам, но и в окружающем его мире.

Социально-трудовая компетенция подразумевает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

Компетенция личностного самосовершенствования. Здесь ученик выступает в качестве реального объекта. Задача ученика сводится к овладению такими видами деятельности, которые соответствуют его собственным интересам и возможностям, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения [6, с. 61-63].

В последнее время в обучении иностранным языкам наметилась следующая тенденция: наиболее точным показателем овладения иностранным языком следует считать сформированность информационно-коммуникативной компетенции. Это связано с тем, что различные сферы жизни человека, включая образование, подверглись влиянию информатизации, проявившейся в создании оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей общества [5].

Информационно-коммуникативная компетенция обусловлена тесной связью информационной и коммуникативной компетенций и характеризуется «готовностью и способностью к пожизненному обучению, владение умениями сбора, переработки и хранения информации, использования ее для осуществления эффективной письменной и устной коммуникации (включая и межкультурную коммуникацию), а также для успешного решения учебно-познавательных и иных личностных проблем и задач» [2, с. 84].

Информационно-коммуникативная компетенция рассматривается как «способность информационной деятельности, включающей в себя анализ, обработку, преобразование, хранение, передачу информации, вместе со способностью использовать коммуникационные технологии, включающими в себя новейшие способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями» [1, с. 77].

Информационно-коммуникативная компетенция состоит из трех компонентов:

– личностный (готовность к проявлению компетенции, положительное отношение к ее содержанию и объектам приложения; требует развития мотивационной сферы учащихся);

– управленческий (базируется на умениях, обеспечивающих планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной деятельности учащимися);

– деятельностный (отражает процессы нахождения, отбора, переработки информации в ходе интеллектуальной деятельности, а также последующие ее сохранение и/или передачу).

Анализ психолого-педагогической литературы, содержания понятия информационно-коммуникативной компетенции, её структурных компонентов дает возможность понять, что успешное формирование вышеназванной компетенции учащихся в процессе обучения возможно при совместной реализации следующих педагогических условий. Их можно разбить на два блока:

Психолого-педагогические условия, в которых происходят:

– формирование мотивации, необходимой для реализации информационно-коммуникативной компетенции в учебной деятельности;

– развитие рефлексивной сферы учащегося, которая способствует формированию информационно-коммуникативной компетенции;

– осуществление равноправных отношений между учителем и учащимся в процессе обучения.

Организационно-методические условия подразумевают:

– использование различных методов обучения, соответствующих задачам формирования информационно-коммуникативной компетенции;

– объединение комплекса форм организации информационно-коммуникативной деятельности;

– организацию коммуникативной деятельности учащегося в режиме самостоятельной работы, в процессе которой происходит овладение знаниями, умениями, навыками (составными частями информационно-коммуникативной компетенции).

Таким образом, информационно-коммуникативная компетенция формируется благодаря развитию всех включенных в нее компонентов: личностного, управленческого и деятельностного. Следует отметить, что развитие вышеназванных компонентов в структуре информационно-коммуникативной компетенции проходит три уровня: ориентирующий, базовый, продвинутый.

Таблица 1

Содержание уровней компонентов в структуре информационно-коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка

Уровень

Содержание уровней личностного, управленческого и деятельностного компонентов

Ориентирующий

Уровень активности познавательной деятельности учащихся при работе с информацией снижен. Отсутствие самостоятельности, неготовность учащихся к проявлению мотивации к иноязычному общению; пассивность в отношении расширения социального опыта и саморазвития.

Базовый

Уровень активности познавательной деятельности учащихся при работе с информацией достаточно высок. Готовность учащихся к проявлению мотивации к иноязычному общению; проявление активности в отношении расширения социального опыта и саморазвития.

Продвинутый

Активность познавательной деятельности учащихся при работе с информацией на высоком уровне. Проявление самостоятельности, готовность учащихся к проявлению мотивации к иноязычному общению; отсутствие пассивности в отношении расширения социального опыта и саморазвития.


Приведенная выше структура информационно-коммуникативной компетенции учащихся средних классов на уроках английского языка дает возможность моделировать процесс обучения иностранному языку. Формирование личности самостоятельной, готовой к межкультурному иноязычному общению, способной к проявлению активности при работе с различного рода информацией – все это является целью обучения иностранному языку.

Таким образом, информационно-коммуникативную компетенцию можно рассматривать как интегративное качество личности, необходимое для овладения способами работы с информацией. Её формирование происходит в процессе решения учащимися задач по освоению учебной информации и базируется на развитии его интеллектуальных способностей.

Литература

  1. Бакмаев, А. Ш. Электронная обучающая система в формировании информационно-коммуникационной компетенции будущего учителя информатики: Дис. … канд. пед. наук / А. Ш. Бакмаев // Махачкала, 2013. – 164 с.

  2. Буран, А. Л. Педагогические технологии, используемые в обучении иностранным языкам с применением информационно-коммуникационных технологий / А. Л. Буран // Молодой ученый. – 2011. – №12. Т.2. – С. 81–85.

  3. Игумнов, О. А. Формирование традиции компетентностного подхода в профессиональном образовании // Инновации и традиции в современном образовании: Международная научная Интернет-конференция, СОФ ВГУ, 20-30.05.2009, г. Старый Оскол // http://conf.sofvgu.ru/?d=section&id=&r=view&top=53 (дата обращения: 18.11.2015)

  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Образование и общество: научный и информационно-аналитический журнал. – 2002. – С. 23–38.

  5. Словарь основных понятий и терминов [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://book.kbsu.ru/theory/definition.html (дата обращения: 24.04.2016).

  6. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2 – С.58 – 64.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!