СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт преподавания факультатива «Основы православной культуры». Первые шаги

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просвещение приносит благие плоды обществу тогда, когда основанием ему служит вера

К. Д. Ушинский

Просмотр содержимого документа
«Опыт преподавания факультатива «Основы православной культуры». Первые шаги»

4


Введение

Нетрудно обучить животное,

нетрудно обучить невежду,

но трудно обучить того,

кто сам будучи невежественным,

стал учителем для других

Н. Сербский

(Слайд 2)

Школьная пора – важнейший период человеческой жизни. Не подготовка к грядущей, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, юность, кто был рядом с ребенком в эти годы, что вошло в его разум  и сердце из окружающей действительности, в решающей степени зависит, каким человеком станет наш воспитанник. Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком — это стержень всего ствола. Детство — это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно.

Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно — нравственной личности ребёнка.

Школа занимается светским образованием. Образование светское, но понимание данных сочетаний слов следующее: образование — от образа Божия (Слайд 3)      Слово «светскость» исходит от корня «свет». Свет, восходящий от Бога. Не дать погаснуть этой божественной искре в ребенке, еще более разжечь ее – вот какой должна быть задача школы. Мы, учителя, формируем, воспитываем личность. Личность понятие христианское, его нет в других культурах (смысловой ряд: лик – личность, без лика – безличный, без образования – без образа, безобразный). (Слайд 4)

Воспитание детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в   мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке   Человека? Знаете, каков девиз одного из крупнейших и престижнейших университетов мира - Оксфордского? Его составили три латинских слова: Dominus Illuminatio Mea , в переводе с латинского « Господь-мое просвещение» (Слайд 5) Так, может, потому в сытой "загранице" так неплохо живут, что не рушили они колоколов, не отрекались от своих святых? Пришла пора уже сеять и в наших школах вечное «слово Божие».

Главным богатством в третьем тысячелетие должно стать не материальное накопительство, а человеческое начало в человеке. Еще Сухомлинский говорил: «Мир вступает в век Человека. Больше, чем когда бы то ни было, мы обязаны сейчас думать о том, что  мы вкладываем в душу человека».

А что происходит сегодня? Нынешний век наиболее правильно назвать информационным, но появилась еще одна характеристика, которая ворвалась в наше сознание несколько лет назад. Наш век назван сетевым (Слайд 6) Сегодняшние дети – дети сетевого столетия, приобщающиеся к информационной социализации. Социализация – это пространство, в котором ребенок живет. Социализация – это приобщение к миру ценностей.  И образование – это не инструмент, а один из важнейших институтов социализации. Он находится в постоянных, сложных отношениях с другими институтами, в первую очередь с институтом семьи. Но сегодня школа имеет дело с другим поколением – поколением информационных акселератов. Весь трагизм ситуации в том, что грядущее поколение на грани разрыва времен. Как никогда сегодня актуальны Шекспировские слова о том, что распалась связь времен. Современный ребенок знает и умеет, но его беда в том, что он не хочет.


Задачи взаимодействия учреждения образования и Церкви.

Просвещение приносит благие

плоды обществу тогда, когда

основанием ему служит вера


К. Д. Ушинский

(Слайд 7)

Задача образования не дробить мир, а давать целостную картину мира. Это должно стать навигатором движения в изменяющемся информационном мире. Это миссия учителя. Пустота, которая сложилась из-за того, что традиция религиозного образования была прервана, в советские годы была заполнена идеологическими мифами, и в значительной мере, эти мифы продолжают восприниматься многими как нечто само собой разумеющееся.

Кроме того, особенность современных медиа такова, что в центре внимания чаще всего оказываются носители крайних мнений – если не просто скандалисты.

Патриарх Кирилл обозначил позицию Церкви и отверг известный тезис о конфликте науки и религии:“Религиозный и научный способы постижения мира не противоречат друг другу — в том плане, в каком не противоречат друг другу наука и искусство, религия и искусство”(Слайд 8)

Религия и наука отвечают на разные вопросы, ошибочно относиться к книге Бытия как учебнику по естественным наукам или искать в биологии ответ на вопрос о смысле существования:“Можно сказать, что религия, наука и искусство — это разные способы постижения мира и человека, познания мира человеком. У каждого из них свой инструментарий, свои методы познания, они отвечают на разные вопросы. Наука, например, отвечает на вопросы «как» и «почему». Религия — на вопрос «для чего». В центре религиозного познания — проблема смысла жизни и отношения к смерти. Если наука занята вопросом о том, как на земле появилась органическая жизнь, то религия — для чего появилась жизнь. Наивно прочитывать книгу Бытия как учебник по антропогенезу, но равно контрпродуктивно искать в учебниках по биологии или физике ответ на вопрос о смысле жизни”.

Итак, Церковь и наука – естественные союзники; религиозный и научный поиск – разные области деятельности, их не стоит ни противопоставлять другу другу, ни смешивать; целостный, гармоничный человек призван сочетать в себе и веру и науку.(Слайд 9)

Патриарх предлагает широкий, открытый горизонт, в котором помещается и наука, и религия. Так создал нас Бог – для молитвы и познания.


Первые шаги. Из опыта работы.


В основу развития человека должны быть

положены вечные общечеловеческие ценности,

берущие начало из христианских заповедей

К.Д.Ушинский

(Слайд 10)

Я работаю учителем химии и биологии в государственном учреждении образования «Макаричский детский сад – базовая школа», здесь же, как педагог дополнительного образования веду кружок «Основы православной культуры».

Программа составлена на основе типовой и учебной программы факультативных занятий « Основы православной культуры. Православные святыни восточных славян» для 1-11 классов Министерства образования Республики Беларусь, научно-методического учреждения «Национальный институт образования»

Цель: воспитание высоконравственной личности на основе ценностей восточно - славянской и отечественной православной культуры.

Задачи:

Обучающие:

- сформировать первоначальные понятия о православной вере, учении;

- способствовать усвоению детьми христианского искусства, иконописи, литературы, музыки;

- раскрытие роли Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа;

Развивающие:

-способствовать творческому развитию ребенка;
- повышать эрудицию ребенка;

-формировать желание продолжить дальнейшее обучение.

Воспитывающие:

-способствовать формированию нравственных качеств личности – умению прощать, чувства долга, ответственности перед родителями, обществом за свои поступки.

- формирование активной жизненной позиции, социальной ответственности учащихся, бережного отношения к историко-культурному наследию своего Отечества;

-воспитывать любовь к Родине и уважение к отечественным традициям;

-создание условий для последовательного приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям и формирования гражданского патриотизма.(Слайд 11)

Начало работы -2015/2016 учебный год. Количество детей в группе- 8 человек. Дети разновозрастные – это учащиеся 3-8классов. В этом учебном году кружок посещают в основном учащиеся начальной школы. Занятия кружка проходят по субботам, продолжительность занятий 1 час.

Душа человеческая – «по природе христианка», и поэтому дети так открыты, так отзывчивы на все доброе и прекрасное, и сердце их способно воспринять значительно больше, чем считают взрослые. О некоторых духовных дарах сказано, что Бог утаил от мудрых и разумных, и открыл то младенцам (Мф. 11,25).

Поэтому в своей работе с детьми я использую игры как самый близкий ребенку вид деятельности. В игре дети лучше всего постигают нормы нравственности и красоты. Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил и при умелой организации учит многим христианским добродетелям: терпимости к другим, смирению.

Одной из любимых игр детей стала игра «Найди слова, начинающиеся со слов «добро, или добр» и «благо или благ». При проведении этой игры было выявлено, насколько обеднел современный русский язык без церковно-славянского языка. Мы провели небольшое исследование и из просторов интернета извлекли 209 слов, начинающихся на «благо или благ» (Слайд 12) и 76 слов, начинающихся на «добро, или добр»(Слайд 13) Но на этом мы не останавливаемся и продолжаем работу.

На занятиях мы размышляем над важнейшими вопросами жизни. Что такое милосердие и сострадание? Что такое совесть и раскаяние? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми?

Десять Заповедей содержат в себе самые главные основы нравственности, закладывают те фундаментальные принципы, без которых невозможно существование никакого человеческого общества. Поэтому они являются как бы конституцией человечества. Вероятно, по причине такой чрезвычайной важности и неприкосновенности, Десять заповедей, в отличие от других заповедей, были написаны не на бумаге или каком — либо другом тленном предмете, а на камне.(Слайд 14)

Оглядываясь назад, вспоминая детство, перед глазами вырисовывается образ бабушки, молящейся перед иконкой. Первая икона в моем доме - тоже ее подарок. Более двадцати лет эта икона была для меня просто выцветшей фотографией. Тогда и не предполагалось о том, что пройдет столько десятков лет и я стану верующим человеком.

Представление иконы - это один из элементов занятия. Из священной истории дети узнают, что «матери часто приносили и приводили детей ко Христу, чтобы Он прикоснулся к ним, возложил на них руки, помолился и благословил их. (Слайд 15)

В общем и в целом, мотивация детей велика. И это неудивительно: живой и яркий язык библейских сказаний, сильные, мудрые и, главное, добрые герои, способные жертвовать жизнью за свою Веру, инстинктивно привлекают души ребят, еще не до конца испорченные современными представлениями о том, каким должен быть человек XXI века.

Однако есть и сложности. Прежде всего, это связано с педагогической запущенностью учащихся из так называемых “неблагополучных” семей, а такие дети в основном и посещают кружок.

На подростков оказывают влияние и образы “крутого парня” и “клевой девчонки”,(Слайд 16) упорно навязываемые телевидением и шоу-бизнесом, причем последний сознательно противопоставляет себя духовно-нравственным ценностям. Именно поэтому в первую очередь среди многих подростков несерьезно и тяжело воспринимаются рассказы о подвижничестве христианских святых и ветхозаветных персонажей, благостной и чистой жизни которых необходимо подражать нам всем. Создается противоречие: дети на занятиях слушают о страданиях Иова, готового пожертвовать всем из-за любви к Богу, а затем, приходя домой в интернете видят вполне самодостаточных поп-звезд, пятиминутное кривлянье которых на сцене под фонограмму приносит им вполне ощутимое благополучие и, которые явно не страдают из-за отсутствия любви к Богу и людям. Здесь необходим упорный диалог, возможно, даже спор.

Ребенок же, еще не достигший возраста подросткового максимализма и комплекса неполноценности, подобен губки, впитывающей все подряд. И важно именно то, что он “впитывает”. Будет ли это нравственный язык Библии и христианской культуры, основанный на любви к людям, умении видеть прекрасное в добрых поступках, или эгоизм современной западной культуры.

Во время занятий чувствуется большая разница в восприятии воспитательного материала у учащихся 3-6 классов по сравнению с учащимися 7-9 классов. Детям, в отличие от подростков, более понятна фраза “это хорошо, а это плохо”. Примером может служить рассказ о Каине и Авеле. Третьеклассники сделали вывод - завидовать плохо, зависть ведет к страшным поступкам, а 14-летний подросток хоть и сделал вывод, что зависть и гордыня – причина несчастий, однако от себя добавил, что это утверждение, по его мнению, явно устарело. И здесь, главная задача учителя, попытаться объяснить ученику-подростку весь смысл слова “гордыня” (превозношение себя перед другими, т.е. отношение к другим людям как к вторичному явлению).

Нельзя научить человека быть нравственным, если дать ему несколько уроков и учебник в руки. В своё время Джон Грэй говорил, что ребёнок не научится прощать, если ему прощать некого, не научится сотрудничать, если всё всегда проходит так, как хочется ему, не научится сочувствию и уважению, если он не видит, что другие испытывают боль и переживают неудачу, не разовьёт в себе отвагу и оптимизм, если ему не придётся столкнуться лицом к лицу с неприятностями.

Несмотря на подобного рода проблемы, можно с большой долей уверенности говорить о позитивных моментах. Их много, но главное, что учащиеся интересуются новым для них материалом. Особенно им нравятся сюжеты Ветхого и Нового Заветов. Школьникам, как младшим, так и старшим, интересно было узнать о связях между современными научными открытиями и чудесными событиями, описанными в Библии. Например, во время рассказа о Всемирном потопе, мы находим различные упоминания о нем в древних китайских, вавилонских и других сочинениях. После обсуждения Ветхозаветных сюжетов, дети любят разукрашивать картинки, изображающие ту или иную историю, делать подарки своими руками к праздникам. Это помогает развивать воображение, способствует образному запоминанию. ( Слайд 17)

Кроме программного изучения предмета с детьми мы готовим праздники. Ведь православные праздники – это неиссякаемый источник традиций и обрядов. Ни одно мероприятие не может проходить ради того, чтобы отметить красный день календаря. Оно должно иметь «крупные дозы воспитания», направлено на развитие ребёнка, на его познавательный, эстетический, нравственный, коммуникативный потенциал. Самыми любимыми праздниками у ребят стали Рождество Христово, Пасха. Готовясь к этим замечательным датам, ребята разучивают праздничные песнопения, готовят выставки рисунков, поделок, пасхальных яиц, букетов (Слайд18,19)

При подготовке к православным праздникам младшие школьники тоже проявляют больше интереса, чем подростки. Однако, положительный момент уже в том, что здесь вовлекаются учащиеся всей школы, а не только кружковцы. Становятся традиционными Рождественские и Пасхальные концерты, на которых обязательно присутствует протоиерей Свято-Вознесенского храма г. Петрикова отец Дмитрий Пасечник. Дети с нетерпением ждут живого общения с представителем православной Церкви и, конечно же, сладких подарков, которыми их щедро одаривает отец Дмитрий.(Слайд 20, 21)

С отцом Дмитрием у нас тесное сотрудничество. Как педагог дополнительного образования я еще являюсь руководителем воскресного кружка «Благо Твори», который работает в ЦТДиМ. Кружок посещают 16 учащихся из трех школ г Петрикова. Занятия начинаются с практической части. Ребята приходят в Свято –Вознесенскую церковь, участвуют в богослужениях, исповедаются, причащаются (Слайд 22 ) После окончания Божественной литургии все вместе идем в центр творчества, где проходит теоретическая часть занятий.

Стало традицией на Рождество и в Светлое Христово Воскресение после праздничной Литургии устраивать театрализованные представления( Слайд 23,24)

Воспитанники объединений по интересам участвуют в различных мероприятиях и конкурсах. Так, учащийся ГУО «Макаричский д/с-базовая школа» Жуковец Кирилл в 2015/2016 уч г ,участвуя в проекте «Собери Беларусь в своем сердце» представлял свой видеофильм “Падарожжа па зямлі беларусаў”в Республиканском лагере “Зубренок”. В этом учебном году Кирилл занял первое место в районном конкурсе “Зеленая фотография”, второе место в этом же конкурсе заняла воспитанница кружка “Певчие знички” Пасечник Маргарита. В 2015/2016 уч г Пасечник Маргарита и Крупа Влад (“Благо Твори”) участвовали в проекте “ Юная телезвезда”,завоевав призовые места. Влад Крупа вышел в полуфинал, а затем в финале получил приз зрительских симпатий (Слайд 25,26)

Воскресный кружок в основном посещают дети и внуки прихожан храма. Дети не воцерковленных родителей, как правило, быстро «отсеиваются». Здесь мы  сталкиваемся с объективной жизненной проблемой, вызванной историческими причинами.

За годы потрясений, пережитых Церковью в XX в., было воспитано не одно поколение людей, лишенных элементарных представлений о православной вере; в значительной степени была утрачена преемственность опыта внутренней духовной жизни; во многом был предан забвению православный жизненный уклад семьи. Некоторые воспитанники приведены родителями, имеющие  весьма смутное представление о православной вере и не желающие  его расширять, но которые все же хотели бы, чтобы их ребенок получил некое духовное образование, т.е., чтобы у него был сформирован тот духовный стержень, который поможет ему в жизненных испытаниях. Но здесь возникает явное противоречие: ребенок получает новые теоретические знания, формирующие его мировоззрение, однако практически, дома, он продолжает жизнь в атмосфере, далекой от православного уклада. Понятно, что занятия в кружке не проходят совершенно бесследно – ребенок меняется, однако выдержать такие несоответствия и своего рода раздвоения бывает сложно.  Поэтому в своей деятельности мы должны ориентироваться на то, чтобы формировать в своих стенах некую духовную среду, основная характеристика которой - это атмосфера соборной православной семьи. Наша задача при этом: дать ребенку не просто некое рассудочное знание о Боге, но в первую очередь привить ему опытное сердечное знание Бога, что достигается лишь при воспитании искренней веры, передаваемой "от сердца к сердцу". 

ОПК— это только начало большого и трудного пути, своеобразная ступень для духовно — нравственного роста и воспитания наших детей, но очень важно, чтобы сама школа хотела изучать православную культуру.

При проведении занятий по “Основам православной культуры”есть один очень важный момент. Главная ответственность в передаче знаний лежит на руководителе объединения в большей степени, чем на учебнике, но и учебников по данному предмету нет. Поэтому в своей работе основываюсь на опыты святых подвижников, которые в свое время были учителями Закона Божия. Конечно, курс ОПК, сильно отличается от дореволюционного Закона Божия. «Основы…» не ставят своей целью воспитание в вере, не включают обрядов и таинств. Напротив, курс носит светский, культурологический характер, преследующий цели обучения, воспитания и общего развития школьника. ОПК не вторгается в круг чисто духовных вопросов, поэтому и преподавать его могут учителя, не обязательно тесно связанные с жизнью Церкви.

Изучая опыт Иоанна Кронштадтского,(Слайд 27) который более 25 лет посвятил педагогическим трудам в уездном училище и Кронштадтской гимназии, не могу не процитировать слова святого: «Всякий учитель должен крепко беречь простые, чистые и добрые сердца детей, их восприимчивую и впечатлительную, как воск душу… Надо крепко заботиться о чистоте сердец отроческих и о нерастленности тел их; с телом и душа страшно растлевается; любовь и почтение к ближнему угасает».

Педагогической проблемой для учителя ОПК не погруженного в жизнь Церкви, Ее традиции и историю, могут стать более глубокие знания в области православия школьников из воцерковленных семей. Эта ситуация несет опасность как для ученика – стимулируя в нем гордость, так и для учителя, обязанного «не допустить свой учительский авторитет до падения». Педагог должен, по мнению отца Иоанна, «уметь поддержать уважение к себе учеников и во все время их учения оставаться их научным идеалом…». К тому же,  разрабатывая сценарии к православным праздникам, надо соблюдать церковные каноны и догматы, а без специальных знаний сделать это очень трудно. 

Но это не все препятствия, с которыми столкнутся педагоги, которые попытаются преподавать «Основы…», не будучи людьми церковными. Так или иначе, им придется рассказывать детям о Боге и о Его Церкви. И пусть изложение будет заключено в рамках пресловутого культурологического подхода, эти учителя, не желая того, вступают в войну с историческим противником человечества (порой, не веря в само его существование). «Враг, - по словам отца Иоанна Кронштадтского, - крепко воюет на законоучителя: ведь законоучитель противиться диаволу, разрушает его погибельные планы», не ждет ли это противодействие и преподавателей ОПК?(Слайд 28)

Враг «везде лжет … и клевещет на Бога, на истину Божию, теснит, палит, нудит к хуле на истину; связывает язык, омрачает ум, смущает, торопит. И это лишь малые из зол. Что бы уберечься от этих скорбей, учителю необходимо быть членом Церкви, пользоваться Ее защитой и поддержкой, прибегать к молитвенной помощи Пресвятой Богородицы и святых.

ОПК —  это есть прикосновение к тем самым истоком, из которых должен пить каждый человек, живущий на земле, которую считает своей.   Как можно беречь и сохранять то, чего не знаешь? А разве не стыдно не знать историю одной из древнейших мировых цивилизаций, той, к которой мы принадлежим независимо от нашей этнической принадлежности?»

Именно поэтому Православная культура должна стать «частью души ребенка, началом, порождающим личность».

А свое выступление хочу закончить словами героини Сэлинджера из романа «Над пропастью во ржи»: “И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа…”(Слайд 29)














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!