СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Организация работы с детьми дошкольного возраста по речевому развитию».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Районный семинар для педагогов ДОУ. Выступление с презентацией: «Организация работы с детьми дошкольного возраста по речевому развитию».

Учитель-логопед Кузнецова Е.А.

МБДОУ № 5 ст. Отрадная

 

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

   Согласно закону об образовании: «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; развитие всех  компонентов устной речи детей; развитие речевого творчества; знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров; создание предпосылок у детей к  обучению грамоте».

   Большинство  детей  дошкольного возраста,  отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

   По результатам наблюдений в группах воспитатели могут  отметить следующие недостатки:

 Высказывания детей  короткие;

отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

не могут оформить свои знания и впечатления в связные речевые высказывания.

 Одной  из задач   дошкольного учреждения это - формирование правильной речи ребенка.

 Цель педагогов ДОУ:

  • обеспечить  процесс  речевого развития дошкольников на всех возрастных этапах.
  • Обеспечить  готовность детей к дальнейшему школьному обучению.

   Достижение цели обеспечивается следующими подходами к образовательному процессу:

1. Комплексный подход к развитию устной речи, обеспечивающий:

– понимание речи, привлечение внимания и интереса детей к собственной речи и речи окружающих;

– развитие связной диалогической и монологической речи;

– обогащение и уточнение словаря;

– развитие грамматического строя речи;

– развитие речевого аппарата, звукопроизношения;

– развитие мелкой моторики

2. Практическое овладение нормами речи и их применение в различных формах и видах детской деятельности.

3. Развитие устной речи детей во взаимосвязи с другими психическими процессами.

   Работа по речевому развитию должна быть  построена на основе принципов системности, последовательности и преемственности.

   Принцип системности позволяет обеспечить развитие всех компонентов речи на каждом возрастном этапе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

   Принципы последовательности и преемственности взяты за основу в изложении материала для всех возрастных групп.

   Например: у детей младшего и среднего  возраста  формируем навык образования имён существительных суффиксальным способом (игра «Назови ласково»),  развиваем умения составлять словосочетания и простые предложения по опорным словам.

   В старшем дошкольном возрасте  совершенствуем умения образовывать сложные слова: трудолюбивый, рыболов, лесоруб….

Правильно употреблять глаголы с разными приставками: выходит, переходит, подходит, уходит.

   Выделять в однокоренных словах общую часть: петух – петушок –петушиный.

составлять словосочетания и предложения по опорным словам и картинкам, по схемам, распространять предложения, пользоваться в самостоятельной речи полными развёрнутыми предложениями.

   Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:

  • создание развивающей предметно-пространственной среды;
  • целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
  • повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
  • изучение состояния устной речи детей;
  • участие родителей в речевом воспитании детей.    

   Речевое развитие дошкольников осуществляется в различных формах: в форме занятия, совместно-познавательной речевой игры, непосредственного общения со взрослыми.

   Развитие речи детей осуществляется не только в процессе непосредственно-образовательной деятельности, но и в ходе повседневного общения со взрослыми и сверстниками в быту, в играх, при  самообслуживании, в ходе режимных моментов, на игровой площадке во время прогулки. 

    В ходе режимных моментов в младшем возрасте наиболее оптимальным является общение с взрослым, воспитатель дает образец правильной речи при проговаривании потешек, поговорок во время проведения культурно-гигиенических процедур, в процессе приучения детей к самообслуживанию. При проведении культурно-гигиенических процедур воспитатель организует рассматривание предметов: при накрывании на стол – предметов посуды, при умывании – предметов гигиены, при одевании на прогулку и подготовке ко сну – предметов одежды.     

   В младшем и среднем возрасте преобладают игровые ситуации: рассматривание игрушек, картинок и даже чтение литературных произведений лучше организовывать с использованием игрового персонажа.       

   В младшем возрасте дети учатся согласовывать свои действия, договариваясь о действиях в игре с партнером, дети учатся вступать в контакт с окружающими, выражают свои мысли, чувства, впечатления.   

   В младшем возрасте рекомендуется подбирать естественно окрашенные игрушки, так как у детей формируются первичные преставления об окружающем, стимулирование речевой активности.  В группе необходимо размещать большое количество игр и пособий для развития мелкой моторики. Особое  значение уделяется играм-драматизациям и театрализованным играм. Так же в умывальной комнате и раздевалке располагаются  алгоритмы (алгоритм последовательности  чистки зубов, умывания, одевания).     

   В среднем возрасте воспитатель обращает внимание детей на свойства и качества предметов, с которыми они действуют.

    В среднем возрасте появляется инициатива в разговоре. Дети проявляют интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи.       Самостоятельно решает бытовые и игровые задачи посредством общения с взрослыми и сверстниками.     

   В среднем возрасте, удовлетворяя потребности в движении, важно научить детей работать по заданным схемам, моделям, "алгоритмам".  Это обеспечивает развитие самостоятельности и инициативности детей. Особое внимание в  среднем возрасте уделяется развитию мелкой моторики, которое непосредственным образом связано с развитием речи. Для этого в группе располагается достаточное количество мозаик среднего размера, пазл, игрушек с застежками и шнуровками, восковые и акварельные мелки, «Волшебный экран» и небольшие доски для рисования. В центре  книги размещаются первые детские энциклопедии и журналы, книжки-самоделки, книжки- раскраски.     

   В старшем возрасте характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих, у детей развивается контроль за точностью своего высказывания, поэтому в ходе режимных моментов дети устанавливают и проговаривают следственные связи в  необходимости умывания, последовательности чистки зубов, последовательности и  одевания, для чего проводится утренняя гимнастика и т.д.     

    В процессе самостоятельной деятельности дети овладевают нормами и правилами речевого общения, как со сверстниками, так и с взрослыми.

   В старшем возрасте возрастает роль реально-практических образовательных ситуаций. Теперь знакомство с содержанием литературного произведения становится целью самого ребенка, и воспитатель выступает в роли помощника. В старшем возрасте игровые ситуации по прежнему включаются в процесс обучения, но являются проблемными по своему содержанию и включают более сложные игровые задачи.  

   В старшем возрасте в процессе игры возникают ситуации, в которых ребенку необходимо задавать вопросы, интересоваться мнением других, расспрашивать об их деятельности и событиях их жизни.

   В этом возрасте формируется коллективное общение, поэтому  создание совместных детских проектов, в ходе которых дети учатся  обговаривать тему, проговаривать последовательность работы,  обсуждать результат  своей деятельности - является необходимым условием для коллективного общения.  

   Организуя предметно-развивающую среду в старшем возрасте, следует учитывать,  что в этом возрасте происходит единение речи с мышлением. Именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные театрализованные игры.    Необходимо использовать мнемотехнические средства, символы схемы, как основу для запоминания. В группе необходимо иметь достаточное количество справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии, папки с разнообразным иллюстративным материалом, географические карты и атласы. Дидактические игры должны развивать не только речевую активность, но и познавательные интересы. Утвердиться в чувстве Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом.  

   Создание условий для работы над речевыми недостатками детей рассматривается как один из важных компонентов деятельности педагогов. Работа в этом направлении должна осуществляться, начиная с младшего возраста, через коррекционно-ориентированные формы взаимодействия воспитателя с детьми: специальные дидактические и развивающие игры, упражнения.  В каждой группе желательно создать уголок, оснащенный наборами игрушек, картотекой для проведения артикуляционной  гимнастики, скороговорок, чистоговорок, подборками картинок, по изучаемым лексическим темам, позволяющий проводить коррекционно-развивающую работу в системе.

   Совместная деятельность ДОУ и семьи является одной из главных ступеней реализации по речевому развитию детей.

   Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) педагоги стараются убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

   Воспитатели объясняют родителям, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком и пр. – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок.

   Можно  предлагать  родителям различные консультации по развитию речи ребёнка в семье, папки-передвижки  дидактических игр и упражнений «Домашняя игротека», открытые занятия, индивидуальные беседы, родительские собрания, памятки для родителей, подготовка детей к праздникам и досугам,  выставки поделок из овощей, природного и бросового материалов, которые были сделаны детьми дома, сочинение сказок и загадок, рисование к ним картинок.

    Работая в этом направлении, можно сделать вывод, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

      

 

Просмотр содержимого документа
««Организация работы с детьми дошкольного возраста по речевому развитию».»

Районный семинар для педагогов ДОУ. Выступление с презентацией: «Организация работы с детьми дошкольного возраста по речевому развитию».

Учитель-логопед Кузнецова Е.А.

МБДОУ № 5 ст. Отрадная



Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

   Согласно закону об образовании: «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; развитие всех  компонентов устной речи детей; развитие речевого творчества; знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров; создание предпосылок у детей к  обучению грамоте».

   Большинство  детей  дошкольного возраста,  отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

   По результатам наблюдений в группах воспитатели могут  отметить следующие недостатки:

 Высказывания детей  короткие;

отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

не могут оформить свои знания и впечатления в связные речевые высказывания.

 Одной  из задач   дошкольного учреждения это - формирование правильной речи ребенка.

 Цель педагогов ДОУ:

  • обеспечить  процесс  речевого развития дошкольников на всех возрастных этапах.

  • Обеспечить  готовность детей к дальнейшему школьному обучению.

   Достижение цели обеспечивается следующими подходами к образовательному процессу:

1. Комплексный подход к развитию устной речи, обеспечивающий:

– понимание речи, привлечение внимания и интереса детей к собственной речи и речи окружающих;

– развитие связной диалогической и монологической речи;

– обогащение и уточнение словаря;

– развитие грамматического строя речи;

– развитие речевого аппарата, звукопроизношения;

– развитие мелкой моторики

2. Практическое овладение нормами речи и их применение в различных формах и видах детской деятельности.

3. Развитие устной речи детей во взаимосвязи с другими психическими процессами.

   Работа по речевому развитию должна быть  построена на основе принципов системности, последовательности и преемственности.

   Принцип системности позволяет обеспечить развитие всех компонентов речи на каждом возрастном этапе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

   Принципы последовательности и преемственности взяты за основу в изложении материала для всех возрастных групп.

   Например: у детей младшего и среднего  возраста  формируем навык образования имён существительных суффиксальным способом (игра «Назови ласково»),  развиваем умения составлять словосочетания и простые предложения по опорным словам.

   В старшем дошкольном возрасте  совершенствуем умения образовывать сложные слова: трудолюбивый, рыболов, лесоруб….

Правильно употреблять глаголы с разными приставками: выходит, переходит, подходит, уходит.

   Выделять в однокоренных словах общую часть: петух – петушок –петушиный.

составлять словосочетания и предложения по опорным словам и картинкам, по схемам, распространять предложения, пользоваться в самостоятельной речи полными развёрнутыми предложениями.

   Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:

  • создание развивающей предметно-пространственной среды;

  • целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;

  • повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;

  • изучение состояния устной речи детей;

  • участие родителей в речевом воспитании детей.    

   Речевое развитие дошкольников осуществляется в различных формах: в форме занятия, совместно-познавательной речевой игры, непосредственного общения со взрослыми.

   Развитие речи детей осуществляется не только в процессе непосредственно-образовательной деятельности, но и в ходе повседневного общения со взрослыми и сверстниками в быту, в играх, при  самообслуживании, в ходе режимных моментов, на игровой площадке во время прогулки. 

    В ходе режимных моментов в младшем возрасте наиболее оптимальным является общение с взрослым, воспитатель дает образец правильной речи при проговаривании потешек, поговорок во время проведения культурно-гигиенических процедур, в процессе приучения детей к самообслуживанию. При проведении культурно-гигиенических процедур воспитатель организует рассматривание предметов: при накрывании на стол – предметов посуды, при умывании – предметов гигиены, при одевании на прогулку и подготовке ко сну – предметов одежды.     

   В младшем и среднем возрасте преобладают игровые ситуации: рассматривание игрушек, картинок и даже чтение литературных произведений лучше организовывать с использованием игрового персонажа.       

   В младшем возрасте дети учатся согласовывать свои действия, договариваясь о действиях в игре с партнером, дети учатся вступать в контакт с окружающими, выражают свои мысли, чувства, впечатления.   

   В младшем возрасте рекомендуется подбирать естественно окрашенные игрушки, так как у детей формируются первичные преставления об окружающем, стимулирование речевой активности.  В группе необходимо размещать большое количество игр и пособий для развития мелкой моторики. Особое  значение уделяется играм-драматизациям и театрализованным играм. Так же в умывальной комнате и раздевалке располагаются  алгоритмы (алгоритм последовательности  чистки зубов, умывания, одевания).     

   В среднем возрасте воспитатель обращает внимание детей на свойства и качества предметов, с которыми они действуют.

    В среднем возрасте появляется инициатива в разговоре. Дети проявляют интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи.       Самостоятельно решает бытовые и игровые задачи посредством общения с взрослыми и сверстниками.     

   В среднем возрасте, удовлетворяя потребности в движении, важно научить детей работать по заданным схемам, моделям, "алгоритмам".  Это обеспечивает развитие самостоятельности и инициативности детей. Особое внимание в  среднем возрасте уделяется развитию мелкой моторики, которое непосредственным образом связано с развитием речи. Для этого в группе располагается достаточное количество мозаик среднего размера, пазл, игрушек с застежками и шнуровками, восковые и акварельные мелки, «Волшебный экран» и небольшие доски для рисования. В центре  книги размещаются первые детские энциклопедии и журналы, книжки-самоделки, книжки- раскраски.     

   В старшем возрасте характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих, у детей развивается контроль за точностью своего высказывания, поэтому в ходе режимных моментов дети устанавливают и проговаривают следственные связи в  необходимости умывания, последовательности чистки зубов, последовательности и  одевания, для чего проводится утренняя гимнастика и т.д.     

    В процессе самостоятельной деятельности дети овладевают нормами и правилами речевого общения, как со сверстниками, так и с взрослыми.

   В старшем возрасте возрастает роль реально-практических образовательных ситуаций. Теперь знакомство с содержанием литературного произведения становится целью самого ребенка, и воспитатель выступает в роли помощника. В старшем возрасте игровые ситуации по прежнему включаются в процесс обучения, но являются проблемными по своему содержанию и включают более сложные игровые задачи.  

   В старшем возрасте в процессе игры возникают ситуации, в которых ребенку необходимо задавать вопросы, интересоваться мнением других, расспрашивать об их деятельности и событиях их жизни.

   В этом возрасте формируется коллективное общение, поэтому  создание совместных детских проектов, в ходе которых дети учатся  обговаривать тему, проговаривать последовательность работы,  обсуждать результат  своей деятельности - является необходимым условием для коллективного общения.  

   Организуя предметно-развивающую среду в старшем возрасте, следует учитывать,  что в этом возрасте происходит единение речи с мышлением. Именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные театрализованные игры.    Необходимо использовать мнемотехнические средства, символы схемы, как основу для запоминания. В группе необходимо иметь достаточное количество справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии, папки с разнообразным иллюстративным материалом, географические карты и атласы. Дидактические игры должны развивать не только речевую активность, но и познавательные интересы. Утвердиться в чувстве Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом.  

   Создание условий для работы над речевыми недостатками детей рассматривается как один из важных компонентов деятельности педагогов. Работа в этом направлении должна осуществляться, начиная с младшего возраста, через коррекционно-ориентированные формы взаимодействия воспитателя с детьми: специальные дидактические и развивающие игры, упражнения.  В каждой группе желательно создать уголок, оснащенный наборами игрушек, картотекой для проведения артикуляционной  гимнастики, скороговорок, чистоговорок, подборками картинок, по изучаемым лексическим темам, позволяющий проводить коррекционно-развивающую работу в системе.

   Совместная деятельность ДОУ и семьи является одной из главных ступеней реализации по речевому развитию детей.

   Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) педагоги стараются убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

   Воспитатели объясняют родителям, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком и пр. – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок.

   Можно  предлагать  родителям различные консультации по развитию речи ребёнка в семье, папки-передвижки  дидактических игр и упражнений «Домашняя игротека», открытые занятия, индивидуальные беседы, родительские собрания, памятки для родителей, подготовка детей к праздникам и досугам,  выставки поделок из овощей, природного и бросового материалов, которые были сделаны детьми дома, сочинение сказок и загадок, рисование к ним картинок.

    Работая в этом направлении, можно сделать вывод, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей