«Организация логопедической работы с детьми подготовительной к школе группы»
(из опыта работы)
Режим работы логопункта
Дошкольный логопедический пункт
МБДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида города Бокситогорска»
График работы:
Понедельник 9.00-13.00
Вторник 9.00-13.00
Среда 9.00-12.00
индивидуальные консультации
17.00-18.00
(в медицинском кабинете)
Четверг 9.00-13.00
Пятница 9.00-13.00
Что такое логопункт в ДОУ?
Дошкольный логопедический пункт – это форма организации коррекционно-развивающей помощи детям 5 - 7 лет с речевыми нарушениями без перевода ребёнка в специализированную группу.
В логопункт дети зачисляются учителем-логопедом детского учреждения в порядке очереди;
В условиях логопункта учитель-логопед занимается с каждым ребёнком три раза в неделю в форме подгрупповых и индивидуально-подгрупповых занятий;
Списочный состав логопункта 25 человек (дети старшего дошкольного возраста: старшая и подготовительная к школе группа);
В логопункте срок обучения от 6 мес. до 1,5 лет (в зависимости от речевого нарушения сроки обучения могут увеличиться);
Первыми помощниками учителя-логопеда в логопункте являются родители;
Индивидуальное логопедическое занятие с участием родителей (консультация с родителями) учитель-логопед в логопункте проводит 1 раз в 1,5 месяца.
Основные направления коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в логопункте ДОУ:
Логопедическое (ежегодное) обследование воспитанников ДОУ в соответствии с планом работы учителя-логопеда на текущий учебный год, выявление детей, нуждающихся в коррекционно-развивающей (речевой) помощи;
Дети, у которых выявляется риск тяжелого нарушения речи, направляются для более углублённого обследования в ТПМПК, после чего решается вопрос дальнейшего воспитания и обучения в соответствии с заключением (с согласия родителей или официальных представителей) в детском саду с речевыми группами;
Проведение необходимой коррекционно-развивающей работы с детьми, зачисленными на занятия в логопункт в соответствии с программой логопедического пункта ДОУ – «ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ». Авторы программы: Татьяна Борисовна Филичева, Галина Васильевна Чиркина.
Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе с детьми;
Оценка результатов проведения речевой работы с детьми;
Участие в организации работы ТПМПК на базе ДОУ, участие в жизни ДОУ (совместные с воспитателями и специалистами ДОУ педагогические проекты, подготовка и участие в утренниках).
Коррекционо-развивающая деятельность логопункта ДОУ
Количество детей, одновременно занимающихся в логопедическом пункте, не должно превышать 25 человек;
Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых нарушений, то сроки работы с каждым ребёнком могут быть различные. Поэтому дети с логопункта отчисляются индивидуально, по мере исправления речевого нарушения;
Таким образом, логопункт в детском образовательном учреждении – это открытая и крайне подвижная система.
Зачисление детей в логопункт
В логопункт дети зачисляются учителем-логопедом детского учреждения в порядке очереди;
Очередность зачисления зависит от возраста детей и степени тяжести нарушения речи;
В логопедический пункт в первую очередь зачисляются дети 6-ти лет (подготовительная к школе группа), которым через год поступать в школу!
С каким логопедическим заключением можно зачислять детей в логопункт?
Логопедические заключения для зачисления в логопункт ДОУ:
ФН – фонетическое недоразвитие речи (нарушение звуков одной группы);
ФФН – нарушения большого количества звуков разных групп).
P.S.: Дети, у которых подтверждено тяжелое нарушение речи ТПМПК, и не имеющие возможности перевода в специализированный детский сад (речевая группа ДОО №4 г. Бокситогорска) по разным уважительным причинам также зачисляются в логопункт в порядке очереди.
В каком режиме проходят занятия (ООД) в логопункте?
Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в логопункте являются подгрупповые и индивидуально-подгрупповые занятия;
Занятия с каждым ребёнком в логопедическом пункте проводятся три раза в неделю согласно расписанию:
Подгрупповые занятия по программе проводятся 1 раз в неделю (25-30 мин.),
Индивидуально-подгрупповые (наполняемость два человека) по коррекции звукопроизношения проводятся 2 раза в неделю (25-30 мин.)
Как строится коррекционный процесс в подготовительной к школе группе с детьми с речевыми нарушениями?
Диагностика (первая половина сентября и итоговая – май);
Коррекционная работа (с сентября по май, в летний период – занятия по автоматизации звуков).
Цель работы учителя-логопеда в логопункте ДОУ:
Задачи:
Формировать и развивать произвольное внимание к звуковой, слоговой, лексико-грамматической сторонам речи;
Осуществлять коррекцию нарушений звуков (постановка, автоматизация, дифференциация);
Воспитывать у детей стремление преодолевать недостатки речи;
Совершенствовать методы и приёмы логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольников.
Диагностика
Осмотр органов артикуляции. Изучается строение периферических органов речи (губ, зубов, челюстей, языка, неба), их подвижность. Для этого производится визуальный осмотр, выполняется серия динамических упражнений.
Диагностика устной речи. Основное внимание уделяется произношению звуков. Выявляются фонетические (искажение) и фонематические недостатки (смешение, замены), нарушения слоговой структуры. Также обследуется сформированность фонематических функций, связной речи, лексико-грамматического строя языка.
Коррекция (этапы занятия по коррекции звукопроизношения)
Предварительный этап: В этот период проводится артикуляционная гимнастика, упражнения на выработку воздушной струи, игры на развитие мелкой моторики.
Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильной речи у детей
Артикуляционный аппарат (губы, щёки, язык) развивается у ребенка постепенно в течение его речевой практики.
Артикуляционные упражнения способствуют формированию точных, чётких, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата (губы, щёки, язык), его подвижности и координированности.
Подвижность органов артикуляционного аппарата необходима для произношения звуков родного (русского) языка.
Постановка звука может осуществляться по подражанию, с помощью специальных логопедических приспособлений (зонды, шпатели, соски, ватные палочки), упражнений, объяснений. Вся работа направлена на формирование тактильных, зрительных, слуховых ощущений при постановке звука и начальном этапе автоматизации звука. Затем звук автоматизируется в речевых упражнениях, а дома усиленно закрепляется под контролем взрослого по тетрадям с домашним заданием!!!
Логопед Вам в помощь!
Чему дети с речевыми нарушениями учатся в подготовительной к школе группе?
Развивают подвижность артикуляционного аппарата;
Занимаются постановкой, автоматизацией и дифференциацией правильных звуков;
Обучаются грамоте:
знакомятся с буквами, техникой чтения (слияния букв в слоги, слоги в слова);
учатся выполнять звукобуквенный анализ
(умение слышать отдельные звуки в словах,
соотносить их с буквой);
Внимание ребят привлекается к составу предложения (начало, конец, количество слов).
Развивают слуховое и зрительное внимание, память;
Учатся печатать буквы в тетрадях в клетку, ориентироваться на листе в клетку;
Развивают мелкую моторику (согласованности,
силы и точности движений пальчиков);
Развивают связную речь:
Умение слышать вопрос, отвечать на него.
Развивают и совершенствуют навыки пользования правильной речью!
Дополнительные формы взаимодействия с родителями.
Ознакомительная информация по теме недели, рекомендации по развитию речи на стенде в приёмной группы;
Публикации фото отчётов в сообществе группы;
Письменные и видео рекомендации, описания видов коррекционно-развивающей работы с детьми седьмого года жизни.
В следующем учебном году ребята продолжат занимательные занятия с буквами и звуками! Всем очень нравится!
Когда логопед направляет ребёнка к неврологу?
Когда логопед направляет ребёнка к неврологу, у родителей возникает множество обоснованных вопросов. Зачем нам идти к врачу? Как связана неврология с логопедией? Чего ожидать? Вдруг нам назначат агрессивные медикаменты? Можно ли обойтись без этого?
Некоторым внимательным родителям, давно известно о тесной связи логопедии и медицины. Механизм развития речевых нарушений связан с особенностями нервной системы. Именно от слаженного функционирования всех ее отделов зависит результат коррекционных занятий. Иногда родители тратят огромное количество сил, времени и денег на всевозможные развивающие занятия, а проблема сохраняется! Это говорит о том, что ребенку требуется комплексная помощь, которая заключается не только в логопедической коррекции, но и в соблюдении рекомендаций врача-невролога. Без этого эффективность занятий с логопедом снижается, и сроки достижения результатов становятся непредсказуемо длительными.
Поэтому детский невролог – лучший друг логопеда и ребенка на пути к нормальному речевому развитию.