СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Опричнина» Ивана IV. Историография проблемы. Роль личности царя. Социальная природа. Результаты.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой категории собраны дидактические материалы по истории. Различные факты, статьи, подборки, выдержки из энциклопедий и литературы расскажут вам о различных этапах истории нашего государства. В помощь учителю и обучающимся.

Просмотр содержимого документа
««Опричнина» Ивана IV. Историография проблемы. Роль личности царя. Социальная природа. Результаты.»

«Опричнина» Ивана IV. Историография проблемы. Роль личности царя. Социальная природа. Результаты.

Политика опричнины до сих пор вызывает недоумение у многих исследователей.

  • Одни историки видят в опричнине проявление психической ненормальности царя (Карамзин). Его поражали резкие противоречия, совмещавшиеся в царе. Он видит в характере царя непостижимую смесь добра и зла.

  • Своеобразный взгляд на Ивана IV высказал Погодин. Царь не принимал, по его мнению, никакого участия в управлении.

  • Другие считают ее закономерной и прогрессивной по своему характеру.

  • Широкое распространение получила концепция С.Ф. Платонова, определявшая опричнину как аграрный переворот, вызванный борьбой прогрессивного поместного землевладения - дворянства с реакционным боярсьвом. Марксистская историография развила эту точку зрения, придав ей классовую направленность. В 30-40-ые гг. личность и деятельность Ивана IV всячески идеализировалась (С. Эйзенштейна), т.к. служила историческим и моральным обоснованием сталинских репрессий.

  • С середины 50-х гг. начинается критическое переосмысление роли личности Ивана IV его политики опричнины. В.Б. Кобрин развеял этот миф – пострадали все – и боярство, и дворянтсво, и крестьяне и города. Царь не делал различий. Кобрин видел в опричнине стремление царя к укреплению единоличной власти, альтернативу мирным реформам. При отсутствии достаточных предпосылок для немедленного установления самодержавной формы правления и незавершенности формирования аппарата власти, эти стремления, по его мнению, вылились в террор. Фёдоров: в россии не было предпосылок для установления абсолютной власти по причине отсутствия: полиции, регулярной армии, централизованного гос. Аппарата.

  • Соловьев видел в опричнине борьбу гос-х и родовых начал

  • Хорошкевич обосновывал опричнину внешнеполитическими причинами: на за рубежом его власть не признавали (титул царя) Кроме того Иван сам сомневался царь ли он? Т.к. ходили слухи, что отправленная в монастырь 1-я жена Василия III все-таки родила сына, а значит брак с Еленой Глинской был незаконным и рождение Ивана тоже. Отсюда репрессии внутри страны – чтоб боялись.

Представитель всемирно-исторической теории Н.М. Ка­рам­зин (1766—1826) ввел в историографию идею “двух Иванов”, со­зданную политическим противником, а сначала верным воеводой царя Ивана — князем Андреем Курбским. По ней, Иван Грозный — добродетельный герой и мудрый государственный муж в первую половину своего царствования и тиран-деспот — во вторую. Многие историки связывали резкую перемену в политике государя с его психическим заболеванием, подготовленным тяжелым детством и вызванным смертью первой жены Анастасии Романовны7.

Историк конца XIX — первой половины ХХ века С.Ф. Плато­нов (1860—1933) создал ту концепцию деятельности Ивана IV, которая с небольшими изме­нениями стала базовой у советских историков. По мнению Платонова, Иван Грозный вел борьбу против боярства как главного тормоза на пути центра­лизации страны.

А. А. Зимин, Б. А. Рыбаков- рассматривает оприч­ни­ну как необходимость изменения методов управ­ления государством. Боярство, борясь против централизации, вынудило Ивана IV перейти от отношения к нему лояльного (реформ) к отношению жесткому, силовому.

В.Б. Кобрин (1930—1990) считал, что Иван IV осуществлял геноцид народа с целью установления личной диктатуры. А опричнина не только не укрепила государство, наоборот, привела его к кризису. Исследуя по­ли­ти­ку “добродетельного героя и мудрого государственного мужа в первую по­ло­ви­ну царствования”, он приходит к мнению, что без введения опричнины госу­дар­ство “на пути либеральных преобразований” продвинулось бы вперед в XVI веке и получило ровное, поступательное движение в последующие века.

По мнению Вернадского, На Ивана 4 повлияло бегство Курбского, Он стал очень подозрительный. В конце концов, он решил сломить аппозицию бояр и принять чрезвычайные меры и для своей личной защиты и для усиления контроля над армией и администрацией.

По мнению Ключевского, Царь произвел на современников двойственное впечатление. Они никак не могли понять смелых и обдумчивых его начинаний в начале царствования, и жестокостями времен опричнины.

Итак, наступил 1564 г., последний доопричный год. Ситуация в стране была тревожной. В апреле из Юрьева Ливонского (ныне г. Тарту) бежал в Великое княжество Литовское опытный и видный воевода князь Андрей Михайлович Курбский. Беглый боярин прислал из-за рубежа краткое послание своему бывшему монарху, в котором гневно обвинил царя в тирании, казнях невинных людей. Таков был канун опричнины.

3 декабря 1564 г. началось стремительное развитие событий: в этот день царь с семьей и приближенными выехал на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. Царь к концу декабря добрался до Александровской слободы (ныне г. Александров Владимирской области) — села, где не раз отдыхал отец Ивана IV. Оттуда 3 января 1565 г. в Москву приехал гонец, который привез две грамоты.

В первой, адресованной митрополиту Афанасию, сообщалось, что «государь положил свой гнев на всех епископов и настоятелей монастырей, а опалу — на всех служилых людей, от бояр до рядовых дворян, поскольку слу­жилые люди плохо служат, а церковные иерархи их покрывают». Поэтому он, «от великие жалости сердца, не хотя их изменных дел терпети, оставил свое государство и поехал, где вселится, иде же его государя, бог настовит».

Вторая грамота была адресована всему посадскому населению Москвы, в ней царь заверял простой московский люд, чтобы «они никакого сомнения не имели, гнева и опалы у царя на них нет».

Возникает вопрос: а как же в данной ситуации быть? Ведь государство тем и государство, что во главе его стоит государь. Именно так, по словам официальной летописи, толковали московские люди, выслушав царские грамоты. И они решительно потребовали, чтобы бояре упросили вернуться царя на государство. Уже через два дня депутация духовенства и бояр была в Александровской слободе. Царь смилостивился и согласился возвратиться, но при двух условиях: имел право казнить без суда и следствия.

Слово «опричнина» употреблялось лет за сто до Ивана IV. Происходит оно от слова «опричь», являвшегося в древнерусском языке синонимом слова «кроме». После смерти или гибели воина на поле боя поместье, пожалованное ему за службу Великим князем, забиралось в казну, опричь (кроме) небольшого участка земли — своеобразного пенсионного фонда, который отдавали его вдове и детям. Этот остаток поместья и назывался «опричниной». Таким образом, Иван Грозный назвал опричниной небольшой «пенсионный» удел, в который он «удалялся от царствования». Вся страна — «земщина» — оставалась, согласно его уверениям, в управлении Боярской думы. В опричнину Иван IV отобрал лучшие территории.

Опричнина являлась кровавой совершав­шейся по велению царя. Исполнителями его приказаний являлись люди без стыда и совести. Со своими страшными эмблемами — собачьей голо­вой и мет­лой (символы уничтожения крамолы) у луки седла .

Царский указ одинаково сгонял с земли и удельного князя, владельца наследственной территории, и мелкого служилого человека. под опалу попали Шуйские, разгромлена суздальская группировка.

Иван IV был убежден в христианском долге его подданных (включая его родственников) — служить царю. Государь и считал-то их не подданными, а рабами, холопами, которых волен казнить или жаловать.

Царь всячески старается обеспечить всенародную, всесословную поддержку его политики. Видимо, с этой целью указ о введении опричнины был представлен на утверждение Земского собора в феврале 1565 г. В 1566г. Земский собор высказал своё недовольство опричниной, после этого новые казни. В 1569-70гг. Иван 4 совершил поход на Новгород ,кот. Якобы решило отойти под власть Литвы. В итоге войско опричниное разгромило и разграбило весь город.

Осенью 1572 г. государь опричнину «отставил», и сразу же она стала одиозной. Наказанию кнутом подлежал тот, кто только осмеливался произнести это слово. Отмена опричнины, однако, не прекратила террора. Он продолжался, но в меньших масштабах.

Каковы же ближайшие и отдаленные результаты опричнины?

  1. После опричнины в стране разразился тяжелейший экономический кризис — деревни и села Центра и Северо-Запада (Новгород­ские земли) запустели. По прочтении писцовых книг конца XVI века возникает впечатление, будто страна пережила вражеское нашествие. Необработан­ными оказались до 90 % земли. К тому же в 1570—71 гг. в дополнение ко всем бедам на Россию обрушилась эпидемия чумы.

Общий результат опричнины историк-либерал В.О. Клю­чевский формулирует так: «Современники поняли, что опричнина, выводя крамолу, вводила анархию, оберегая государя, колебала самые основы государства. Направленная против воображаемой крамолы, она подготовляла действительную».

  1. Внешняя политика в последний период царствования Грозного представляет ряд неудач. Силы страны, истомленной долгой войной и опричным террором, слабели и истощались. В 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей со своей конницей прорвался до самой Москвы, взял город, сжег и разграбил его (только Кремль уцелел) и, забрав огромное количество пленных, ушел в Крым.

Затянувшаяся Ливонская война продолжалась, но уже без успеха для российского оружия. В 1576 г. на польско-литовский престол был избран Стефан Баторий — энергичный, смелый, талантливый полководец. Перейдя в наступление, он в 1579 г. взял обратно Полоцк; все завоевания Ивана Грозного в Лифляндии также были потеряны. В 1582 г. было наконец заключено перемирие на 10 лет, по которому Грозный отказался от всех своих завоеваний в Литве и Лифляндии. Война, продолжавшаяся четверть века, Россией была проиграна.

Шведы также перешли в наступление на севере и взяли города Ивангород, Ям и Копорье, расположенные на южном побережье Финского залива. В 1583 г. со шведами было заключено перемирие, по которому они удержали за собой последние завоевания, а Грозный потерял даже тот кусочек Балтийского побережья, которым владел в старину Новгород Великий.

  1. Уничтожение родственников в дальнейшем привело к династическому кризису (сыновья Иван и Федор болели, у Дмитрия Уленского тоже была эпилепсия).

  2. Кризис поместной системы, когда опричники пересылались из одной земли в другую и обороноспособность не обеспечивали

  3. Был сделан 1-й шаг к крепостному праву. Для преодоления кризисного положения власть пошла на запрет крестьянского "выхода". Отмена Юрьева дня в 1581 г. из временной меры переросла в постоянную, что привело к закрепощению крестьян.

Таким образом, Иван 4 борясь с мятежами и изменами боярской знати, видел в них главную причину неудач своей политики. Он твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержавной власти, основным препятствием к установлению которой, по его мнению, были боярско-княжеская аппозиция и боярские привилегии. Острота момента и общая неразвитость форм государственного аппарата, а так же особенности характера царя, бывшего человеком крайне неуравновешенным, привели к установлению опричнины. Опричнина не уничтожила окончательно боярско-княжеское землевладение, хотя сильно ослабила его мощь, была подорвана политическая роль боярства. Опричнина привела еще к большему обострению противоречий внутри страны, ухудшило положение крестьянства, и во многом способствовала его закрепощению.

Ряд историков считает, что альтернативой опричнине могли стать реформы подобно реформам «избранной рады».