СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные механизмы нервной регуляции. Гуморальная регуляция

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основные механизмы нервной регуляции. Гуморальная регуляция»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ.

ТЕМА УРОКА «Основные механизмы нервной регуляции. Гуморальная регуляция»

Организационная информация

Тема урока

Основные механизмы нервной регуляции. Гуморальная регуляция

Предмет

Биология

Класс

8А- 22.10.18 8В-22.10.18

8Б- 22.10.18 8Г-22.10.18

Автор урока (ФИО)

Могушкова Илона Багаудиновна

Образовательное учреждение

ГБОУ «Центр образования г. Магас»

Учебник соответствует ФГОС

8 класса «Биология. Человек. Культура здоровья» авторов Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко



Методическая информация

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель урока

Развитие познавательной активности учащихся, умение реализовать имеющие знания путем активизации логического мышления в различных ситуациях.

Задачи урока

— раскрыть основные механизмы нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека;

— сформировать знания о видах рефлексов, особенностях работы рефлекторной дуги;

— реализовать возможности патриотического воспитания на основезнакомства с биографией и вкладом в развитие науки отечественного учёного-физиолога И. П. Павлова

Планируемый результат

называть основные элементы рефлекторной дуги, виды безусловных и условных рефлексов; приводить примеры биологически активных веществ, осуществляющих гуморальную регуляцию.

Основные понятия

рефлекс, рефлекторная дуга, рецепторы, нервные центры, чувствительные нервы, двигательные нервы,

Необходимое оборудование и материалы

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор. Раздаточные карточки.



Этапы урока,

время

Основное содержание деятельности учителя

Виды деятельности ученика

1. Организационный момент

Приветствие.

Проверка готовности к уроку. Доброжелательный настрой на урок.

Осуществляют самопроверку готовности к уроку.

2. Актуализация знаний

1.Из чего состоит нервная ткань и какое строение имеют нервные клетки?

2.На какие типы различают нейроны по функциям и чем они характеризуется?

3.На какие отделы делится нервная система? И на какие части делится НС по функциям?

Отвечает на поставленные вопросы, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями.

3. Мотивационный этап

В лабораторном опыте при красном свете открывалась теплая вода, нагревающая руку человека. У человека выработался рефлекс покраснения руки при красном свете. Но однажды, не включая лампочку, экспериментатор

сказал: «Красный свет», и рука человека покраснела. Как это объяснить?

Учащиеся называют тему урока, ставят цель и задачи урока.


4.

Изучение новой темы

Рефлекс — основа нервной деятельности. Рефлекс ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, осуществляемая при помощи центральной нервной системы. Раздражение кожи подошвенной части ноги у человека вызывает рефлекторное сгибание стопы и пальцев. Это подошвенный рефлекс. При ударе по сухожилию четырехглавой мышцы бедра под наколенником разгибается нога в колене. Это коленный рефлекс. Освещение ярким светом глаза вызывает сужение зрачка – зрачковый рефлекс. Путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса, называется Рефлекторная дуга. (Запись в опорный конспект). Во всех органах тела располагаются нервные окончания, чувствительные к раздражителям. Это рецепторы. Рецепторы различны по строению, местоположению, функциям. Некоторые рецепторы имеют вид сравнительно просто устроенных нервных окончаний, либо они являются отдельными элементами сложно устроенных органов чувств, как, например, сетчатка глаза. В рецепторах при действии соответствующих раздражителей определённой силы и времени действия возникает процесс возбуждения. Возникшее возбуждение из рецепторов передаётся в ЦНС по чувствительным нервным волокнам. В ЦНС происходит обработка поступивших сигналов и передача импульсов на двигательные нервные волокна. Исполнительный орган, деятельность которого изменяется в результате рефлекса, называют эффектором.

  1. Какие образования входят в состав рефлекторной дуги?

  2. Как осуществляется прямая и обратная связь?

  3. Объяснить что такое условный и безусловный рефлекс.


1. 5 звеньев рефлекторной дуги:

  1. Рецептор – воспринимает раздражение и преобразует его в нервный импульс.

  2. Чувствительный нейрон – передаёт возбуждение к центру.

  3. Нервный центр – возбуждение переключается с чувствительных нейронов на двигательные (в трёхнейронной дуге имеется вставочный нейрон).

  4. Двигательный нейрон – несёт возбуждение от ЦНС к рабочему органу.

  5. Рабочий орган – реагирует на полученное раздражение.

2. Прямые. Сигналы от нервного центра к исполнительному органу, вызывающие его работу.

Обратные. «Сообщения» исполнительного органа о своем состоянии нервному центру.

Демонстрация опыта.

Сядьте, согнув ноги под углом 90 градусов и скрестив руки на груди. Попытайтесь встать не нагибая корпуса вперед. Это невозможно.

Рефлекс вставания – сложный акт, включающий два этапа: 1) наклон туловища с перемещением центра тяжести; 2) разгибание ног и вставание. Встать, пропустив первый этап, невозможно, пока в отвечающий за вставание центр не придет обратная связь о том, что корпус наклонился, т.е. первый этап завершен.

Поэтому при осуществлении рефлекса справедливо говорить не о рефлекторной дуге, а о рефлекторном кольце (круге).

3.Виды рефлексов:

Безусловные рефлексы – врожденные реакции организма, они сформировались и закрепились в процессе эволюции и передаются по наследству. Условные рефлексы возникают, закрепляются, угасают в течение жизни и являются индивидуальными. Безусловные рефлексы являются видовыми, т. е. они обнаруживаются у всех особей данного вида. Условные рефлексы могут быть выработаны у одних особей данного вида, а у других могут отсутствовать. Безусловные рефлексы не требуют специальных условий для своего возникновения; они, безусловно, возникают, если на определенные рецепторы подействуют адекватные раздражители. Условные рефлексы для своего образования требуют специальных условий, они могут образовываться на любые раздражители (оптимальной силы и длительности) с любого рецептивного поля.

5.Закрепление изученного материала

1.При некоторых заболеваниях у человека нарушается проведение возбуждения из головного мозга в спинной. Сохраняется ли при этом коленный рефлекс?

2.Объясните с точки зрения рефлекторной теории приведенные ниже случаи поведения животных и человека: кошка, лакающая молоко, при приближении собаки выгибает спину и прекращает есть пищу, у нее поднимается шерсть; человек, чтобы не вскрикнуть от боли, стискивает зубы; человек отдергивает руку при внезапном уколе.

Отвечает на поставленные вопросы, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями.

6. Рефлексия

«Лестница успеха» сегодня я узнал…

я понял, что…

было трудно…


5. Домашнее задание.


Комментирует домашнее задание

Осмысливают объем задания.



Карточка №1

1. Какие клетки составляют нервную ткань?

А. Клетки эпителиальной ткани
Б. Клетки-спутники
В. Клетки соединительной ткани
Г. Дендриты
Д. Чувствительные нейроны
Е. Двигательные нейроны
Ж. Вставочные нейроны

2. Каких клеток больше в нервной ткани?

А. Клетки эпителиальной ткани
Б. Клетки-спутники
В. Клетки соединительной ткани
Г. Дендриты
Д. Чувствительные нейроны
Е. Двигательные нейроны
Ж. Вставочные нейроны

3. Из каких частей состоит нейрон?

А. Тело нейрона с цитоплазмой, ядром, органоидами
Б. Один аксон
В. Несколько дендритов
Г. Несколько аксонов
Д. Один дендрит

4. Какие отростки нейрона передают импульс (возбуждение) от органов к телу нейрона?

(См. ответы на 3-й вопрос)

5. Какие отростки нейрона передают импульс от тела нейрона к органам?

А. Аксон
Б. Дендрит
В. Аксон и дендрит

6. Какую функцию выполняют чувствительные нейроны?

А. Передают импульс от мозга к органам
Б. Передают импульс от органов в мозг
В. Передают импульс внутри мозга от одного нейрона к другому
Г. Опорная и питательная функция внутри мозга

7. Какую функцию выполняют двигательные нейроны?

(См. ответы на 6-й вопрос)

8. Какую функцию выполняют вставочные нейроны?

А. Питательную
Б. Проводят импульсы внутри мозга от одного нейрона к другому
В. Опорную функцию
Г. Проводят импульс от мозга к органам

Карточка №2

1. Нервная система выполняет следующие функции:

А. Транспортирует питательные вещества
Б. Осуществляет гуморальную регуляцию
В. Связывает организм с внешней средой
Г. Обеспечивает согласованную деятельность органов

2. Нервная система состоит из нервных клеток, которые называют

А. Аксонами
Б. Дендритами
В. Нейронами
Г. Медиаторами

3. По функции вся нервная система подразделяется на:

А. Соматическую и вегетативную (автономную)
Б. Симпатическую и парасимпатическую
В. Центральную и периферическую
Г. Периферическую и соматическую

4. Вегетативная нервная система регулирует:

А. Движение скелетной мускулатуры
Б. Работу внутренних органов
В. Тонус сосудов
Г. Сокращение стенок кишечника

5. Серое вещество представляет собой:

А. Скопление тел нейронов
Б. Нервные волокна
В. Скопление длинных отростков нейронов
Д. Сосудистую оболочку мозга

6. Нерв – это:

А. Пучки нервных волокон за пределами ЦНС
Б. Аксон одного нейрона
В. Скопление тел Неронов
Г. Проводящие пути спинного мозга

7. Свойство нервной ткани:

А. Возбудимость и сократимость
Б. Возбудимость и проводимость
В. Сократимость
Г. Только возбудимость

8. В периферическую нервную систему не включают:

А. Нервы
Б. Ганглии
В. Спинной мозг
В. Нервные окончания

Карточка №1

1. Какие клетки составляют нервную ткань?

А. Клетки эпителиальной ткани
Б. Клетки-спутники
В. Клетки соединительной ткани
Г. Дендриты
Д. Чувствительные нейроны
Е. Двигательные нейроны
Ж. Вставочные нейроны

2. Каких клеток больше в нервной ткани?

А. Клетки эпителиальной ткани
Б. Клетки-спутники
В. Клетки соединительной ткани
Г. Дендриты
Д. Чувствительные нейроны
Е. Двигательные нейроны
Ж. Вставочные нейроны

3. Из каких частей состоит нейрон?

А. Тело нейрона с цитоплазмой, ядром, органоидами
Б. Один аксон
В. Несколько дендритов
Г. Несколько аксонов
Д. Один дендрит

4. Какие отростки нейрона передают импульс (возбуждение) от органов к телу нейрона?

(См. ответы на 3-й вопрос)

5. Какие отростки нейрона передают импульс от тела нейрона к органам?

А. Аксон
Б. Дендрит
В. Аксон и дендрит

6. Какую функцию выполняют чувствительные нейроны?

А. Передают импульс от мозга к органам
Б. Передают импульс от органов в мозг
В. Передают импульс внутри мозга от одного нейрона к другому
Г. Опорная и питательная функция внутри мозга

7. Какую функцию выполняют двигательные нейроны?

(См. ответы на 6-й вопрос)

8. Какую функцию выполняют вставочные нейроны?

А. Питательную
Б. Проводят импульсы внутри мозга от одного нейрона к другому
В. Опорную функцию
Г. Проводят импульс от мозга к органам

Карточка №2

1. Нервная система выполняет следующие функции:

А. Транспортирует питательные вещества
Б. Осуществляет гуморальную регуляцию
В. Связывает организм с внешней средой
Г. Обеспечивает согласованную деятельность органов

2. Нервная система состоит из нервных клеток, которые называют

А. Аксонами
Б. Дендритами
В. Нейронами
Г. Медиаторами

3. По функции вся нервная система подразделяется на:

А. Соматическую и вегетативную (автономную)
Б. Симпатическую и парасимпатическую
В. Центральную и периферическую
Г. Периферическую и соматическую

4. Вегетативная нервная система регулирует:

А. Движение скелетной мускулатуры
Б. Работу внутренних органов
В. Тонус сосудов
Г. Сокращение стенок кишечника

5. Серое вещество представляет собой:

А. Скопление тел нейронов
Б. Нервные волокна
В. Скопление длинных отростков нейронов
Д. Сосудистую оболочку мозга

6. Нерв – это:

А. Пучки нервных волокон за пределами ЦНС
Б. Аксон одного нейрона
В. Скопление тел Неронов
Г. Проводящие пути спинного мозга

7. Свойство нервной ткани:

А. Возбудимость и сократимость
Б. Возбудимость и проводимость
В. Сократимость
Г. Только возбудимость

8. В периферическую нервную систему не включают:

А. Нервы
Б. Ганглии
В. Спинной мозг
В. Нервные окончания




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!