СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основной закон страны и права человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основной закон страны и права человека»

Конструкт урока окружающего мира по преддипломной практике

Студентки 46 группы

Константиновой Владиславы Максимовны

ОО:

Класс: 4

УМК: Школа России

Тема урока: Основной закон России и конституция России

Цель урока: обучающиеся демонстрируют умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, способом освоения новой темы, через фрагмент виртуальной экскурсии.


Планируемые результаты:

  • Личностные: обучающиеся демонстрируют основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России

  • Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость /неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результат), познавательные УУД (понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков), коммуникативные УУД (формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме; аргументировать свою позицию).

  • Предметные: находят и показывают на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка.

Задачи:

  • Воспитательная: воспитывать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России

  • Развивающая: развивать регулятивные УУД (фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость /неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результат), познавательные УУД (понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков), коммуникативные УУД (формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме; аргументировать свою позицию).

  • Образовательная: учить находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка.

Принципы воспитания:

  • создание положительного эмоционального фона;

  • воспитывать через взаимодействие;

  • формулирование личностного стиля и взаимоотношения со сверстниками и педагогом.

Принципы обучения:

  • принцип связи с жизнью

  • принцип деятельности;

  • принцип наглядности;

  • принцип систематичности и последовательности;

  • принцип психологической комфортности;

  • принцип семантизации лексики (толкование слов)

  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей

Методы обучения и воспитания

Методы обучения:

  • методы получения новых знаний (рассказ, объяснение)

  • методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение и порицание)

  • методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию, положительный эмоциональный настрой)

  • методы контроля и диагностики познавательной деятельности (наблюдение, упражнение)

Методы воспитания:

  • методы формирования социального опыта детей (педагогическое требование)

  • методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения (беседа)

  • методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (создание ситуации успеха)


Форма организации учебной деятельности обучающихся:

  1. фронтальная;

  2. индивидуальная.

  3. парная


Оборудование:

  • Индивидуальные –

  • Демонстрационные –


Тип урока: открытие новых знаний и способов действий


Структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности (5 мин)

2. Актуализация опорных знаний и способов действий и выявление проблемы (10 мин)

3. Решение проблемы (13 мин)

Физминутка (2 мин)

4. Первичное закрепление (10 мин)

5. Рефлексия учебной деятельности (5мин)


Макет доски:


Дата

Тема


План урока:



Проблемный вопрос урока



Информационные источники:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (ред. От 31.12.2015)/ Каменск-Уральский: ГБПОУ СО «Каменск-Уральский педагогический колледж», Информационно – методический центр, 2017.

  2. Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования

  3. Учебник «Окружающий мир. 4 класс, 2 часть» Плешаков А.А.





Ход урока:

Этап урока

Задача этапа

Методы воспитания и обучения

Деятельность учителя и обучающихся

Планируемые результаты

Мотивация к учебной деятельности

Задача: Создать устойчивую положительную мотивацию каждого ученика к познавательной, практической коммуникативной деятельности.


А также формировать: коммуникативные УУД (формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме)

методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию, положительный эмоциональный настрой)

педагогическое требование

- Прозвенел звонок, садитесь. Ребята, урок окружающего мира, я хочу начать с древней китайской мудрости.

«Не бойся, что не знаешь – бойся, что не учишься»

- Ребята, как вы понимаете эту мудрость? Какая мысль в ней заключается? Почему нужно бояться того, что не учишься?

- Именно поэтому урок окружающего мира будет наполнен новой информацией, которую нам с вами предстоит узнать.


коммуникативные УУД (формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме)

Актуализация опорных знаний и выявление проблемы

Задача: обеспечить включение обучающихся в совместную деятельность по определению цели урока и способов ее достижения. Актуализировать личностный опыт учащихся.


Воспитывать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России

Формировать у обучающихся:

Регулятивные УУД (осуществлять пошаговый контроль по результату)


методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание.

- Какой раздел по окружающему миру прошли? Как вы думаете, какой новый раздел, после «Страниц истории России» мы начнем?

- Для точного формулирования, предлагаю открыть страницу учебника 156, имя, назови название нового раздела, ребята, предположите, о чем мы будем говорить в данном разделе?

- А теперь обратимся к учебнику, прочитайте про себя, что мы будем учиться делать.

- Имя, чему хочешь научиться больше всего? А ты? А ты?

- Отлично, и на этом уроке мы тоже начнем учиться новому, а чему именно, предлагаю узнать сейчас.

- На экране тема урока, но она зашифрована в ребусе, ваша задача подумать минуту и назвать тему урока.

«Основной закон России и права человека» (вывешиваю на доску)

- Ребята, давайте откроем 153 страницу учебника и подумаем, чему мы можем научиться на этом уроке?

- С опорой на данные пункты, я предлагаю вам составить план урока, начало которого, представлено на слайде, ваша задача – дополнить его.


  1. Находить… (на карте России территорию, столицу, города страны).

  2. Познакомиться… (с законами России и правами человека).

- Ребята, ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЗАКОНЫ СТРАНЫ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА? (на доску)

- Хотели бы узнать? А как мы можем узнать? (выполнить пункты плана урока и в конце урока ответить на вопрос)

- Предлагаю перейти к выполнению плана урока.

Личностные: демонстрируют основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России


Метапредметные: Регулятивные УУД (осуществлять пошаговый контроль по результату)


Решение проблемы

Задача этапа:

решить проблему, научиться находить на карте границы, территорию, города страны, познакомить обучающихся с законами страны, Конституцией РФ, правами человека.


Воспитательная: воспитывать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России

Развивающая: развивать регулятивные УУД (фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость /неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результат), познавательные УУД (понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр., осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков), коммуникативные УУД (формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме; аргументировать свою позицию).

Образовательная: учить находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка.


Методы стимулирования (поощрение);

Методы воздействия на мотивационную сферу (поощрение);

Методы воздействия на волевую сферу (требование).

Методы обучения:

Методы организации учебно-познавательной деятельности (Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, иллюстрация;

Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение;

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль);

Методы организации взаимодействия обучающихся и накопления социального опыта (временная работа в парах);

- имя, прочитай первый пункт плана.

- Для того, чтобы его выполнить, я предлагаю открыть 154 и 155 страницы учебника.

- Имя, что изображено на данных страницах? (карта России)

- Как называется страна, в которой мы живём?

- Другое название нашей страны?

- Что означает слово федерация?

Слово федерация обозначает союз, объединение.

Российскую Федерацию образуют 21 республика.

- Найдите одну любую республику на карте, назовите ее.

- 46 областей, 9 краёв, 1 автономная область, 4 автономных округа. (Аналогичная работа, обучающиеся называют регионы, которые находят на карте)

- Россия –многонациональная страна. На ее территории проживает более 100 народов. Русский язык- государственный язык РФ на всей ее территории.

В нашей стране проживают разные народы:  русские, татары, якуты,  буряты и др.

- Все это территория РФ, Общая протяжённость государственной границы России составляет 60 932 км. Как на карте представлена граница страны? Красной линией. Внимание на мою указку. (показываю границы РФ) Повторите данную работу у себя в учебниках. Пальчиком проведите по границе страны.

- Какой город является столицей России?

- Покажите его пальчиком на карте, как называется область, в которой находится Москва?

- Ребята, теперь я предлагаю вам самим найти любой город и назвать в какой республике, области или округе он находится.

- Я приведу пример, Краснодар, находится в Краснодарском крае. Кто следующий? Выходим и показываем на слайде.

(обучающиеся демонстрируют умения находить города на карте)

- Отлично, я увидела, что вы умеете находить на карте города и регионы.

- Какой пункт плана выполнили? Что делали? С чем работали? Чем полезна данная работа? А что было сложным? Надеюсь дома вы еще потренируетесь и затруднений больше не будет.

- Какой пункт плана следующий? Как вы думаете, что будем делать?

- Для того, чтобы выполнить 2 пункт плана, я предлагаю вам послушать сказку? Ребята, поднимите руку, кто любит сказки.

- Для того, чтобы понять главную мысль сказки, которую я прочитаю, ваша задача – внимательно послушать и ответить на вопрос, представленный на слайде. Имя, прочитай его.

КАКИЕ ФАКТЫ В СКАЗКЕ ПРАВДИВЫЕ?

- В некотором царстве, в некотором государстве, живет очень мудрый и справедливый царь Закон. Правит он своим государством очень давно, но с годами становится все мудрее, да справедливее. Есть у этого царя дочь. И зовут ее Конституция. Дочь эта не проста. Славится она на все государство своим умом и справедливостью. И все жители государства равняются на Конституцию, так как вся сила и мощь в ней заключена. Жителей этого государства звали Правами. И у каждого права была своя должность. Одно право отвечало за свободу граждан государства. Другое право за жизнь и здоровье и так далее.

- Ребята, какие факты в сказке правдивые? Почему Закон - это царь сказочного государства? А Конституция дочь?

- Основной закон страны – Конституция. Она была принята в 1993 году. До этого времени в стране тоже были свои законы. Представляете им даже посвящен музей, который называется «Электронный музей конституционной истории России»

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ

http://www.rusconstitution.ru/virtual/


- Ребята, благодаря информационным технологиям мы можем совершить виртуальную экскурсию в музей. Какие правила поведения в музее вы знаете?

- Так как наша экскурсия будет виртуальной, я предлагаю вам провести зрительную гимнастику, чтобы подготовить наши глазки к работе.

- Я читаю стихотворение, а вы – повторяйте за мной.

- Молодцы, теперь мы готовы к работе.

- Что бы вы хотели узнать из экскурсии? Предлагаю все новые знания записывать на рабочих листах.

- Обратите внимание на них, на какие вопросы нам предстоит ответить?


1. Какой музей посетили?

2. Какой зал посетили?

3. Какие документы хранятся в зале?

4. Кто приносит присягу в конституции?

- Только что я читала сказку, а что происходит в сказках? Чудеса, благодаря такому чуду, мы с вами перенесемся в музей. Закрываем глаза, давайте вместе шепотом посчитаем от одного до 3. 1,2,3.

- Открывайте глаза.

- Ребята, в ходе моего рассказа, вашей задачей будет ответить на данные вопросы. Закрываем глазки, сейчас мы окажемся в музее.

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ

- Открываем глаза. Внимательно смотрим на экран, мы находимся в музее конституционной истории России, в зале Конституции президентской библиотеке.

Зал Конституции - выставочный зал Президентской 

библиотеки  с постоянной экспозицией, посвящённой 

Конституциям России ХХ столетия. Документы,фотографии, кинохроника рассказывают об «Основных государственных законах» Российской империи, о Конституции Российской СССР. Представлены этапы создания и принятия 

Конституции Российской Федерации 1993 года. Она также представлена в этом зале, обратим внимание на нее, на данном экземпляре присутствуют присяги президентов РФ, Ельцина, Медведева и Путина, также в начале конституции прописаны замечательные слова.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ

Они также представлены у вас в учебниках, на странице 158, начиная со второго абзаца. Прочитайте эти слова, каждый про себя.

- Кто прочитал, посмотрите на меня, чтобы я видела. Имя, о чем говорится в данном тексте? Важные ли это слова? Почему?

- Наша экскурсия подходит к концу, предлагаю вернуться в класс, закрывайте глаза, мы отправляемся. Считаем шепотом 1,2,3.

- Открываем глаза, мы вновь оказались в классе.

- Узнали ли мы об основном законе России?

- Имя, что ты узнала? А ты? А где мы побывали? Что узнали? На какие вопросы ответили? А что нам еще предстоит узнать?

- Верно, мы узнаем о правах человека, но сначала я предлагаю немного отдохнуть, выполнив физминутку, я показываю движения, а вы – повторяйте за мной.

На разминку становись!
Вправо-влево покрутись
Повороты посчитай,
Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево)
Начинаем приседать —
Раз-два-три-четыре-пять.
Тот, кто делает зарядку,
Может нам сплясать вприсядку.(Приседания)
А теперь поднимем ручки
И опустим их рывком.
Будто прыгаем мы с кручи
Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.)
А теперь ходьба на месте,
Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте)
Мы за парты сядем, вместе
Вновь возьмёмся за дела. (Дети садятся за парты)

- Отлично, теперь мы готовы продолжать работу, имя, повтори, что нам осталось узнать?

После Второй мировой войны были приняты документы, защищающие права человека. Главным документом является «Всеобщая Декларация прав человека». В переводе с латинского «декларация» означает «заявление».

- Для того, чтобы узнать больше, я предлагаю прочитать статью «Что такое права человека» на с. 159 учебника.

- После прочтения, вашей задачей будет ответить на вопросы, представленные на слайде, поэтому читайте внимательно.

1. Когда была принята «Всеобщая Декларация прав человека»?

2. О чем в ней говорится?

- Всеобщая Декларация прав человека» провозглашает права личности, гражданские и политические права и свободы (равенство всех перед законом, право каждого на свободу и личную неприкосновенность, свободу совести и др.). 10 декабря отмечается как День прав человека.

ООН – международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами.

- Предлагаю проверить, как ответили на 1 вопрос? Как на 2 вопрос?

- Что узнали из статьи? Ребята, еще существует Конвенция о правах ребенка, как вы думаете, какие права в ней существуют?

- Для того, чтобы это узнать точно, я предлагаю вам поработать в парах, на каждой парте представлены права детей, но какие из них верные, а какие нет – должны определить вы посовещавшись с соседом.

- Имя, что будете делать? Ребята, при работе в парах, какие правила нужно соблюдать?

- Можете начинать.

Право о возможности есть шоколад

Право на красивую прическу

Право на занятия искусством, спортом

Право на жизнь

Право на охрану здоровья

Право на любимую игрушку

Право на бесплатное образование

Право на имя

Право не сделать домашнее задание 1 раз

Право на заботу родителей

Право на отдых

- Ребята, начнем проверку, имя, перечисли права, которые вы не отнесли в Конвенцию по правам ребенка.

- Все ли согласны? А как вы думаете, почему данные права не занесены в Конвенцию?

- Какие права отнесли? Прочитай. Согласны? Все верно. Скажите, насколько важны эти права? Почему?

- Ребята, выполнили ли мы второй пункт плана? Что узнали? С чем работали? Где были? Будет ли нам полезна изученная информация? Как?

Личностные: обучающиеся демонстрируют основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость /неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результат), познавательные УУД (понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр., осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков), коммуникативные УУД (формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме; аргументировать свою позицию).

Предметные: находят и показывают на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка.


Первичное закрепление

Задача: закрепить знания обучающихся по теме урока.


Развивающая: развивать регулятивные УУД (фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость /неудовлетворённость своей работой на уроке, осуществлять пошаговый контроль по результат), познавательные УУД (осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков), коммуникативные УУД (формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме; аргументировать свою позицию).


Методы стимулирования (поощрение);

Методы воздействия на волевую сферу (требование).

Методы обучения:

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль);

- Ребята, вы большие молодцы, мы проделали большое количество работы, поэтому, я предлагаю закрепить полученные знания.

- На ваших партах появились карточки с заданием, имя, прочитай задание.

Задание: Установите верную связь между первым и вторым столбиком.

- Вы можете пользоваться учебником.

1) Конституция РФ была принята

А) 12 декабря 1993 года

2) Федерация - это

Б) объединение нескольких организаций, обществ.

3) Конституция – это

В) основной закон государства

4) Всеобщая декларация прав человека была принята

Г) 10 декабря 1948 года

5) Конвенция о правах ребенка – это

Международный документ, определяющий права детей

- Кто закончил? Продолжи первое… (аналогичная проверка всех пунктов)

- Отлично, вы большие молодцы.


Метапредметные:

регулятивные УУД (фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость /неудовлетворённость своей работой на уроке, осуществлять пошаговый контроль по результат), познавательные УУД (осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков), коммуникативные УУД (формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме; аргументировать свою позицию).


Рефлексия учебной деятельности.

Задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками


Развивать:

регулятивные УУД (фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость /неудовлетворённость своей работой на уроке, осуществлять итоговый контроль по результату), коммуникативные УУД (формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме; аргументировать свою позицию).


Методы воздействия на эмоциональную сферу

- Я предлагаю обратиться к главному вопросу нашего урока.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЗАКОНЫ СТРАНЫ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА?

- Можем ли мы теперь ответить на этот вопрос? Кто хочет ответить?

- Все верно, благодаря новым, полученным знаниям мы ответили на вопрос урока.

- Я предлагаю вам, вернуться к древней китайской мудрости, имя прочитай ее.

«Не бойся, что не знаешь – бойся, что не учишься»

- Какая мысль в ней заключается? Почему нужно бояться того, что не учишься?

- Как она относится к нашему уроку?

- Предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке с помощью лесенки на экране. Ваша задача сказать, благодаря уроку, что мы теперь знаем, понимаем, умеем.

- Кто желает?

- А что запомнилось на уроке? Что понравилось?

- В свою очередь я благодарю вас за активную работу на уроке, за поднятые руки и за стремление к получению новой информации.

- Урок окончен.


регулятивные УУД (фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость /неудовлетворённость своей работой на уроке, осуществлять итоговый контроль по результату), коммуникативные УУД (формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме; аргументировать свою позицию).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!