СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Органы кровообращения

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок вхрдит в состав темы Органов кровообращения. Относиться ккомбинированному, форма работы - групповая.

Просмотр содержимого документа
«Органы кровообращения»

Урок в 8-м классе по теме "Органы кровообращения"

Цель урока: изучить строение и функции органов кровообращения; особенности движения крови в организме по малому и большому кругам кровообращения.

Задачи:

Образовательная: Изучить особенности строения органов кровообращения в связи с их функциями. Закрепить знания учащихся о большом и малом кругах кровообращения;

Развивающая: Продолжать формировать умение работать с разными источниками информации. Формирование умения работать в группах, распределять обязанности, выступать, слушать и умение слышать, делать выводы и находить решение проблем;

Воспитательная: Воспитание коллективизма, уважения друг к другу, умение объективно оценивать себя и других.

Тип урока: комбинированный с элементами повторения курса зоологии.

Методы урока: частично поисковый, решение проблемы в ходе беседы.

Форма работы: групповая, фронтальный опрос, практическая работа.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, модель сердца человека, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока:


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Орг. момент. Приветствие (1мин.)

Проверка рабочего стола, Приветствие

II.Актуализация знаний. (мыслительная разминка, наводящая к теме урока) (2мин.)

Здравствуйте, ученики! Послушайте небольшой рассказ. В некой стране, населенной миллионами жителей, текут красные моря и реки, которые впадают в единый океан. Океан этот имеет 4 залива. В красной воде плывут корабли, следуя океаническим течениям. Одни из них товарные, транспортируют необходимый товар всем жителям страны, а также увозят “отходы” и так по кругу.

Таким образом, красная вода и корабли совершают полный круг всего за 23-28 с, делая за сутки 3700 оборотов.

О чем идет речь?

Тема сегоднешнего урока «Движение крови в организме. Органы кровообращения».

Какова будет цель нашего урока? Что мы должны сегодня узнать? (слайд №1,2)





Высказывают краткие ответы. Неверные ответы не исправляются учителем. Правильный ответ дети найдут в ходе урока и сделают вывод сами.















Формулируют цель урока.


III. Повторение. (10мин.)

На прошлом уроке мы говорили о функциях крови и её составе, об иммунитете, группах крови, поэтому сейчас вам предстоит ответить на несколько вопросов. Желаю удачи! Каждой группе выдаются задания разного уровня сложности и разного по форме (слайд №3).

Приложение 1


Дети отвечают в группе (распределяя задания между собой по мере сложности),

затем отвечают (устно или письменно).


IV. Изучение нового материала. (22 мин.)

Ученики, прежде чем приступить к изучению кровообращения человека вспомним курс зоологии. Это будет первое задание нашего урока. Оно состоит из 4 вопросов, ответ устный. Вопросы у всех одинаковы, но классы животных разные: первой группе – класс рыбы, второй – класс земноводные, третей – класс пресмыкающиеся, четвертой – класс птицы. ( Для подготовки и ответа дается 4 мин).

Задание 1: (4 слайд)

1.Сколько сердечных камер?

2.Сколько кругов кровообращения?

3.Какая кровь в сердце?

4.Какая кровь насыщает организм?

























В чем состоит усложнение кровеносной системы в эволюции начиная с рыб до млекопитающих? (фронтальный опрос, решение проблемного вопроса в форме беседы)









Кровь находится в постоянном движении. Органами кровообращения являются сосуды и сердце. Это можно показать такой схемой: сосуды+сердце=кровеносная система.

Различают 3 вида сосудов: артерии, вены и капилляры. Теперь откройте рабочие тетради (с.83, №126) и используя учебник(с.144) самостоятельно запишите определения следующих понятий:

Задание №2: (5 слайд)(2мин.)

Аорта -

Артерии -

Вены -

Капилляры –







(Рассказывает, используя рисунок в учебнике «Строение кровеносных сосудов» или 7 слайд.)(2мин) Стенки артерий и вен состоят из трех слоев, причем стенки артерий толще и эластичнее, чем стенки вен. А стенки капилляров образованы всего лишь одним слоем клеток, поэтому через них легко проникают газы, растворимые вещества и лейкоциты.

Центральным органом кровообращения является сердце. Это насос, который гонит кровь по сосудам. Сердце расположено в грудной полости между легкими немного левее от средней линии тела. Его размеры невелики, примерно с кулак человека, масса около 300 грамм. По форме сердце напоминает конус. (Учитель показывает модель сердца человека.)

Обратите внимание на муляжи сердца, стоящие у вас на столах. Найдите все части сердца: правое и левое предсердия, правый и левый желудочки. Нашли, молодцы.

А теперь ответим на вопросы устно, используя рисунок в учебнике стр.144 (или на интерактивной доске). Оно называется «Строение сердца человека». ля подготовки и ответа дается 2 мин.)

Задание №3: (8 слайд)

1. Сколько сердечных камер?

2. Как они называются?

3. Одинакова ли толщина стенок обоих половинок?

4. Почему не одинаковы?





Почему кровь в организме движется только в одном направлении? (Решение проблемы в форме беседы, рассказ учителя, используя таблиц «Строение сердца» и «Работа сердца» или 9,10 слайды.)(2мин.)

Это достигается благодаря клапанам. Продвижение крови из предсердий в желудочки регулируют створчатые клапаны, которые могут открываться только в сторону желудочков. В левой части сердца двустворчатый, в правой – трехстворчатый клапаны. Возврату крови из артерий в желудочки препятствуют полулунные клапаны в виде глубоких полукруглых карманов, которые под напором крови расправляются, раскрываются, заполняются кровью, тесно смыкаются и таким образом перекрывают обратный путь крови из аорты и легочного ствола в камеры сердца. При сокращении желудочков полулунные клапаны прижимаются к стенкам, пропуская кровь в аорту и легочный ствол.


Полулунные клапаны имеются и в венах. Сейчас выполним работу, которая докажет наличие, функцию этих клапанов.

Физ. минутка:

Практическая работа №1. Функция клапанов вены (11 слайд).(2мин) Приложение №3

Правую руку поднимите наверх, а левую опустите свободно вниз. Через 1 мин сравните.

- Почему поднятая рука бледнеет, а опущенная краснеет?

- В какой руке клапаны были закрыты?



Врачей и анатомов древности интересовала проблема кровообращения. Это подтверждается сведениями в древних рукописях.

Гарвею принадлежит доказательство того, что кровь в человеческом организме непрерывно обращается (циркулирует) всегда в одном и том же направлении и что центральной точкой кровообращения является сердце. Сообщение учащегося о заслугах Уильяма Гарвея в области кровообращения. На экране тем самым временем демонстрируется портрет ученого.

(12 слайд)(3мин)
















А теперь мои помощники выступят с докладом о большом и малом кругах кровообращения.

Вам необходимо проследить по рисунку на с.146 кровообращение и выполнить задание №125, с.83 (5 мин.)




























Круги кровообращения можно выразить в виде сравнительной таблицы (15 слайд).





Ответы учащихся (устно)

1 группа. Класс рыбы.

1.Сердце двухкамерное: предсердие и желудочек.

2.Один круг кровообращения.

3.В сердце венозная кровь.

4.Организм насыщается артериальной кровью.


2 группа. Класс земноводные.

1.Сердце трехкамерное: левое и правое предсердия, желудочек.

2.Два круга кровообращения.

3.В левом предсердии артериальная, в правом – венозная, в желудочке смешанная кровь.

4.Организм насыщается смешанной кровью.


3 группа. Класс пресмыкающиеся.

1.Сердце трехкамерное: левое и правое предсердия, желудочек. У крокодила четырехкамерное, но кровь частично смешивается.

2.Два круга кровообращения.

3.В левом предсердии артериальная, в правом – венозная, в желудочке смешанная кровь.

4.Организм насыщается смешанной, а головной отдел артериальной кровью.


4 группа. Класс птицы.

1.Сердце четырехкамерное: левое и правое предсердия, левый и правый желудочки.

2.Два круга кровообращения.

3.В левой части сердца артериальная, в правой – венозная кровь.

4.Организм насыщается артериальной кровью.

Совместный вывод: В связи с возникновением легочного дыхания у амфибий появляется второй (легочный) круг кровообращения. Наземный образ жизни пресмыкающихся приводит к более полному разделению артериального и венозного кругов кровообращения, благодаря чему головной отдел получает чисто артериальную кровь богатую кислородом. У птиц и млекопитающих наблюдается полное разделение предсердий и желудочков, поэтому кровь не смешивается.







Работа с тетрадью и учебником




Ответы: (6 слайд)

Аорта – самая крупная артерия.

Артерии – сосуды, несущие кровь от сердца.

Вены – сосуды, несущие кровь к сердцу.

Капилляры – мельчайшие кровеносные сосуды.





Отвечают какие сосуды более сложно устроенные, а какие менее?



















Внимательно рассматривают модели сердца и находят все его части




Работа с учебником




Ответ:

1) 4.

2) Левое и правое предсердия, левый и правый желудочки.

3) Нет.

4) Стенки желудочков толще предсердий, особенно левого желудочка т. к. он выталкивает кровь в аорту с большой силой.



Решение проблемы “Почему кровь движется в одном направление”?





























Ответ: В опущенной руке клапаны закрыты и тем самым они препятствуют направлению крови вниз. В течение 1 мин накапливается кровь и левая рука краснеет. Соответственно поднятая рука бледнеет т.к. клапаны открыты







Выступает Лавденко Софья с сообщением

Текст сообщения + презентация: «Гарвей первый экспериментально доказал, что в теле животного одно и то же сравнительно небольшое количество крови находится в постоянном движении по замкнутому пути в результате давления, создаваемого сокращениями сердца. В своих трудах Гарвей первый объяснил ток крови по замкнутому кругу. Его учение о кровообращении изложено в работе труде «Анатомическое исследование движения сердца и крови у животных» (1628). Книга Гарвея перевернула представления о человеческом организме и на многие десятилетия определила направления дальнейших исследований. За свое учение Гарвей подвергся яростным нападкам со стороны ученых и церкви. Его в клад в развитие медицины был оценен современниками, которые еще при жизни ученого поставили ему памятник в Лондоне».



Выступает Савко Валерия с сообщением

Большой круг кровообращения (13 слайд) начинается в левом желудочке, откуда кровь выталкивается в аорту. Из аорты по разветвляющимся артериям она поступает ко всем органам и тканям. В органах мелкие артерии распадаются на капилляры. Через стенки капилляров кровь отдает в тканевую жидкость питательные вещества, кислород, насыщается углекислым газом, собирает продукты жизнедеятельности и становится венозной (14 слайд). Эта кровь из капилляров собирается в мелкие вены, которые, сливаясь, образуют более крупные. Верхняя и нижняя полые вены приносят венозную кровь в правое предсердие.

Выступает Меркулов Никита с сообщением. Из правого предсердия венозная кровь поступает в правый желудочек. От него начинается малый круг кровообращения (13 слайд). Сокращаясь, правый желудочек выталкивает кровь в легочный ствол, который разделяется на правую и левую легочные артерии, несущие кровь в легкие. Здесь, в легочных капиллярах, происходит газообмен: венозная кровь отдает углекислый газ, насыщается кислородом и становится артериальной (14 слайд). По четырем легочным венам артериальная кровь возвращается в левое предсердие.



Обобщают и делают вывод

V. Закрепление. (2 мин.)

А сейчас, мне хотелось бы узнать, как вы хорошо вы усвоили новый материал. Для этого выполним небольшой тест “Волна”. Чертим луч, на котором откладывает отрезки равной длины. Ставим цифры от 0 до 9. Если вы на вопрос отвечаете “да”, то волна рисуется сверху, если “нет”, то снизу.

1.Сердце человека четырехкамерное? (Да)

2. Аорта - самая мелкая артерия? (нет)

3. Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке? (да)

4. В легких осуществляется газообмен между капиллярами и альвеолами? (да)

5. По венам большого круга кровообращения течет артериальная кровь? (нет)

6. Малый круг кровообращения начинается в левом желудочке и заканчивается в правом желудочке? (нет)

7. Большой круг кровообращения заканчивается в правом предсердии? (Да)

8. Артериальная кровь богатая кислородом? (да)

9. Венозная кровь течет только по венам? (нет)

Проверяем.


Выполняют письменно (взаимопроверка)

VI. Обобщение. (1 мин.)

Подведем итоги:

  1. Система кровообращения у человека такая же, как и у млекопитающих;

  2. Сердце человека четырехкамерное, состоит из двух предсердий и двух желудочков;

  3. У человека два круга кровообращения (большой и малый);

  4. Капилляры большого круга кровообращения снабжают кислородом и питательными веществами ткани и органы и уносят из них углекислый газ;

  5. В малом круге кровообращения кровь насыщается кислородом.

И так, мы вспомнили эволюцию, строение кровеносной системы животных разных классов. Изучили и закрепили знания о строении и работе сосудов, сердца, кругов кровообращения в организме человека.



















Подводят итоги вместе с учителем.

VII. Рефлексия: «Рефлексивный экран» (1мин.)


Продолжите предложение

Сегодня я узнала…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Теперь я могу…

Я почувствовала, что …

Я приобрела…

Я научилась…

Меня удивило…

Я попробую…

Мне захотелось…

Мне сегодня удалось…

Для меня было открытием, что …

На мой взгляд удалось…

Я бы учла на будущее…

На уроке было важным…

Считаете ли Вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?..

Что учесть на будущее?..


Домашнее задание. (0,5мин.)

Стр. 144-149, записи в тетради, № 123,124, 127 в раб. тет.

Выполнить практическую работу №2,

Синквейн*(по желанию) Приложение №4


Записывают в дневник

Оценки за урок. (0,5 мин.)

Ставят в дневник

































Приложение 1


1 группа:


  • Что такое иммунитет? Какие клетки отвечают за иммунитет? (устно)


  • Как гемоглобин выполняет свои функции? (устно)


  • Карточка №1 (письменно)

Опиши внутреннюю среду организма.

Внутренняя среда

Состав

Местонахождение

Функции

Тканевая жидкость

 

 

 

Лимфа

 

 

 

Кровь

 

 

 



  • “Угадай по описанию" (письменно)


  1. Осуществляет связь между органами, участвует в регуляции работы организма, защищает организм, жидкая, красная. (Кровь).

  2. Безъядерные клетки, мелкие, двояковогнутой формы, эластичные, содержат гемоглобин. (Эритроциты).


  • I группа крови (состав, совместимость) – письменно.



2 группа.

  • Какие бывают виды иммунитета? Чем они отличаются? (устно)


  • Какие клетки крови вы знаете? (устно)





  • Карточка №2 (письменно)

Опиши клетки крови и их значение.

Форма

Ядра

Количество (в 1 мм3)

Значение

 

 

 

 




  • “Угадай по описанию" (письменно)

  1. Бесцветные клетки, не имеют постоянной формы, способны к амебоидному движению, могут проникать сквозь стенки кровеносных сосудов. (Лейкоциты).

  2. Кровяные пластинки, безъядерные, образуются в красном костном мозге, участвуют в свертывании крови. (Тромбоциты).






  • II группа крови (состав, совместимость) – письменно.




3 группа.

  • По каким признакам различают группы крови? Какая группа самая распространенная, а какая нет? (устно)


  • Что такое плазма крови? (устно)



  • Карточка (письменно).

Рассмотри схему "Иммунитет" и заполни пустые клетки.



  • “Угадай по описанию" (письменно)

  1. Межклеточное вещество крови, жидкая, на 90% состоит из воды, играет роль питательного раствора. (Плазма).

  2. Бывает естественным, бывает искусственным, защищает организм, особый механизм препятствующий проникновению микроорганизмов. (Иммунитет).


  • III группа крови (состав, совместимость) – письменно.




4 группа.

  • Почему при переливании крови необходимо учитывать группу и резус-фактор? Что такое агглютинация? (устно)


  • Как происходит свертывание крови? (устно)



  • Карточка №4 (письменно)

  1. Из чего состоит кровь?

  2. Каковы ее функции в организме?



  • “Угадай по описанию" (письменно)

  1. Бесцветные клетки, не имеют постоянной формы, способны к амебоидному движению, могут проникать сквозь стенки кровеносных сосудов. (Лейкоциты).

  2. Бывает естественным, бывает искусственным, защищает организм, особый механизм препятствующий проникновению микроорганизмов. (Иммунитет).


  • IV группа крови (состав, совместимость) – письменно.








Приложение №2



Текст сообщения: «Гарвей первый экспериментально доказал, что в теле животного одно и то же сравнительно небольшое количество крови находится в постоянном движении по замкнутому пути в результате давления, создаваемого сокращениями сердца. В своих трудах Гарвей первый объяснил ток крови по замкнутому кругу. Его учение о кровообращении изложено в работе труде «Анатомическое исследование движения сердца и крови у животных» (1628). Книга Гарвея перевернула представления о человеческом организме и на многие десятилетия определила направления дальнейших исследований. За свое учение Гарвей подвергся яростным нападкам со стороны ученых и церкви. Его в клад в развитие медицины был оценен современниками, которые еще при жизни ученого поставили ему памятник в Лондоне».



Большой круг кровообращения (13 слайд) начинается в левом желудочке, откуда кровь выталкивается в аорту. Из аорты по разветвляющимся артериям она поступает ко всем органам и тканям. В органах мелкие артерии распадаются на капилляры. Через стенки капилляров кровь отдает в тканевую жидкость питательные вещества, кислород, насыщается углекислым газом, собирает продукты жизнедеятельности и становится венозной (14 слайд). Эта кровь из капилляров собирается в мелкие вены, которые, сливаясь, образуют более крупные. Верхняя и нижняя полые вены приносят венозную кровь в правое предсердие.





Из правого предсердия венозная кровь поступает в правый желудочек. От него начинается малый круг кровообращения (13 слайд). Сокращаясь, правый желудочек выталкивает кровь в легочный ствол, который разделяется на правую и левую легочные артерии, несущие кровь в легкие. Здесь, в легочных капиллярах, происходит газообмен: венозная кровь отдает углекислый газ, насыщается кислородом и становится артериальной (14 слайд). По четырем легочным венам артериальная кровь возвращается в левое предсердие



















Приложение №3






Практическая работа №1. Функция клапанов вены (11 слайд).

Правую руку поднимите наверх, а левую опустите свободно вниз. Через 1 мин сравните.

- Почему поднятая рука бледнеет, а опущенная краснеет?

- В какой руке клапаны были закрыты?




Ответ: В опущенной руке клапаны закрыты и тем самым они препятствуют направлению крови вниз. В течение 1 мин накапливается кровь и левая рука краснеет. Соответственно поднятая рука бледнеет т.к. клапаны открыты




Вывод. Опущенная рука покраснела, потому что клапаны вен опущенной руки закрыты, а так как в опущенной руке произошёл прилив крови по артериям, она сконцентрировалась в сосудах. Клапаны раскрываются лишь после того, как в нижележащих сегментах накопится достаточное количество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент. Вены, по которым кровь движется против силы тяжести,  набухшие.  

Ответ: В опущенной руке клапаны закрыты и тем самым они препятствуют направлению крови вниз. В течение 1 мин накапливается кровь и левая рука краснеет. Соответственно поднятая рука бледнеет т.к. клапаны открыты. Вывод: побледнение свидетельствует о прекращении тока крови, а покраснение – о её притоке. Если рука опущена, венозные клапаны не дают крови стечь вниз. Клапаны раскрываются лишь после того, как в нижележащих сегментах накопится достаточное количество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент..























Приложение №4



Задание: Синквейн (17 слайд).

1) одно слово, существительное, которое нужно осмыслить;

2) два прилагательных;

3) три глагола;

4) короткое предложение - фраза из 4 или нескольких слов;

5) синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.






Практическая работа №2. Определение влияния тугой повязки на движение крови (16 слайд).

Туго завяжите палец ниткой и обратите внимание на изменение цвета кожи.

- Почему сначала палец краснеет, потом бледнеет?

- Почему уменьшается чувствительность пальца?

- Почему нельзя носить тесную обувь?

- Почему в XIX веке вышли из моды женские корсеты?


Ответ: Тугая повязка затрудняет или останавливает движение крови. Капилляры расширяются, вены краснеют. Бледнеет потому, что повышается давление крови, и плазма крови выходит в межклеточное пространство тканей. Снижается деятельность рецепторов.







Скачать

© 2017 464 4

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!