СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация условий для коррекционной работы с детьми, имеющими разные нарушения, с учетом их особых образовательных потребностей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка является примером выступления на ГМО.

Просмотр содержимого документа
«план выступления»

ОРГАНИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАЗНЫЕ НАРУШЕНИЯ, С УЧЕТОМ ИХ ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 4 г. Салехард
Харина М.А.

1 слайд

Образовательная потребность представляет собой обусловленное социокультурными доминантами активно-деятельностное отношение человека к сфере знания, являющееся сущностной характеристикой его развития, самоопределения и самореализации.

Потребность в образовании – это сложная комплексная потребность, имеющая свою структуру и конкретизирующаяся в таких потребностях, как потребности в знаниях, умениях, навыках, общении, самообразовании, самореализации, самоактуализации.

2 слайд

Особые образовательные потребности лиц с ОВЗ – спектр образовательных и реабилитационных средств и условий, в которых нуждаются дети данной категории и которые им необходимы для реализации права на образование и права на интеграцию в образовательном пространстве образовательной организации (В.З. Денискина).

Т.В. Фуряева определяет особые образовательные потребности детей с ОВЗ как «как социальное отношение между теми или иными субъектами образовательного процесса».

Таким образом, потребность нельзя атрибутировать одному только субъекту, как нечто лишь ему принадлежащее, она включает в себя отношение минимум двух субъектов, один из которых выступает адресантом, а другой – адресатом социального запроса.


3 слайд

Современные научные представления позволили ученым (Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина) выделить общие для разных категорий детей с нарушениями психофизического развития особые образовательные потребности.

В аспекте времени начала специального образования – потребность в совпадении начала целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребёнка (потребность в как можно более раннем выявлении первичного нарушения в развитии).

Потребность в целенаправленном специальном обучении, которое должно начинаться сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка. Игнорирование целенаправленной психолого-педагогической помощи приводит к необратимым потерям в достижении возможного уровня реабилитационного потенциала ребенка.

4 слайд

В аспекте содержания образования коррекционных классов – потребность во введении специальных разделов обучения, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребёнка.

Глухие, слабослышащие и позднооглохшие дети – занятия по развитию слухо-зрительного и зрительного восприятия речи.

Дети с нарушениями речи –

занятия по развитию фонематического

восприятия и слуха с целью

профилактики дисграфии и дислексии.

Дети, имеющие ДЦП, – занятия

по развитию моторики,

зрительно-слухового восприятия.

Дети с нарушением зрения,

зрения и слуха, интеллекта –

социально-бытовая ориентация.

5 слайд

В аспекте методологии обучения в нашей школе– потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств обучения, современных коррекционных технологий, разработанных в соответствии с принципами коррекционно-развивающего обучения.

Принцип мотивации к обучению

а) постановка проблемно-практических инструкций;

б) включение в урок современных реалий;

в) создание условий для достижения, а не получения оценки;

г) проблемные задания, познавательные вопросы;

д) призы, поощрения, развернутая словесная оценка.



Принцип продуктивной обработки информации

а) задания, предполагающие самостоятельную обработку информации;

б) дозированная поэтапная помощь педагога;

в) перенос способа обработки информации на свое индивидуальное задание.

6 слайд

В аспекте организации обучения МБОУ СОШ № 4- потребность в качественной индивидуализации обучения, в разработке и реализации адаптированной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ (потребность в индивидуальном подходе, в целостности планирования и реализации индивидуального образовательного маршрута, адаптированной образовательной программы).

Необходимость разработки

ИОМ возникает, когда ребенку

требуется помощь нескольких

педагогов. Как правило, это дети,

имеющие тяжелые и/или

комплексные (множественные)

нарушения развития.



7 слайд

В аспекте границ образовательного пространства - потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения – различные формы инклюзии.

В аспекте продолжительности образования - потребность в пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного возраста (вертикаль образовательной инклюзии: детский сад, школа, техникум, университет).

8 слайд

В аспекте определения круга специалистов, участвующих в образовании, модели их эффективного взаимодействия МБОУ СОШ № 4

(потребность в медико-психолого-педагогическом сопровождении).

Единство служб

медицина коррекционная специальная социальные

педагогика психология науки

междисциплинарные связи

РЕБЕНОК


специалисты

дефектолог, логопед, сурдопедагог, тифлопедагог, специальный психолог, воспитатель, врачи (психиатр, невролог, ортопед, окулист, отоларинголог, нейрофизиолог)

I модуль II модуль III модуль

комплексно- коррекционно- коррекционно-

диагностический диагностический психолого-

педагогический

9 слайд

Потребность в своевременном определении всех направлений развития «социального вывиха» (потребность в построении «обходных путей» обучения), которые могут возникнуть у ребенка в силу характера первичного нарушения и возраста, в котором оно наступило.

Л.С. Выготский

Первичное Социальный Вторичные

нарушение вывих отклонения



Нарушения на Поиск Психолого-

уровне органов, обходных педагогическая

систем путей коррекция



Лечение, Ранняя помощь,

протезирование инклюзия

10 слайд

При ДЦП – большой тонус в общей мускулатуре распространяется на глазодвигательные мышцы.

ограничение движения взора

пассивность зрительного восприятия

Для восприятия картины мира необходимо учить прослеживать взором в разных направлениях и учить «собирать увиденное в образ»

Потребность в организации доступной образовательной среды в школе.

- специальные учебники и учебные пособия (плоскопечатные книги с крупным шрифтом, линованные листы);

специальные технические средства (компьютер, специальная клавиатура, калькулятор, локальная подсветка, одиночная парта с упором для руки …);

11 слайд

Потребность в системном мониторинге успешности овладения детьми адаптированной образовательной программой в школе и соответствия этих программ их познавательным возможностям.

«Портфель учебных достижений».

В портфель достижений могут быть включены следующие материалы (в соответствии с возможностями ребенка):

Выборка детских работ - формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также факультативных и внеурочных;

12 слайд

Материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Работы должны быть подобраны таким образом, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

13 слайд

По русскому языку и литературному чтению – диктанты и изложения, сочинения на произвольную или заданную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т.п.

По математике – математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующие навыки устного счета, рассуждений, доказательств, выступлений с сообщением на математические темы), материалы самоанализа, рефлексии и т.п.

14 слайд

По предметам естественно-научного цикла – дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.

По технологии – фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.

По физкультуре – видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.

Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями.

15 слайд

Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.

Сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения школьника: копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, социальных проектах и др. мероприятиях (копии выписок, грамот, свидетельств, сертификатов и т.п.

Собрание исследовательских и проектных работ ученика с приложениями самих работ: текстов, бумажных или электронных документов, фотографий и т.д.

Характеристики отношения ученика к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности, анализ самого школьника своей деятельности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.).

16 слайд

ребенка в нашей школе и особая подготовка родителей силами специалистов (потребность во всесторонней оценке потребностей и необходимых ресурсов для нормального функционирования семьи ребенка с ОВЗ).

1. Рекомендации по созданию в семье условий, благоприятных для двигательного и умственного развития детей.

2. Привлечение родителей к коррекционной работе:

присутствие родителей на занятиях с целью оказания помощи детям и педагогу;

- демонстрация приемов и упражнений по закреплению формируемых умений;

- обучение созданию ситуации совместной деятельности с ребенком;

- обучение приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни;

- консультации и практические занятия по формированию у детей знаний и умений.

17 слайд

Реализуя образовательные потребности детей с ОВЗ следует опираться на:

способы коммуникации  ребенка с ОВЗ с окружающими;

особенности усвоения и использования бытовых навыков, уровень их сформированности относительно возрастной нормы;

специфику речевой деятельности, знание и представление об окружающем мире;

наиболее типичные особенности индивидуального поведения.

В зависимости от степени ограничения возможностей и в первую очередь от сохранности интеллектуальных возможностей, а также от качества и своевременности создания специальных образовательных условий лица с особыми образовательными потребностями могут осваивать разные уровни образования.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!