СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Орфоэпия.Нормы орфоэпии.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Орфоэпия.Нормы орфоэпии.»


Урок русского языка

Орфоэпия. Ударение. Выполнение тестовых заданий.

Класс: 10

Цели урока:

а) образовательные: познакомить учащихся с особенностями русского ударения; формировать орфоэпические навыки в целях подготовки к ЕГЭ; повторить правописание Н и НН в причастиях.

б) Развивающие: развитие речи учащихся, развитие творческих способностей, развитие логического мышления (умения анализировать и синтезировать).

в) Воспитательные: воспитание бережного отношения к родному языку, внимания к русской классической литературе.

Оборудование: проектор, экран, компьютеры, диск с тестами, раздаточный материал, учебник «Русский язык. 10-11 класс», авторы Н. Г. Гольцова,

И. В. Шамшин).

ПЛАН УРОКА

1. Вступительная беседа. Постановка цели урока.

2. Сообщение учащегося «Особые случаи произношения гласных и согласных звуков»

3. Изучение нового теоретического материала.

4. Поверка домашнего задания.

5. Тренировочные упражнения.

6. Словарная работа.

7. Работа с текстом.

8. Домашнее задание.

  1. Вступительная беседа. Постановка цели урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начать наш урок мне хотелось бы с небольшого отрывка. Представьте, что вы услышали, как кто-то говорит:

- Хочу немного побАловать себя. Что-то давно не пекла тортОв. Для тортА хорошо бы купить арахИс. С арахИсом торт вкУснее. Многие амЕриканцы любят арахИсовое масло. А я предпочитаю укрАинский борщ.

Что режет слух в этом тексте? (Ответы детей).

А ведь многие из окружающих нас людей так и говорят. Это свидетельствует о том, что наш «великий, могучий русский язык» - явление уникальное. В нём тесно переплетаются и орфоэпические нормы, и ненормативное произношение слов.

Сегодня наш урок посвящён важному и трудному разделу языкознания - орфоэпии. Откройте тетради, запишите число, тему урока (проецируются на доске).

На занятии мы должны рассмотреть два основных раздела орфоэпии.

1. Особые случаи произношения гласных и согласных звуков.

  1. Особенности русского ударения.

2. Сообщение (на экран проецируется таблица «Особые случаи произношения гласных и согласных звуков»).

  1. Изучение нового материала.

На экран проецируется таблица «Особенности русского ударения».

ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО УДАРЕНИЯ

Особенность

Пояснения

Примеры

1. Разноместность

Может падать на любую часть слова (сравните: фр. – последний слог; англ. – обычно первый слог; польский – чаще всего предпоследний слог)

Резать

Вырезать

Вырезать

Вырезной

2. Подвижность

Может перемещаться при изменении слова

Вода – воды

воды

3. Вариантность

(вариативность)

Наличие слов с разными вариантами ударения

Творог, одновременно, петля, камбала

4. Стилистическая функция

Вариант ударения в некоторых словах зависит от речевой ситуации и определяется отношением к литературной / разговорной норме, общему / специальному употреблению

Феномен (лит.) – феномен (разг.);

прикус (общ.) – прикус (медиц.); шёлковый (общ.) – шелковый (народно-поэтич.)

5. Семантическая (смыслоразличительная)

функция. Явление омографии.

Омографы – слова одной части речи, одинаковые по написанию, но разные по ударению, различающему их смысл

Замок – замок, орган – орган, мука – мука, парить – парить, проклятый – проклятый


Учитель: Обратимся ко второму разделу. Неверная постановка ударения – наиболее часто встречающаяся орфоэпическая ошибка, что во многом объясняется спецификой русского ударения. Посмотрите на таблицу.

Первой особенностью русского ударения является его разноместность. Оно может падать на любую часть слова, в отличие от фиксированного: во французском языке - на последний слог, в английском – обычно на первый слог, в польском – чаще всего на предпоследний слог. В русском же языке ударение может падать на любой слог и на разные морфемы в однокоренных словах. Например: рЕзать – на 1-ый слог (корень), вЫрезать – 1-ый слог (приставка), вырезАть – 3-ий слог (суффикс, вырезнОй – 3-ий слог (окончание).

- Назовите вторую особенность ударения, прочитайте пояснения и примеры.

- Какова третья особенность?

- Знакомимся с четвёртой особенностью.

- И пятая особенность русского ударения?

(Учащиеся отвечают по таблице)

Учитель: Ребята, обратите внимание на такой факт. Установлено, что около 96% слов русского языка отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную лексику языка, отличаются разноместностью и подвижностью. Около 5000 слов в современном русском языке имеют вариантное ударение.

  1. Проверка домашнего задания.

Учитель: Ещё одной особенностью русского ударения является его изменчивость. Если открыть произведения писателей первой половины XIX века, в них можно найти много слов с совершенно другими ударениями, чем сейчас.

Так, в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» читаем:

В России под великим штрафом

Нам каждого признать велят

Историком и геогрАфом.

Как мы видим, слово геОграф произносилось как геогрАф. Дома вы должны были выписать по группам из художественной литературы примеры слов, которые произносились не так, как сейчас.

Первая группа – примеры из басен Ивана Андреевича Крылова.

Вторая группа – примеры из романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».

Третья группа – примеры из стихотворений Михаила Юрьевича Лермонтова.

- Какие примеры вы выписали? (ответы и пояснения детей)

Молодцы! Вы привели очень интересные примеры, которые говорят нам об изменчивости русского ударения.

  1. Тренировочные упражнения.

Для нас особенно важно научиться правильно определять ударение в словах, так как орфоэпические нормы встречаются в варианте ЕГЭ (задание А1). На столах у вас лежит орфоэпический минимум, которым можно пользоваться при выполнении заданий. Первое упражнение выполняем по группам.

ЗАДАНИЕ 1.

Расставьте ударение в словах, отметьте вариантное произношение.

  1. Каталог, звонит, свекла, творог, главенство, одновременно, кухонный, асимметрия, оптовый, петля, джинсовый, ракушка, плесневеть, обеспечение, сироты, передал, включит, колледж, квартал.

  2. Августовский, ободрить, взяла, облегчит, пуловер, повторит, шасси, жалюзи, принудить, эксперт, столяр, банты, гренки, торты, дотемна, завидно, красивее, щавель, средства.

  3. Инсценированный, менеджмент, знамение, спала (от «спать»), клала, кралась, бархотка, премировать, бомбардировать, вкусны, давнишний, озлобленный, швея, статуя, кедровый, асбест, углубить, откупорить, сливовый.

- Проверяем выполненное задание.

- Откройте учебники, выполняем упражнение 50. Прочитайте слова (по цепочке), расставьте ударения. При выполнении упражнения 52 распределите слова в 2 столбика (с мягким и твёрдым согласным перед звуком [ э ]).

В это время два ученика на доске выполняют индивидуальное задание.

1) Расставьте ударения в словосочетаниях. Составьте и запишите два предложения.

Намерение поступить в колледж, убыстрит развитие логического мышления, доцент языкового вуза, балованные дети, принудить в выборе, отдала ходатайство, давнишний каталог, одолели дремота и зевота, попросить столяра заняться кухонной мебелью, коробка со шприцами.

2) Расставьте ударения в словосочетаниях. Составьте и запишите два предложения.

Продажа тортов, несколько простыней, начала звонить соседям, начаты переговоры, заключит договор, высоко оценена, погружённый в раздумья, стала ещё красивее, повторим тему, завезена из соседних местностей, прибывшие пассажиры, поняв ошибку.

Учитель проверяет индивидуальные задания, объявляет оценку.

- Выполняем следующее задание, спроецированное на доске.



ЗАДАНИЕ 2.

Вспомните, что такое омографы. Определите лексическое значение следующих омографов, расставьте ударение. Составьте и запишите с ними словосочетание.

ПереводнОй – перевОдный, погрУженный – погружЁнный, переходнОй – перехОдный; вЫкупать – выкупАть, остротА – острОта.

Учитель: Молодцы! Очень хорошо справились с этим упражнением. Мы уже разобрали много заданий, и не раз отмечали такую закономерность: в формах женского рода глаголов прошедшего времени (кроме клАла, крАлась) и страдательных причастий ударение падает на окончание А. При этом можно пользоваться следующими памятками.

У многих глаголов при образовании форм прошедшего времени,

у причастий и деепричастий ударение переходит на

другой слог по следующей схеме:

НачАть – нАчал – нАчали – началА – начАв – начАвший


В некоторых глаголах возможны варианты постановки ударения в мужском и среднем роде, а также во множественном числе: на приставку или на корень. В женском роде ударение всегда на окончании. Предпочтение следует отдать следующей схеме:

ПринЯть – прИнял – прИняли – принялА – принЯв - принЯвший


- Используя первую памятку, образуйте формы прошедшего времени, причастия и деепричастия от глаголов брать, взять.

- Используя первую памятку, образуйте формы прошедшего времени, причастия и деепричастия от глаголов отдать, поднять.

6. Словарная работа.

Продолжаем с вами работать со словами с трудным лексическим значением. Запишите слова, спроецированные на доске, расставьте ударения. Определите их лексическое значение по словарю. Составьте с двумя любыми словами предложения.

КОМПРОМИСС – соглашение на основе взаимных уступок.

КОНФОРМИЗМ – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, отсутствие собственной позиции.

РЕФЛЕКСИЯ – размышления, склонность анализировать свои переживания.

ЭФЕМЕРНЫЙ – скоропреходящий, непрочный.

  1. Работа с текстом.

Учитель: Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами работали и на уровне слова и словосочетания, и на уровне предложения. Обратимся к тексту, в котором и раскрывается красота и сложность слова.


Ранняя осень незаметно подкралась к лесным урочищам. В чащобах повеяло холодком, пропита…ым лёгким грибным запахом, тонким ароматом первой опавшей листвы, которой усыпа…ы лесные дорожки.

Ранняя осень – чудесная, неповторимая пора года. В воздухе, напоё…ом ароматом увядающей травы, плывёт серебристо- сизая паутина. Остро чувствуется: каждый песчаный взлобок, завале…ый сосновыми иголочками, тонкая веточка черёмухи, тронутый первой позолотой берёзовый лист – всё обласка…о, покоре…о нежным прощальным теплом солнца.

Каждый человек встречает осень по-своему. Меня ранней осенью всегда тянет в расцвече…ый яркими красками лес. На вечерней зорьке хорошо думается. Только в лесу и можно понять, как тепло прощается родная природа с красным летом.


- Прочитайте текст выразительно.

- Определите тему текста, его основную мысль. (В этом тексте говорится о ранней осени в лесу. Это тема текста. Основная мысль текста заключена в последнем предложении: «Только в лесу и можно понять, как тепло прощается родная природа с красным летом».)

- Укажите слова, трудные с орфоэпической точки зрения? (подкралась, урочищам, напоённой)

- Найдите в данном тексте средства выразительности, укажите их роль. (Эпитеты: лёгкий запах, тонкий аромат, чудесная, неповторимая пора, серебристо-сизая паутина, тонкая веточка, нежное прощальное тепло. Метафоры: осень подкралась, напоённый ароматом воздух, позолота берёзового листа, природа прощается. Также используются ряды однородных членов. Все эти средства выразительности помогают представить картину ранней осени в лесу и показать любовь автора к природе).

- Объясните правописание Н и НН, используя алгоритм, представленный в папке с раздаточным материалом. Запишите эти слова в тетради.

8. Подведение итогов. Домашнее задание.

Молодцы, очень плодотворно поработали. Надеюсь, ударение стало для вас более близким и понятным. Не забывайте чаще заглядывать в орфоэпический словарь.

К сожалению, мы часто неправильно говорим, в том числе ошибаемся в ударениях. В последние годы наши писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой о признаках духовной деградации, напрямую связанной с нашей речью. Как же обратить этот процесс? Подумайте и напишите дома о том, что нужно сделать, чтобы мы все правильно, грамотно и красиво говорить. Запишите домашнее задание – сочинение-миниатюра на тему «На пути к правильной речи».





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!